Лариса Белая

Имя  на продажу

 

К именам великих соотечественников люди всегда испытывают неподдельный интерес, Гений ученого, мыслителя, мастера этого заслуживает. Между тем, всегда находятся те, кому не претит купаться в лучах чужой славы или зарабатывать на громком имени.

Имя Рерихов известно всему миру. Глава семьи Николай Константинович Рерих был художником, ученым, исследователем, писателем, философом, путешественником, археологом и общественным деятелем, автором свыше семи тысяч картин, большого числа научных и философских работ. В двадцатые годы прошлого столетия Н. К. Рерих предпринял беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934-1935 г.г. - по Маньчжурии и Китаю. С 1928-го и до смерти Николая Константиновича Рерихи жили в Индии, в долине Кулу, где основали Гималайский институт исследований «Урусвати».

Супруга Николая Константиновича Елена Ивановна разделяла взгляды мужа, писала философские труды, занималась переводами. Большой вклад в развитие науки, культуры и духовности России, всего мира внесли и сыновья Рерихов - Юрий и Святослав. По инициативе С.Н. Рериха в СССР был создан Советский фонд Рерихов, позже переименованный в Международный центр Рерихов.

Интерес к наследию Рерихов был всегда. Практически в каждом большом городе мира есть рериховское общество. И зачастую не одно. В Омске тоже действуют рериховские общества. Популяризируют творчество Николая Константиновича, изучают философские труды, проводят выставки репродукций его картин, конференции.

К слову, имя Рерихов связано с нашим городом. Об этом свидетельствует мемориальная доска на старом здании музея изобразительных искусств имени Врубеля (Ленина, 23). Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич были в Омске проездом из Индии в Москву в 1926 году и прожили здесь три дня. Известно, что в столицу они везли советскому правительству послание Махатм, ларец со священной индийской землей и бесценный дар - серию картин «Майтрейя» Николая Константиновича.

В нашем городе Рерихи посетили Никольский собор, Дом солдата, Тарские ворота, останки омского острога, особняк Колчака, краевой музей. В краевом музее Н. К. Рерих обнаружил две свои незавершенные картины – «Древо Преблагое» и «Ладьи». (В настоящее время они вместе с несколькими литографиями и карандашным рисунком хранятся в музее изобразительных искусств). Останавливались Рерихи в гостинице «Европа». Она располагалась рядом с нынешней «Сибирью».

В Омске Николаю Константиновичу очень понравилось. В своих дневниках он написал об исключительной доброжелательности и любознательности омичей, о том, как все им здесь старались помочь. И о том, что его удивило, насколько они сами оказались интересны местным жителям.

Не пропал этот интерес и в наши дни. Вот только удовлетворить его сполна омичи не могут: кроме имеющихся в Омске картин Николая Константиновича, омичи практически ничего не видели. Организовывать и привозить картины из Москвы и Новосибирска омским музейщикам, видимо, не с руки.

Но любой спрос, как известно, рождает предложение. Таков закон. Однако то, что предложило омичам некое восточное рериховское общество «Урусвати» (сейчас его организаторы проводят выставку «Русь – Индия» в краеведческом музее), честно говоря, премного удивило.

Экспозиции выставки достаточно сумбурны, с ходу понять, что к чему и как между собой согласуется, совсем непросто. Объяснять это посетителям экскурсоводы не торопятся. Может быть, сами не в курсе?

Половина экспонатов не подписана. Одежда, бижутерия, предметы быта индийцев безымянны. Природа Индии и индийский народ (в основном, девушки) в фотографиях - тоже без комментариев. Затем следует экспозиция очень низкого качества копий картин Николая Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича, копии фотографий семьи и большое количество каких-то газет, листовок, брошюр, якобы написанных на основе трудов Николая Константиновича и Елены Ивановны. Но при этом настолько вольно трактующие их собственные произведения, что любому посвященному человеку сразу становится ясно, что все это - липа.

Н. К. Рерих говорил, что культура должна быть идеологией. И считал культуру общим полем для науки, искусства и философии. В 20-е годы написал о том, что час настал для принятия информации, расширения сознания, о том, что начинается новая эпоха, эпоха эволюции. «Час настал» - это о будущем расцвете человечества, устремлении людей к красоте. Однако посетителям выставки рассказывают, что «Час настал» - это было сказано Рерихом о конце света, о гибели человечества. Правда, не всего, а лишь наркоманов, алкоголиков и тех, кто любит сквернословить. Ни больше, ни меньше. Но не только в этом проявилось невежество устроителей. Так, под известной фотографией, где Елена Ивановна Рерих запечатлена вместе со свекровью, стоит подпись: «Елена Ивановна с мамой». Под некоторыми другими нет и того. Видать, поленились узнать,

Зато преуспели организаторы (вот уж ни за что не догадаешься)... в торговле. Скупить, без преувеличения, здесь можно полвыставки: газеты, листовки, книги, открытки, репродукции картин, переводные картинки, шарфики, бусы, браслеты и даже кусочки дерева (якобы от усадьбы Рерихов в Индии, заряженные их энергетикой).

Основное содержание представленной на выставке литературы - рассуждения о конце света и о неизбежности всемирных катастроф. Газета «Духовное физическое здоровье» (ею торгуют здесь то за десять, то за пятнадцать рублей) и вовсе представляет смесь из политических лозунгов, призывов к разжиганию межнациональной розни, оскорбительных высказываний в адрес армии, милиции, церкви.

- И самое неприятное, - говорит председатель Омского рериховского общества Вера Викторовна Плаксина, - что все это рядом с цитатами Рерихов, интерпретированными с бесцеремонной вольностью и явным невежеством. Приводимые тексты никакого отношения к гуманистической философии и культурной деятельности семьи Рерихов не имеют. К тому же организаторы выставки и издатели этой продукции - некое Восточное рериховское общество «Урусвати», возглавляет которое Михаил Лунев, - не имеют авторских прав на использование символики и публикацию наследия Рерихов. Это право принадлежит исключительно законному правопреемнику - Международному центру Рерихов. На мой взгляд, используя патриотические чувства людей, естественный интерес к Рерихам, дружественной Индии, эта организация под прикрытием названия рериховской занимается профанацией идей и трудов Николая Константиновича и Елены Ивановны, нагнетает нездоровую атмосферу в обществе, порочит известных и уважаемых в России и Индии людей: посла России в Индии А. М. Кадакина и трижды академика, заслуженного деятеля культуры России, лауреата премии Джавахарлала Неру, директора Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникову.

Впрочем, и сама деятельность этого общества незаконна. Как удалось узнать нашему корреспонденту, в 1994 году оно было зарегистрировано в управлении юстиции Приморского края. В сентябре 1999-го эта организация ликвидирована по решению Ленинского районного суда г. Владивостока. И в повторной регистрации ей было отказано. В августе 2000-го зарегистрирована под тем же названием в главном управлении юстиции по Краснодарскому краю. Однако впоследствии это общество самоликвидировалось.

И все же удивляет другое: как могло случиться так, что в столь уважаемом заведении, каковым является Омский государственный краеведческий музей, стала возможной низкопробная выставка? Выставка, от которой не то что невозможно получить эстетическое наслаждение, но и которая дискредитирует творчество Рерихов, умаляет их имя и, по большому счету, выставляет в неприглядном виде все рериховское движение?

К чести музея, поначалу, поняв, что с «Русь – Индией» вышла промашка, выставку решили прикрыть. По этому поводу даже собирался совет музея. Но потом передумали. Почему?

- Для передвижных выставок это приемлемо, - комментирует такое решение заместитель директора Омского краеведческого музея Татьяна Назарцева. - Мы не художественный музей. Современный выставочный маркетинг тоже имеет право на существование. Никакой запрещенной литературы у них нет. А вот продажу литературы в залах нашего музея мы организаторам запретили. И нас они заверили, что все эти газеты и книжки - экспонаты. Согласно составленному договору они имеют право торговать только репродукциями картин и открытками. Что касается документов, которые представила эта организация, мы их тщательно проверили.

Однако к концу нашего разговора Татьяна Михайловна уже не была столь категорична. Признала низкий уровень выставки и пообещала ее досрочно прикрыть. И даже более того, рассказала корреспонденту «ОП» о новом проекте музея. Так что, возможно, уже в этом году омичи смогут увидеть подлинные полотна мастера. А это уже дело чести омских музейщиков.

 

©   Издание  «Омская правда» (Омск), 06.08.2003

 

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz