КРАЕВЕДЕНИЕ

С.Скородумов, Ярославское Рериховское общество.

 

По Руси. От 1903 к 2003.

 

В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи совершили большое путешествие по России. Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Николая Константиновича, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. В статье "Чутким сердцам" Н.К.Рерих называет это путешествие паломничеством.

"В 1903-м - большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса-на-Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что может быть большей части его уже не существует.

Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…"

Они посетили  около 40 старинных русских городов. Н.К.Рерих поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал песни, сказки, восхищался танцами. И во всем этом видел красоту народную “его дива дивные, веками им взлелеянные”.

Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. “Пантеоном нашей былой славы” и “Российскими Елисейскими полями” назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

Пораженный увиденным, Рерих обращается к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь».

В 1903 году Рерихи посещают Ярославль, Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь Святого Власия», «Церковь на Ишне» и другие.

Николай Константинович Рерих открывал Русь не только как путешественник и художник, но и как археолог. “Нам есть, что вспомнить ценное в глазах всего мира",  - считал он.

Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Гос. Эрмитажа.

Послушайте, в каком прекрасном и глубоком образе выявил Рерих русскую сущность: "Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет".

Восхищение художника шедеврами  древнерусского искусства переплелось с чувством отчаяния за их судьбу; отношение общественности к наследию предков Рерих считал выражением тупика нашей цивилизации.  Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Художник призывал: “Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни”.

Исследования сотрудников Ярославского Рериховского общества  помогли  восстановить некоторые   подробности путешествия Рерихов по Руси.

В Ярославском и во Владимирском государственных архивах  хранятся газеты того времени с заметками о путешествии, нигде не публиковавшиеся письма Н.К.Рериха. Например, в  Государственном архиве Ярославской области сохранилась переписка художника с хранителем Ростовского музея Иваном  Александровичем Шляковым.

Совсем уже скоро, в будущем году мы будем отмечать 100-летие путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по Руси.  Между тем, поле для научных изысканий в этой области остается достаточно широким. Хотелось бы предложить исследователям творчества Н.К.Рериха и краеведам работу в этом направлении. Можно уточнить маршрут путешествия семьи Рерихов,  найти в местных архивах статьи из газет того времени, письма, исторические свидетельства, рассказывающие о путешествии.

Редакция нашего издания готова освещать на страницах "Ориона" материалы, идеи, предложения, посвященные празднованию столетия путешествия семьи Рерихов по России.

Ждем Ваших материалов, друзья!

 

 

Ярославский край в очерках Н.К.Рериха

 

СЛОВО НАПУТСТВЕННОЕ

С древнейших времен очистились горизонты. Мы узнали, что владеем превосходным каменным веком. Мы открыли сокровища переселения народов. Мы связали эти вещи с таинственными обитателями городищ. Мы подошли к славянским и варяжским древнейшим насельникам. Наследие варяжско-романского искусства привлекло благородством и строгостью форм. Мы не забыли и чудовищную финскую фантасмагорию. Блеснули прекрасные дары Востока. Осенила слава Царьграда. Овеяли ароматы, претворенные до Италии. От величия Киева, Новгорода – до пышности Москвы, до пестрого ковра Ярославля, до замыслов Петра и Екатерины к нам нахлынули сокровища, которые переварить и усвоить еще невозможно. Сейчас мы еще во времени дивованья и любованья.

1916 г.

 

ПО СТАРИНЕ

Мы признали значительность и научность старины, мы выучили пропись стилей, мы даже постеснялись и перестали явно уничтожать памятники древности. Мы уже не назначим в продажу с торгов за 28000 рублей для слома чудный Ростовский кремль с расписными храмами, с княжескими и митрополичьими палатами, как это было еще на глазах живых людей, когда только случайность, неимение покупателя спасли от гибели гордость всея Руси…

…Вспомним нашу старую (нереставрированную) церковную роспись. Мы подробно исследовали ее композицию, ее малейшие черточки и детали, и как еще мало мы чувствуем общую красоту ее, т.е. самое главное. Как скудно мы сознаем, что перед нами не странная работа грубых богомазов, а превосходнейшая стенопись…

Проездом через Ярославль слышно было, что предстоит ремонт Ивана Предтечи: следует поправить трещины. Но страшно, если, заделывая их, кисть артельного мастера разгуляется и по лазоревым фонам, и по бархатной мураве: получится варварское дело, ибо писали эти фрески не простые артельные богомазы, а добрые художники своего времени…

…Деревянная церковь на Ишне около Ростова, этот прекрасный образец архитектуры северных церквей, обшит досками и теперь обносится шаблоннейшим заборчиком, вконец разбивающим впечатление темно-серой церкви и кладбища с тонкими березами…

…Предвижу, что археологи скажут мне: дайте денег, укажите средства, ибо монументальные сооружения требуют и крупных затрат. Но не в деньгах дело; денег на Руси много; история реставрации Ростовского кремля и некоторых других памятников, наконец, сейчас переживаемое нами время ясно свидетельствуют, что если является интерес и сознание – находятся и средства, да и немалые. Деньги-то есть, но интереса мало, мало любви. И покуда археология будет сухо научною, до тех пор без пророчества можно предсказать отчужденность ее от общества, от народа…

1903 г.

 

РУССКАЯ СЛАВА

…Теперь, конечно, многое изменилось. Версальские рапсоды уже не будут похулять все русское. Русский народ оценил гениев и принялся приводить в должный вид останки старины. Новгород объявлен городом-музеем, а ведь в прошедшем это было бы совсем невозможно, ибо чудесный Ростовский кремль с храмами и палатами был назначен к продаже с торгов. Только самоотверженное вмешательство ростовских граждан спасло русский народ от неслыханного вандализма…

1939 г.

 

ПИСЬМО ИЗ АРХИВА

(Гос. архив Ярославской области, фонд № 693, опись № 1).

Многоуважаемый

Иван Александрович!

Мне бы очень хотелось, чтобы Вы прочли мой доклад в защиту искусства, напечатанный в московском журнале "Искусство" - в майском N, и прения по поводу доклада (в NN за июнь и июль), где я опять не мог не упомянуть о чудесном возобновлении Ростовского Кремля.

Ростовский уголок любви к сохранению старого искусства произвел на меня неизгладимое впечатление.

Не приходилось ли Вам слышать о старинных медных монетах, которые часто находятся при церквах. Я собираю теперь исключительно медные монеты и, конечно, зачастую приходится их покупать на вес и потом при них находишь недостающие года.

Обычная цена их 30 коп. за фунт, но можно бы даже 35 коп. наложить на посылку и платеж за пересылку. Был бы вам очень обязан за Ваше содействие. Желаю вам всего доброго.

Искренне преданный  Н.Рерих.

26 июня [1]905.

Мой адрес: до 20 августа: Николаевск. ж.д. Станция Академическая. Село Березки. Н.К.Рериху.

После 20 августа: СПб., Морская, 38. Импер. Общество Поощр. Худож.

Ответ: заказн. письм. 20 авг. 1905.

 

 

©  Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",

№ 21, январь-февраль 2002 г.

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz