ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ

Т.И.Чечина, г.Тверь.

 

Незакатный свет Красоты

 

Красота, которая спасает

Наше прагматическое время, неумолимо ухватившись за оголённый провод цивилизации, захлёбываясь в проблеме «расчеловечивания человека», – шумит, бурлит, хохочет, рыдает, охваченное внутри и снаружи всевозможными мельканиями, сотрясаниями…

Художник Олег Высоцкий – наш современник, но   в его творчестве звучит извечный закон истинного искусства – возвышение человеческой души.

Образы картин Высоцкого увлекают, зовут задуматься о другой, ускользающей стороне нашего бытия,    о Красоте, которая спасает, о Беспредельности, которую предчувствует сердце.

 

Возможности, протянутые в жизнь

Выставки Олега Высоцкого путешествуют из города в город, из страны в страну, уже начинается второй художественный тур по древнерусским городам. Сопровождая по возможности свои выставки, Олег Николаевич проводит творческие уроки для всех желающих, они так же увлекательны, как и мир его картин. Но всюду невозможно успеть художнику за своими творениями, - так рождается форма передвижных слайд-программ.

Картины представлены в восьми тематических сериях. Название каждой серии содержит ключ к восприятию, звучит той нотой, которая устанавливает главную тональность общения со зрителем.

Серия «Благоухание» – и мы уже настраиваемся на более тонкое восприятие живописных произведений вплоть до обоняния.

«Преображение природы» – и мы отслеживаем каждый мазок художника, повествующий о таинстве жизни, о метаморфозах многоликой Реальности.

«Silentium» – и замолкает не только суета сует, но и весь окружающий мир, позволяя сочетаться с безмолвным, торжественным и таинственным миром картин.

На основе этих серий, в тонком сочетании художественных образов и музыкального сопровождения, создана программа, которая выпущена на CD-диске; готовится и Интернет-вариант.

Разные мнения звучат сегодня о допустимости или недопустимости использования этого «вредного пространства» с духовно-просветительской целью. Конечно, многое в нашей жизни могло бы (и как хотелось бы!) иметь исключительно полезное проявление. Но можем ли мы отторгнуть цивилизацию за то, что она преимущественно негуманна?

Телевидение, не успев стать безвредным, властно завладело нашей жизнью; сегодня никто из нас не откажется и от экологически вредного, но неизбежного, автотранспорта. Поздно спорить: Интернет - уже неотъемлемая часть нашего мира.

Быть может гораздо более тяжкие следствия мы имеем от того, куда и зачем мчимся, используя авто, какие мысли и переживания вызывает теле – и Интернет-общение.

 

Хороший человек – больше чем профессия

Мы познакомились с Олегом Николаевичем на одном из педагогических семинаров, которые ежегодно проводит педагогическое объединение Международного Центра Рерихов. Перед нами предстал и художник – яркий, самобытный, талантливый, и учитель – чуткий и терпеливый. Мы приходили к нему на урок, как приходят к нам наши маленькие ученики, и он не обманул нашего доверия. Сомневаясь и предвкушая, мы, неумехи, стремительно продвигались, следуя его наставлениям, в этом первом для нас уроке рисования.

В детстве «мы все учились понемногу», но, к сожалению, многому жизненно важному нас учили «как-нибудь». На школьных уроках рисование нам преподавали так, будто мы, уже бесповоротно решив стать художниками, готовы терпеливо часами и годами прорисовывать под строгим надзором оценочной системы утомительные кувшины, яблоки, драпировки. Взрослые и даже пожилые педагоги поколения, которого не посвящали в мир духовной красоты, - мы трепетно возвращались к первоисточнику, мы учились мыслить и воспринимать, учились Рисовать.

Мы сразу погружались в это вдохновенное пространство, освобождаясь от комплекса неполноценности; проблема «могу – не могу» просто переставала существовать. И наш учитель был всегда ненавязчиво рядом, - он открывал для нас врата в мир возможностей, и мы сами добывали жемчужины своего драгоценного опыта, но – из чаши самой Красоты.

Происходило прикосновение к таинству творчества. Можно быстро научиться педагогике. Но Учитель рождается из глубины души: от суммы жизненного опыта, от страдания, дающего действенное сострадание и терпимость, от стремления к познанию Истины, приводящему к великодушию и Культуре.

Не накопив в себе добра, человек не сможет передать своё Мастерство другим.

Наблюдаю, как после очередного семинара молодые педагоги упаковывают бережно только что приобретённые картины Олега Николаевича. Спрашиваю, почему им нравится художник Высоцкий? Первое выплёскивается: «Ну как же – он такой прекрасный человек!»  «Но ведь вы не фотографию его увозите, а картину», - продолжаю я допытываться, хотя знаю, как порою трудно передать словами всю гамму разнообразных, тем более таких тонких впечатлений.

И, может быть, именно эти, ещё не оформившиеся мысли взрослых выразил самый юный – десятилетний участник семинара из г. Казани. На мой подобный вопрос о художнике Высоцком он, не задумываясь, ответил: «Он пишет сердцем».

Доводилось беседовать на выставках и с младшими школьницами: одна из них, пытаясь найти слова, чтобы выразить самое главное в этом художнике, произносит: «Утончённость…»

Мир картин Олега Высоцкого звучит и переливается утончённостью; и может показаться, что это мир ирреальности, призрачный и ненужный в нашей будущей жизни, где мы так нуждаемся в прочности, надёжности. Но именно это – открытие в себе под воздействием искусства мира утончённой Красоты – и есть истинный оберег и защита.

 

«Страшно подумать,

что мы могли бы не встретиться…»

Редкое сочетание для мужчины: внешне сурово-мужественный, сдержанно-замкнутый, внутренне (что раскрывается в общении сразу) – мягкий, деликатный, сердечный. Таков Олег Высоцкий.

Жена его, Светлана, говорит, что он никогда, ни при каких обстоятельствах не повышает нервно голос в общении даже с очень нерадивыми учениками.

Светлана – друг, единомышленница и помощница Олега во всех его делах. Хотя, трудно точнее сказать, кто из них кому помощник в разнообразной совместной деятельности. Вместе они помогают развитию дела, которое несёт людям радость общения с прекрасным.

Годы отыскивали они свои индивидуальные пути в творчестве и педагогике. Результатом стало совместное создание синтетической студии, где встретились и воссоединились две Музы: Живопись и Литература.

Светлана, профессиональный литератор, педагог, возрождает ускользнувшую из воспитания замечательную традицию – семейные чтения. На занятиях у Высоцких родители и дети вместе рисуют, читают, размышляют, а их учителя от урока до урока в дружном сотрудничестве создают для них новые и новые возможности развития души.

Светлана рассказывает о делах мужа, о художественном творчестве, их совместной работе, и в её лучезарных глазах светится счастье – человеческое и женское.

На минутку распахивается глубокая откровенность: «Страшно подумать, что мы могли не встретиться…»

Щедро рассыпала Природа свою многоликую Красоту; кропотливо умножали её художники всех жанров во все времена. И только бы сознание предательски не ускользнуло в сторону лукавства жизни.

Тонкой стоической нитью искусство удерживает душу над пропастью хаоса. Оно помогает нам открыть в себе глубинную красоту; проявить её для самих себя, обратить её на всё, что ждёт и нуждается, сотворить ею своё счастье и счастье других. И может быть, она уже созрела, и бутон её готов распахнуться.

Страшно подумать, но ведь мы можем с нею не встретиться…

 

 

Юргис Балтрушайтис 

 

     *  *  *

Вся мысль моя - тоска по тайне звездной...

Вся жизнь моя - стояние над бездной...

Одна загадка - гром и тишина,

И сонная беспечность и тревога,

И малый злак, и в синих высях Бога

Ночных светил живые письмена...

Не дивно ли, что, чередуясь, дремлет

В цветке зерно, в зерне - опять расцвет,

Что некий круг связующий объемлет

Простор вещей, которым меры нет!

Вся наша мысль - как некий сон бесцельный...

Вся наша жизнь - лишь трепет беспредельный...

За мигом миг в таинственную нить

Власть Вечности, бесстрастная, свивает,

И горько слеп, кто сумрачно дерзает,

Кто хочет смерть от жизни отличить...

Какая боль, что грозный храм Вселенной

Сокрыт от нас великой пеленой,

Что скорбно мы, в своей тоске бессменной,

Стоим века у двери роковой!

 

 

© Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",

№ 20, ноябрь  2001 г.

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz