Наталья Колесникова
Слушается
дело о Наследии…
Многолетние
споры, ведомственная переписка, коллективные письма за подписями многих
авторитетных (ныне, увы, уже покойных) людей в высокие инстанции и
обнадеживающие, но опять же – увы! – несостоятельные ответы. Суд, наконец…
Однако, и его решение не стало точкой в этом поистине беспрецедентном деле.
Стороны полны решимости продолжать борьбу. А суть ее такова.
В 1974 году Святослав Николаевич Рерих, младший сын покойного художника и ученого, привез в Москву из Индии 288
картин своих и отца. В связи со
столетним юбилеем Николая Рериха, отмечавшимся в том году, картины широко экспонировались на
передвижных выставках. Возвращаясь из России в Индию, Святослав Николаевич
заявил о своем желании оставить эти произведения на Родине. И они были переданы
на временное хранение в Государственный музей
Востока. Надо сказать, что статус государственного вызвал у Святослава
Николаевича тревогу за судьбу своего наследия. К тому у него были основания: с
начала 70-х годов он обращался с просьбами к руководителям советского
государства принять у него в дар наследие семьи, но ответа не получал. Это побудило его обратиться к
российской общественности, к людям, которых он лично знал, которым доверял, с
предложением о создании фонда, носящего имя Рерихов. В 1989 году Фонд был
создан.
В марте 1990 года
Святослав Рерих передал в дар фонду, получившему статус Международного,
наследие свое и родителей – более 400 картин (они находятся теперь в музее
Николая Рериха), архив семьи, библиотеку, личные вещи… В дар были включены и те 288 картин, что
привезли из Индии в 1974 году, они по-прежнему находились на попечении
Министерства культуры.
Прошло еще немало времени, пока у фонда появились свои
музейные залы и возможность экспонировать и хранить картины. Это сейчас
великолепно отреставрированная старинная усадьба в центре Москвы выглядит так,
словно специально была задумана как музей, а еще несколько лет назад здесь были
развалины…
Известно, однако, что ничего нет более постоянного, чем
временное. Музей Востока так привык к
переданному на временное хранение богатству, что стал считать его своей собственностью. Пока Святослав Николаевич был
жив, он неоднократно напоминал российскому правительству о том, что его желание
неизменно: наследие должно находиться в руках общественной организации. Никто
из сильных мира сего вроде бы и не возражал, но и выполнять волю дарителя не
спешил…
В 1993 году Святослав
Рерих скончался. После его смерти спор о наследии приобрел еще более
ожесточенный характер. На основе Советского Фонда Рерихов был создан
Международный центр, зарегистрированный Минюстом. Напрасно вице-президент
центра Л.Шапошникова обращалась к пяти (!) министрам культуры, к трем
вице-премьерам: министры ее атаки отбивали, а вице-премьеры – Б.Немцов и
В.Матвиенко – ее ходатайства поддерживали, но… Залы, в которых могли бы
разместиться картины, скрытые от глаз людских в хранилищах музея Востока,
по-прежнему, либо пустовали, либо заняты временными выставками. Музей Востока
демонстрирует полученное богатство редко и небольшими порциями. Ситуация,
заставляющая вспомнить собаку на сене…
Несколько слов о хранении картин. По свидетельству
специалистов, произведения содержатся в условиях далеко не идеальных: в сырых
помещениях церкви, служащей складом. Впрочем, несмотря на сырость, коллекция
«усохла»: из 288 картин осталось 282 – куда делись шесть – неясно… Между тем,
как аргумент в споре за наследство,
музей Востока пытался выдвинуть тезис, что у рериховцев нет достаточно надежной
охраны. Однако каждый, кто приходит в
центр Рерихов, может на собственном опыте убедиться в том, что там охраняется
буквально каждая щель: повсюду стоят внушительного вида непреклонные ребята,
без их санкции в эти метровой толщины стены муха не проникнет! Министерство
культуры, отстаивающее интересы своего музея,
нашло еще аргумент: у рериховцев нет реставрационных мастерских. На что
последовало возражение: постоянные мастерские центру не по карману, но
реставрационные работы ведутся мастерами на договорных началах.
Казалось бы, аргументы исчерпаны – и юридически, и этически
(исполнение воли покойного на Руси всегда было свято), произведения Рерихов
должны быть возвращены по принадлежности. И все-таки дело дошло до суда. Центр
Рерихов долго колебался, пока решился прибегнуть к этой мере, но не потому, что
сомневался в своей правоте, просто
надеялся решить вопрос мирным путем.
В конце мая заседание Московского арбитражного суда
состоялось. Оно длилось достаточно долго, поскольку сторона истца подробно
изложила свои аргументы, которые были, казалось бы, внимательно выслушаны. Тем
удивительнее показалось присутствовавшим в зале журналистам и немногим
представителям общественности решение, вынесенное арбитрами: в удовлетворении
иска отказать.
Но, как уже говорилось, точка в споре не поставлена.
Святослав Николаевич Рерих не зря предупреждал тех, кому завещал хранить наследие своей семьи:
«Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо
части наследия… Мы, однако, должны
проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою
целостность…» Он знал, что доверил хранение людям честным, мужественным и
упорным. Президент Международного
центра Рерихов, много лет проработавший послом в Индии, Ю.Воронцов и вице-президент центра, директор
Музея имени Н.К.Рериха Л.Шапошникова
полны решимости отстоять у государства то, что было завещано общественности.
Впереди следующая судебная инстанция. Или –инстанции…
© Парламентская газета, N 112 (743), 21 июня 2001
г.