«ЗВЕЗДА  ГЕРОЯ»

 

16 августа исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося гуманиста и крупнейшего  ученого-востоковеда Юрия Николаевича Рериха.

Бывший директор Института тибетологии в Сиккиме Нирмал Сингх дал Юрию Николаевичу очень точную оценку: «Ю.Н. Рерих как ученый является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик, искусствовед, мыслитель и знаток культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между древним и современным, между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек, он был истинным гуманистом. Ю.Н. Рерих как человек был даже еще более велик, чем Ю.Н. Рерих как ученый. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

 

1. «… время ехать»

            До недавнего времени о Ю.Н. Рерихе (1902-1960), старшем сыне Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, широкому читателю было почти ничего не известно. Этот скромный, но в то же время очень деятельный человек прожил недолгую, но удивительно насыщенную жизнь, качество которой сложилось таким редким явлением, как служение людям. Совсем не случайно одна из картин Николая Рериха, посвященная Юрию Николаевичу, называется «Звезда героя». Полотна Н.К. Рериха нередко оказывались пророческими, «Звезда героя» было одним из них. В этой картине отображен последний этап жизни старшего сына, который будет проходить лишь спустя десять лет после ухода из жизни самого художника-отца.

Этот этап, короткий, но яркий, связан с возвращением Юрия Николаевича на Родину в 1957 году. За этим, на первый взгляд, обычным фактом стояло очень многое, требовавшее для своего осуществления и мужество, и терпение, и напряжение всех сил, и, наконец, самопожертвование. Готовность героя в нужное время выйти на подвиг и отобразил в своей картине Н.К. Рерих. Об этом времени знала Елена Ивановна Рерих, которая до последних дней своей жизни мечтала вернуться на Родину. Но однажды она спросила сына: «Если меня уже не будет, поедешь в Россию?». – «Поеду», – коротко ответил он. «Когда появится Новая Звезда, тогда время ехать», – сказала перед своим уходом Юрию Николаевичу мать. В 1955 году Елены Ивановны не стало, а в 1957 году в Индии видели Новую Звезду. На картине Н.К. Рериха, написанной задолго до этих событий, яркая звезда, предвестница нового пути, рассекает ночной небосклон, а на фоне одинокой вершины сидит человек, внимательно смотрящий на небесный Знак. Илзе Рудзите, латвийская художница, лично знавшая Ю.Н. Рериха, записывала: «По словам Богдановых, Еленой Ивановной было сказано, что Юрий Николаевич едет в Россию на три года. Очевидно, он знал срок своего ухода»…

            Время возвращения Юрия Николаевича на Родину было связано с хрущевской «оттепелью». Имя этого выдающегося ученого знали во многих странах мира, его труды публиковались на разных языках. Юрий Рерих состоял членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, американских Археологического и Этнографического обществ и многих других. Также сам ученый и его работы ко времени приезда в СССР получили высокую оценку некоторых его советских коллег. Казалось бы, Ю.Н. Рерих был находкой для советского востоковедения тех лет, но долгожданное возвращение обернулось для ученого жестоким испытанием. Официальные научные круги всячески пытались принизить его значение, Юрий Николаевич был поставлен под жесткий партийно-идеологический контроль. С одной стороны, сам Н.С. Хрущев дал Ю.Н. Рериху сектор в Институте Востоковедения АН в Москве, причем это был новый сектор, называвшийся «Сектор истории религии и культуры Индии», что само по себе было тогда совершенно невероятно. С другой стороны, с этим никак не могло примириться руководство Института. Однако распорядился все же сам Хрущев… Кроме того, против родителей Ю.Н. Рериха – всемирно известного художника, ученого и борца за сохранение ценностей культуры Н.К. Рериха и уникального философа и просветителя Е.И. Рерих – плелась паутина домыслов и подозрений, их называли белоэмигрантами и антисоветчиками. Все это никак не способствовало спокойной работе ученого на Родине. «Не понимаю, – говорил он часто, – что происходит? Все мои усилия уходят в песок, и я упираюсь в стену… Они не дают мне работать…». На вопрос кто были эти «они», ученый ответа не знал. В самом Институте Востоковедения Юрия Николаевича окружали зависть, а порой и невежество, ему мешали работать, его не хотели понять. На Ю.Н. Рериха «навесили» ярлык буржуазного ученого и даже оказывали на него идеологическое давление.

Но было и другое окружение: вокруг ученого сплотились молодые и пытливые сердца, сотрудники института, видевшие в Юрии Николаевиче неисчерпаемый кладезь новых знаний. Причем эти знания надо было приложить в довольно непростых условиях: еще в 30-е годы востоковедческая школа в СССР была почти полностью уничтожена. Несмотря на это, Ю.Н. Рерих создает школу тибетологии, явившуюся новой школой в советском востоковедении. Кроме того он закладывает фундамент новой науки – номадистики, специальной отрасли востоковедения, изучающей мир кочевников.

Вряд ли кто мог тогда сравниться с Юрием Николаевичем по уровню знаний и накопленного практического опыта. Это понимали, поэтому, как пишет А.О. Тамазишвили, заведующий архивом Института Востоковедения РАН: «Список обязанностей Рериха постоянно удлинялся. В течение 1958 года он был включен в состав Ученого Совета Института Востоковедения и его филологической секции, а также Ученого Совета Института Китаеведения АН СССР. Здесь же в Институте Китаеведения он руководил группой тибетоведения. <…> Рерих вел в Институте Востоковедения курс тибетского языка, участвовал в комиссиях по приему кандидатских минимумов, был научным руководителем без малого десяти аспирантов…». В 1958 году Ю.Н. Рериху была присвоена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации, по совокупности опубликованных им трудов. Необходимо учесть, что труды эти были написаны ученым-практиком, принимавшим участие в уникальных экспедициях по Центральной Азии, организованных его отцом – Н.К. Рерихом.

 

2. Ученый, воин, путешественник

Впервые он приезжает в Индию в возрасте 21 года. Уже тогда Юрий Рерих подавал большие надежды как ученый-востоковед и уже имел ученую степень магистра индийской словесности. После поездки по Индии (1923 г.) Юрий Николаевич вместе с отцом и матерью с 1924 по 1928 гг. был постоянно на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, которая явилась крупнейшей научной экспедицией XX века. Сложнейший и очень протяженный маршрут пролег через Сикким, Кашмир, Ладакх (Малый Тибет, Западные Гималаи), Синьцзян (Китайский Туркестан), Джунгарию, Алтай, Бурятию, Монголию, Тибет и снова Сикким. Маршрут проходил через довольно опасные районы неспокойного в то время Азиатского материка: трудности природного характера совместились с препятствиями, возникавшими из-за переполненности региона бандформированиями, произвола местных властей и деятельности британской разведки. В этой обстановке именно Юрий Николаевич, несмотря на столь молодой возраст, нес ответственность за охрану экспедиции. Он знал толк в военном деле: с детства интересовался военной историей, а перед экспедицией занимался на военном отделении Парижского университета. Не раз тактические навыки и личное мужество Юрия Рериха спасали караван.

            Пересечение Тибетского нагорья с севера на юг с проходом через Транс-Гималаи, где Рерихи были первыми из европейцев, и Гималаи с выходом в Индию – это было поистине триумфом русских исследований Внутренней Азии. Таким маршрутом еще никто из отечественных первопроходцев Центральной Азии не проходил. Именно на этом этапе экспедиция выдержала героическую зимовку на высокогорном плато Чантанг при входе в Тибет. Это было пятимесячное противостояние мирной научной экспедиции и английской разведки, подозревавшей Н.К. Рериха в том, что он был большевистским агентом. Доподлинно известно (на основе рассекреченных материалов британской разведки), что годами ведя слежку за Рерихами, эта сильнейшая разведка в мире так и не установила их причастность к шпионской деятельности. Однако тогда, когда к Тибету подходил караван, британские власти приложили максимум усилий, чтобы экспедиция в Тибет не вошла, обрекая ее участников на голодную смерть в условиях жуткого холода.

Неся огромные потери, экспедиция все же выстояла. Удивительно, но факт остается фактом: в столь сложных условиях (а мороз иногда доходил до – 600 С) научная работа остановлена не была, и роль Юрия Николаевича здесь вполне определенна. Ученик Юрия Рериха Андрей Зелинский, отмечал, что молодой ученый «собирал уникальный материал о кочевниках Хор-па, говорящих на крайне архаичном наречии тибетского языка. В бонском монастыре в Шаругене им было открыто многотомное рукописное собрание текстов добуддийской религии Тибета – древней и во многом загадочной веры под названием Бон». Тяжелый период зимовки был ознаменован значительным открытием: в орнаментах и убранстве оружия кочевников северного нагорья Тибета был открыт знаменитый «звериный стиль». Рерихи были первыми и единственными учеными, обнаружившими «звериный стиль» в Тибете.

Экспедиция выстояла до весны и несмотря ни на что вошла в Тибет, который принес самые интересные находки. Открытия менгиров, кромлехов и каменных могил Юрий Николаевич описал в своей работе «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета» (Прага, 1930), явившейся событием в мировой науке. Л.Н. Гумелев писал: «Работа Юрия Николаевича Рериха о “зверином стиле” в Тибете, давно уже ставшая библиографической редкостью, цитируется всеми историками скифского и сарматского искусства, как сочинение, сделавшее эпоху в науке».

По окончании экспедиции для обработки огромного научного материала, собранного на маршруте, а также для дальнейших научных изысканий Рерихами в предгорьях Западных Гималаев в Индии был создан Институт Гималайских исследований «Урусвати». Юрий Николаевич становится его бессменным директором. «Научные результаты этой экспедиции, – отмечает А. Зелинский, – содержащие ценнейшие географические, этнографические, археологические и лингвистические наблюдения в почти совершенно неизученных областях Азии, легли в основу монографии Ю.Н. Рериха “Пути к сердцу Азии” (Лондон, 1931), которая сразу поставила молодого автора в ряды ученых-первопроходцев Азии».

 

3. Носитель Живой Этики

С 1949 года Юрий Николаевич работает в Индо-Тибетском исследовательском институте, заведует курсами китайского и тибетского языков. Ю.Н. Рерих, по свидетельству матери, «становится центром знания и главным авторитетом по тибетологии и всему связанному с этим. Все время получает письма от профессоров из Европы, желающих познакомиться с ним для разъяснения многих трудных понятий».

Необходимо упомянуть такой титанический труд Ю.Н. Рериха, как составление тибетско-санскритско-русско-английского словаря, продолжение работы над которым было осуществлено уже в институте Востоковедения. Вообще в языках Юрий Николаевич был большим специалистом. Вот строки из воспоминаний Татьяны Яковлевны Елизаренковой, канд. филологических наук, ст. науч.  сотрудника Института Востоковедения РАН, которая работала с Ю.Н. Рерихом весь период пребывания ученого в СССР: «Замечательный ученый <…> свободно владел множеством языков. Он говорил, читал, писал, понимал любые разновидности западных языков, знал очень много восточных, весь набор определенного региона: санскрит, пали <…> монгольский, китайский, новоиндийский языки, а также тибетский – целый ряд наречий. <…> Юрий Николаевич был серьезным, сдержанным, ровным и одинаково уважительным ко всем. Могла выступать какая-то девчонка на заседании его сектора, и ученый внимательно и почтительно ее слушал. Было невероятно, чтобы он с кем-то стал разговаривать во время заседания. Он слушал так, как будто это важно, ценно. Удивительная школа! Она выявляла, формировала, поднимала личности. <…> Он развернул издательскую деятельность. Вы не представляете, что это такое было в те времена! Никто не говорил “нет”, только издать что-то было нельзя. Юрий Николаевич возобновил серию “Библиотеки Буддики”, в которой вышло два издания: книга А.И. Вострикова о тибетской исторической литературе и “Дхаммапада”, перевод с языка пали, с большой вступительной статьей и комментариями В.Н. Топорова». Как отмечает автор воспоминаний: «После выхода этой книги (вскоре после того, что тогда развернулось) Юрий Николаевич внезапно умер». Это произошло при довольно загадочных обстоятельствах и совсем неожиданно для знавших его. «Он умер в 1960 г., пройдя свой крестный путь до конца и с великим достоинством. Он прекрасно осознавал цель своего приезда и, конечно, знал, чем все это для него кончится», – пишет крупнейший современный исследователь жизненного пути семьи Рерихов, академик РАЕН, директор Музея им. Н.К. Рериха в Москве Л.В. Шапошникова.

Ю.Н. Рерихом за три неполных года, проведенных в Советском Союзе (август 1957 – май 1960) сделано столько, что это могло бы вместиться в целую жизнь. Но жизнь героя всегда сжата словно пружина, последующее распрямление которой дает импульс и почву для развития на долгие десятилетия и даже века. Именно Юрию Николаевичу Рериху мы обязаны тем, что сейчас имеем радость широкого знакомства с многогранным творческим наследием его родителей. Их заветная мечта вернуться на Родину при жизни так и не была осуществлена. Это сделал их старший сын Юрий Рерих, вернувший их доброе Имя и великое наследие в Советский Союз. На глазах рассыпались мифы о семье Рерихов, постепенно падал запрет на имя тех, кто всю жизнь трудился для горячо любимой Родины. Ю.Н. Рерих привез на Родину принадлежавшую ему часть наследия родителей: более 400 картин отца, огромную библиотеку, ценные предметы. Усилиями Юрия Николаевича устраиваются первые выставки картин Н.К. Рериха: сначала в Москве (апрель 1958 г.), а затем в Ленинграде, Риге, Киеве, Тбилиси и других городах. Строились планы по созданию Мемориального музея Н.К. Рериха. Однако они так и остались не осуществленными, а картины, временно переданные на хранение в Русский музей, остались в его запасниках и по сей день.

Светлая мысль родителей была возвращена Родине не только в виде картин. Известно, что в те годы об издании философского наследия старших Рерихов, в частности Живой Этики, не могло быть и речи, однако современники Юрия Николаевича имели возможность соприкоснуться с живым носителем этих знаний, перед кем всегда был ведущим маяком высокий нравственный пример родителей. Знавшие Ю.Н. Рериха отмечали в нем такие качества, как правдивость во всем, спокойствие и тактичность, сдержанность и удивительную терпеливость. «Хоть что-то изменить к лучшему в себе каждый день», – говорил Юрий Николаевич. Илзе Рудзите вспоминала: «Все его существо излучало особую энергию, неисчерпаемую внутреннюю силу, обаяние и чуткость, необыкновенную сердечность. <…> Людей он оценивал по внутреннему огню, который просто называл энтузиазмом. Другими словами, по способности бескорыстно отдавать себя работе на Общее Благо. Когда многие обращались к нему с вопросом “Что делать?”, он отвечал просто: “Надо путем науки, искусства, морали воздействовать на окружающее, поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всем поддерживать энтузиазм если он направлен на Общее Благо ”». Так говорил великий ученый и Человек, тот, кто сам всю свою жизнь работал во имя блага других, и кто первый по праву открыл для нас великое наследие своих родителей, несущее на себе отсветы того Будущего, к которому устремляют нас заветы подвижников всех времен.

 

                                                                        Соколов Владислав,

                                                                        руководитель Харьковской группы

Защиты имени и наследия семьи Рерихов.

 

 

Газета "Событие" от 15.08.2002, г.Харьков.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz