П.Ф.Беликов
«Мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Н.К. — очень
ответственная работа. Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и
если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать,
чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их
интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным...»
Из письма П.Ф.Беликова к
С.Н.Рериху от 14 февраля 1969 г.
НИКОЛАЙ
КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ.
ЖИЗНЬ И
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Справки, краткие
характеристики
1. ДЕТСТВО
Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге.
Отец — петербургский нотариус Константин Федорович Рерих, потомок
переселившегося в Россию при Петре 1 шведа. Родовое имение Рерихов — Извара,
неподалеку от станции Волосово (за Гатчиной) Нотариальная контора и квартира
К.Ф.Рериха находилась на набережной Васильевского острова, по соседству с
Академией Наук. Константин Федорович придерживался умеренно-либеральных
взглядов. Среди его близких знакомых и друзей были: К.Кавелин Д.Менделеев,
Н.Костомаров, А.Столетов, А.Позднеев, К.Голстунский, М.Микешин, А.Фролов и
другие видные ученые, художники общественные деятели. Мать Н.К.Рериха — Мария
Васильевна, урожденная Калашникова — из купеческой семьи, псковитянка.
Братья (младшие) Борис (впоследствии видный советский
архитектор) и Владимир. Сестра — Лидия (в замужестве Озерова, А.К.Озеров —
деятель Русского Красного Креста).
В детстве на Рериха оказывали сильное влияние как близкие
знакомые отца, с их обширными научными и творческими интересами, так и патриархальная обстановка старинных русских городов Пскова и Острова, где он
часто бывал у родных по материнской линии.
Длительное пребывание в имении Извара и занятия охотой
привили любовь к природе.
Среднее образование Н.К.Рерих получил в частной гимназии
К.И.Мая в Петербурге (1883-1893).
С ранних детских лет проявился интерес к истории, археологии,
литературе, искусству. Домашнее окружение способствовало его развитию. Первые
публикации в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник» (1890), также и
первые археологические раскопки (1892) приходятся на гимназические годы. Тогда
же (1891) начались систематические занятия живописью под руководством художника
и скульптора М.Микешина.
2.
СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ
В 1893 году поступает на юридический факультет Петербургского
университета и одновременно в Академию художеств. Юридический факультет был
выбран исключительно по настоянию отца. Рериха больше тянуло к историческим
наукам, и он регулярно посещал лекции профессоров этого факультета.
В Академии художеств учился у П.Чистякова, Р.Залемана,
Н.Лаверецкого, И.Пожалостина, Н.Бруни, И.Подозерова. Окончил Академию художеств
в 1897 году по мастерской А.Куинджи. Звание художника было присвоено за картину
«Гонец», приобретенную на конкурсной выставке П.М.Третьяковым.
В 1898 году защитил университетский диплом на тему «Правовое
положение художников древней Руси».
В студенческие годы занимается самостоятельными археологическими
раскопками по поручению Русского Археологического общества, членом которого
избирается в 1896 году.
В 1895 году Рерих знакомится с В.В.Стасовым, оказавшим
некоторое влияние на его научные и, отчасти, художественные взгляды.
В студенческие годы значительно расширяется литературная
деятельность Рериха. Появляются первые зарубежные публикации (в Праге).
Издаются археологические отчеты, публикуются статьи.
Очень любил музыку. Систематически посещал Беляевские
симфонические концерты, концерты Русского Музыкального общества и
консерватории.
Принимал участие в общественной студенческой жизни Академии
художеств и Петербургского университета. Иллюстрировал университетский
студенческий журнал.
3. ЖИВОПИСЬ
После окончания Академии художеств пополнял художественное
образование в Париже в студии Ф.Кормона (1900). Первые после «Гонца» картины
выставлял на Академической выставке в Петербурге в 1899 году («Сходятся
старцы», 1898 и «Поход», 1899). «Сходятся старцы» экспонировалась также на
Всемирной выставке 1900 года в Париже, где был организован русский
художественный отдел.
Перед отъездом в Париж (1900) Рерих отказывается от предложения
С.П.Дягилева выставлять картины на организуемых им выставках. В журнале
«Искусство и художественная промышленность» выступает с критической оценкой
первой выставки «Мира искусства».
После вторичного приглашения С.Дягилева в 1902 году
Рерих, будучи уже признанным художником, дает 22 произведения на Осеннюю
выставку «Мира искусства» в Москве и четыре картины на последнюю выставку «Мира
искусства» в Петербурге (весна 1903), но в состав членов этого объединения не
входит.
На становление Рериха-художника идеологи «Мира искусства»
заметного влияния не оказали. Так называемый «ретроспективизм» обусловлен у
Рериха не стремлением «возродить» эстетические традиции XVIII в., как это имело место у зачинателей «Мира искусства»,
а глубоким научным проникновением в историю. Исторические пути русского
народа, прошлое, настоящее и будущее национальной культуры — вот те проблемы,
что стимулировали творчество раннего Рериха. В дальнейшем, с развитием сферы
научных интересов художника, масштабы этих проблем, не утрачивая своего
национального характера, разрастаются до масштабов истории мировой культуры,
взаимовлияний различных национальных культур и, в особенности, взаимосвязи
культуры народов России с Востоком.
На почве европоцентрических позиций Александра Бенуа между
ним и Рерихом возникает ряд принципиальных разногласий. Несмотря на
непримиримые расхождения идеологического характера, Бенуа поддержал кандидатуру
Рериха на пост Председателя возобновленного объединения «Мир искусства»
(1910).
Эстетика Рериха развивалась независимо от основной группы
художников «Мира искусства» и складывалась, скорее всего, под влиянием изучения
древнерусского, позднее древнеиндийского, монгольского и китайского искусства.
В 1910-х годах наблюдается воздействие европейского модерна, весьма быстро
изжитого художником. Все влияния и воздействия находили у Рериха
творческую переработку, в результате которой возник его собственный, глубоко
индивидуальный стиль, полностью соответствующий философскому мировосприятию
художника и его взглядам на историю человеческой культуры.
Большие достижения Рериха в области колорита опирались на
несколько иные основы, чем у его учителя Куинджи, непосредственное влияние
которого неоспоримо лишь в самых ранних произведениях художника.
Художественное наследие Рериха полностью еще не систематизировано.
Николай Константинович в последние годы жизни вел списки созданных картин,
однако обнаружены произведения, в этих списках не значащиеся. Наиболее полный
список произведений с 1891 по 1916 годы, составленный С.Эрнстом, также имеет
пропуски. В последние годы большую работу по изучению и систематизации
художественного наследия Рериха проделал Владимир Васильевич Соколовский
(Москва).
Считается, что в целом, вместе с повторениями, эскизами и
рисунками, Рерихом создано около 7000 произведений. Ниже в хронологическом
порядке приводятся некоторые, наиболее известные из них.
1893 Плач Ярославны.
Святополк окаянный.
1894 Пскович. Иван
Царевич наезжает на убогую избушку. Ушкуйник.
1895 Вечер богатырства
Киевского. В Греках.
1896 Вечер богатырства
Киевского (2-й вариант). Утро богатырства Киевского.
1897 Гонец. На чужом
берегу.
1898 Идол (эск.).
Сходятся старцы.
1899 Волхов. Спас
Нередица. Старая Ладога. Поход. Лучники (эск.).
1900 Курганное поле.
Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса). Заморские гости (вариант).
1901 Соглядатаи.
Зловещие. Идолы. Княжая охота.
1902 Городок. Город
строят. Чайка. Зловещие. Славянская деревня.
1903 Сибирский фриз.
Строят ладьи. 75 этюдов старины.
1904 17 этюдов русской
старины. Св. Борис и Глеб. Бой Александра Невского с ярлом Биргером. Каменный
век. Север (фриз для майолики). Архангел. 4 эскиза мебели.
1905 Славяне на
Днепре. Сокровище Ангелов. Пещное действо. Березы. Колдуны. Заклятие водное.
Изба смерти. Иллюстрации к Метерлинку.
1906 Бой. Змиевна.
Девассари Абунту. Девассари Абунту с птицами. Поморяне (Утро). 12 эскизов для
росписи церкви в Пархомовке. Этюды из путешествий по Италии и Швейцарии. Три
варяга приближаются. Каменный век.
1907 Владыки
нездешние. Поморяне (Вечер). Песнь о викинге. Финляндские этюды. Заклятие
земное. Ковер-самолет. Илья-пророк. Эскизы декораций к опере «Валькирия».
Иконостас для монастыря в Перми.
1908 Триумф викинга. Эскизы к «Снегурочке».
1909 Сюита «Князь
Игорь». Рейн. Хеймерсгейм. Пленница. Богатырский фриз. Варяжский мотив.
Светлой ночью. Ункрада. Дары. Ростов Великий. Небесный бой. Одинокий корабль.
1910 Царица Небесная
над рекою жизни (эскиз). Каменный век. Путь великанов. Варяжское море. За
морями — земли великие. У Дивьего камня старик неведомый поселился. Святовитовы
кони. Старый король. Эскизы к «Весне Священной».
1911 Картон для
мозаики над входом в церкви в Талашкине. Человечьи праотцы. Сеча при Керженце.
Эскизы декораций к пьесе «Фуэнте Овехуна». Книга Голубиная. Эскизы для
спектакля «Пер Гюнт». Проект памятника Н.А.Римскому-Корсакову.
1912 Пречистый град —
врагам озлобление. Эскизы к «Весне Священной». Декорации к опере «Тристан и
Изольда». Эскизы в «Пер Гюнту». Рейнский этюд. Тропа прямоезжая. Ангел Последний.
Внутренняя роспись в церкви в Талашкине «Царица Небесная», «Трон невидимого
Бога».
1913 Крик змия. Скит.
Кавказские этюды. Чудь подземная. Эскизы к «Принцессе Малэн». Сеча при
Керженце. 4 эскиза росписи часовни во Пскове. Эскиз мозаики для памятника
Куинджи.
1914 Эскизы к «Князю Игорю». Прокопий праведный отводит
тучу каменную от Устюга Великого. Зарево. Короны. Дела человеческие. Град
обреченный. Эскизы к «Сестре Беатрисе» (12 панно) для молельни на вилле Лившиц
в Ницце.
1915 Варианты
декораций трех актов к «Князю Игорю». Вестник. Стрелы неба — копья земли.
Мехески — лунный народ. Могила великана. Св. Ольга (эскиз росписи). Дом Духа.
Волокут волоком. У рубежа.
1916 Окончание панно
«Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Три радости. Пантелей-целитель. Отдых
охотника. Граница царства. Лесовики. Мудрость Ману. Лаухми-Победительница.
Карелия.
1917 Святой остров.
Дочь викинга. Вестник утра.
1918 Сюита «Героика».
Зов солнца. Карелия. Северные острова. Еще не ушли.
1919 Сокровище. Жар земли. Белая госпожа. Русская изба.
1920 Святой Глеб.
Святой Никола. Жертвоприношение. Сюита "Сны Востока".
1921 Пещеры в скалах.
Корона Мира. Размышление. Пейзажи Аризоны. Новой Мексики, Калифорнии.
1922 Последний король. Утраченный путь. Серия картин
"Санкта".
1923 Три стрелы.
Вестник.
1924 Жемчуг исканий. Песнь утра. Песнь водопада. Красный
лама. Матерь Мира. Помни. Гималайские пейзажи.
1925 Шамбала идет. Знамя грядущего. Кони счастья. Мощь
пещер. Твердыня стен. Красные кони. Майтрейя-Победитель.
1926 Явление срока. Монгольская стрела. Эскизы,
выполненные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.
1927 Великий всадник. Подземный народ. Эскизы,
выполненные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.
1928 Священные горы. Монголия. Эскизы и картины, написанные
во время Центрально-Азиатской экспедиции, количество которых за 1925-1928 гг.
доходит до 500.
1929-1930 Картины по
эскизам, выполненным во время экспедиции 1925-1928 гг.
1931 Доби Нулла. Гуга
Чохан. Эверест. Часовня Святого Сергия на перепутьи. Монастырь в Тибете. Мать
Чингиз-хана. Храм Сергия в Америке (Вероятно, имеется в виду архитектурный проект
часовни Св. Сергия в Чураевке, шт. Коннектикут. (Примеч. ред.). Ченрези. Ашрам. Мадонна Орифламма.
Гуру-Гури-Дхар. Каракиргизы.
1932 Лахул. Меч
Гесера. Тень Учителя. Скалы Ладака. Замок Такура. Гомпа. Озеро Нагов. Путь на
Кайлас. Св. Сергий.
1933 Кришна. Приказ
Ригден-Джапо. Новгородский храм. Св. Покровительница (Святая Заступница). (Примеч. ред.). Путь в Шамбалу.
Чингиз-хан. Сергиева пустынь. Звенигород.
1934 Фудзияма
(Япония). Эскизы, выполненные во время Маньчжурской экспедиции.
1935 Эскизы и картины,
выполненные во время Маньчжурской экспедиции.
1936 Армагеддон.
Ладак.
1937 Держательница
Мира. Кулута. Чату-Гомпа. Сантана. Чудо дивное.
1938 Гималаи. Керала.
Тибет. Крепость в горах. Радовашася Ярослав граду Киеву. Кришна. Аджанта.
Шамбала Даийк. Искандер и отшельник.
1939 Гималаи. Египет.
Затмение. Самолет (Ковер-самолет). Брама-путра. Стрела.
1940 Тревога.
Армагеддон. Александр Невский. Огни победы. Сергий-строитель. Ярослав.
Богатыри проснулись. Спеши.
1941 Гесэр-хан.
Тибетский стан. Нанда-Дэви. Ждущая. Чаша герою.
1942 Единоборство
Мстислава с Редедей. Бэда-проповедник. Лхаса. Партизаны. Совет. Северная Русь.
Настасья Микулична.
1943 Мстислав Удалой.
Кашмир. Песнь о Шамбале. Новгородский погост. Беглецы. Письмо. Слава Гималаев.
1944 Нибелунги.
Стрела-письмо. Сантана.
1945 Бум-Эрдени. Весна
Священная. Помни. Человечьи праотцы.
1946 Гималаи. Кришна.
Вестник. Испытатель. Весть Шамбалы. Ганг.
1947 Огни на Ганге. Приказ Учителя (последнее,
незаконченное полотно Н.Рериха).
Об интенсивности гималайского периода творчества
художника свидетельствуют составленные им списки произведений, содержащие за
1937 год — 196 единиц, за 1938 год — 224, за 1940 год — 100, за 1941 год— 130,
за 1943 год— 210 и т.д.
4.
МОНУМЕНТАЛИСТИКА И ТЕАТР
Наряду со станковой живописью Рерих много занимался
монументалистикой. Можно сказать, что само «художественное видение» Рериха
обладало качеством монументальности, так что даже многие его станковые
произведения смотрятся как эскизы к монументальным росписям.
Как и многие художники-монументалисты дореволюционной
России, Рерих, отдав значительную дань церковной живописи, вместе с тем
интенсивно работал и по оформлению гражданских построек, был членом правления
Общества архитекторов-художников (Петербург).
Среди работ гражданского цикла наиболее известны: панно
в имении Рамони «Княжая охота» (1902), композиция для фриза «Север» (1904),
композиция для майоликовых фризов бывш[его] Страхового общества «Россия» в
Петербурге (1905), эскиз мозаики «Бой» (1905), большая роспись «Богатырский
фриз» (1909) для столовой частного дома Ф.Бажанова в Петербурге (ныне панно
переданы в Государственный Русский Музей), большие панно для Казанского вокзала
в Москве — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» (1916). Панно до нашего
времени не дошли.
Условия зарубежной жизни Рериха, проходившей в путешествиях
и в отдаленной горной местности, не способствовали развитию монументалистики.
Известны только созданные по рисункам Рериха два больших витража в Нью-Йоркском
Музее его имени. Характерно также, что в сороковых годах художник создавал эскизы
для мозаик. В 1938 и в 1945 годах в его серии очерков «Листы дневника»
появляются два очерка, специально посвященных мозаичным работам. В них
подчеркивается самобытность русской мозаики и особое место мозаики в русской
архитектуре.
К наиболее известным произведениям, созданным для оформления
церквей, относятся: композиция и эскизы для мозаики «Сокровище Ангелов»,
«Борис и Глеб», «Апостолы Петр и Павел», «Архистратиг Михаил» (1904-1907 гг.).
В 1906 году Рерих исполняет большой заказ по росписи церкви имения Пархомовка
(близ Киева) и мозаичные эскизы для Почаевской лавры, а в 1913-1914 годах — четыре
эскиза росписи часовни в Пскове и двенадцать панно для молельни виллы Лившиц в
Ницце.
Одной из крупнейших монументальных работ Рериха являлась
роспись «Царица Небесная» в церкви Св. Духа в Талашкине (под Смоленском), а
также мозаика «Спас Нерукотворный» на портале того же храма (1910-1914).
Роспись не сохранилась, а мозаика, дошедшая до нашего времени с
незначительными повреждениями, взята под охрану как художественный памятник
большой ценности.
Религиозная живопись Рериха носит следы тщательного изучения
древнерусских церковных росписей. Вместе с тем она отличается свободной, не
канонической трактовкой религиозных сюжетов, что вызывало протесты со стороны
православного духовенства, а также отмечалось такими художественными критиками,
как Александр Бенуа и С.Маковский, писавшими об отсутствии у Рериха «чувства
смирения» перед божеством.
Работать для театра Рерих начал в 1905 году по
приглашению известного театрального деятеля Н.В.Дризена. Первой увидевшей рампу
работой Рериха было оформление мистерии «Три волхва» в петербургском «Старинном
театре» в 1907 году.
В 1908 году Рерих исполняет декорации к «Снегурочке» для
постановки в Париже. В дальнейшем «Снегурочка» в декорациях Рериха шла в 1912
году в Петербурге и в 1922 году в Чикаго.
С 1909 года Рерих участвует в Дягилевских Русских сезонах
в Париже. Большой успех имели его декорации к Половецким пляскам из «Князя
Игоря», а также к опере Римского-Корсакова «Псковитянка». В 1914-1920 годах
опера «Князь Игорь» полностью в сценическом оформлении Рериха шла в Лондоне.
Высокую оценку специалистов получили декорации Рериха к
музыкальным произведениям Вагнера. Эскизы к «Валькирии» были одними из первых
работ художника для театра. Опера Вагнера «Тристан и Изольда» ставилась в
декорациях Рериха в 1912 и в 1921 гг.
.В 1912 году Николай Константинович создает декорации к
драме Ибсена «Пер Гюнт», поставленной Московским Художественным театром.
В 1912-1915 гг. Рерих много работает над сценическим
оформлением драматических произведений Метерлинка. Эти работы получили
высокую оценку самого драматурга.
Особое место среди театральных работ Рериха занимает
балет Стравинского «Весна Священная», впервые поставленный в 1913 году в
Париже. В данном случае Рерих выступает не только как художник-оформитель, но
и как автор либретто. Вторая постановка «Весны Священной» по либретто и в
декорациях Рериха состоялась в 1930 году в Нью-Йорке.
В 1944 году Рерих пишет новые эскизы к «Весне Священной»
и «Князю Игорю». Они были использованы для постановок в Милане, Лондоне и
Париже.
Многие работы Рериха для театра не увидели сцены и разошлись
по музеям как станковые произведения. Николай Константинович выполнял для
сцены только эскизы декораций, которые по своему построению приближались к
произведениям станковой живописи и нередко воспринимались как самостоятельные
композиции.
Рерих придавал театру огромное значение в деле этического
и эстетического воспитания народа. На это указывает и тематика сценических
произведений, в оформлении которых художник участвовал. Они всегда воплощали
героические взрывы мощных народных движений, величие и жертвенный подвиг, идеи
долга, преданности, высокой любви к человеку. Характерно, что многие работы для
театра Рерих выполнял не по заказам для готовящихся постановок, а увлекшись тем
или иным драматическим произведением, которое отвечало взглядам художника на
роль искусства, его благотворное воздействие на повседневную жизнь. Этим и
объясняется обилие театральных композиций, оставшихся в эскизах или легших в
основу самостоятельных картин.
5.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 1903 году Рерих впервые побывал в имении княгини Марии
Клавдиевны Тенишевой под Смоленском. В конце девяностых годов Тенишева создала
Смоленскую рисовальную школу и открыла в Талашкине художественные мастерские по
обучению местных крестьян прикладному искусству. Начинания Тенишевой в области
художественного просвещения привлекли внимание крупнейших русских художников.
Многие из них в той или иной мере способствовали успеху деятельности
Тенишевой. Примкнул к ней и Рерих.
Наезжая в Талашкино, Николай Константинович знакомился с
постановкой художественного образования. Ему очень импонировали попытки
возрождения старинных национальных рукомесел. В печати стали появляться статьи
Рериха о неправомочности подразделения искусства на «чистое» и «прикладное»,
как на нечто «высшее» и «второсортное». Художник указывал на государственное
значение эстетического воспитания народа, в котором именно прикладное
искусство призвано играть незаменимую роль.
Создавая для Талашкинских Художественных мастерских
эскизы образцов мебели, рисунки для вышивок, миниатюры для эмалей, Рерих
прямого участия в педагогической работе школы и мастерских не принимал, но
она, безусловно, обогатила его знания этой области.
В 1906 году Николай Константинович был утвержден директором
Школы Общества Поощрения художеств в Петербурге. За время его руководства этой
школой с 1906 по 1918 гг. она превратилась в крупнейшее
художественно-просветительное заведение России. Особое внимание Николай
Константинович уделял пригородным отделениям, развитию мастерских и воскресных
классов, учащимися которых были заводские рабочие и трудящаяся молодежь
столицы. Рерих сумел привлечь в школу лучшие педагогические силы. Преподавал
он и сам, ведя, по большей части, класс композиции. Заслуги Рериха в области
русского художественного просвещения были отмечены всеми его современниками.
В 1918 году Рерих разрабатывает подробный проект
Свободной Народной Академии, которую, в соответствии с революционными
преобразованиями в стране, он намеревался организовать на базе Школы Общества
Поощрения художеств. Представляя свой проект общему собранию педагогов и
учащихся Школы, Николай Константинович говорил: «Мы верим в великое значение
искусства для жизни народа. Товарищи! Какие бы трудности нас ни ожидали, будем
твердо помнить, что идея народного просвещения всегда должна быть в
человечестве самой нерушимой, самой любимой, самой близкой понятию подвига».
С обширной художественно-просветительной программой, основанной
в большой степени на проекте Свободной Народной Академии, Рерих выступал и за
рубежом. В Нью-Йорке по его инициативе в 1921 году был организован Институт
объединенных искусств с отделениями изобразительного искусства, музыки,
хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторием с научной и философской
трибунами. В 1922 году в США был учрежден культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»),
задачей которого было осуществление сотрудничества между деятелями искусства и
науки разных стран.
Зарубежные организации, созданные по инициативе Рериха
или его ближайших сотрудников, в том числе такие значительные, как Музей
Николая Рериха в Нью-Йорке, занимались культурно-просветительской
деятельностью. Николай Константинович отводил значительное место
интернациональной объединительной миссии искусства и всю свою жизнь уделял
немало сил и времени широкой пропаганде искусства и народному художественному
просвещению.
6. НАУЧНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научная деятельность Рериха начинается с занятий
археологией. Публикации результатов археологических изысканий (1899-1905)
относятся к его первым опубликованным трудам.
В 1902 году в Бежецком конце Новгородской пятины Рерихом
были вскрыты курганы, где среди каменных неолитических орудий находились
янтарные украшения двухтысячелетней давности, которые привлекли внимание, как
русских, так и зарубежных ученых. В 1905 году Рерих демонстрировал некоторые
свои находки на археологическом съезде в Периге (Франция). Специалисты
сравнивали их с классическими изделиями Египта.
Занимаясь русским неолитом, художник собрал интересную
коллекцию изделий каменного века, дополненную впоследствии экспонатами из
Скандинавии, Франции и Швеции.
Интерес Рериха к каменному веку был не случайным. Николай
Константинович считал, что многие загадки эволюции человечества найдут объяснение
при изучении именно этого периода.
Широкий интерес вызвали раскопки Рериха в 1910 году в Новгороде.
Там, на нетронутых местах, было обнаружено семь наслоений города, древнейший
из которых датировался началом IX века.
Рерих принимал деятельное участие в организации Петербургского
Допетровского музея. Первые экспонаты для этого музея поступили как раз с его
археологических раскопок.
Археология и изучение древней, исконно русской культуры
оказали заметное влияние на развитие эстетических взглядов Рериха, на образный
язык его искусства. Еще в 1898-1899 гг. Николай Константинович прочитал в
Археологическом институте курс лекций на тему «Художественная техника в
применении к археологии». В лекциях поднималась совершенно новая эстетическая
проблема об отношении искусства к археологии.
В изучении истории русской и мировой культуры складываются
взгляды Рериха на тесную историческую связь народов России с Востоком. Именно
эти научные взгляды, во многом формировавшие тематику и философскую
направленность искусства Рериха, оказали решающее влияние на ход всей его
дальнейшей жизни и деятельности. Задумав еще до первой мировой войны
организовать научно-художественную экспедицию в Индию и Центральную Азию, Рерих
многие годы тщательно готовился к ней. Попасть в Индию впервые ему удалось лишь
в 1923 году.
В 1923-1928 гг. Рерих совершил грандиозное путешествие по
Центральной Азии и побывал в 1926 году в Москве, на Алтае и в Бурятии.
Оснащение экспедиции на обратный путь в Индию было осуществлено с помощью
советских властей. Экспедиция Рериха впервые пересекла Центральную Азию с
севера на юг через Тибет, Трансгималаи и Гималаи с выходом в Сикким. Эта
экспедиция Рериха, осуществившая многолетнюю мечту Пржевальского и Козлова и
явившаяся триумфом русских исследователей Центральной Азии, внесла много нового
в мировую науку.
В 1928 году Рерих организовал в Индии Институт
Гималайских исследований «Урусвати». Работа института была рассчитана на самые
широкие международные связи. Рерих привлек к сотрудничеству и обмену научной информацией
десятки научных учреждений Азии, Европы и Америки. Экспонаты собранных
коллекций посылались в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад,
Пенджабский университет. Парижский музей естественной истории. Гарвардский
университет в Кембридже, Академию Наук СССР.
Институт ежегодно проводил научные экспедиции. В ходе
крупнейшей из них, возглавленной самим Н.Рерихом, в 1934-1935 гг. были
исследованы районы Манчьжурии и северного, пограничного с пустыней Гоби, Китая.
Научная деятельность Рериха, направленная против
европоцентрических теорий, поддерживаемых империалистами Запада, была особо
высоко оценена передовыми деятелями Индии и других азиатских стран. В свою
очередь, Англия как крупнейший колонизатор Азии, чинила деяятельности Рериха всевозможные
препятствия. Британское министерство Иностранных дел неоднократно пыталось
исключить Индию из сферы деятельности русского художника. По приказу британских
колониальных властей экспедиция Рериха была зимой 1927-1928 гг. задержана на
Тибетском нагорье и оказалась на краю полной гибели.
Работа института «Урусвати» успешно развивалась до второй
мировой войны и была законсервирована вследствие нарушенных войной
международных сношений. Некоторое представление о диапазоне научных интересов
Рериха дает тот факт, что он состоял членом французского общества
доисторических исследований, членом Югославской Академии наук и искусств,
членом Академии международного института науки и литературы в Болонье (Италия),
вице-президентом общества Марка Твена (США), членом Парижского общества
антикваров, почетным протектором Исторического общества в Париже, почетным
членом Нью-Йоркского общества охраны исторических памятников, почетным членом
института имени Джагадис Босе в Калькутте, членом Бенгальского королевского
Азиатского общества, почетным президентом и доктором литературы Международного
Буддийского института в Сан-Франциско, членом ассоциации Международных
исследований в Париже, вице-президентом Американского института Археологии,
членом-корреспондентом многих других научных учреждений Азии, Европы и
Америки.
7.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рерих был первым русским художником, обратившимся к мировой
общественности с призывом пересмотреть отношение к родной старине и взять ее
под особую охрану. Начиная с 1898 года, в печати стали появляться статьи
Рериха, в которых, основываясь на тщательном изучении вопроса, он указывает на
высокую художественную ценность древнерусских архитектурных сооружений, иконописи,
предметов народного творчества. В публичных выступлениях Рерих гневно клеймит
невежественное отношение к старине, варварское ее уничтожение и неумелую
реставрацию. Занимаясь археологическими раскопками и путешествуя по
древнерусским городам, Рерих устанавливает контакты с местными почитателями
старины, организует кружки по ее охране, способствует пробуждению интереса к
истории национальной культуры, зарисовывает и фотографирует памятники
древности.
Русско-японская война 1904 года заставила Рериха впервые
задуматься над проблемой охраны культурных ценностей в военное время. Когда
вспыхнула война 1914 года, Рерих обратился к верховному командованию русской
армии и правительствам других стран с предложением обеспечить сохранность
культурного достояния народов путем соответствующего договора между воюющими сторонами.
Этот призыв не получил тогда поддержки.
В конце 1920 годов Рерих вновь приступает к осуществлению
своих планов по охране памятников культуры и научных учреждений при
вооруженных столкновениях. В 1929 году Николай Константинович изложил основные
положения своего плана доктору международного права и политических наук
Парижского университета Г.Шкляверу и члену Гаагского мирного суда проф[ессору]
Жоффр-де-ла-Праделю и предложил им разработать проект Пакта, согласуя его с
кодексом международного права. В том же году полный текст проекта Пакта с
сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран был
опубликован и получил широкую огласку. По примеру Красного Креста, Пакт
предусматривал неприкосновенность исторических памятников, а также культурных
и научных учреждений в военное время.
Постоянные комитеты Пакта Рериха были учреждены в 1929 году
в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и Брюгге. В 1930 году проект Пакта был
одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций и передан на рассмотрение
Международной Комиссии интеллектуального сотрудничества.
Идея Рериха нашла самую широкую поддержку широких кругов
прогрессивной мировой общественности. Ее горячо поддержали Рабиндранат Тагор,
Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс и многие другие
деятели культуры и науки. О резонансе, вызванном предложением Рериха,
свидетельствует выдвижение художника в кандидаты на Нобелевскую премию мира в 1929
году, хотя просоветские настроения Рериха исключали всякую возможность ее присуждения.
В 1931 году в Брюгге был организован Международный Союз
Пакта Рериха и созвана первая Международная Конференция с официальными
представителями некоторых правительств. В августе 1932 года в Брюгге же
состоялась вторая конференция Пакта, а в ноябре 1933 года в Нью-Йорке (В Вашингтоне. (Примеч.
ред.)) — третья, на которой участвовали официальные представители 36 стран.
15 апреля 1935 года государства Америки подписали в
Вашингтоне Пакт Рериха, и президент Фр.Рузвельт выступил по этому поводу по
радио с приветствием и обращением к другим странам о присоединении к Пакту.
Вторая мировая война прервала международную деятельность
комитетов Пакта, однако в 1945 году она была возобновлена. В 1946 году за Пакт
высказалась Всеиндийская Конференция Культурного Единства.
В 1948 году, уже после кончины Рериха, Пакт был одобрен
правительством Индии, возглавленным Дж.Неру. В 1950 году основные положения
Пакта со всей документацией по его продвижению были переданы в ЮНЕСКО. В 1954
году в Гааге на основе Пакта Рериха был составлен и подписан Заключительный Акт
Международной Конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных
конфликтов. В следующем году 39 государств, в их числе Советский Союз,
ратифицировали это международное соглашение. По опубликованным данным, к 1968
году участниками Гаагской Конвенции являлись уже 59 государств. Наш известный
скульптор, народный художник С.Коненков справедливо заметил, что «нравственные
принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами
международного права». («С веком
наравне». М., 1969. Т. II. С.
4).
Активная борьба Рериха за сохранение культурных сокровищ
сопровождалась широкой антимилитаристической пропагандой, и эта общественная
деятельность Рериха выдвинула его в ряды виднейших гуманистов своего времени.
8.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Философское мировоззрение Рериха складывалось под заметным
влиянием восточной философской мысли. Некоторое воздействие на молодого Рериха
оказали взгляды Дж.Рескина и Л.Н.Толстого. Однако Николай Константинович совершенно
не разделял упрощенческих тенденций Толстого и никогда не симпатизировал
«толстовству». В поисках «гармонии жизни» Толстой и Рерих шли разными путями,
сближал их лишь более или менее однородный подход к решению ряда этических
проблем, которые в мировоззрении того и другого занимали важнейшее место.
Рерих с ранних лет внимательно следил за исследовательской работой
отечественных востоковедов, со многими из которых был близко знаком. Взгляды
Рериха на исторические процессы становления русской культуры всегда направляли
его внимание на историю культуры народов Востока. Научные концепции Рериха о
народных миграциях и их роли в преемственности и взаимодействии национальных
культур находили опору в трудах тех ученых, которые в конце XIX и начале XX веков заново открывали западному миру высокие достижения древнего Востока
в области астрономии, математики, медицины, права, искусства, философии.
Николай Константинович проявил большой интерес к движению
«Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициативе индийского мыслителя
и общественного деятеля Свами Вивекананды. Вивекананда и его учитель,
популярный в Индии и за ее рубежами религиозный философ Рамакришна, были
первыми мыслителями, по трудам которых Рерих знакомился с оригинальной
индийской философской мыслью.
Среди памятников индийской классической литературы
огромное впечатление на Рериха произвела «Бхагавадгита». В дальнейшем Николай
Константинович серьезно изучает многие первоисточники различных восточных
философских школ, питая при этом особый интерес к философии буддизма,
привлекавшего его своеобразным решением некоторых этических проблем и
отрицанием кастовых привилегий. Из современников Рерих высоко ценил
Рабиндраната Тагора и поддерживал с ним тесные контакты.
По явному недоразумению, а иногда и умышленно, с определенным
намерением подорвать научную репутацию Рериха, ему приписывали близость к так
называемому «оккультизму» и даже пытались объяснять им философское
мировосприятие художника.
Сам Николай Константинович отнюдь не скрывал, что его интересовала
история проникновения в Россию оккультных учений, которые подчас вызывали и
здоровый интерес к философии Востока. В связи с этим Николай Константинович
указывал на некоторые мировоззренческие положения Новикова, Аксакова, Даля,
Пирогова, Бутлерова, Блаватской и подчас употреблял введенную ими в русский
язык мистическую терминологию. Однако после посещений «спиритических» сеансов и
более близкого знакомства с их сторонниками и пропагандистами у Рериха
выработалось резко отрицательное отношение к спиритизму, о чем он неоднократно
в своих статьях писал.
Вместе с тем, Николай Константинович со всей серьезностью
изучал феномены индийского йогизма, непосредственным свидетелем которых был
сам, так же как и некоторые другие, мало исследованные явления человеческой
психики (гипноз, самовнушение, передача мысли на расстояние и т.п.). На этой
почве состоялось сближение Рериха с проф[ессором] В.М.Бутлеровым и многими
зарубежными учеными парапсихологами.
Рассматривая воздействие Востока на мировоззрение Рериха,
в том числе несомненное восприятие им некоторых идеалистических положений
индийской философии, можно проводить параллели между взглядами художника и
взглядами Гете, Гегеля, Ромена Роллана, Толстого, Циолковского, Вивекананды,
Тагора, Ганди, Неру, но выводить мировоззрение Рериха из мутного источника
«спиритических откровений» — это значит клеветать на художника и ученого,
который принадлежал к передовой науке и прогрессивному гуманистическому
искусству своего времени.
Что же касается слухов о принадлежности Рериха к каким-то
«оккультным мировым центрам» или руководству Теософского движения, то все они
на поверку оказываются вздорными выдумками досужих умов или личных
недоброжелателей художника. Смехотворными представляются и «обвинения», выдвигаемые
против Рериха за якобы переход из лона христианской церкви в буддизм. Ни
малейшего значения принадлежности к тому или иному церковному институту Рерих
не придавал и ни с одним из них не считал себя связанным.
Объективный идеализм Рериха тесно переплетался с его научными
взглядами на историю человеческой культуры, эволюция которой возможна лишь в
пределах постижения закономерностей окружающего нас реального мироздания.
Поэтому в решении общественных вопросов Рерих неизменно примыкал к
прогрессивным идеологическим течениям, которым чужды беспочвенный мистицизм,
агностицизм и шаткие позиции субъективного идеализма.
9.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Рерих обычно воздерживался от прямого вмешательства в какую-либо
политическую деятельность, хотя и не считал аполитичность «священной»
прерогативой работников науки и искусства.
Становление политических взглядов Николая Константиновича
протекало в тесном взаимодействии с формированием его научных концепций в
области человеческой культуры. Большое влияние на политические убеждения
художника оказывали и те антиимпериалистические настроения индийских
мыслителей, которыми он увлекался при изучении восточной философии.
Действенный гуманизм Рериха не мог мириться с тем
«узаконенным» угнетением человека человеком, на котором базируется капиталистический
общественный строй. Еще задолго до Октябрьской революции Рерих решительно
осуждал частнособственническую психологию буржуа, уродства буржуазного уклада
жизни, его вопиющую несправедливость. Однако, увлеченный поисками «гармоничного»
общественного строя в далеком прошлом и чуждый конкретному революционному
движению своего времени, Рерих, как и большинство творческой интеллигенции
России, явно недооценивал классовых противоречий и всей остроты классовой борьбы.
Тем не менее, историческое чутье Рериха помогло ему
встретить революцию 1917 года как закономерный эволюционный акт общественного
развития. Николай Константинович не только не выступал в защиту свергнутого
строя, но и всячески подчеркивал свою принадлежность к «Новой России».
Правда, порой художника охватывали сомнения в правильности
революционной тактики, в правомочности насильственных приемов, человеческих
жертв и разрушений памятников культуры, неизбежно связанных с жестокой
классовой борьбой. Однако такие сомнения были кратковременными и возникали
из-за искаженной информации, доходившей к нему в Финляндию, где в 1918 году он
оказался отрезанным от Родины новой государственной границей. В Сортавалу
(Сердоболь) Рерих переехал с семьей еще в декабре 1916 года из-за состояния
здоровья и, по мере возможности, наезжал в Петроград. Последняя поездка
состоялась в начале 1918 года, после чего граница была закрыта. В 1919 году
Рерих направился уже в Лондон, откуда и предпринял первую, неудавшуюся попытку
попасть в Индию.
Оказавшись за рубежом родной земли, Рерих в своих публичных
выступлениях подчеркивал прогрессивное значение произошедших в России
социальных изменений и резко критиковал тот «западный образ жизни», который
полностью опирается на безграничную власть денег.
Уже в 1924 году Николай Константинович устанавливает личные
контакты с советскими дипломатами. В 1926 году он посещает Советский Союз и
делится своими планами исследовательской работы на Востоке с наркомами
А.Луначарским и Г.Чичериным. В обратный путь из Советского Союза через Монголию
и Тибет в Индию экспедиция Рериха снаряжается при содействии советских властей,
и художнику выдается советский экспедиционный паспорт.
Находясь на чужбине, Рерих категорически отказывается от
эмигрантского «нансеновского» паспорта и не принимает иностранного подданства,
что влекло за собой множество затруднений формального характера. В августе
1939 года, отвечая на вопросы руководителей Рижского Музея имени Рериха,
возникшие в связи с организованной этим музеем выставкой советской книги в
тогда еще буржуазной Латвии, Рерих писал: «Как были мы, так и остались
[русскими подданными], и в 1926 году во время нашего пребывания [в Москве] это
было подтверждено. Тогда же была решена дальнейшая экспедиция».
Просоветские настроения Рериха, его высокие оценки
личности В.И.Ленина, зафиксированные с самого начала двадцатых годов в письмах,
дневниковых записях и публикациях художника, явились причиной злостных нападок
на него со стороны контрреволюционной верхушки белоэмигрантов. Эти нападки,
сопровождаемые самой нелепой клеветой, особенно усилились в тридцатые годы в
связи с патриотическими и антифашистскими выступлениями Рериха в печати. Даже
после смерти художника антисоветчики не успокоились и продолжали свои гнусные
выпады против него. В США изощрялись в выдумках князья братья Щербатовы. В
Париже в 1956 году в черносотенной эмигрантской газете «Русская мысль»
появились две статьи Сергея Маковского, написанные в хлестком стиле фельетонов
желтой прессы и насыщенные нелепыми выдумками и беззастенчивым искажением
широко известных фактов из жизни и деятельности Рериха.
Характерно, что дискредитировать имя Рериха потребовалось
кому-то именно перед посмертными выставками его произведений в Москве. Приложил
к этому свои усилия и давнишний идеологический противник Рериха — Александр
Бенуа. Последний, конечно, ни с какими антисоветскими выступлениями себя не
связывал. До 1939 года Бенуа даже посылал Рериху из Парижа в Гималаи очень
почтительные и дружеские письма, но не упускал случая отрицательно отозваться
об идеологической целенаправленности творчества Николая Константиновича. С
точки зрения европоцентрических убеждений Бенуа, это было вполне закономерно.
Менее оправданными являются мотивы, побудившие Бенуа поместить в реакционной
эмигрантской печати резко отрицательную рецензию на изданную в 1939 году в
Риге монографию о Рерихе, в которой были помещены статьи советского
художественного критика Э.Голлербаха и просоветски настроенного писателя Вс.
Ник. Иванова, вернувшегося вскоре в СССР. Оба автора особо подчеркивали
принадлежность Рериха к русскому искусству и его патриотизм. Сам факт публикации
работы советского искусствоведа в русском зарубежном издании конца тридцатых
годов, казалось бы, должен говорить о многом, но монография Рериха вызвала у
Бенуа лишь отрицательную реакцию. Характерно, что из множества своих зарубежных
статей Бенуа пожелал увидеть эту рецензию в книге «Бенуа размышляет», которая
была издана в 1968 году в Москве. В книге было также опубликовано письмо Бенуа
к И.Зильберштейну, где проскальзывают недовольные нотки, вызванные успехом
выставки произведений Рериха в Москве и личной неприязнью критика к художнику,
которая сопровождала Бенуа всю его жизнь.
Сам Рерих довольно хладнокровно и не без иронии относился
к возне, время от времени подымаемой вокруг его имени в эмигрантской печати.
Тем более не заслуживает она серьезного внимания в наше время. Однако
некритический отбор зарубежных публикаций для современных советских изданий
приводит к тому, что прогрессивные общественно-политические взгляды Рериха или
вуалируются умышленным замалчиванием или грубо искажаются.
Считая искусство действенной силой, преобразующей
человеческую жизнь, Рерих не мог оставаться равнодушным к тому или иному
политическому строю и трезво судил о том, какой именно из них способствует
расцвету как национальной, так и общечеловеческой культуры.
Выступая с критикой буржуазного уклада жизни, Рерих со
всей конкретностью указывал на преимущества социалистического строя, на героическую
борьбу народов Советского Союза за справедливую и счастливую жизнь на Земле.
Горячий патриотизм Рериха основывался не просто на «русскости», а на признании
своей Родины ведущей страной, открывавшей новую эру, новую ступень человеческих
отношений.
Общественно-политические убеждения Рериха, не лишенные
идеалистических тенденций его философского мировоззрения, служат ярким
доказательством того, что истинные гуманисты нашей эпохи не могут не считать
Советский Союз реальным оплотом светлого будущего человечества. И если до сих
пор о патриотизме и политических взглядах Рериха говорилось, как правило, в
слишком общих словах, то публикация некоторых архивных материалов, переписки и
очерков из серии «Листов дневника» художника должна внести в этот вопрос
конкретность и полную ясность.
1971 г.
Из архива Эстонского
общества Рериха.
© Сборник
"Непрерывное восхождение", том
1.
М: Международный Центр
Рерихов, 2001 г.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Некоторые
древности Шелонской пятины Бежецкого конца СПб., 1899.
2. Экскурсия
Археологического института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях
С[анкт]-Петербургской губернии СПб., 1900.
3. Некоторые
древности пятин Деревской и Бежецкой. СПб., 1903.
4. Каменный век на
озере Пирос. СПб., 1905.
5. Собрание
сочинений, кн. 1, М„ 1914
6. Цветы Мории.
Берлин, 1921.
7. Пути
Благословения. Рига, 1924.
8. Сердце Азии.
Нью-Йорк, 1929.
9. Держава Света.
Нью-Йорк, 1931.
10. Твердыня
Пламенная. Париж, 1932.
11. Священный Дозор.
Харбин, 1934.
12. Врата в Будущее.
Рига, 1936.
13. Нерушимое. Рига,
1936.
14. Листы дневника,
26 очерков. «Октябрь» №10, 1958.
15. Листы дневника, 8
очерков. «Наш Современник» №7, 1967.
16. Листы дневника, 3
очерка. «Аврора» №5, 1970.
17. Листы дневника,
18 очерков. «Прометей» №8, 1971.
18.
Отрывки из книг «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии».
"Вокруг Света" № 3, 4, 1972.
Полная библиография литературных произведений Н.К.Рериха —
36 названий книг на русском и иностранных языках с перечислением произведений,
оставшихся в рукописи, опубликована в «Ученых записках Тартуского
Государственного университета», вып. 217. Тарту, 1968.
БИБЛИОГРАФИЯ
О РЕРИХЕ
1. Рерих Н. (статьи
С.Маковского и А.Ростиславова). Изд. журна ла «Золотое Руно», 1907.
2. Мантель А. Творческий путь
Рериха. Изд. журнала «Аполлон», 1915.
3. Рерих, (текст
Ю.Балтрушайтиса, А.Бенуа, А.Гидони и др.) Пг., 1916.
4. Эрнст С. Рерих. Пг.,
1918.
5. Андреев Л. Держава Рериха.
«Жар-Птица» № 4-5.
6. Кушин М. Рерих. М.,
1918.
7. Бурлюк Д. Искусство
Рериха. Нью-Йорк. «Русский Голос», 1924.
8. Жан Дювернуа. Рерих. Фрагменты
биографии. Рига, 1932.
9. Н.К.Рерих (текст
Р.Рудзитиса, Е.Москова, В.Шибаева). Рига, 1935.
10. Иванов Вс. Ник. Рерих. Художник
и мыслитель. Рига, 1937.
11. Рерих. Ч. 1
(Статьи Э.Голлербаха и Вс. Ник. Иванова). Рига, 1939.
12. Рерих Ю. На родине.
Журнал «Советская женщина» №9, 1958.
13. Юон К. Большой
художник. Каталог «Выставка произведений академика живописи Н.К.Рериха». М.,
1958.
14. Грабарь И. «Произведения
Н.К.Рериха». "Вечерняя Москва"
№ 92, 18 апреля 1958.
15. Дмитриева Н. Н.К.Рерих. М.,
1958.
16. Соколова Н. Рерих. «Октябрь»
№10, 1958.
17. Зарницкий С., Трофимова
Л. Путь к Родине. «Международная жизнь» №2,1965.
18. Журавлева Е. Вступительная
статья к каталогу «Выставка произведений Н.К.Рериха». М., 1959.
19. Рерих Ю. Экспедиция
академика Н.К.Рериха в Центральную Азию. «Вопросы географии», сб. 50. М., 1960.
20. Ефремов Ю.К. Рерих и
география. Там же.
21. Рерих Ю.Н. Листы
воспоминаний. Альманах «Приключения в горах», кн. 1, М., 1961.
22. Зелинский А.Н. Забытый памятник
русского искусства. «Искусство» №3,1962.
23. Князева ВЛ. Н.К.Рерих. Л.,
1963.
24. Кашкалда В.Я. Вступительная
статья к «Путеводителю по выставке Н.К.Рериха». Новосибирск, 1965.
25. Вагнер Л. Он слышал сердце
Азии. «Земля и люди 1967». М., 1966.
26. Цесюлевич Л. Рерих и Алтай.
«Молодежь Алтая», 23 июля 1967.
27. Алехин А.Д. Древнерусским
зодчеством вдохновляясь. «Творчество» №7,1968.
28. Коржуев Р. Оставлено
потомкам для размышления и фантазии. «Московский художник», 24 марта 1967.
29. Князева В.Н. Н.Рерих. М.
1968.
30. Лопатина Е. С Рерихом по
горным тропам. «Литературная газета» 16 октября 1968 г.
31. Алехин А.Д. Графика
Н.К.Рериха. Ученые записки Московского государственного педагогического
института имени В.И. Ленина. №263. М., 1968.
32. Беликов П.Ф. Рерих и Горький.
Ученые записки Тартуского государственного университета. №217. Тарту, 1968.
33. Ермолаев Е. Пламя земных
красок. «Учительская газета», 20.11.1969.
34. В.Булгаков. Мои встречи с художниками.
Л., 1969.
35. Фролов А. Творческое
содружество Н.Рериха и В.Фролова. «Искусство» №8,1970.
36. Канделаки Р. Гонец спешит к
людям. Сборник «С веком наравне», т. 2. М., 1969.
37. Рерих. Альбом
репродукций. Вступительная статья А.Юферовой, аннотации к репродукциям
А.Лукашова. М., 1970.
38. Ломакина И. У картины
Рериха. «Юность» №10, 1970.
39. Беликов П. Предисловие к
публикации «Листов дневника» Н.Рериха, альманах «Прометей» №8,1971.
40. Рерих Ю.Н. «Во имя жизни,
во имя мира...» (О Пакте Мира Н.Рериха). «Московский комсомолец», 17 августа
1971 г.
41. Окладников А.П. Предисловие к
публикации отрывков из книг Рериха «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». Журнал
«Вокруг Света» №3,1972.
42. Цесюлевич Л. Рерих на Алтае.
Журнал «Уральский следопыт» №2,1972.
43. Беликов П.,
Князева В. Рерих (серия «ЖЗЛ»). М., 1972 (в произвол [стве]).
44. Беликов П. Рерих и Индия.
«Страны и народы Востока». Изд. «Наука», вып. IV. Индия. М., 1972 (в производстве).
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ
ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.К.РЕРИХА
1874 - родился 27
сентября (9 октября) в Петербурге.
1883 - поступил в
гимназию К.Мая в Петербурге.
1890 - первые публикации
в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник».
1891 - начало занятий
живописью под руководством М.Микешина.
1892 - раскопки в
окрестностях Петербурга по поручению Археологического общества.
1893 - поступает в
Академию художеств и на юридический факультет Петербургского университета.
1896 - избран членом
Археологического общества. Поездки в Крым, на Украину и по Волге.
1897 - окончил Академию
художеств. Присвоено звание художника за картину «Гонец».
1898 - защитил
университетский диплом. Внештатный преподаватель Археологического института.
Помощник редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».
1899 - археологические
изыскания в Псковской, Новгородской и Тверской губерниях. Помощник директора
Музея Общества Поощрения художеств.
1900 - поездки во
Францию, Голландию и Италию. В Париже пополняет художественное образование в
мастерской Ф.Кормона.
1901 - возвращение в
Петербург и женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой. Назначается секретарем
Общества Поощрения художеств.
1902 - выставляется в
Петербурге и на Осенней выставке «Мира искусства» в Москве. Летом раскопки в
Новгородской губернии. 16 августа родился сын Юрий.
1903 - поездки по древним
городам России. Участие в Весенней выставке «Мира Искусства» в Петербурге.
1904 - продолжает объезд
русских городов. Выставка архитектурных этюдов в Петербурге. 23 октября
родился сын Святослав.
1905 - поездка в Италию.
Участие в выставках в Праге, Берлине Вене, Венеции.
1906 назначен директором Школы Общества Поощрения
художеств. Поездки во Францию, Италию, Англию. Избран членом Парижского
Осеннего Салона.
1907 - лето в
Скандинавии. Работы для театра.
1908 - поездка во
Францию. Участвует в выставках в Париже и в Венеции. Член правления Общества
Архитекторов. Статьи в журналах «Старые годы» и «Вестник Европы». Работы для
театра.
1909 - поездки в Лондон,
по Рейну и в Голландию. Избран академиком Петербургской Академии художеств.
Выставки в Париже и Лондоне.
1910 - избран
председателем возобновленного «Мира искусства». Раскопки в Новгороде. Лето в
Прибалтике и Смоленске. Выставки в Риме и Брюсселе.
1911 - поездки по Рейну и
в Голландию. Лето в Смоленской губернии. Начата роспись «Царицы Небесной» в
Талашкине.
1912 - поездки в Париж.
Работа со Стравинским над «Весной Священной». Декорации к «Пер Гюнту» для МХТ.
1913 - поездки в Париж и на Кавказ. Постановка
«Весны Священной» в Париже.
1914 - окончание росписи
«Царица Небесная». Участвует в выставке в Мальме (Швеция).
1915 - организует Музей
Русского искусства при Школе Общества Поощрения художеств. Переносит сильное
воспаление легких. Лето проводит в Валдайске.
1916 - 16 декабря
переезжает на постоянное жительство в Карелию (Сортавала).
1917 - в марте посещает
Петроград. Входит в Комиссию Горького по делам искусств и подписывает обращение
в Совет Рабочих и Солдатских депутатов.
1918 - в январе посещает
Петроград. В сентябре поездки в Хельсинки и в Стокгольм с выставками.
1919 - уезжает из Карелии
в Лондон. По пути выставки в Копенгагене.
1920 - выставка в
Лондоне. Встреча с Тагором. Приглашение посетить с выставками США. Прибытие в
Нью-Йорк 20 сентября.
1921 - выставки в
Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и других городах США. Поездки в Аризону, Новую
Мексику, Калифорнию. В апреле (В ноябре. (Примеч. ред.)) организован
Институт объединенных искусств.
1922 - посещает остров
Мохеган. В сентябре организован художественный центр «Корона Мунди».
1923 - 8 мая уезжает из США в Европу. Посещает Париж,
Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Милан, Болонью, Женеву. 17 сентября уезжает из
Марселя в Индию. 30 ноября прибывает в Бомбей. Далее следует по маршруту:
Джайпур — Дели — Агра — Калькутта — Дарджилинг. 17 ноября в Нью-Йорке
открывается Музей Николая Рериха.
1924 - научные экспедиции по Сиккиму и Бутану. В сентябре
уезжает из Дарджилинга. В течение трех месяцев проделывает путь: Калькутта
— Бомбей — Марсель — Париж — Нью-Йорк — Париж — Берлин — Марсель — Париж —
Нью-Йорк — Париж — Берлин — Марсель — Каир — Коломбо (Цейлон) — Борободур (Индонезия).
Посещает Советское полпредство в Берлине.
1925 - из Цейлона через Мадрас и Калькутту возвращается в
Дарджилинг. В марте начинает большую экспедицию в Центральную Азию. В декабре
пересекает с экспедицией границу Индии и доходит до Хотана.
1926 - из Хотана через
Кашгар и Карашар доходит до озера Зайсан и пересекает границу СССР. В июле
прибывает в Москву где встречается с А.Луначарским и Г.Чичериным. Осенью
проводит экспедицию по Алтаю. Из Алтая через Новосибирск и Улан-Удэ следует в
Монголию.
1927 - в апреле
экспедиция покидает Улан-Батор и по направлению к Лхасе пересекает восточное
Тибетское нагорье. Вынужденная зимняя стоянка в Нагчу. Картины на тибетские и
монгольские мотивы.
1928 - экспедиция
продолжает путь в обход Лхасы. В мае пересекает Гималаи и возвращается в
Дарджилинг. 28 июля в Сиккиме основан Институт Гималайских исследований
«Урусвати». В декабре переезжает и переносит деятельность института в Наггар
(Пенджаб, долина Кулу)
1929 - в мае посещает
Европу и Америку. Публикация проекта Пакта Рериха по охране культурных
ценностей.
1930 - посещает Лондон,
Париж и выезжает в Пондишери. К концу года возвращается в Кулу. Одобрение
комиссией Лиги Наций Пакта Рериха.
1931-1933 - научная
работа в Институте «Урусвати». Экспедиции местного масштаба из Кулу. Работа по
продвижению Пакта.
1934 - в марте и апреле
посещает Францию и США. В мае возвращается в Индию и организует большую
экспедицию е Маньчжурию и Китай.
По пути посещает Гонконг и Японию.
1935 - экспедиция по
Внутренней Монголии (район Большого Хингана) и Китаю (пограничные с пустыней
Гоби области) В декабре' (В конце октября. (Примеч. Ред.)) возвращается в
Кулу.
1936-1940 - проживает в
Кулу. Работа по продвижению Пакта. Интенсивная научная и художественная
деятельность.
1941-1944 - выставки
картин в Индии. Передачи сумм с продажи картин на нужды Красной Армии.
Патриотические выступления в печати. Дж. Неру посещает Рериха в Кулу. Участие
в работе Американо-Русской Культурной Ассоциации и избрание ее почетным
председателем.
1945-1946 - сборы на
Родину. Переписка с московскими художниками. Всеиндийский конгресс культурного
единства одобряет Пакт Рериха по охране культурных ценностей. В Нью-Йорке
возобновляется деятельность комитета Пакта. Интенсивная творческая работа.
1947 - в июле ухудшение
состояния здоровья. Скончался 13 декабря от сердечной недостаточности.