Это подлинник или репродукция ?

 

Такой вопрос не раз приходилось слышать в музейных залах от "любопытных" посетителей. Благо, если его зада­ют дети.

Еще лет десять назад такой вопрос казался кощунственным. В музее... конечно, подлинники!

Однако технический прогресс шагнул так далеко вперед и вместо привычной репродукции, часто по цвету ничего не имеющей общего с оригина­лом (в виду несовершенства полиграфической техники) пришла сначала фак­симильная репродукция, цветная ксерокопия, и так далее. Появилась масса тех­нических средств точно воспроизводящих штрих, мазок, цвет, а уж если еще и сверху полученного оттиска слегка прикоснуться кистью - вот тебе и почти оригинал. Почти...

Недобросовестные от арт-бизнеса люди, особенно в период пере­стройки, нередко пользовались появившимися высококачественными репро­дукциями для создания хорошо оформленных выставок (багет, стекло - под­линные). Примером тому - выставка "Сальвадор Дали" с довольно высокой входной платой, которая экспонировалась в одном из Дворцов культуры города.

Итак, насколько правомерен этот вопрос? Правомерен. Он много говорит о человеке, его задавшем и, прежде всего, об уровне знаний, интеллекта, зри­тельном опыте. Но еще больше - о пробелах в нашем образовании, где по-преж­нему нет специалистов, умеющих привить навыки и опыт "смотрения", "видения" образа, который создается в разных материалах и техниках серд­цем и душой художника, а не типографским станком.

Любой профессиональный музей - это, прежде всего, хранилище под­линных произведений, свидетельств прошлых и современных достижений культуры и искусства. В его экспозиции, как правило, включены подлинники (оригиналы).

Но в музее бывают и копии (точное, соответствующее подлиннику (оригиналу) воспроизведение чего- либо), и они могут быть не менее ценны­ми, чем подлинник. Так, например, о многих скульптурных произведениях Древней Греции мы узнаем по сохранившимся копиям, выполненным мас­терами Древнего Рима.

Копирование с античных образцов, произведений эпохи Возрождения являлось основой процесса обучения в Академии художеств. Многие россий­ские живописцы были прекрасными копиистами, в современной экспозиции ГТГ, в зале И.Е.Репина висит копия с портрета Рембрандта.

И сегодня, продолжая лучшие традиции русской реалистической школы, будущих художников нередко можно видеть в залах музеев копи­рующих то или иное произведение. Копируя, они постигают особенности живописной манеры, техники мастера, стиль эпохи.

Однако, современная жизнь диктует новые условия изготовления ко­пий. Они должны быть по размеру больше или меньше оригинала, чтобы из­бежать подделок, которые наводнили современный рынок и стали предметом купли-продажи. Но это особый разговор, поднимающий целый пласт профес­сиональных вопросов, связанных с подделкой произведений известных русских и зарубежных мастеров, пользующихся особым спросом. И надо сказать, что таких "умельцев" было немало.

Есть увлекательные истории, описанные в литературе, когда одному из художников, сколотившему состояние на подделке произведений известного голландского мастера 16 века, особенности которого он изучил и мог воспроиз­водить доподлинно, все-таки захотелось, чтобы мир узнал его имя. Были при­влечены эксперты, но и они поверили в подделку лишь тогда, когда при них был выполнен новый "шедевр".

Сегодняшние "поддельщики", зная о новых технических возможностях экспертизы, которая исследует кракелюр и состав красочного слоя, добывают белила в дореволюционных особняках, соскабливая их с окон и дверей. Научно-технический прогресс сильно изменил компоненты, вводимые в краски, что по­зволяет точно датировать время создания произведения.

Тот, кто имеет меньше возможностей и фантазии, рисует кракелюр, или искусственно старит новодел.

Любителям старины, без должного опыта, стоит прислушаться к совету: будьте бдительны, лучше обратитесь к специалистам прежде, чем купить доро­гостоящую вещь, которая может оказаться подделкой.

Может ли быть в экспозиции музея репродукция? Думаю, что в профес­сиональном музее - нет, за исключением тех случаев, когда она служит необхо­димым дополнительным элементом для раскрытия творчества художника в оп­ределенной тематической выставке.

Репродукция - воспроизведение и размножение изображения (рисунка, картины) полиграфическими средствами или фотографическим способом - в музейной практике используется довольно часто в лекционной работе, в пере­движных выставках о творчестве русских и зарубежных художников и является как бы первым шагом в подготовке будущего грамотного посетителя выставок.

Внимательный и вдумчивый зритель получит удовольствие от созерца­ния подлинных произведений и дополнительную для себя информацию получит из эти­кеток, в которых сообщается об авторе, годах его жизни, названии и времени создания произведения, технике и размере исполнения. И, если это копия, - то читайте дальше, и вы узнаете, с работы какого мастера она сделана.

Возможно, данный «ликбез» кому-то окажется полезен, а значит, на вы­ставках будет больше знатоков и ценителей искусства, которые откроют в твор­честве художника больше граней его таланта, а при покупке предметов антиква­риата не сделают ошибок.

 

Директор Ростовского художественного училища им. М.Б.Грекова,

искусствовед, член Союза художников, 

заслуженный работик культуры России

Алимурзаева Галина Сергеевна.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz