В  ЗАЩИТУ  ВЫСОКИХ  ИМЕН

Рерихи о Православной культуре

 

Николай Константинович Рерих

«Всего десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших старых икон, многие даже культурные люди еще не понимали меня и смотрели на мои слова как на археологическую причуду… Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают, из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски… Наконец, мы прозрели: из наших подспудных кладовых добыли еще чудное сокровище». (Н.К.Рерих. Собр. Сочинений, кн.1)

«Икона как живое звено церкви и жилища входит широко в жизнь…Лики всего Священного Христова воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание». (Н.К.Рерих. Священный Дозор).      

«Вспоминаются встречи с Иерархами. Вот Флавиан Киевский говорит, посетив нашу иконную мастерскую: «Истинный терем изографов». Антоний Волынский восклицает, смотря на мой «Ростов Великий»: «Молитва земли Небу». Евлогий в Париже однажды кому-то возрази: «Насколько Н.К. православный мне неизвестно, но что он - последователь Христа – это я знаю». Вспоминаю добром митрополита Платона, митрополита Сергия, о.Георгия Спасского… Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Придется много для Родины потрудиться»…Наконец, Валаам со схимниками… (Н.К.Рерих. Листы дневника. Очерк "Памятка". - Т.3.).

«Вспомним горестные кощунственные разрушения Симонова монастыря, Спаса на Бору, храма Христа Спасителя. Куда же дальше идти? Наш комитет в лице председателя французского комитета барона М.А.Таубе и генерального секретаря доктора Шклявера горячо протестовал против такого варварского кощунства как в Париже, так и во время нашей международной конференции в Брюгге. Здесь же мне приходилось слышать вопросы, основанные на очевидном незнании, что наш комитет не протестует при таких губительных вандализмах. И я отвечаю на это: наши то комитеты, конечно, неукоснительно протестуют, но печально то, что общественное мнение сравнительно мало отзывается на эти протесты и даже не стремится узнать о них. Вместо того, чтобы спросить, где именно были протесты, люди просто восклицают: «Почему таких протестов не было?» В таком обороте речи можно чувствовать уже какое-то недоброжелательство к делу охранения памятников культуры. Вместо того, чтобы сойтись в дружном стремлении и взаимном почитании, некоторые люди предпочитают бросить в пространство злобные разъединительные формулы. Мы протестовали и при разрушении храма Христа Спасителя, при разрушении монастырей при революции в Испании, протестовали против изуродования знаменитых картин Милле, и теперь мы также протестуем против разрушения знаменитого собора Овиедо». (Н.К.Рерих. Защита, 1935 г.).

«Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, и огнепоклонникам и почитателям Великого духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати». (Н.К.Рерих. Держава Света. Слово на освящении часовни Преподобного Сергия, сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут. - Рига, 1992).

 

Елена Ивановна Рерих

«Я так люблю Христа! Помню, как, смотря на Его изображение в терновом венце (в Новодевичьем монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение  в сердце, как бы жаркое пламя зажглось…» (Е.И.Рерих. Из письма В.Л.Дутко, 4.8.45. Из архива МЦР).

«Истинное христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока и Учением Живой Этики». (Письма Елены Рерих. - Т.1. 18.6.35).

«Мы можем любить и даже предпочитать обрядность нашей православной церкви, но мы никогда не позволим себе умалить святыню ближнего, ибо нет предела Божественному выражению мысли». (Е.И.Рерих – В.К.Рериху, 30.3.35. «Утренняя звезда», N 2-3).

«Живой церковью я называю церковь, следующую истинным заветам Христа во всетерпимости их, церковь, устремленную к объединению, а не к разъединению. Именно, где любовь Христова положена в основу… Никто их сотрудников наших никогда не будет разрушать храма, но в каждом затеплит свою свечу». (Письма Елены Рерих. - Т.1. 6.6.35).

 

Святослав Николаевич Рерих

«Среди тех впечатлений, которые стали моими источниками вдохновения, ярко помню очень трогательный случай, который пережил четырнадцатилетним мальчиком. Это было богослужение памяти двух великих русских святых… В склепе вокруг гранитного саркофага стояли отрешившиеся от мира старцы  в своих торжественных одеяниях. Их неподвижные, суровые  и добрые лица  были скрыты под покровами схимнических одеяний. Видны были только седые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее, чем то состояние, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их молитве во время богослужения!.. Это воспоминание никогда не забывается, не тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать». (С.Н.Рерих. Стремиться к Прекрасному. - М., 1993).

«Видите ли, стремление к добру, осознание добра находится в нас самих. Догматы – это внешнее приложение, но мы ничего не найдем в них, если внутренне не осознаем, не ощутим потребность в добре… Важен не догмат, не теория, а живое устремление к чему-то более прекрасному, важна внутренняя энергия, которая поднимала бы на следующую ступень. В сущности, это же имел в виду Серафим Саровский, когда на вопрос, зачем нужны пост и молитва, сказал: «Для нисхождения Святого Духа»…» (С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному. Интервью "Литературной газете").

 

Использованы материалы из книги "Рерихи и Россия". - Новосибирск: "Свет", 2000 г.

 

©  Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",

№ 19, сентябрь 2001 г.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz