Наталья Колесникова

 

Слушается дело  о Наследии…

 

            Многолетние споры, ведомственная переписка, коллективные письма за подписями многих авторитетных (ныне, увы, уже покойных) людей в высокие инстанции и обнадеживающие, но опять же – увы! – несостоятельные ответы. Суд, наконец… Однако, и его решение не стало точкой в этом поистине беспрецедентном деле. Стороны полны решимости продолжать борьбу. А суть ее такова.

 

          В 1974 году  Святослав Николаевич Рерих, младший сын  покойного художника и ученого, привез в Москву из Индии 288 картин своих и отца. В связи  со столетним юбилеем Николая Рериха, отмечавшимся в том году,   картины широко экспонировались на передвижных выставках. Возвращаясь из России в Индию, Святослав Николаевич заявил о своем желании оставить эти произведения на Родине. И они были переданы на временное хранение в Государственный музей  Востока. Надо сказать, что статус государственного вызвал у Святослава Николаевича тревогу за судьбу своего наследия. К тому у него были основания: с начала 70-х годов он обращался с просьбами к руководителям советского государства принять у него в дар наследие семьи, но ответа  не получал. Это побудило его обратиться к российской общественности, к людям, которых он лично знал, которым доверял, с предложением о создании фонда, носящего имя Рерихов. В 1989 году Фонд был создан.

В марте 1990 года  Святослав Рерих передал в дар фонду, получившему статус Международного, наследие свое и родителей – более 400 картин (они находятся теперь в музее Николая Рериха), архив семьи, библиотеку, личные вещи…  В дар были включены и те 288 картин, что привезли из Индии в 1974 году, они по-прежнему находились на попечении Министерства культуры.

Прошло еще немало времени, пока у фонда появились свои музейные залы и возможность экспонировать и хранить картины. Это сейчас великолепно отреставрированная старинная усадьба в центре Москвы выглядит так, словно специально была задумана как музей, а еще несколько лет назад здесь были развалины…

Известно, однако, что ничего нет более постоянного, чем временное. Музей Востока так привык  к переданному на временное хранение богатству, что стал  считать его своей собственностью. Пока Святослав Николаевич был жив, он неоднократно напоминал российскому правительству о том, что его желание неизменно: наследие должно находиться в руках общественной организации. Никто из сильных мира сего вроде бы и не возражал, но и выполнять волю дарителя не спешил…

В 1993 году Святослав  Рерих скончался. После его смерти спор о наследии приобрел еще более ожесточенный характер. На основе Советского Фонда Рерихов был создан Международный центр, зарегистрированный Минюстом. Напрасно вице-президент центра Л.Шапошникова обращалась к пяти (!) министрам культуры, к трем вице-премьерам: министры ее атаки отбивали, а вице-премьеры – Б.Немцов и В.Матвиенко – ее ходатайства поддерживали, но… Залы, в которых могли бы разместиться картины, скрытые от глаз людских в хранилищах музея Востока, по-прежнему, либо пустовали, либо заняты временными выставками. Музей Востока демонстрирует полученное богатство редко и небольшими порциями. Ситуация, заставляющая вспомнить собаку на сене…

Несколько слов о хранении картин. По свидетельству специалистов, произведения содержатся в условиях далеко не идеальных: в сырых помещениях церкви, служащей складом. Впрочем, несмотря на сырость, коллекция «усохла»: из 288 картин осталось 282 – куда делись шесть – неясно… Между тем, как аргумент    в споре за наследство, музей Востока пытался выдвинуть тезис, что у рериховцев нет достаточно надежной охраны. Однако каждый, кто приходит  в центр Рерихов, может на собственном опыте убедиться в том, что там охраняется буквально каждая щель: повсюду стоят внушительного вида непреклонные ребята, без их санкции в эти метровой толщины стены муха не проникнет! Министерство культуры, отстаивающее интересы своего музея, нашло еще аргумент: у рериховцев нет реставрационных мастерских. На что последовало возражение: постоянные мастерские центру не по карману, но реставрационные работы ведутся мастерами на договорных началах.

Казалось бы, аргументы исчерпаны – и юридически, и этически (исполнение воли покойного на Руси всегда было свято), произведения Рерихов должны быть возвращены по принадлежности. И все-таки дело дошло до суда. Центр Рерихов долго колебался, пока решился прибегнуть к этой мере, но не потому, что сомневался   в своей правоте, просто надеялся решить вопрос мирным путем.

В конце мая заседание Московского арбитражного суда состоялось. Оно длилось достаточно долго, поскольку сторона истца подробно изложила свои аргументы, которые были, казалось бы, внимательно выслушаны. Тем удивительнее показалось присутствовавшим в зале журналистам и немногим представителям общественности решение, вынесенное арбитрами: в удовлетворении иска отказать.

Но, как уже говорилось, точка в споре не поставлена. Святослав Николаевич Рерих не зря предупреждал тех, кому   завещал хранить наследие своей семьи: «Многие организации и люди непременно будут просить и требовать какие-либо части наследия…  Мы, однако, должны проявлять твердость и стремиться к тому, чтобы наследие сохранило свою целостность…» Он знал, что доверил хранение людям честным, мужественным и упорным.    Президент Международного центра Рерихов, много лет проработавший послом в Индии,  Ю.Воронцов и вице-президент центра, директор Музея имени Н.К.Рериха  Л.Шапошникова полны решимости отстоять у государства то, что было завещано общественности. Впереди следующая судебная инстанция. Или –инстанции…

 

©  Парламентская газета, N 112 (743), 21 июня 2001 г.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz