К 100-летию со Дня рождения Ю.Н.Рериха

 

Юрий Николаевич Рерих  родился 16 августа 1902 года в селе Окуловка Новгородской губернии. Его детство и отрочество прошли в Петербурге. Уже в гимназические годы он начинает всерьёз интересоваться историей и культурой Востока.

В 1919 году Юрий Николаевич заканчивает индоиранское отделение школы восточных языков при Лондонском университете; затем, в 1922 году, Гарвардский университет в США - со степенью бакалавра по отделению индийской филологии  и  завершает образование в 1923 г.  в Париже - в Школе восточных языков при Сорбонне (крупнейшем центре европейского востоковедения), где получает звание магистра индийской филологии.

Юрий Николаевич знал в совершенстве десятки языков. В 1923-1928 г.г. он принимает деятельное участие в Трансгималайской экспедиции, организованной его отцом Н. К. Рерихом. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований "Урусвати", работа которого была направлена на комплексное изучение Востока.

В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию. В 1949-1957 годах он преподает в Калимпонгском университете  (Индия).

Осенью 1957 года Ю.Н.Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н. К. Рериха - великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля.

Юрий Николаевич Рерих окончил свой земной путь в Москве 21 мая 1960 года. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта вблизи  горы Белухи - между пиками Н. К. Рериха и Урусвати.

 

Юрий Рерих

 

Аланские дружины в монгольскую эпоху

 

 «Они являются в наши дни величайшим и благороднейшим народом мира, прекраснейшими и храбрейшими людьми", - так писал об Аланах францисканец Мариньолли, посланный Папою Бенедиктом XII ко двору Великого Хана в 1342 году. В этих словах отразилась слава тех Аланских князей и дружинников, способствовавших созданию величия Монгольской Династии.

В XIII в., ко времени монгольских походов, вся область к северу от Дербента до устья Волги была населена Аланскими племенами. Со времени монгольской эпохи Аланские племена называются  Ас (откуда китайское А-су и монгольское множественное число Асол), идентичное с древнерусским Ясы (впервые засвидетельствовано в 936 г. по Р. Хр.) и с грузинской формой Ос, откуда современное название народа - Осетины. Под именем Ас, Аланы известны писателям эпохи: Плано Карпини (1246 г.), Рубруку (1253 г.), Рашид-ад-дину, Ибн-Батуту и венецианцу Иосафату Барбаро (ХV в.).

Первые столкновения монгольских войск с Аланами относятся ко времени 1221-1223 г.г. В 1221 г. монгольская конная армия (три тьмы или корпуса) под начальством Субеедей-багатура, Джебенояна и Тогучар-багатура была двинута в преследование отступающих частей Хорезмшаха Мохаммеда. В задание, данное монгольским военачальникам, входило неустанно преследовать войска Хорезмшаха, по возможности не трогая городов и мирных жителей. Переправившись через Аму-Дарью, монгольская конница вторглась в северо-восточный Иран. Один за другим пали Туш, Рей, Казвин, Хамадан, Тавриз. Хорезмшаху не удалось организовать серьезного сопротивления, сам он бежал на остров Абаскун на Каспийском море, где вскоре и умер. Пройдя с боем северную Персию, монголы повернули на север, к Кавказу. При Хунане они разбивают грузин (февраль, 1221 г.) и через Дербентский проход вторгаются в северный Кавказ. Здесь произошло первое боевое столкновение между монгольскими войсками и Аланами, действовавшими в союзе с Кипчаками, Лезгинами и Черкесами. Первые столкновения не привели к решающим результатам, и монголам удалось одержать верх, только склонив на свою сторону Кипчаков, союзников Алан. Пройдя Кубань, Монголы на голову разбивают Половцев, а 31-го мая 1223 г. наносят поражение соединенным силам Русских князей и Половцев при Калке. Обратный поход на соединение с главными силами Монголов в Туркестане совершился через Кипчакские степи, к северу от Каспийского моря. Так закончился  этот поистине замечательный конный рейд, подготовивший монгольский поход на Россию и Европу. Нововведения монгольской тактики оказались не под силу их противникам, не знавших твердой военной организации. Тактика монгольских конных лучников, поражение и сковывание противника "огнем" стрел, явилась предвестником современного огневого боя. Сочетание огневой тактики и маневра, глубокие охваты неприятельских флангов, использование местности, гениальная организация походного движения и продуманная подготовка операций сделали из монгольской конницы поистине непобедимую силу в руках ее начальников. Монгольский поход через Туркестан и Персию не ознаменовался серьезным сопротивлением продвижению монгольских конных масс. На фоне общей дезорганизации почти повсеместного бегства, наши источники особо отмечают упорное сопротивление, оказанное аланскими дружинами. Многовековая военная культура Алан столкнулась в кровавом бою с пришельцами с Востока. Монгольские полководцы, всегда гениально оценивавшие качества и особенности своих противников, особо отметили доблесть аланских дружин. Этот поединок сделал из Монголов и Алан соратников, и это тесное боевое сотрудничество продолжалось до конца монгольской эпохи. Рубрук указывает (IV, 252 и 380) на упорное сопротивление, оказанное Аланами в столкновениях с Монголами. Плано Карпини упоминает об аланской крепости, которую Монголы осаждали 12 лет. О защите этой крепости говорит также арабский писатель Абу-л-фида. Крепость эта, по всей вероятности, находилась у знаменитого Баб-Ал-Лан - "Аланских Ворот".

Во время монгольского похода на Запад при Хане Угедее в 1236-1241 г.г. монгольские войска под начальством Батыя снова вошли в соприкосновение с аланскими племенами. С этого времени аланские конные отряды постоянно участвуют в монгольских походах. Из 1000 аланских всадников создается личная гвардия Великого Хана -  особое отличие, принимая во внимание организацию монгольской гвардии. При Хане Мунке аланская гвардия развертывается в несколько конных полков; причем в состав гвардии входит дружина аланского князя Арслана, младший сын которого Николай принял участие в походе в южно-китайскую область Юнь-нань. При Хубилай Хане (1260-1294) аланская гвардия насчитывала до 30000 всадников. С этого времени аланские  военачальники и отряды многократно отличались в рядах войск Великого Хана и аланская гвардия продолжала существовать до конца династии в составе двух корпусов. Китайские исторические анналы и труд Марко Поло (1272-1295), этот исключительный по значению источник по истории XIII в., говорят об участии аланских отрядов во время похода Хубилая Хана на  Китай (1268-1279). Отправляя войска под начальством Баяна против Китая, Великий Хан назначил в армию наиболее выдающихся офицеров, в том числе многих Алан. При взятии города Чжэнь-чао, к северу от Ян-цзы-цзяна, в 1275 г. несколько аланских военачальников погибли, павши жертвою коварства китайского генерала Хун-фу, сдавшего город, а затем ночью устроившего избиение. Гарнизон крепости был уничтожен, город был лишен прав, а доходы, получаемые с города, были переданы повелением Великого Хана семьям погибших аланских воинов. Китайская летопись сохранила нам имена погибших Алан. Под 1311 г. читаем в летописи Монгольской Династии, что в одном из гвардейских полков А-су (Алан) служил аланский князь Ко-ли- чжи-сы  (Георгий) и его сын Ди-ми-ди-эр (Дмитрий). Большинство этих Алан были христианами, и в начале XIV в. среди них много потрудился Иоан де-Монте Корвино, первый христианский архиепископ Ханбалыка (Пекина), скончавшийся в 1328 г. В 1336 г. Великий Хан отправил посольство к Папе Бенедикту ХII. Во главе посольства стоял некто Андрей, родом Франк, и при нем состоял Алан Тогай и 13 спутников. Посольство было принято Папою в Авиньоне в 1338 г. Кроме ханских грамот Посольство передало послание Аланских военачальников на службе Великого Хана. Этот любопытный документ, дошедший до нас в нескольких списках, подписан рядом аланских князей (послание датировано годом Крысы, 6-го месяца, 3-го дня; т. е., июль 1336 г.): Fodim Iovens, именуемый царем Алан, Сhyansam Tоngi, Chemboga Vensii, Ioannes Yochoy, Rubens Pinzanus. Долгое время считали эти имена вымышленными, но за последнее время ученым удалось найти некоторые из выше указанных имен в Юань-ши, Китайских Анналах Монгольской Династии, хотя в некоторых случаях трудно по китайской транскрипции восстановить настоящие имена. Выяснено, что в 1236 г. действительно глава всех Алан на  монгольской службе назывался в китайской транскрипции Фу-дин, что соответствует Fodim, и что среди аланских князей были двое, носившие  имена Сян-шань (Chyansam) и Чжо-ян-бу-хуа (Сеmboga, вероятно Джаян-буха). В Китайских Анналах Монгольской Династии сохранились биографии этих аланских военачальников на службе Великого Хана. Чжо-янь-бу-хуа (Джаян-буха), сын Цзяо-хуа (этот Цзяо-хуа был внуком аланского князя Николая, поступившего на службу к

