Э.Романовская

 

Сохранить связь времён

 

С творчеством Святослава Рериха хорошо знакомы миллионы наших соотечественников. На протяжении последних 30 лет его выставки проходили в Москве, Санкт–Петербурге и других городах. Истинно русский человек, он любил Россию, любил наш народ, охотно встречался с соотечественниками и в Индии, и во время своих приездов в нашу страну. Об одной из таких встреч вспоминает сегодня сотрудник Художественного училища (которому в прошлом году было присвоено имя Николая Константиновича Рериха). Сегодня, когда уже не стало Святослава Николаевича, расстояние во времени не умаляет, а обостряет интерес к содержанию встречи, определяя «связь времён», которая была и остаётся смыслом жизни и творчества всей семьи Рерихов.

Узнав о приезде Святослава Николаевича Рериха в Москву для празднования 110-летия Н.К.Рериха, мы решили попытаться встретиться с ним.

Поднимаемся на второй этаж гостиницы «Советская», стучим в № 24. В ответ: «Да! Да!» Входим. Встречают Святослав Николаевич и его жена Девика Рани-Рерих – невысокая женщина с нежной приветливой улыбкой. Он подаёт руку, как давним знакомым. Мы представляемся, и страх, робость, чувство неловкости исчезают, остаётся только радостное волнение, благодарность даже не за подаренное свидание, а за право быть причастным к чему-то высокому, значимому – Рерихам. Нас приглашают пройти в гостиную: цветы, фрукты, запах благовоний. Предупреждают, что Святослав Николаевич не совсем здоров, у него болит горло. Думается: «Ситуация для разговора не из лучших».

Но когда Святослав Николаевич садится за стол, где мы разместились на краешках стульев, всё становится на свои места, просто и спокойно. Он ждал нас и искренне рад возможности поговорить о Николае Константиновиче и о том далёком времени детства, где был Петербург, Морская, 28 и Школа Общества поощрения Художеств. Включается в беседу сразу и очень активно:

- Все эти годы, начало XX столетия, ярко запечатлелись в моей памяти. Дни, которые я провёл с Николаем Константиновичем и матушкой Еленой Ивановной, остались навсегда незабываемыми страницами моей жизни.

Николай Константинович очень любил Школу как поприще новых достижений и исканий. Он думал и мечтал о том, как дать молодому поколению новые подходы и пути в овладении мастерством, развить любовь к древнему искусству, памятникам старины. «Стариной помолодеем», - говорил он. Наше знание, понимание должны стать основой, на которой будет построено новое здание. Творчество – великое созидательство человека – таково кредо отца. Он часто встречал препятствия среди тех, кто, может быть, боялся новшеств, кто хотел остаться в скорлупе старого. Николай Константинович прогрессивен в отношении жизни. Годы руководства Школой были особенно плодотворны в его биографии. Помню, он очень любил талантливых учеников, из которых выбирал себе помощников. Шекотихина-Потоцкая, Попова, Вакулина помогали расписывать село Талашкино, театральные декорации. Из сотрудников с особой любовью относился к Билибину, делопроизводителю Митусову. В атмосфере Школы было близкое содружество педагогов, которое простиралось на учащихся. Мы жили в том же доме, где была Школа. Помню номер нашего телефона: 120-62, когда вызывали: «Барышня, пожалуйста, квартиру Рериха».

В те годы наша Школа особенно росла и развивалась. У Николая Константиновича был широкий размах, большие планы. Ежегодные выставки и аукционы работ учащихся становились подлинным художественным событием. Меня всегда восхищало умение сочетать масштабные проблемы с очень простыми, житейскими вопросами, которые он решал гибко и остроумно. Сейчас не могу вспомнить имя градоначальника Петербурга, которого пригласили посетить выставку учащихся Школы. Он дал высокое согласие. Но каково же было возмущение, когда он увидел обнажённые модели! Он счёл их безнравственными, разлагающими юные души и потребовал закрытия выставки. Николай Константинович вместе с учащимися нашёл «компромиссный выход». Из папиросной бумаги были сделаны очень изящные юбочки, набедренные повязки.… Выполнили всё красиво. Выставка всё-таки открылась, а градоначальник был посрамлён, сконфужен. Вспоминается ещё один памятный случай. В те годы учащимся и педагогам разрешалось курить в аудиториях. А когда решили запретить курение, то никакие административные меры не помогали отменить этого укоренившегося «права». Однажды Николай Константинович предложил педагогам принести на занятия самые большие трубки и самый едкий табак. Когда начались лекции, педагоги, сидевшие в первом ряду, раскурили свои трубки. А Николай Константинович, обращаясь к учащимся, с подчёркнутой заботой спросил: «Господа, очевидно, дым вам мешает?» Этот на первый взгляд незатейливый педагогический приём помог отменить курение в Школе.

 Мудрые демократические принципы своего учителя А.И.Куинджи последовательно исповедовал Николай Константинович в многотрудной педагогической деятельности. Он умел видеть и развивать индивидуальность юного дарования, чувствовал природу таланта своих учеников. Я прекрасно помню А.И.Куинджи, его внимание к людям, особый, свойственный только ему юмор. Как-то Николай Константинович рассказал учителю, что один их общий знакомый плохо отзывается об Александре Ивановиче и готовит ему козни. В ответ Куинджи с недоумением заметил: «Странно, я, кажется, ничего хорошо ему не сделал».

 Николай Константинович, как и его учитель, считал самым важным в развитии художника совершенствование технического мастерства. В эти годы во многих странах появились выдающиеся художники-техники. В русской школе таким большим техником был Валентин Серов – блестящий портретист.

 Николай Константинович был опытным педагогом и понимал, что образование должно быть широким, разносторонним. Он настаивал и создавал условия для ознакомления с искусством всего мира. Уже в те годы возникла его тяга к Востоку. Вся жизнь Николая Константиновича вылилась по направлению к Востоку, где мы находим многие веяния и начала. «Живёт ещё красота в Индии. Заманчив великий индийский путь», - об этом писал Николай Константинович в первые годы нового столетия. Мост к Востоку всегда жил в нём и отражался во всех нас.

 Моя матушка, Елена Ивановна, была большим знатоком философии. Она во всём содействовала Николаю Константиновичу. Философия – это парение человеческой души над актуальностью, каждодневностью. Они обогащались этим сознанием. Но интересы Николая Константиновича не ограничивались пристрастием к Востоку. Огромный интерес вызывала у него европейская живопись, особенно голландские мастера. Была собрана уникальная коллекция, свыше 500 картин. Елена Ивановна помогала её классифицировать. Многие вещи находятся в Эрмитаже. Я узнаю их, как старых знакомых. Когда вы живёте с чем-то, это не забывается.

 Николай Константинович очень любил контакты с молодыми и талантливыми учениками. Его заветы о том, что художник с первых шагов в искусстве должен овладеть техникой, актуальны и сегодня. Были разные тенденции, шатания. Современный процесс возвращает к основам, которые делали великое искусство. Самое главное – уметь чувствовать полноту жизни и то, что она может дать. Знание основ искусства разных стран и разных техник помогает обогатить комбинации. Будущие новые формы слагаются из широты и глубины сознания. Вспомните, в пустой комнате и думается трудно.

 Гипотеза о том, что обучение технике, ремеслу может обременить художника, достаточно дискредитирована. Человеческий мозг так устроен, что может вместить многое. Наша задача – облегчить путь художника, оснастив его техникой, ремеслом, знанием искусства других стран. Я изучал технику темперы и понял, что широкое использование её на Востоке объясняется климатическими особенностями.

 Я верю в строгий режим обучения, дисциплину. Основы её вижу в освоении тех принципов, которые сделали бы возможным проявление творческих начал, искания или таланта. Наша физическая оболочка имеет лимиты, но упражнения помогают их расширить, а, следовательно, убедительнее проявить себя. Посмотрите, как под воздействием упражнений развивается согласованность действий глаза и руки.

 Естественное состояние человека – стремление к максимальному самовыражению. Счастье – не что иное, как полнота наших устремлений. Чтобы обрести счастье, нужно быть в согласии с самим собой. Знать, чувствовать, что каждый из нас являет маленькую часть космоса, бесконечности, вечности… Можно ли их постичь?

 Растёт новое замечательное поколение, которое должно, впитав опыт отцов, пойти дальше.

 Лучший дар, который мы можем принести человечеству, - это улучшить себя. Николай Константинович – доказательный пример того, как человек, поднимая себя, может поднять других, заразить одержимостью, идеей, верой в предначертание.

 Вашим учащимся, прямым наследникам памятной и дорогой мне Школы Общества поощрения Художеств, хочется пожелать: «Любите правду и во всём ищите красоту».

 

© «Москвичка» №5(65). Февраль 1993

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz