П.Ф.Беликов

 

«Мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Н.К. — очень ответственная работа. Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать, чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным...»

Из письма П.Ф.Беликова к С.Н.Рериху от 14 февраля 1969 г.

 

 

 

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ.

ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Справки, краткие характеристики

 

1. ДЕТСТВО

Родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге. Отец — петербургский нотариус Константин Федорович Рерих, потомок переселившегося в Россию при Петре 1 шведа. Родовое имение Рерихов — Извара, неподалеку от станции Волосово (за Гатчиной) Нотариальная контора и квартира К.Ф.Рериха находилась на набережной Васильевского острова, по соседству с Академией Наук. Константин Федорович придерживался умеренно-либеральных взглядов. Среди его близких знакомых и друзей были: К.Кавелин Д.Менделеев, Н.Костомаров, А.Столетов, А.Позднеев, К.Голстунский, М.Микешин, А.Фролов и другие видные ученые, художники общественные деятели. Мать Н.К.Рериха — Мария Васильевна, урожденная Калашникова — из купеческой семьи, псковитянка.

Братья (младшие) Борис (впоследствии видный советский архитектор) и Владимир. Сестра — Лидия (в замужестве Озерова, А.К.Озеров — деятель Русского Красного Креста).

В детстве на Рериха оказывали сильное влияние как близкие зна­комые отца, с их обширными научными и творческими интересами, так и патриархальная обстановка старинных русских городов Пскова и Острова, где он часто бывал у родных по материнской линии.

Длительное пребывание в имении Извара и занятия охотой привили любовь к природе.

Среднее образование Н.К.Рерих получил в частной гимназии К.И.Мая в Петербурге (1883-1893).

С ранних детских лет проявился интерес к истории, археоло­гии, литературе, искусству. Домашнее окружение способствовало его развитию. Первые публикации в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник» (1890), также и первые археологические раскоп­ки (1892) приходятся на гимназические годы. Тогда же (1891) нача­лись систематические занятия живописью под руководством худож­ника и скульптора М.Микешина.

 

 

2. СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ

В 1893 году поступает на юридический факультет Петербург­ского университета и одновременно в Академию художеств. Юриди­ческий факультет был выбран исключительно по настоянию отца. Рериха больше тянуло к историческим наукам, и он регулярно посещал лекции профессоров этого факультета.

В Академии художеств учился у П.Чистякова, Р.Залемана, Н.Лаверецкого, И.Пожалостина, Н.Бруни, И.Подозерова. Окончил Академию художеств в 1897 году по мастерской А.Куинджи. Звание художника было присвоено за картину «Гонец», приобретенную на конкурсной выставке П.М.Третьяковым.

В 1898 году защитил университетский диплом на тему «Право­вое положение художников древней Руси».

В студенческие годы занимается самостоятельными археоло­гическими раскопками по поручению Русского Археологического общества, членом которого избирается в 1896 году.

В 1895 году Рерих знакомится с В.В.Стасовым, оказавшим неко­торое влияние на его научные и, отчасти, художественные взгляды.

В студенческие годы значительно расширяется литературная деятельность Рериха. Появляются первые зарубежные публикации (в Праге). Издаются археологические отчеты, публикуются статьи.

Очень любил музыку. Систематически посещал Беляевские симфонические концерты, концерты Русского Музыкального обще­ства и консерватории.

Принимал участие в общественной студенческой жизни Акаде­мии художеств и Петербургского университета. Иллюстрировал университетский студенческий журнал.

 

 

3. ЖИВОПИСЬ

После окончания Академии художеств пополнял художествен­ное образование в Париже в студии Ф.Кормона (1900). Первые после «Гонца» картины выставлял на Академической выставке в Петербурге в 1899 году («Сходятся старцы», 1898 и «Поход», 1899). «Сходятся старцы» экспонировалась также на Всемирной выставке 1900 года в Париже, где был организован русский художественный отдел.

Перед отъездом в Париж (1900) Рерих отказывается от пред­ложения С.П.Дягилева выставлять картины на организуемых им выставках. В журнале «Искусство и художественная промышлен­ность» выступает с критической оценкой первой выставки «Мира искусства».

После вторичного приглашения С.Дягилева в 1902 году Рерих, будучи уже признанным художником, дает 22 произведения на Осеннюю выставку «Мира искусства» в Москве и четыре картины на последнюю выставку «Мира искусства» в Петербурге (весна 1903), но в состав членов этого объединения не входит.

На становление Рериха-художника идеологи «Мира искусства» заметного влияния не оказали. Так называемый «ретроспективизм» обусловлен у Рериха не стремлением «возродить» эстетические традиции XVIII в., как это имело место у зачинателей «Мира искус­ства», а глубоким научным проникновением в историю. Историче­ские пути русского народа, прошлое, настоящее и будущее нацио­нальной культуры — вот те проблемы, что стимулировали творче­ство раннего Рериха. В дальнейшем, с развитием сферы научных интересов художника, масштабы этих проблем, не утрачивая своего национального характера, разрастаются до масштабов истории миро­вой культуры, взаимовлияний различных национальных культур и, в особенности, взаимосвязи культуры народов России с Востоком.

На почве европоцентрических позиций Александра Бенуа меж­ду ним и Рерихом возникает ряд принципиальных разногласий. Не­смотря на непримиримые расхождения идеологического характера, Бенуа поддержал кандидатуру Рериха на пост Председателя возоб­новленного объединения «Мир искусства» (1910).

Эстетика Рериха развивалась независимо от основной группы художников «Мира искусства» и складывалась, скорее всего, под влиянием изучения древнерусского, позднее древнеиндийского, монгольского и китайского искусства. В 1910-х годах наблюдается воздействие европейского модерна, весьма быстро изжитого худож­ником. Все влияния и воздействия находили у Рериха творческую переработку, в результате которой возник его собственный, глубо­ко индивидуальный стиль, полностью соответствующий философ­скому мировосприятию художника и его взглядам на историю чело­веческой культуры.

Большие достижения Рериха в области колорита опирались на несколько иные основы, чем у его учителя Куинджи, непосредст­венное влияние которого неоспоримо лишь в самых ранних произ­ведениях художника.

Художественное наследие Рериха полностью еще не система­тизировано. Николай Константинович в последние годы жизни вел списки созданных картин, однако обнаружены произведения, в этих списках не значащиеся. Наиболее полный список произведений с 1891 по 1916 годы, составленный С.Эрнстом, также имеет пропуски. В последние годы большую работу по изучению и систематизации художественного наследия Рериха проделал Владимир Васильевич Соколовский (Москва).

Считается, что в целом, вместе с повторениями, эскизами и рисунками, Рерихом создано около 7000 произведений. Ниже в хро­нологическом порядке приводятся некоторые, наиболее известные из них.

 

1893 Плач Ярославны. Святополк окаянный.

1894 Пскович. Иван Царевич наезжает на убогую избушку. Ушкуйник.

1895 Вечер богатырства Киевского. В Греках.

1896 Вечер богатырства Киевского (2-й вариант). Утро богатырства Киевского.

1897 Гонец. На чужом берегу.

1898 Идол (эск.). Сходятся старцы.

1899 Волхов. Спас Нередица. Старая Ладога. Поход. Лучники (эск.).

1900 Курганное поле. Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса). Заморские гости (вариант).

1901 Соглядатаи. Зловещие. Идолы. Княжая охота.

1902 Городок. Город строят. Чайка. Зловещие. Славянская деревня.

1903 Сибирский фриз. Строят ладьи. 75 этюдов старины.

1904 17 этюдов русской старины. Св. Борис и Глеб. Бой Александра Невского с ярлом Биргером. Каменный век. Север (фриз для майолики). Архангел. 4 эскиза мебели.

1905 Славяне на Днепре. Сокровище Ангелов. Пещное действо. Березы. Колдуны. Заклятие водное. Изба смерти. Иллюстрации к Метерлинку.

1906 Бой. Змиевна. Девассари Абунту. Девассари Абунту с птицами. Поморяне (Утро). 12 эскизов для росписи церкви в Пархомовке. Этюды из путешествий по Италии и Швейцарии. Три варя­га приближаются. Каменный век.

1907 Владыки нездешние. Поморяне (Вечер). Песнь о викинге. Фин­ляндские этюды. Заклятие земное. Ковер-самолет. Илья-пророк. Эскизы декораций к опере «Валькирия». Иконостас для мона­стыря в Перми.

1908  Триумф викинга. Эскизы к «Снегурочке».

1909 Сюита «Князь Игорь». Рейн. Хеймерсгейм. Пленница. Богатыр­ский фриз. Варяжский мотив. Светлой ночью. Ункрада. Дары. Ростов Великий. Небесный бой. Одинокий корабль.

1910 Царица Небесная над рекою жизни (эскиз). Каменный век. Путь великанов. Варяжское море. За морями — земли великие. У Дивьего камня старик неведомый поселился. Святовитовы кони. Старый король. Эскизы к «Весне Священной».

1911 Картон для мозаики над входом в церкви в Талашкине. Чело­вечьи праотцы. Сеча при Керженце. Эскизы декораций к пьесе «Фуэнте Овехуна». Книга Голубиная. Эскизы для спектакля «Пер Гюнт». Проект памятника Н.А.Римскому-Корсакову.

1912 Пречистый град — врагам озлобление. Эскизы к «Весне Свя­щенной». Декорации к опере «Тристан и Изольда». Эскизы в «Пер Гюнту». Рейнский этюд. Тропа прямоезжая. Ангел По­следний. Внутренняя роспись в церкви в Талашкине «Царица Небесная», «Трон невидимого Бога».

1913 Крик змия. Скит. Кавказские этюды. Чудь подземная. Эскизы к «Принцессе Малэн». Сеча при Керженце. 4 эскиза росписи часовни во Пскове. Эскиз мозаики для памятника Куинджи.

1914 Эскизы к «Князю Игорю». Прокопий праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого. Зарево. Короны. Дела человече­ские. Град обреченный. Эскизы к «Сестре Беатрисе» (12 панно) для молельни на вилле Лившиц в Ницце.

1915 Варианты декораций трех актов к «Князю Игорю». Вестник. Стрелы неба — копья земли. Мехески — лунный народ. Мо­гила великана. Св. Ольга (эскиз росписи). Дом Духа. Волокут волоком. У рубежа.

1916 Окончание панно «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Три радости. Пантелей-целитель. Отдых охотника. Граница царства. Лесовики. Мудрость Ману. Лаухми-Победительница. Карелия.

1917 Святой остров. Дочь викинга. Вестник утра.

1918 Сюита «Героика». Зов солнца. Карелия. Северные острова. Еще не ушли.

1919  Сокровище. Жар земли. Белая госпожа. Русская изба.

1920 Святой Глеб. Святой Никола. Жертвоприношение. Сюита "Сны Востока".

1921 Пещеры в скалах. Корона Мира. Размышление. Пейзажи Аризоны. Новой Мексики, Калифорнии.

1922 Последний король. Утраченный путь. Серия картин "Санкта".

1923 Три стрелы. Вестник.

1924 Жемчуг исканий. Песнь утра. Песнь водопада. Красный лама. Матерь Мира. Помни. Гималайские пейзажи.

1925 Шамбала идет. Знамя грядущего. Кони счастья. Мощь пещер. Твердыня стен. Красные кони. Майтрейя-Победитель.

1926 Явление срока. Монгольская стрела. Эскизы, выполненные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.

1927 Великий всадник. Подземный народ. Эскизы, выполненные на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.

1928 Священные горы. Монголия. Эскизы и картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции, количество которых за 1925-1928 гг. доходит до 500.

1929-1930 Картины по эскизам, выполненным во время экспедиции 1925-1928 гг.

1931 Доби Нулла. Гуга Чохан. Эверест. Часовня Святого Сергия на перепутьи. Монастырь в Тибете. Мать Чингиз-хана. Храм Сер­гия в Америке (Вероятно, имеется в виду архитектурный проект часовни Св. Сергия в Чураевке, шт. Коннектикут. (Примеч. ред.).  Ченрези. Ашрам. Мадонна Орифламма. Гуру-Гури-Дхар. Каракиргизы.

1932 Лахул. Меч Гесера. Тень Учителя. Скалы Ладака. Замок Такура. Гомпа. Озеро Нагов. Путь на Кайлас. Св. Сергий.

1933 Кришна. Приказ Ригден-Джапо. Новгородский храм. Св. По­кровительница  (Святая Заступница). (Примеч. ред.). Путь в Шамбалу. Чингиз-хан. Сергиева пус­тынь. Звенигород.

1934 Фудзияма (Япония). Эскизы, выполненные во время Мань­чжурской экспедиции.

1935 Эскизы и картины, выполненные во время Маньчжурской экс­педиции.

1936 Армагеддон. Ладак.

1937 Держательница Мира. Кулута. Чату-Гомпа. Сантана. Чудо дивное.

1938 Гималаи. Керала. Тибет. Крепость в горах. Радовашася Ярослав граду Киеву. Кришна. Аджанта. Шамбала Даийк. Искандер и отшельник.

1939 Гималаи. Египет. Затмение. Самолет (Ковер-самолет). Брама-путра. Стрела.

1940 Тревога. Армагеддон. Александр Невский. Огни победы. Сер­гий-строитель. Ярослав. Богатыри проснулись. Спеши.

1941 Гесэр-хан. Тибетский стан. Нанда-Дэви. Ждущая. Чаша герою.

1942 Единоборство Мстислава с Редедей. Бэда-проповедник. Лхаса. Партизаны. Совет. Северная Русь. Настасья Микулична.

1943 Мстислав Удалой. Кашмир. Песнь о Шамбале. Новгородский погост. Беглецы. Письмо. Слава Гималаев.

1944 Нибелунги. Стрела-письмо. Сантана.

1945 Бум-Эрдени. Весна Священная. Помни. Человечьи праотцы.

1946 Гималаи. Кришна. Вестник. Испытатель. Весть Шамбалы. Ганг.

1947 Огни на Ганге. Приказ Учителя (последнее, незаконченное по­лотно Н.Рериха).

 

Об интенсивности гималайского периода творчества художника свидетельствуют составленные им списки произведений, содержа­щие за 1937 год — 196 единиц, за 1938 год — 224, за 1940 год — 100, за 1941 год— 130, за 1943 год— 210 и т.д.

 

 

4. МОНУМЕНТАЛИСТИКА И ТЕАТР

Наряду со станковой живописью Рерих много занимался монументалистикой. Можно сказать, что само «художественное видение» Рериха обладало качеством монументальности, так что даже многие его станковые произведения смотрятся как эскизы к монументаль­ным росписям.

Как и многие художники-монументалисты дореволюционной России, Рерих, отдав значительную дань церковной живописи, вместе с тем интенсивно работал и по оформлению гражданских построек, был членом правления Общества архитекторов-художни­ков (Петербург).

Среди работ гражданского цикла наиболее извест­ны: панно в имении Рамони «Княжая охота» (1902), композиция для фриза «Север» (1904), композиция для майоликовых фризов бывш[его] Страхового общества «Россия» в Петербурге (1905), эскиз мозаики «Бой» (1905), большая роспись «Богатырский фриз» (1909) для столовой частного дома Ф.Бажанова в Петербурге (ныне панно переданы в Государственный Русский Музей), большие пан­но для Казанского вокзала в Москве — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани» (1916). Панно до нашего времени не дошли.

Условия зарубежной жизни Рериха, проходившей в путешест­виях и в отдаленной горной местности, не способствовали разви­тию монументалистики. Известны только созданные по рисункам Рериха два больших витража в Нью-Йоркском Музее его имени. Характерно также, что в сороковых годах художник создавал эски­зы для мозаик. В 1938 и в 1945 годах в его серии очерков «Листы дневника» появляются два очерка, специально посвященных моза­ичным работам. В них подчеркивается самобытность русской мо­заики и особое место мозаики в русской архитектуре.

К наиболее известным произведениям, созданным для оформ­ления церквей, относятся: композиция и эскизы для мозаики «Со­кровище Ангелов», «Борис и Глеб», «Апостолы Петр и Павел», «Ар­хистратиг Михаил» (1904-1907 гг.). В 1906 году Рерих исполняет большой заказ по росписи церкви имения Пархомовка (близ Киева) и мозаичные эскизы для Почаевской лавры, а в 1913-1914 годах — четыре эскиза росписи часовни в Пскове и двенадцать панно для молельни виллы Лившиц в Ницце.

Одной из крупнейших монументальных работ Рериха являлась роспись «Царица Небесная» в церкви Св. Духа в Талашкине (под Смоленском), а также мозаика «Спас Нерукотворный» на портале того же храма (1910-1914). Роспись не сохранилась, а мозаика, до­шедшая до нашего времени с незначительными повреждениями, взята под охрану как художественный памятник большой ценности.

Религиозная живопись Рериха носит следы тщательного изуче­ния древнерусских церковных росписей. Вместе с тем она отличает­ся свободной, не канонической трактовкой религиозных сюжетов, что вызывало протесты со стороны православного духовенства, а также отмечалось такими художественными критиками, как Алек­сандр Бенуа и С.Маковский, писавшими об отсутствии у Рериха «чувства смирения» перед божеством.

Работать для театра Рерих начал в 1905 году по приглашению известного театрального деятеля Н.В.Дризена. Первой увидевшей рампу работой Рериха было оформление мистерии «Три волхва» в петербургском «Старинном театре» в 1907 году.

В 1908 году Рерих исполняет декорации к «Снегурочке» для постановки в Париже. В дальнейшем «Снегурочка» в декорациях Рериха шла в 1912 году в Петербурге и в 1922 году в Чикаго.

С 1909 года Рерих участвует в Дягилевских Русских сезонах в Париже. Большой успех имели его декорации к Половецким пля­скам из «Князя Игоря», а также к опере Римского-Корсакова «Пско­витянка». В 1914-1920 годах опера «Князь Игорь» полностью в сце­ническом оформлении Рериха шла в Лондоне.

Высокую оценку специалистов получили декорации Рериха к музыкальным произведениям Вагнера. Эскизы к «Валькирии» были одними из первых работ художника для театра. Опера Вагнера «Тристан и Изольда» ставилась в декорациях Рериха в 1912 и в 1921 гг.

.В 1912 году Николай Константинович создает декорации к дра­ме Ибсена «Пер Гюнт», поставленной Московским Художественным театром.

В 1912-1915 гг. Рерих много работает над сценическим оформ­лением драматических произведений Метерлинка. Эти работы по­лучили высокую оценку самого драматурга.

Особое место среди театральных работ Рериха занимает балет Стравинского «Весна Священная», впервые поставленный в 1913 го­ду в Париже. В данном случае Рерих выступает не только как ху­дожник-оформитель, но и как автор либретто. Вторая постановка «Весны Священной» по либретто и в декорациях Рериха состоялась в 1930 году в Нью-Йорке.

В 1944 году Рерих пишет новые эскизы к «Весне Священной» и «Князю Игорю». Они были использованы для постановок в Мила­не, Лондоне и Париже.

Многие работы Рериха для театра не увидели сцены и разо­шлись по музеям как станковые произведения. Николай Константи­нович выполнял для сцены только эскизы декораций, которые по своему построению приближались к произведениям станковой жи­вописи и нередко воспринимались как самостоятельные композиции.

Рерих придавал театру огромное значение в деле этического и эстетического воспитания народа. На это указывает и тематика сце­нических произведений, в оформлении которых художник участво­вал. Они всегда воплощали героические взрывы мощных народных движений, величие и жертвенный подвиг, идеи долга, преданности, высокой любви к человеку. Характерно, что многие работы для театра Рерих выполнял не по заказам для готовящихся постановок, а увлекшись тем или иным драматическим произведением, которое отвечало взглядам художника на роль искусства, его благотворное воздействие на повседневную жизнь. Этим и объясняется обилие театральных композиций, оставшихся в эскизах или легших в осно­ву самостоятельных картин.

 

 

5. ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1903 году Рерих впервые побывал в имении княгини Марии Клавдиевны Тенишевой под Смоленском. В конце девяностых годов Тенишева создала Смоленскую рисовальную школу и открыла в Талашкине художественные мастерские по обучению местных крестьян прикладному искусству. Начинания Тенишевой в области художественного просвещения привлекли внимание крупнейших русских художников. Многие из них в той или иной мере способ­ствовали успеху деятельности Тенишевой. Примкнул к ней и Рерих.

Наезжая в Талашкино, Николай Константинович знакомился с постановкой художественного образования. Ему очень импониро­вали попытки возрождения старинных национальных рукомесел. В печати стали появляться статьи Рериха о неправомочности под­разделения искусства на «чистое» и «прикладное», как на нечто «высшее» и «второсортное». Художник указывал на государственное значение эстетического воспитания народа, в котором именно при­кладное искусство призвано играть незаменимую роль.

Создавая для Талашкинских Художественных мастерских эскизы образцов мебели, рисунки для вышивок, миниатюры для эмалей, Рерих прямого участия в педагогической работе школы и мастерских не принимал, но она, безусловно, обогатила его знания этой области.

В 1906 году Николай Константинович был утвержден директо­ром Школы Общества Поощрения художеств в Петербурге. За вре­мя его руководства этой школой с 1906 по 1918 гг. она превра­тилась в крупнейшее художественно-просветительное заведение России. Особое внимание Николай Константинович уделял приго­родным отделениям, развитию мастерских и воскресных классов, учащимися которых были заводские рабочие и трудящаяся моло­дежь столицы. Рерих сумел привлечь в школу лучшие педагогиче­ские силы. Преподавал он и сам, ведя, по большей части, класс композиции. Заслуги Рериха в области русского художественного просвещения были отмечены всеми его современниками.

В 1918 году Рерих разрабатывает подробный проект Свободной Народной Академии, которую, в соответствии с революционными преобразованиями в стране, он намеревался организовать на базе Школы Общества Поощрения художеств. Представляя свой проект общему собранию педагогов и учащихся Школы, Николай Констан­тинович говорил: «Мы верим в великое значение искусства для жизни народа. Товарищи! Какие бы трудности нас ни ожидали, будем твердо помнить, что идея народного просвещения всегда должна быть в человечестве самой нерушимой, самой любимой, самой близкой понятию подвига».

С обширной художественно-просветительной программой, ос­нованной в большой степени на проекте Свободной Народной Ака­демии, Рерих выступал и за рубежом. В Нью-Йорке по его инициа­тиве в 1921 году был организован Институт объединенных искусств с отделениями изобразительного искусства, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторием с научной и фило­софской трибунами. В 1922 году в США был учрежден культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»), задачей которого было осу­ществление сотрудничества между деятелями искусства и науки разных стран.

Зарубежные организации, созданные по инициативе Рериха или его ближайших сотрудников, в том числе такие значительные, как Музей Николая Рериха в Нью-Йорке, занимались культурно-просветительской деятельностью. Николай Константинович отводил значительное место интернациональной объединительной миссии искусства и всю свою жизнь уделял немало сил и времени широкой пропаганде искусства и народному художественному просвещению.

 

 

6. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Научная деятельность Рериха начинается с занятий археологи­ей. Публикации результатов археологических изысканий (1899-1905) относятся к его первым опубликованным трудам.

В 1902 году в Бежецком конце Новгородской пятины Рерихом были вскрыты курганы, где среди каменных неолитических орудий находились янтарные украшения двухтысячелетней давности, кото­рые привлекли внимание, как русских, так и зарубежных ученых. В 1905 году Рерих демонстрировал некоторые свои находки на архео­логическом съезде в Периге (Франция). Специалисты сравнивали их с классическими изделиями Египта.

Занимаясь русским неолитом, художник собрал интересную коллекцию изделий каменного века, дополненную впоследствии экспонатами из Скандинавии, Франции и Швеции.

Интерес Рериха к каменному веку был не случайным. Николай Константинович считал, что многие загадки эволюции человечества найдут объяснение при изучении именно этого периода.

Широкий интерес вызвали раскопки Рериха в 1910 году в Нов­городе. Там, на нетронутых местах, было обнаружено семь наслое­ний города, древнейший из которых датировался началом IX века.

Рерих принимал деятельное участие в организации Петербург­ского Допетровского музея. Первые экспонаты для этого музея поступили как раз с его археологических раскопок.

Археология и изучение древней, исконно русской культуры оказали заметное влияние на развитие эстетических взглядов Рери­ха, на образный язык его искусства. Еще в 1898-1899 гг. Николай Константинович прочитал в Археологическом институте курс лек­ций на тему «Художественная техника в применении к археологии». В лекциях поднималась совершенно новая эстетическая проблема об отношении искусства к археологии.

В изучении истории русской и мировой культуры складывают­ся взгляды Рериха на тесную историческую связь народов России с Востоком. Именно эти научные взгляды, во многом формировавшие тематику и философскую направленность искусства Рериха, оказали решающее влияние на ход всей его дальнейшей жизни и деятельности. Задумав еще до первой мировой войны организовать научно-художественную экспедицию в Индию и Центральную Азию, Рерих многие годы тщательно готовился к ней. Попасть в Индию впервые ему удалось лишь в 1923 году.

В 1923-1928 гг. Рерих совершил грандиозное путешествие по Центральной Азии и побывал в 1926 году в Москве, на Алтае и в Бурятии. Оснащение экспедиции на обратный путь в Индию было осуществлено с помощью советских властей. Экспедиция Рериха впервые пересекла Центральную Азию с севера на юг через Тибет, Трансгималаи и Гималаи с выходом в Сикким. Эта экспедиция Рериха, осуществившая многолетнюю мечту Пржевальского и Коз­лова и явившаяся триумфом русских исследователей Центральной Азии, внесла много нового в мировую науку.

В 1928 году Рерих организовал в Индии Институт Гималайских исследований «Урусвати». Работа института была рассчитана на самые широкие международные связи. Рерих привлек к сотрудниче­ству и обмену научной информацией десятки научных учреждений Азии, Европы и Америки. Экспонаты собранных коллекций посы­лались в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет. Парижский музей естественной истории. Гарвардский университет в Кембридже, Академию Наук СССР.

Институт ежегодно проводил научные экспедиции. В ходе круп­нейшей из них, возглавленной самим Н.Рерихом, в 1934-1935 гг. были исследованы районы Манчьжурии и северного, пограничного с пустыней Гоби, Китая.

Научная деятельность Рериха, направленная против европоцентрических теорий, поддерживаемых империалистами Запада, была особо высоко оценена передовыми деятелями Индии и других азиатских стран. В свою очередь, Англия как крупнейший колони­затор Азии, чинила деяятельности Рериха всевозможные препятствия. Британское министерство Иностранных дел неоднократно пыталось исключить Индию из сферы деятельности русского художника. По приказу британских колониальных властей экспедиция Рериха была зимой 1927-1928 гг. задержана на Тибетском нагорье и оказалась на краю полной гибели.

Работа института «Урусвати» успешно развивалась до второй мировой войны и была законсервирована вследствие нарушенных войной международных сношений. Некоторое представление о диа­пазоне научных интересов Рериха дает тот факт, что он состоял членом французского общества доисторических исследований, членом Югославской Академии наук и искусств, членом Академии международного института науки и литературы в Болонье (Ита­лия), вице-президентом общества Марка Твена (США), членом Парижского общества антикваров, почетным протектором Исторического общества в Париже, почетным членом Нью-Йоркского об­щества охраны исторических памятников, почетным членом инсти­тута имени Джагадис Босе в Калькутте, членом Бенгальского коро­левского Азиатского общества, почетным президентом и доктором литературы Международного Буддийского института в Сан-Фран­циско, членом ассоциации Международных исследований в Париже, вице-президентом Американского института Археологии, членом-корреспондентом многих других научных учреждений Азии, Евро­пы и Америки.

 

 

7. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Рерих был первым русским художником, обратившимся к ми­ровой общественности с призывом пересмотреть отношение к род­ной старине и взять ее под особую охрану. Начиная с 1898 года, в печати стали появляться статьи Рериха, в которых, основываясь на тщательном изучении вопроса, он указывает на высокую художест­венную ценность древнерусских архитектурных сооружений, ико­нописи, предметов народного творчества. В публичных выступле­ниях Рерих гневно клеймит невежественное отношение к старине, варварское ее уничтожение и неумелую реставрацию. Занимаясь ар­хеологическими раскопками и путешествуя по древнерусским горо­дам, Рерих устанавливает контакты с местными почитателями ста­рины, организует кружки по ее охране, способствует пробуждению интереса к истории национальной культуры, зарисовывает и фотографирует памятники древности.

Русско-японская война 1904 года заставила Рериха впервые задуматься над проблемой охраны культурных ценностей в военное время. Когда вспыхнула война 1914 года, Рерих обратился к верховному командованию русской армии и правительствам других стран с предложением обеспечить сохранность культурного достояния народов путем соответствующего договора между воюющими сторонами. Этот призыв не получил тогда поддержки.

В конце 1920 годов Рерих вновь приступает к осуществлению своих планов по охране памятников культуры и научных учрежде­ний при вооруженных столкновениях. В 1929 году Николай Кон­стантинович изложил основные положения своего плана доктору международного права и политических наук Парижского универси­тета Г.Шкляверу и члену Гаагского мирного суда проф[ессору] Жоффр-де-ла-Праделю и предложил им разработать проект Пакта, согласуя его с кодексом международного права. В том же году полный текст проекта Пакта с сопроводительным обращением Рериха к правительствам и народам всех стран был опубликован и получил широкую огласку. По примеру Красного Креста, Пакт предусмат­ривал неприкосновенность исторических памятников, а также куль­турных и научных учреждений в военное время.

Постоянные комитеты Пакта Рериха были учреждены в 1929 году в Нью-Йорке и в 1930 году в Париже и Брюгге. В 1930 году проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций и передан на рассмотрение Международной Комиссии ин­теллектуального сотрудничества.

Идея Рериха нашла самую широкую поддержку широких кру­гов прогрессивной мировой общественности. Ее горячо поддержали Рабиндранат Тагор, Ромен Роллан, Бернард Шоу, Томас Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс и многие другие деятели культуры и науки. О резонансе, вызванном предложением Рериха, свидетельствует вы­движение художника в кандидаты на Нобелевскую премию мира в 1929 году, хотя просоветские настроения Рериха исключали всякую возможность ее присуждения.

В 1931 году в Брюгге был организован Международный Союз Пакта Рериха и созвана первая Международная Конференция с официальными представителями некоторых правительств. В августе 1932 года в Брюгге же состоялась вторая конференция Пакта, а в ноябре 1933 года в Нью-Йорке (В Вашингтоне. (Примеч. ред.)) — третья, на которой участвовали официальные представители 36 стран.

15 апреля 1935 года государства Америки подписали в Вашинг­тоне Пакт Рериха, и президент Фр.Рузвельт выступил по этому поводу по радио с приветствием и обращением к другим странам о присоединении к Пакту.

Вторая мировая война прервала международную деятельность комитетов Пакта, однако в 1945 году она была возобновлена. В 1946 году за Пакт высказалась Всеиндийская Конференция Культур­ного Единства.

В 1948 году, уже после кончины Рериха, Пакт был одобрен пра­вительством Индии, возглавленным Дж.Неру. В 1950 году основные положения Пакта со всей документацией по его продвижению были переданы в ЮНЕСКО. В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был составлен и подписан Заключительный Акт Международной Конвенции по защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. В следующем году 39 государств, в их числе Советский Союз, ратифицировали это международное соглашение. По опубликованным данным, к 1968 году участниками Гаагской Конвенции являлись уже 59 государств. Наш известный скульптор, народный художник С.Коненков справедливо заметил, что «нравст­венные принципы Рериха в отношении культурного наследия на­родов Земли стали нормами международного права».  («С веком наравне». М., 1969. Т. II. С. 4).

Активная борьба Рериха за сохранение культурных сокровищ сопровождалась широкой антимилитаристической пропагандой, и эта общественная деятельность Рериха выдвинула его в ряды вид­нейших гуманистов своего времени.

 

 

8. МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Философское мировоззрение Рериха складывалось под замет­ным влиянием восточной философской мысли. Некоторое воздей­ствие на молодого Рериха оказали взгляды Дж.Рескина и Л.Н.Тол­стого. Однако Николай Константинович совершенно не разделял упрощенческих тенденций Толстого и никогда не симпатизировал «толстовству». В поисках «гармонии жизни» Толстой и Рерих шли разными путями, сближал их лишь более или менее однородный подход к решению ряда этических проблем, которые в мировоззре­нии того и другого занимали важнейшее место. Рерих с ранних лет внимательно следил за исследовательской работой отечественных востоковедов, со многими из которых был близко знаком. Взгляды Рериха на исторические процессы становления русской культуры всегда направляли его внимание на историю культуры народов Вос­тока. Научные концепции Рериха о народных миграциях и их роли в преемственности и взаимодействии национальных культур нахо­дили опору в трудах тех ученых, которые в конце XIX и начале XX веков заново открывали западному миру высокие достижения древнего Востока в области астрономии, математики, медицины, права, искусства, философии.

Николай Константинович проявил большой интерес к движе­нию «Миссия Рамакришны», возникшему в 1897 году по инициати­ве индийского мыслителя и общественного деятеля Свами Вивекананды. Вивекананда и его учитель, популярный в Индии и за ее рубежами религиозный философ Рамакришна, были первыми мыс­лителями, по трудам которых Рерих знакомился с оригинальной индийской философской мыслью.

Среди памятников индийской классической литературы огромное впечатление на Рериха произвела «Бхагавадгита». В дальнейшем Николай Константинович серьезно изучает многие первоисточники различных восточных философских школ, питая при этом особый интерес к философии буддизма, привлекавшего его своеобразным решением некоторых этических проблем и отрицанием кастовых привилегий. Из современников Рерих высоко ценил Рабиндраната Тагора и поддерживал с ним тесные контакты.

По явному недоразумению, а иногда и умышленно, с опре­деленным намерением подорвать научную репутацию Рериха, ему приписывали близость к так называемому «оккультизму» и даже пытались объяснять им философское мировосприятие художника.

Сам Николай Константинович отнюдь не скрывал, что его ин­тересовала история проникновения в Россию оккультных учений, которые подчас вызывали и здоровый интерес к философии Восто­ка. В связи с этим Николай Константинович указывал на некоторые мировоззренческие положения Новикова, Аксакова, Даля, Пирогова, Бутлерова, Блаватской и подчас употреблял введенную ими в рус­ский язык мистическую терминологию. Однако после посещений «спиритических» сеансов и более близкого знакомства с их сторон­никами и пропагандистами у Рериха выработалось резко отрица­тельное отношение к спиритизму, о чем он неоднократно в своих статьях писал.

Вместе с тем, Николай Константинович со всей серьезностью изучал феномены индийского йогизма, непосредственным свидете­лем которых был сам, так же как и некоторые другие, мало иссле­дованные явления человеческой психики (гипноз, самовнушение, передача мысли на расстояние и т.п.). На этой почве состоялось сближение Рериха с проф[ессором] В.М.Бутлеровым и многими зарубежными учеными парапсихологами.

Рассматривая воздействие Востока на мировоззрение Рериха, в том числе несомненное восприятие им некоторых идеалистических положений индийской философии, можно проводить параллели между взглядами художника и взглядами Гете, Гегеля, Ромена Рол­лана, Толстого, Циолковского, Вивекананды, Тагора, Ганди, Неру, но выводить мировоззрение Рериха из мутного источника «спири­тических откровений» — это значит клеветать на художника и уче­ного, который принадлежал к передовой науке и прогрессивному гуманистическому искусству своего времени.

Что же касается слухов о принадлежности Рериха к каким-то «оккультным мировым центрам» или руководству Теософского движения, то все они на поверку оказываются вздорными выдум­ками досужих умов или личных недоброжелателей художника. Сме­хотворными представляются и «обвинения», выдвигаемые против Рериха за якобы переход из лона христианской церкви в буддизм. Ни малейшего значения принадлежности к тому или иному церков­ному институту Рерих не придавал и ни с одним из них не считал себя связанным.

Объективный идеализм Рериха тесно переплетался с его науч­ными взглядами на историю человеческой культуры, эволюция которой возможна лишь в пределах постижения закономерностей окружающего нас реального мироздания. Поэтому в решении об­щественных вопросов Рерих неизменно примыкал к прогрессивным идеологическим течениям, которым чужды беспочвенный мисти­цизм, агностицизм и шаткие позиции субъективного идеализма.

 

 

 

 

9. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ

Рерих обычно воздерживался от прямого вмешательства в какую-либо политическую деятельность, хотя и не считал аполитичность «священной» прерогативой работников науки и искусства.

Становление политических взглядов Николая Константиновича протекало в тесном взаимодействии с формированием его научных концепций в области человеческой культуры. Большое влияние на политические убеждения художника оказывали и те антиимпериа­листические настроения индийских мыслителей, которыми он увлекался при изучении восточной философии.

Действенный гуманизм Рериха не мог мириться с тем «узаконенным» угнетением человека человеком, на котором базируется ка­питалистический общественный строй. Еще задолго до Октябрьской революции Рерих решительно осуждал частнособственническую психологию буржуа, уродства буржуазного уклада жизни, его во­пиющую несправедливость. Однако, увлеченный поисками «гармо­ничного» общественного строя в далеком прошлом и чуждый кон­кретному революционному движению своего времени, Рерих, как и большинство творческой интеллигенции России, явно недооцени­вал классовых противоречий и всей остроты классовой борьбы.

Тем не менее, историческое чутье Рериха помогло ему встретить революцию 1917 года как закономерный эволюционный акт обще­ственного развития. Николай Константинович не только не высту­пал в защиту свергнутого строя, но и всячески подчеркивал свою принадлежность к «Новой России».

Правда, порой художника охватывали сомнения в правильно­сти революционной тактики, в правомочности насильственных приемов, человеческих жертв и разрушений памятников культуры, неизбежно связанных с жестокой классовой борьбой. Однако такие сомнения были кратковременными и возникали из-за искаженной информации, доходившей к нему в Финляндию, где в 1918 году он оказался отрезанным от Родины новой государственной границей. В Сортавалу (Сердоболь) Рерих переехал с семьей еще в декабре 1916 года из-за состояния здоровья и, по мере возможности, наез­жал в Петроград. Последняя поездка состоялась в начале 1918 года, после чего граница была закрыта. В 1919 году Рерих направился уже в Лондон, откуда и предпринял первую, неудавшуюся попытку попасть в Индию.

Оказавшись за рубежом родной земли, Рерих в своих публич­ных выступлениях подчеркивал прогрессивное значение произо­шедших в России социальных изменений и резко критиковал тот «западный образ жизни», который полностью опирается на безгра­ничную власть денег.

Уже в 1924 году Николай Константинович устанавливает лич­ные контакты с советскими дипломатами. В 1926 году он посещает Советский Союз и делится своими планами исследовательской работы на Востоке с наркомами А.Луначарским и Г.Чичериным. В обратный путь из Советского Союза через Монголию и Тибет в Индию экспедиция Рериха снаряжается при содействии советских властей, и художнику выдается советский экспедиционный паспорт.

Находясь на чужбине, Рерих категорически отказывается от эмигрантского «нансеновского» паспорта и не принимает иностран­ного подданства, что влекло за собой множество затруднений фор­мального характера. В августе 1939 года, отвечая на вопросы руко­водителей Рижского Музея имени Рериха, возникшие в связи с ор­ганизованной этим музеем выставкой советской книги в тогда еще буржуазной Латвии, Рерих писал: «Как были мы, так и остались [русскими подданными], и в 1926 году во время нашего пребыва­ния [в Москве] это было подтверждено. Тогда же была решена дальнейшая экспедиция».

Просоветские настроения Рериха, его высокие оценки личности В.И.Ленина, зафиксированные с самого начала двадцатых годов в письмах, дневниковых записях и публикациях художника, явились причиной злостных нападок на него со стороны контрреволюцион­ной верхушки белоэмигрантов. Эти нападки, сопровождаемые самой нелепой клеветой, особенно усилились в тридцатые годы в связи с патриотическими и антифашистскими выступлениями Рериха в печати. Даже после смерти художника антисоветчики не успокоились и продолжали свои гнусные выпады против него. В США изощрялись в выдумках князья братья Щербатовы. В Париже в 1956 году в черносотенной эмигрантской газете «Русская мысль» появились две статьи Сергея Маковского, написанные в хлестком стиле фельетонов желтой прессы и насыщенные нелепыми выдум­ками и беззастенчивым искажением широко известных фактов из жизни и деятельности Рериха.

Характерно, что дискредитировать имя Рериха потребовалось кому-то именно перед посмертными выставками его произведений в Москве. Приложил к этому свои усилия и давнишний идеологи­ческий противник Рериха — Александр Бенуа. Последний, конечно, ни с какими антисоветскими выступлениями себя не связывал. До 1939 года Бенуа даже посылал Рериху из Парижа в Гималаи очень почтительные и дружеские письма, но не упускал случая отрица­тельно отозваться об идеологической целенаправленности творчест­ва Николая Константиновича. С точки зрения европоцентрических убеждений Бенуа, это было вполне закономерно. Менее оправдан­ными являются мотивы, побудившие Бенуа поместить в реакцион­ной эмигрантской печати резко отрицательную рецензию на издан­ную в 1939 году в Риге монографию о Рерихе, в которой были по­мещены статьи советского художественного критика Э.Голлербаха и просоветски настроенного писателя Вс. Ник. Иванова, вернувшего­ся вскоре в СССР. Оба автора особо подчеркивали принадлежность Рериха к русскому искусству и его патриотизм. Сам факт публика­ции работы советского искусствоведа в русском зарубежном изда­нии конца тридцатых годов, казалось бы, должен говорить о мно­гом, но монография Рериха вызвала у Бенуа лишь отрицательную реакцию. Характерно, что из множества своих зарубежных статей Бенуа пожелал увидеть эту рецензию в книге «Бенуа размышляет», которая была издана в 1968 году в Москве. В книге было также опубликовано письмо Бенуа к И.Зильберштейну, где проскальзыва­ют недовольные нотки, вызванные успехом выставки произведений Рериха в Москве и личной неприязнью критика к художнику, кото­рая сопровождала Бенуа всю его жизнь.

Сам Рерих довольно хладнокровно и не без иронии относился к возне, время от времени подымаемой вокруг его имени в эмиг­рантской печати. Тем более не заслуживает она серьезного внима­ния в наше время. Однако некритический отбор зарубежных публи­каций для современных советских изданий приводит к тому, что прогрессивные общественно-политические взгляды Рериха или вуа­лируются умышленным замалчиванием или грубо искажаются.

Считая искусство действенной силой, преобразующей человече­скую жизнь, Рерих не мог оставаться равнодушным к тому или иному политическому строю и трезво судил о том, какой именно из них способствует расцвету как национальной, так и общечелове­ческой культуры.

Выступая с критикой буржуазного уклада жизни, Рерих со всей конкретностью указывал на преимущества социалистического строя, на героическую борьбу народов Советского Союза за спра­ведливую и счастливую жизнь на Земле. Горячий патриотизм Рери­ха основывался не просто на «русскости», а на признании своей Родины ведущей страной, открывавшей новую эру, новую ступень человеческих отношений.

Общественно-политические убеждения Рериха, не лишенные идеалистических тенденций его философского мировоззрения, слу­жат ярким доказательством того, что истинные гуманисты нашей эпохи не могут не считать Советский Союз реальным оплотом светлого будущего человечества. И если до сих пор о патриотизме и политических взглядах Рериха говорилось, как правило, в слиш­ком общих словах, то публикация некоторых архивных материалов, переписки и очерков из серии «Листов дневника» художника должна внести в этот вопрос конкретность и полную ясность.

 

1971 г.

Из архива Эстонского общества Рериха.

 

 

© Сборник "Непрерывное восхождение", том  1.

М: Международный Центр Рерихов, 2001 г.

 


БИБЛИОГРАФИЯ

1.  Некоторые древности Шелонской пятины Бежецкого конца СПб., 1899.

2.  Экскурсия Археологического института 1899 г. в связи с вопросом о финских погребениях С[анкт]-Петербургской губернии СПб., 1900.

3.  Некоторые древности пятин Деревской и Бежецкой. СПб., 1903.

4.  Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905.

5.  Собрание сочинений, кн. 1, М„ 1914

6.  Цветы Мории. Берлин, 1921.

7.  Пути Благословения. Рига, 1924.

8.  Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929.

9.  Держава Света. Нью-Йорк, 1931.

10.  Твердыня Пламенная. Париж, 1932.

11.  Священный Дозор. Харбин, 1934.

12.  Врата в Будущее. Рига, 1936.

13.  Нерушимое. Рига, 1936.

14.  Листы дневника, 26 очерков. «Октябрь» №10, 1958.

15.  Листы дневника, 8 очерков. «Наш Современник» №7, 1967.

16.  Листы дневника, 3 очерка. «Аврора» №5, 1970.

17.  Листы дневника, 18 очерков. «Прометей» №8, 1971.

18.  Отрывки из книг «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». "Вокруг Света"  № 3, 4, 1972.

 

Полная библиография литературных произведений Н.К.Рериха — 36 названий книг на русском и иностранных языках с перечис­лением произведений, оставшихся в рукописи, опубликована в «Ученых записках Тартуского Государственного университета», вып. 217. Тарту, 1968.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ О РЕРИХЕ

1.  Рерих Н. (статьи С.Маковского и А.Ростиславова). Изд. журна ла «Золотое Руно», 1907.

2.  Мантель А. Творческий путь Рериха. Изд. журнала «Аполлон», 1915.

3.  Рерих, (текст Ю.Балтрушайтиса, А.Бенуа, А.Гидони и др.) Пг., 1916.

4.  Эрнст С. Рерих. Пг., 1918.

5.  Андреев Л. Держава Рериха. «Жар-Птица» № 4-5.

6.  Кушин М. Рерих. М., 1918.

7.  Бурлюк Д. Искусство Рериха. Нью-Йорк. «Русский Голос», 1924.

8.  Жан Дювернуа. Рерих. Фрагменты биографии. Рига, 1932.

9.  Н.К.Рерих (текст Р.Рудзитиса, Е.Москова, В.Шибаева). Рига, 1935.

10.  Иванов Вс. Ник. Рерих. Художник и мыслитель. Рига, 1937.

11.  Рерих. Ч. 1 (Статьи Э.Голлербаха и Вс. Ник. Иванова). Рига, 1939.

12.  Рерих Ю. На родине. Журнал «Советская женщина» №9, 1958.

13.  Юон К. Большой художник. Каталог «Выставка произведений академика живописи Н.К.Рериха». М., 1958.

14.  Грабарь И. «Произведения Н.К.Рериха». "Вечерняя Москва"  № 92, 18 апреля 1958.

15.  Дмитриева Н. Н.К.Рерих. М., 1958.

16.  Соколова Н. Рерих. «Октябрь» №10, 1958.

17.  Зарницкий С., Трофимова Л. Путь к Родине. «Международная жизнь» №2,1965.

18.  Журавлева Е. Вступительная статья к каталогу «Выставка произ­ведений Н.К.Рериха». М., 1959.

19.  Рерих Ю. Экспедиция академика Н.К.Рериха в Центральную Азию. «Вопросы географии», сб. 50. М., 1960.

20.  Ефремов Ю.К. Рерих и география. Там же.

21.  Рерих Ю.Н. Листы воспоминаний. Альманах «Приключения в горах», кн. 1, М., 1961.

22.  Зелинский А.Н. Забытый памятник русского искусства. «Искус­ство» №3,1962.

23.  Князева ВЛ. Н.К.Рерих. Л., 1963.

24.  Кашкалда В.Я. Вступительная статья к «Путеводителю по вы­ставке Н.К.Рериха». Новосибирск, 1965.

25.  Вагнер Л. Он слышал сердце Азии. «Земля и люди 1967». М., 1966.

26.  Цесюлевич Л. Рерих и Алтай. «Молодежь Алтая», 23 июля 1967.

27.  Алехин А.Д. Древнерусским зодчеством вдохновляясь. «Творче­ство» №7,1968.

28.  Коржуев Р. Оставлено потомкам для размышления и фантазии. «Московский художник», 24 марта 1967.

29.  Князева В.Н. Н.Рерих. М. 1968.

30.  Лопатина Е. С Рерихом по горным тропам. «Литературная га­зета» 16 октября 1968 г.

31.  Алехин А.Д. Графика Н.К.Рериха. Ученые записки Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина. №263. М., 1968.

32.  Беликов П.Ф. Рерих и Горький. Ученые записки Тартуского го­сударственного университета. №217. Тарту, 1968.

33.  Ермолаев Е. Пламя земных красок. «Учительская газета», 20.11.1969.

34.  В.Булгаков. Мои встречи с художниками. Л., 1969.

35.  Фролов А. Творческое содружество Н.Рериха и В.Фролова. «Ис­кусство» №8,1970.

36.  Канделаки Р. Гонец спешит к людям. Сборник «С веком нарав­не», т. 2. М., 1969.

37.  Рерих. Альбом репродукций. Вступительная статья А.Юферовой, аннотации к репродукциям А.Лукашова. М., 1970.

38.  Ломакина И. У картины Рериха. «Юность» №10, 1970.

39.  Беликов П. Предисловие к публикации «Листов дневника» Н.Ре­риха, альманах «Прометей» №8,1971.

40.  Рерих Ю.Н. «Во имя жизни, во имя мира...» (О Пакте Мира Н.Рериха). «Московский комсомолец», 17 августа 1971 г.

41.  Окладников А.П. Предисловие к публикации отрывков из книг Рериха «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии». Журнал «Вокруг Света» №3,1972.

42.  Цесюлевич Л. Рерих на Алтае. Журнал «Уральский следопыт» №2,1972.

43.  Беликов П., Князева В. Рерих (серия «ЖЗЛ»). М., 1972 (в произ­вол [стве]).

44.  Беликов П. Рерих и Индия. «Страны и народы Востока». Изд. «Наука», вып. IV. Индия. М., 1972 (в производстве).

 

ОСНОВНЫЕ  ДАТЫ  ЖИЗНИ  И  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Н.К.РЕРИХА

1874 - родился 27 сентября (9 октября) в Петербурге.

1883 - поступил в гимназию К.Мая в Петербурге.

1890 - первые публикации в журналах «Природа и охота» и «Рус­ский охотник».

1891 - начало занятий живописью под руководством М.Микешина.

1892 - раскопки в окрестностях Петербурга по поручению Архео­логического общества.

1893 - поступает в Академию художеств и на юридический факуль­тет Петербургского университета.

1896 - избран членом Археологического общества. Поездки в Крым, на Украину и по Волге.

1897 - окончил Академию художеств. Присвоено звание художника за картину «Гонец».

1898 - защитил университетский диплом. Внештатный преподава­тель Археологического института. Помощник редактора журнала «Искусство и художественная промышленность».

1899 - археологические изыскания в Псковской, Новгородской и Тверской губерниях. Помощник директора Музея Общества Поощрения художеств.

1900 - поездки во Францию, Голландию и Италию. В Париже по­полняет художественное образование в мастерской Ф.Кормона.

1901 - возвращение в Петербург и женитьба на Елене Ивановне Шапошниковой. Назначается секретарем Общества Поощре­ния художеств.

1902 - выставляется в Петербурге и на Осенней выставке «Мира ис­кусства» в Москве. Летом раскопки в Новгородской губер­нии. 16 августа родился сын Юрий.

1903 - поездки по древним городам России. Участие в Весенней выставке «Мира Искусства» в Петербурге.

1904 - продолжает объезд русских городов. Выставка архитек­турных этюдов в Петербурге. 23 октября родился сын Святослав.

1905 - поездка в Италию. Участие в выставках в Праге, Берлине Вене, Венеции.

1906  назначен директором Школы Общества Поощрения художеств. Поездки во Францию, Италию, Англию. Избран членом Парижского Осеннего Салона.

1907 - лето в Скандинавии. Работы для театра.

1908 - поездка во Францию. Участвует в выставках в Париже и в Венеции. Член правления Общества Архитекторов. Статьи в журналах «Старые годы» и «Вестник Европы». Работы для театра.

1909 - поездки в Лондон, по Рейну и в Голландию. Избран академиком Петербургской Академии художеств. Выставки в Париже и Лондоне.

1910 - избран председателем возобновленного «Мира искусства». Раскопки в Новгороде. Лето в Прибалтике и Смоленске. Выставки в Риме и Брюсселе.

1911 - поездки по Рейну и в Голландию. Лето в Смоленской губер­нии. Начата роспись «Царицы Небесной» в Талашкине.

1912 - поездки в Париж. Работа со Стравинским над «Весной Священной». Декорации к «Пер Гюнту» для МХТ.

1913  - поездки в Париж и на Кавказ. Постановка «Весны Священной» в Париже.

1914 - окончание росписи «Царица Небесная». Участвует в выставке в Мальме (Швеция).

1915 - организует Музей Русского искусства при Школе Общества Поощрения художеств. Переносит сильное воспаление лег­ких. Лето проводит в Валдайске.

1916 - 16 декабря переезжает на постоянное жительство в Карелию (Сортавала).

1917 - в марте посещает Петроград. Входит в Комиссию Горького по делам искусств и подписывает обращение в Совет Рабочих и Солдатских депутатов.

1918 - в январе посещает Петроград. В сентябре поездки в Хельсинки и в Стокгольм с выставками.

1919 - уезжает из Карелии в Лондон. По пути выставки в Копен­гагене.

1920 - выставка в Лондоне. Встреча с Тагором. Приглашение посетить с выставками США. Прибытие в Нью-Йорк 20 сентября.

1921 - выставки в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго и других городах США. Поездки в Аризону, Новую Мексику, Калифорнию. В апреле (В ноябре. (Примеч. ред.)) организован Институт объединенных искусств.

1922 - посещает остров Мохеган. В сентябре организован художественный центр «Корона Мунди».

1923 - 8 мая уезжает из США в Европу. Посещает Париж, Виши, Лион, Рим, Флоренцию, Милан, Болонью, Женеву. 17 сен­тября уезжает из Марселя в Индию. 30 ноября прибывает в Бомбей. Далее следует по маршруту: Джайпур — Дели — Агра — Калькутта — Дарджилинг. 17 ноября в Нью-Йорке открывается Музей Николая Рериха.

1924 - научные экспедиции по Сиккиму и Бутану. В сентябре уез­жает из Дарджилинга. В течение трех месяцев проделывает путь: Калькутта Бомбей — Марсель — Париж — Нью-Йорк — Париж — Берлин — Марсель — Париж — Нью-Йорк — Париж — Берлин — Марсель — Каир — Коломбо (Цейлон) — Борободур (Индонезия). Посещает Советское полпредство в Берлине.

1925 - из Цейлона через Мадрас и Калькутту возвращается в Дарджилинг. В марте начинает большую экспедицию в Цен­тральную Азию. В декабре пересекает с экспедицией границу Индии и доходит до Хотана.

1926 - из Хотана через Кашгар и Карашар доходит до озера Зайсан и пересекает границу СССР. В июле прибывает в Москву где встречается с А.Луначарским и Г.Чичериным. Осенью проводит экспедицию по Алтаю. Из Алтая через Новоси­бирск и Улан-Удэ следует в Монголию.

1927 - в апреле экспедиция покидает Улан-Батор и по направлению к Лхасе пересекает восточное Тибетское нагорье. Вынужден­ная зимняя стоянка в Нагчу. Картины на тибетские и мон­гольские мотивы.

1928 - экспедиция продолжает путь в обход Лхасы. В мае пересека­ет Гималаи и возвращается в Дарджилинг. 28 июля в Сиккиме основан Институт Гималайских исследований «Урусвати». В декабре переезжает и переносит деятельность института в Наггар (Пенджаб, долина Кулу)

1929 - в мае посещает Европу и Америку. Публикация проекта Пакта Рериха по охране культурных ценностей.

1930 - посещает Лондон, Париж и выезжает в Пондишери. К кон­цу года возвращается в Кулу. Одобрение комиссией Лиги Наций Пакта Рериха.

1931-1933 - научная работа в Институте «Урусвати». Экспедиции местного масштаба из Кулу. Работа по продвижению Пакта.

1934 - в марте и апреле посещает Францию и США. В мае возвра­щается в Индию и организует большую экспедицию е Маньчжурию и Китай. По пути посещает Гонконг и Япо­нию.

1935 - экспедиция по Внутренней Монголии (район Большого Хингана) и Китаю (пограничные с пустыней Гоби области) В декабре' (В конце октября. (Примеч. Ред.)) возвращается в Кулу.

1936-1940 - проживает в Кулу. Работа по продвижению Пакта. Интенсивная научная и художественная деятельность.

1941-1944 - выставки картин в Индии. Передачи сумм с продажи картин на нужды Красной Армии. Патриотические выступ­ления в печати. Дж. Неру посещает Рериха в Кулу. Участие в работе Американо-Русской Культурной Ассоциации и избрание ее почетным председателем.

1945-1946 - сборы на Родину. Переписка с московскими художниками. Всеиндийский конгресс культурного единства одобряет Пакт Рериха по охране культурных ценностей. В Нью-Йорке возобновляется деятельность комитета Пакта. Интенсивная творческая работа.

1947 - в июле ухудшение состояния здоровья. Скончался 13 декабря от сердечной недостаточности.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz