Сергей   Зорин,

руководитель Оптического театра МЦР

 

НЕЗАБЫВАЕМАЯ  ВСТРЕЧА

 

  В 1974 году С.Н. Рерих привез в Россию и показал в Третьяковской галерее и в Академии художеств большие выставки картин своего великого отца и собственные яркие, запоминающиеся произведения. Те, кто побывал на этих выставках, помнят, каким успехом пользовались они у почитателей этой удивительной семьи.

  К тому времени я уже более десяти лет работал с Учением Живой Этики, доставая с огромным трудом тексты, отпечатанные на машинке или даже написанные от  руки. Желание прикоснуться к чистому Источнику  и оставить тексты у себя во что бы то ни стало  заставляло находить выход из сложных ситуаций. Как-то дали одну из книг Учения только на день. Перепечатать на машинке невозможно, о ксероксах тогда и речи не было, но зато был магнитофон с большими катушками….целый день до изнеможения начитывал текст. Успел, конечно. Книгу вернул вовремя, а потом уже жена спокойно перепечатала на машинке. Письма же Елены Ивановны мне удалось отснять на фотопленку, а затем отпечатать. Так они и хранятся до сего дня, как память о преодолении трудностей, с которыми мы росли.

  Только читать тексты и наслаждаться прикосновением к великим тайнам казалось не просто мало, но даже кощунственно. Нам и дается Учение, чтобы мы желали и могли изменять нечто в себе и окружающем нас мире к лучшему. Учение призывает нас к ДЕЙСТВИЮ.

  Мое увлечение музыкальной светоживописью переросло под влиянием идей Живой этики в серьезную работу по созданию магического (оптического) театра, чему я посвятил около тридцати лет целенаправленных поисков. Что представляет собой мой театр на сегодняшний день, в этой статье рассказывать не буду. Многие члены рериховских обществ успели в той или иной степени познакомиться с этим своеобразным творчеством, побывали на показах и в крохотной комнатке в Международном Центре Рерихов, и в специально построенном метростроем зале. В те, теперь уже далекие годы, я устраивал демонстрации своих светозвуковых спектаклей-композиций и в собственной квартире, и там, где приходилось работать. В общей сложности было сооружено около двадцати залов.

  В начале 70-х я показывал свои композиции Павлу Федоровичу Беликову, с которым свела меня, к счастью, судьба. В это время только вышла из печати книга П.Беликова и  В.Князевой «Рерих». Демонстрация моя произвела на Павла Федоровича большое впечатление. После просмотра всех композиций он предложил при первой же возможности рассказать  о рождающемся искусстве С.Н.Рериху. Такая возможность и представилась в 1974 году.

  И в Третьяковской галерее, и в Академии художеств за  Святославом Николаевичем по пятам следовала большая группа, снимавшая о нем фильм. Воспользовавшись светом юпитеров,  я отснял целый фоторепортаж о пребывании художника на его родине. Напечатал фотографии и позвонил П.Ф.Беликову, попросил его сходить вместе в гостиницу  «Советская», в которой остановились Святослав Николаевич и Девика Рани.

  Теперь уже можно сказать, что шел к единственному из оставшихся Рерихов не только для того, чтобы вручить ему фотографии, но и обсудить с ним идеи Альтернативной Эволюции, над которыми работал в то время писатель Александр Павлович Бердник. Глубоко знавший все доступные эзотерические доктрины и, естественно, Живую Этику, он разработал очень интересный, хотя и несколько утопический, концептуальный подход по выводу человечества из эволюционного тупика.                                 

  Святослав Николаевич, предупрежденный П.Ф.Беликовым, ждал нас в номере. Я очень боялся, что он сошлется на свою занятость и не сможет со мной поговорить, но к моему удивлению, Святослав Николаевич был внимателен и любезен. Он выслушал все, что я ему рассказал о своей работе по созданию магического (оптического) театра, и забрал оба машинописных текста, пообещав в Индии прочитать их внимательно. Потом взял лежавший на столе бланк международной телеграммы и на обратной стороне написал четким почерком свой адрес в Бангалоре, приглашая при возможности посетить его и обязательно писать ему, так как все, мною рассказанное, его очень заинтересовало. Разговор продлился более часа.

  Встреча эта имела неожиданные для меня последствия. После отъезда Святослава Николаевича в Индию я написал ему письмо, поздравительную открытку, но ответа не получил. Удивляться долго не пришлось. Работа над проектом Альтернативной Эволюции была под пристальным вниманием наших славных органов. Меня вызвали на один допрос, потом на другой…  И вот тут-то загадка раскрылась. Следователь листал мое пухлое дело. Я удивлялся, что на меня успели состряпать целый пухлый том, и, вытягивая шею, пытался рассмотреть, из чего же состоит объемистое досье. Письма мои, письма мне…  Многие из них подлинники, другие в виде ксерокопий. И вдруг как обожгло - и письмо, и поздравительная открытка Святославу Николаевичу в избранных (точнее отобранных)  трудах КГБ, а я переживаю, почему же нет ответа. С возмущением спросил у следователя, по какому такому праву они изымают частную переписку? На это он среагировал встречным вопросом: «Вы давали подписку не вступать в контакт с иностранцами?»  Работая одно время в МПС, я действительно при оформлении на работу что-то там подписывал. Я возмутился:

-   Это Святослав Николаевич - иностранец?! Да это вы здесь …

- А кто же он, по-вашему? Он ведь подданный другого, к тому же капиталистического государства…

Я смотрел на его холеное лицо и пухлые руки и думал: «Это сколько же вас, паразитов,  должно быть, чтобы отслеживать всю исходящую из страны почту, подшивать все так аккуратно… Сколько молодых здоровых и неглупых людей  выключены из созидательного творческого труда и брошены Системой на удушение всего мыслящего, всего эволюционного, всего здорового!»

Вот о чем вспоминаю, перебирая фотографии, отснятые более двух десятилетий назад…

 

 

©  "Нива России"  9-22  октября  1995 года


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz