Я думаю, именно в эти дни
мировых пожарищ и смятений следует обратиться к ценностям вечным. К ценностям
высших творческих устремлений человека, которые неподвластны временным
разрушениям и раздорам.
Чтобы развиваться, нам надо
учиться и заимствовать, никогда не страшась утратить нашу индивидуальность.
Личность, искусственно охраняемая, не может выжить. Изучая и вбирая все лучшее
в любой области достижений каждой страны и каждого народа, мы накапливаем тот
необходимый запас впечатлений, который, в конце концов, претворяется —
преобразованный нашей неповторимой индивидуальностью — в новую и большую
выразительность. Платон сказал: «Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя»; эта
истина веками провозглашалась всеми великими мыслителями.
Особенно важно и, конечно,
не случайно то, что духовный импульс всегда был главнейшим стимулом к
творчеству. С незапамятных времен, задолго до возникновения религиозных движений
и концепций, лучшие устремления человечества находили свои благороднейшие
выражения, свой высочайший интерес в духовном. Так, красота и духовные
устремления слились в едином проявлении и стали для нас объективными
представлениями, так сказать, кристаллизацией Высшей Жизни.
Мы должны всегда идти
вперед, мы не можем оставаться без движения, чтобы не деградировать. Ставя
перед собой высшие идеалы, мы стремимся к ним, и наше сознание выходит за пределы
повседневности, безобразия невежества и несовершенства. Истинные ценности жизни
становятся все более очевидными. Мы начинаем творчески направлять наши усилия,
чтобы искать красоту и гармонию в жизни. Мы поднимаемся и движемся вместе с
волной эволюции.
Чувствовали вы когда-нибудь
трепет, вызванный чудесным ландшафтом, красивым закатом или словами
вдохновенного поэта? Испытывали ли волнение и душевный подъем, созерцая прекрасную
статую или картину? Творения искусства — кристаллизация мыслей и эмоций художника,
его стремлений и переживаний. Они — живая запись, оставленная нам этими
вдохновенными душами, ушедшими вперед. Творения искусства обладают покоряющей
силой, скрытой в их внешнем аспекте, и, настраиваясь на их восприятие, мы
отвечаем вибрациям, которые изначально вызвали этот самый образ.
Мы должны сознательно
стараться возвышать свой ум до уровня художественного восприятия, иначе говоря,
проникать вглубь, и тогда сможем поддаться влиянию произведения искусства.
Не случайно в народе
стремятся хранить некоторые реликвии, принадлежавшие любимому герою или вождю.
Возьмем, например, рукопись или автограф: характер пишущего можно определить по
его почерку или подписи. Другими словами, он заключен в этих линиях и изгибах и
скажет многое тому, кто умеет их расшифровывать. А для тех, кто еще не может
этого делать, он останется тайной, неощутимо оказывающей на них свое влияние.
Эта запечатленная вездесущая энергия, внутренняя жизнь произведения, готова
проникнуть в каждого, кто способен уловить ее воздействие.
Таким образом, творения
искусства как бы живые существа, живая история аккумулированных художником
опыта и мыслей. Мы должны ценить их и уважать точно так же, как любое искреннее
и большое чувство в живом человеке. Но не приведет ли это к культу? Культ
героев как таковой — только естественный эволюционный толчок устремиться к
чему-то за пределами повседневной жизни. Он может прекратиться только тогда,
когда он неуместен, как и почти любая неуместная преданность, но, с другой
стороны, это достойнейшее чувство признания достижений и мастерства. Только
устремляясь к чему-то лучшему и возвышенному, можем мы возвыситься сами; и в
этом свете, какой первостепенной становится
необходимость защиты и
сохранения всех неисчислимых
проявлений человеческого гения, вверенных нам предшествующими поколениями!
Давайте ревностно и с
любовью охранять дошедшие до нас творения всех великих людей! Эти высокие души,
оставившие нам свои вечные свидетельства, всегда будут излучать свой свет для
тех, кто может настроить себя созвучно. Давайте устремимся и найдем достойную цель
в жизни не только для улучшения нашего материального существования! Давайте
посмотрим шире и поверх этого и увидим жизнь в новом свете, полную смысла и
значения!
Новые и прекрасные понятия
расширяют наши горизонты, меняют ежедневные привычки, пробуждая бесконечный
интерес и вырабатывая терпимость; устремления наших братьев становятся
понятными в атмосфере сотрудничества.
Война со всеми ее ужасами —
прямая угроза цивилизации: разрушая произведения искусства, достижения мысли,
она лишает нас и будущие поколения впечатлений, источников воздействия и
вдохновения.
Насилие затухает под сводами
высокого собора и процветает в безобразном притоне. Мы должны украшать наши
жилища, наше окружение, и они будут, в свою очередь, излучать свое благотворное
воздействие на нас, наших детей и возместят нам все тысячекратно.
Мы знаем о влиянии цвета на
настроение людей. Производились длительные опыты, которые отчетливо
продемонстрировали это.
Давайте будем восприимчивы и
будем придерживаться широких взглядов, давайте сознательно подходить к лучшим
творческим устремлениям человечества и принимать в них участие, влияя, в свою
очередь, на других. В странах, где более всего поощрялось искусство, появлялись
величайшие художники. Как бы вознаграждая за усилия в поисках Прекрасного, души
великих художников достигали зенита рождений и воплощались там, где условия
были для них готовы. Таким образом, старое правило: «Учитель приходит, когда
готов ученик» — всегда оправдывается.
Колесо жизни поворачивается,
и расцвет Культуры перемещается в какой-нибудь новый центр. Этот постоянный
прилив и отлив, ритм духовной жизни, все время пульсирует через страны и
народы. История всегда повторяется; чтобы иметь великих художников, мы должны
расчистить им путь, постоянно воспитывая людей в понимании и любви к культурным
ценностям и искусствам. И постепенно путь для появления великих душ будет
подготовлен.
А что же относительно самих
художников? Творцы должны осознать свою ответственность перед человечеством.
Понимая значение своего влияния на жизнь будущих поколений, художники должны не
жалеть усилий в совершенствовании себя и старании достигнуть наибольшей возможной
широты видения и восприятия.
Нужно знать жизнь во всем ее
многообразии, чтобы верно отображать и правильно объяснять ее. Сознание должно
быть открытым. Каждый человек, и художник в особенности, обязан развивать
искусство творческого мышления. Нужно учиться мыслить сознательно. Каждую минуту
можно посвящать какому-нибудь достижению. Современная цивилизованная и
сверхусложненная жизнь со всеми ее проявлениями неизбежно способствует
определенному образу мышления. В то время как происходит накопление фактов,
сознательное усилие независимой мысли часто утрачено.
Люди живут и думают от
импульса к импульсу, а когда внешний толчок отсутствует — нередки утомление,
тревога и желание возбуждения. Время должно быть убито, а ум — занят.
Как часто люди чувствуют
себя несчастными, если не могут посещать какое-нибудь увеселительное место по
вечерам. Они проявляют явные признаки умственного утомления просто потому, что
исчерпали собственные ресурсы мыслей; стимулировать же собственное их скрытое
умственное усилие за них некому.
Накапливание фактов и
впечатлений необходимо, но они должны усваиваться сознательно; иначе возникает
опасность постоянного всевозрастающего желания стимулировать свое мышление
внешними факторами и искусственными возбуждениями. Именно положительный процесс
обязан внутреннему творческому импульсу. Я люблю подчеркивать — чтобы развивать
наши собственные мысли, мы должны вбирать факты и впечатления и усваивать их,
сравнивая и размышляя. Так мы будем обогащать процесс мышления. Только так мы
сможем действительно создавать новые понятия и формы нашего подсознания,
включаемого сознательным творческим импульсом, будем обобщать в бесконечном
сочетании свои восприятия, по мере надобности извлекать их и таким образом
развиваться умственно — не просто, как думающие машины, но как сознательно
мыслящие личности. Как часто мы встречаем людей, перегруженных фактами и
впечатлениями, истинное значение которых никогда не усвоится; их собственная
жизненная позиция должным образом не определена, и отсюда нередки искажения и
неправильные толкования.
Творческая и сознательная
мысль во всех областях жизни — достояние каждого человеческого существа. Наука
отодвинула пределы наших понятий. То, что философия провозглашала много веков
назад, современная наука начинает практически доказывать. Мы стоим на пороге величайших
открытий, но многие ли из нас представляют всю масштабность этих факторов?
Давайте включим радио,
послушаем передачу, лекцию, концерт, футбольный матч, результаты каких-нибудь
гонок — часто ли мы задумываемся о громадных возможностях, открывающихся перед
нами благодаря этому важному изобретению? Наш мозг способен излучать волны, и
телепатия выходит из сферы простой гипотезы.
В этом свете, каким
первостепенным становится развитие творческого мышления! Воспитывая
сознательное и независимое мышление, размышляя над насущными проблемами и
понятиями, мы вырабатываем собственную жизненную позицию, и потребность во
внешней стимуляции исчезает. Мы учимся сознательно выбирать те впечатления,
которые хотим получить, анализируем их и усваиваем. И они служат развитию
будущей мысли, расширению нашего восприятия.
Как много горя и нищеты
можно было бы предотвратить духом лучшего понимания! Но это понимание
по-настоящему может никогда не наступить, если мы не постараемся осознать факторы,
которые управляют жизненными процессами, и творчески их осмыслить, но не
подобно автоматам, приводимым в действие калейдоскопическим наплывом
впечатлений. Желание удовольствий так же, как и слепое удовлетворение наших
страстей и инстинктов, не может привести к какому-либо длительному счастью и
подлинному удовлетворению.
Это желание наслаждений и
возбуждений растет по мере их удовлетворения, и мы должны постоянно увеличивать
дозу. Ведь наш ум устроен таким образом, что процесс мышления происходит
непрерывно. Но станет ли он порождающим творческую мысль и руководимым сознательным
усилием нашего внутреннего «я» или простой механической реакцией на внешние
раздражители — зависит от выбранного нами жизненного пути.
Возвращаясь к искусству,
давайте исследуем роль творческой мысли. Если мы возьмем искусство в его
обычных аспектах, то сможем четко увидеть разницу между подлинным творчеством и
механическим подражанием. Первое — основа настоящего искусства в полном смысле
этого слова, критерий каждого истинного художника, второе — лишь слепое
ремесленничество.
Творчески мыслящий художник,
познав законы формы и цвета, ритма и светотени, владеет ими силой своей
собственной мысли, преобразуя в новые сочетания и значения. Все, что он видит,
проходит через индивидуальный процесс усвоения, чтобы явиться заново как его
собственная интерпретация. Творческое мышление именно непрерывный процесс, оно
может быть развито, подобно другой способности, и должно постоянно и
сознательно упражняться.
Слепое мастерство — ничто,
лишь механическое повторение того, что уже было однажды продуктом творческого
процесса; то есть все образцы и стандарты, используемые ремесленниками, были
однажды сотворены художниками и теперь повторяются только ради производства, используются,
как матрица, с которой работает ремесленник, без какой-либо идеи создания
чего-то нового, придающего иное значение старым образцам.
Мастерство необходимо, но
оно не должно быть слепым, оно не должно гасить наш творческий порыв. Нужно
всегда поддерживать творческое направление и изыскивать средства и стимулы для
развития новых стилей. Каждая эпоха имела свой собственный стиль, каждый период
развивал свои представления о красоте и форме — жизнь движется только вперед.
Цивилизации возникают и
приходят в упадок; они порождают великие философии и искусства, а когда вершина
достигнута, когда нация не может определенным образом развиваться далее,
творческий импульс перемещается куда-нибудь в другое место, так сказать,
передается от некой нации к ее достойному преемнику. Цивилизация никогда не
может повторяться в тех же самых обстоятельствах. Формы прошлого всего лишь
слагающие камни Завтрашнего Дня.
Давайте придерживаться
широких взглядов, без предубеждения, этой коварной рептилии прошлого; развивая
лучшее в нас, будем также охранять себя от слепого шовинизма. Он старается
устранить любое внешнее воздействие ради сохранения чего-то уже существующего в
каком-то определенном месте. Но кто может разграничить это существующее и
сказать с уверенностью, что его образцы не позаимствованы откуда-нибудь в некое
отдаленное время? Вероятно, так оно и есть.
На необходимость учиться и
свободно заимствовать из всех великих источников указывалось великими людьми
всех времен. Выдающийся французский художник Энгр сказал:
«С нами не может произойти
ничего хуже, нежели остаться только со своими собственными впечатлениями, ибо
мы будем вынуждены обстоятельствами повторять их до бесконечности».
Таким образом, стиль
развивается вместе с ростом нации. Национальный стиль — это объективный знак
присущих народу способностей. Каждая раса имеет свои особые врожденные и переданные
в наследство будущим поколениям тенденции. Развивая их в полную силу, мы
выполняем свою особую эволюционную миссию.
Какие чудесные возможности
заложены здесь, в Индии, с достижениями ее национального прошлого, достижениями
целого мира; если их использовать, какими огромными могут быть результаты! Я
могу представить прежние художественные образы, принимающие новую жизнь, открывшуюся
в новом ракурсе — смешении декоративности с синтезом и реализмом.
Великие скульптуры
Каджурахо, Эллоры, Элефанты, Бхубанешвара, Санчи, Амаравати — какое
изумительное наследие!
Только время может ткать
узор будущего. Наша задача — постоянный поиск и постепенное развитие новых форм
выражения. Мы никогда не должны бояться или осуждать новые смелые эксперименты,
способствующие выразительности; все эти опыты, бесконечные школы и «измы» со
временем найдут свое надлежащее место, и время раскроет их истинные заслуги.
Каждый искренний поиск будет ценен для последующих поколений художников. Каждая
новая концепция, каждая новая теория, живущая «в себе» или нет, найдет присущее
ей место и со временем будет содействовать великой эволюционной волне, которая
всегда несет вперед наши усилия.
Было бы неправильно и
недальновидно осуждать каждый эксперимент как таковой. Мы можем осуждать стиль,
когда что-нибудь становится преобладающим за счет исключения всего прочего. Но
ничего нельзя поделать с самим экспериментом, который заслуживает свободного
развития и индивидуального подхода.
Если мы сделаем обзор
истории искусств, мы сможем увидеть, что во все века главной тенденцией или
целью их развития было приблизиться к реальности жизни, правдивости ее
передачи, к синтезу жизни и чувств, т. е., другими словами, вселить жизнь в
произведение искусства.
Возьмем, к примеру, эволюцию скульптуры в Европе, начиная с Греции. Я беру Грецию за точку отсчета, потому что скульптура достигла здесь столь высокого совершенства. Глядя на некоторые произведения, невольно задаешь себе вопрос: могло ли мастерство формы, исполнения и выразительности совершенствоваться дальше и превзойти созданное, следуя теми же путями развития? Словно бы сами совершенство и превосходство были достигнуты, и, конечно, так оно и есть. История со всей очевидностью подтверждает это. Греческая культура начала вырождаться; лучшие образцы искусства, достигнув совершенства, после периода высокого расцвета стали проявлять признаки упадка. Волна эволюции приготовилась двинуться в другое место.
Искусство греческой
скульптуры переместилось в Рим, восходящий новый центр, и на его бесценных
основах выросло новое, римское искусство. Новые задачи заявили о себе, жизнь
потребовала новых идей и образов; их искали и нашли.
Ренессанс в Италии уже ясно
указал путь творческих поисков будущих поколений художников. Это были поиски более
эффективных средств воспроизведения жизни, решение задач, связанных с большей
художественной выразительностью.
Через блестящий ряд
скульпторов, от Донателло и Верроккьо, был опять достигнут зенит в творческом
гиганте Микеланджело, этом несравненном гении. Словно бы сам Фидий вернулся искать
новые формы выражения, и они были найдены. Традиции греческих и римских
мастеров послужили развитию творческого воображения Микеланджело, явившего
синтез предшествующих достижений.
Такие феноменальные умы, как
Леонардо да Винчи, всегда погруженные в исследование тайн жизни и законов,
управляющих жизнью, подготовили путь для углубленного понимания, выявления и
передачи ее скрытого, всеприсущего начала.
Именно такому человеку, как
Роден, было предназначено обобщить и преобразовать эти многочисленные уроки
прошлого. Его мрамор обрел совершенно новую жизнь, он сделался теплым и живым.
Он начал жить своей собственной жизнью. Роден высвободил форму и заставил ее
служить своей цели, как не делал никто до него. Чувство ритма, движения,
материала — он вполне обладал этими качествами.
Многообразны поиски большей
выразительности. Некоторые из них привели нас к абстракциям, где форма всецело
подавлена и остается только субъективный ритм. Другому будущему гиганту
синтеза, подобно Родену, предстоит использовать предшествующие эксперименты и
снова преобразовать их во что-то еще более значительное, еще более
выразительное.
Безобразное лицо может
украсить возвышенное чувство. Лучи солнца, вдруг осветившие унылые и бесплодные
скалы, вселяют неожиданную красоту в этот безжизненный ландшафт. Проблемы
выразительности искусства, если их изучать с точки зрения исторического
развития, свидетельствуют, что величайшее осознание жизни во всех ее
проявлениях — это поиск, поглощающий и всех великих художников, и все
направления искусства.
Я часто размышляю над
циклами развития творчества великих художников, о путях, которыми они следовали
в своих творческих устремлениях. Примечательно, что внутри короткого жизненного
отрезка каждый из них как бы повторял общее эволюционное развитие, служа примером
замечательного цикла человеческих достижений, который мы только что попытались
описать. Если мы изучим и сопоставим все это, то, возможно, сможем лучше
увидеть тенденцию жизни и эволюции. Цикл человеческой жизни повторяется в жизни
народа, а народы составляют жизнь расы. Прослеживая хронологию творчества
некоторых великих художников, довольно легко наблюдать их прогресс от года к
году. Как ясно ощущаем мы общую линию поисков и роста, их начало, зенит и завершение.
Все великие люди проходят те же этапы развития.
Рассмотрим творчество таких
художников, как Рембрандт, Франс Гальс, Веласкес, Тициан, Эль Греко, в их
постепенном развитии. Прежде всего, мы увидим определенную поглощенность
формой, некоторую нерешительность, словно бы художники были не вполне уверены
или недостаточно овладели приемами внешней изобразительности. Все они на первых
порах были достаточно осторожны в своих утверждениях, пытались изображать
детали по мере их возникновения перед ними и находились в поисках создания
красивых форм и сочетаний цвета.
Их техника сдержанна до тех
пор, пока они по мере роста и совершенствования соотношений форм, сочетания красок, постижения законов
светотени, не обратились к более
синтезированной и непосредственной интерпретации. Другими словами, достигнув
соответствующих вершин мастерства в сфере законченного выражения и композиции,
они начинали искать решения других задач, или, вернее, обретенные достижения
переставали удовлетворять их.
Так подходили они к поиску
новой, собственной и более яркой выразительности, словно бы сознавая, что
законченный рисунок и внешняя форма в изобразительном искусстве нуждаются еще в
чем-то. Независимо друг от друга все они приходили к этому заключению, и их
поиски проводили их через те же самые прогрессивные этапы индивидуального
решения одних и тех же задач.
Я повторяю,
индивидуального, поскольку они
были поразительно не похожи друг на друга в том, что касалось их технического
мастерства. В самом деле, удивительно видеть, как все эти великие художники,
такие разные, стремились к одному и тому же и использовали каждый свои собственные
средства для решения сходных задач.
В чем же заключались их
задачи? Достигнуть более эффективного выражения, большего проникновения в
передаче жизни — не только внешней формы, но и истинного ее значения, скрытой
сути. Все они пришли к этому через совершенствование внешней формы и, достигнув
вершины выразительности, они свободно заставляли форму служить их цели, уже не
будучи подчинены ей, как прежде. Свет и тень начали играть более важную роль, а
значение цвета стало более очевидным.
Великие китайские художники
прежних веков пришли к той же самой истине, истине лаконичных утверждений. Они
обнаружили, что одно убедительно выраженное красочное слово стоит десяти
тщательно подобранных, но слабых, туманных фраз.
Все это привело к поиску и
совершенствованию незаконченных выражений. Величайшее из всех искусств —
искусство НЕДОСКАЗАННОГО. Это последний и наиболее трудный творческий урок.
Совершенствуя последний
выразительный штрих, мы достигаем великого чуда живых творений искусства.
Светлые и темные тона — живые принципы лаконичного утверждения — создают
динамизм и живое качество рисунка.
Так, все великие художники
изучали тот же урок, проходили через те же циклы творческого развития — после
подчинения господству формы и структуры, после изучения сочетаний цветов и
композиций начинали выявлять внутренний характер изображаемого. Появляется
определенная свобода, свобода от традиций, очень широкий выбор фактов, их
бесконечная обработка, оставляющая значительное место нашему воображению.
Другими словами, с развитием творческого художественного процесса сама картина
становится постоянным творческим объектом для каждого, кто смотрит на нее. Она
как бы высвобождается от оков физического ограничения и переносит по ту сторону
— в царство Духа, унося с собой в это царство каждого, кто созерцает и
размышляет над ней.
Это царство действительно
индивидуальное. Оно говорит с каждым на его собственном языке. Таким образом,
зритель становится сотворцом, а картина — всегда живой для каждого, кто смотрит
на нее.
Пробудить это творческое
начало в человеке — одна из важнейших и высочайших задач Искусства. И мы видим,
что все великие мастера пришли к осознанию этого, и их работы сделались
трепещущими от сдержанной выразительности, насыщенной чувством и мыслью.
* * *
Таким образом, осознание
внутренней жизни, пробуждение творческой мысли были предметом поисков всех
великих людей и художников. Во всех областях искусства и сферах мысли мы
находим те же задачи, которые занимали философов и занимают также больших
ученых современности — задачи жизни в ее сущности. Эти же проблемы, но с иными
аспектами, едины для всех водителей человечества. Мы обнаруживаем общую
тенденцию в больших циклах народов точно так же, как и на коротком отрезке
творческой индивидуальной жизни.
Поиски сущности жизни,
углубление самопознания могут идти только через сознательное и творческое
усилие.
Индия с ее сокровищницей
мысли, Индия с ее огромным наследием в каждой области Культуры — эта Индия
преобразует обширный опыт накопленных усилий и достижений и даст миру новый
аспект Мудрости и Красоты.
© С.Н.Рерих. Свет искусства.
М.:МЦР,
1994.