Великому Хану Мункэ), был, согласно китайским анналам, выдающимся офицером и в 1329 г. командовал отрядом в 400 аланских всадников. В 1336 г. он уже занимал высокий пост Начальника Военного Ведомства (Цюй-ми-юань), командовал левофланговым корпусом аланской гвардии.

Фу-дин наследовал своему отцу Во-со-лы (Василий). Он состоял даргой или начальником штаба правофлангового корпуса аланской гвардии. В 1311 г. он занимал должность в военном ведомстве (Цюй-ми-юань). Несколько позже он был послан во главе отряда в 1000 чел. охранять Цянь-минь-чжэнь (около Дун-коу в Да-нин-лу в Манчжурии). Около 1335 г. он был назначен главою Военного Ведомства.

Другой выдающийся сподвижник монголов был Е-ле ба-ду-ар (Илья батур), поступивший на монгольскую службу в правление Хана Угедея. Он был известен тем, что поймал за язык тигра, напавшего на него, и убил его кинжалом. Во время правления Мункэ и Хубилая он принял деятельное участие в усмирении долины Ян-цзы-цзяна. Погиб при взятии г. Чжэнь-чао в 1275 г. Оба его сына служили в монгольских войсках, старший Е-су-тай-эр погиб при взятии Ян-чжэу, младший Ю-ва-ши был назначен командиром аланского корпуса во время похода против Китая в 1275 г. и позже участвовал в походах против Наяна и Кайду.

Выше приведенные сведения об аланских военачальниках на службе Великого Хана не исчерпывают всех данных об Аланах, приводимых в Китайских Анналах Монгольской Династии и  в других источниках монгольской эпохи. Эти воители, пришедшие с Кавказа, оставили глубокий след в жизни Китая монгольской эпохи. Их потомки видимо продолжали играть известную роль и при следующей китайской династии Мин. Но затем все упоминания об аланской гвардии исчезают так же, как бесследно исчезла военно-земледельческая колония русских воинов около Пекина, упоминаемая в Юань-ши под 1330 г. Возможно, что одиноким воспоминанием об Аланах является род Яс среди хотонов Западной Монголии, хотя сами хотоны не имеют ничего общего с Аланами, представляя из себя выселенных тюрков из областей Восточного Туркестана.

Такова картина аланского участия в великом монгольском движении XIII-XIV в.в. За свою многовековую историю этот народ-воитель принял участие во многих великих народных передвижениях, которые связали аланские имена с историческими городами и местностями Европы и Азии. Под знаменами монгольских ханов аланский меч снова начертал славную страницу своей истории.

 

Из журнала "Осетия", Париж, 1933 год, апрель - май - июнь.

 

©  Журнал-газета  «Ярославская культура», № 1-2 (17-18), 2002 г.

 

Редакция "Ярославской культуры" благодарит

председателя Ярославского Рериховского общества С.В.Скородумова

за предоставленный материал.

 

 

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz