Это подлинник или репродукция ?
Такой вопрос не раз приходилось слышать в музейных залах от "любопытных" посетителей. Благо, если его задают дети.
Еще лет десять назад такой вопрос казался кощунственным. В музее... конечно, подлинники!
Однако технический прогресс шагнул так далеко вперед и вместо привычной репродукции, часто по цвету ничего не имеющей общего с оригиналом (в виду несовершенства полиграфической техники) пришла сначала факсимильная репродукция, цветная ксерокопия, и так далее. Появилась масса технических средств точно воспроизводящих штрих, мазок, цвет, а уж если еще и сверху полученного оттиска слегка прикоснуться кистью - вот тебе и почти оригинал. Почти...
Недобросовестные от арт-бизнеса люди, особенно в период перестройки, нередко пользовались появившимися высококачественными репродукциями для создания хорошо оформленных выставок (багет, стекло - подлинные). Примером тому - выставка "Сальвадор Дали" с довольно высокой входной платой, которая экспонировалась в одном из Дворцов культуры города.
Итак, насколько правомерен этот вопрос? Правомерен. Он много говорит о человеке, его задавшем и, прежде всего, об уровне знаний, интеллекта, зрительном опыте. Но еще больше - о пробелах в нашем образовании, где по-прежнему нет специалистов, умеющих привить навыки и опыт "смотрения", "видения" образа, который создается в разных материалах и техниках сердцем и душой художника, а не типографским станком.
Любой профессиональный музей - это, прежде всего, хранилище подлинных произведений, свидетельств прошлых и современных достижений культуры и искусства. В его экспозиции, как правило, включены подлинники (оригиналы).
Но в музее бывают и копии (точное, соответствующее подлиннику (оригиналу) воспроизведение чего- либо), и они могут быть не менее ценными, чем подлинник. Так, например, о многих скульптурных произведениях Древней Греции мы узнаем по сохранившимся копиям, выполненным мастерами Древнего Рима.
Копирование с античных образцов, произведений эпохи Возрождения являлось основой процесса обучения в Академии художеств. Многие российские живописцы были прекрасными копиистами, в современной экспозиции ГТГ, в зале И.Е.Репина висит копия с портрета Рембрандта.
И сегодня, продолжая лучшие традиции русской реалистической школы, будущих художников нередко можно видеть в залах музеев копирующих то или иное произведение. Копируя, они постигают особенности живописной манеры, техники мастера, стиль эпохи.
Однако, современная жизнь диктует новые условия изготовления копий. Они должны быть по размеру больше или меньше оригинала, чтобы избежать подделок, которые наводнили современный рынок и стали предметом купли-продажи. Но это особый разговор, поднимающий целый пласт профессиональных вопросов, связанных с подделкой произведений известных русских и зарубежных мастеров, пользующихся особым спросом. И надо сказать, что таких "умельцев" было немало.
Есть увлекательные истории, описанные в литературе, когда одному из художников, сколотившему состояние на подделке произведений известного голландского мастера 16 века, особенности которого он изучил и мог воспроизводить доподлинно, все-таки захотелось, чтобы мир узнал его имя. Были привлечены эксперты, но и они поверили в подделку лишь тогда, когда при них был выполнен новый "шедевр".
Сегодняшние "поддельщики", зная о новых технических возможностях экспертизы, которая исследует кракелюр и состав красочного слоя, добывают белила в дореволюционных особняках, соскабливая их с окон и дверей. Научно-технический прогресс сильно изменил компоненты, вводимые в краски, что позволяет точно датировать время создания произведения.
Тот, кто имеет меньше возможностей и фантазии, рисует кракелюр, или искусственно старит новодел.
Любителям старины, без должного опыта, стоит прислушаться к совету: будьте бдительны, лучше обратитесь к специалистам прежде, чем купить дорогостоящую вещь, которая может оказаться подделкой.
Может ли быть в экспозиции музея репродукция? Думаю, что в профессиональном музее - нет, за исключением тех случаев, когда она служит необходимым дополнительным элементом для раскрытия творчества художника в определенной тематической выставке.
Репродукция - воспроизведение и размножение изображения (рисунка, картины) полиграфическими средствами или фотографическим способом - в музейной практике используется довольно часто в лекционной работе, в передвижных выставках о творчестве русских и зарубежных художников и является как бы первым шагом в подготовке будущего грамотного посетителя выставок.
Внимательный и вдумчивый зритель получит удовольствие от созерцания подлинных произведений и дополнительную для себя информацию получит из этикеток, в которых сообщается об авторе, годах его жизни, названии и времени создания произведения, технике и размере исполнения. И, если это копия, - то читайте дальше, и вы узнаете, с работы какого мастера она сделана.
Возможно, данный «ликбез» кому-то окажется полезен, а значит, на выставках будет больше знатоков и ценителей искусства, которые откроют в творчестве художника больше граней его таланта, а при покупке предметов антиквариата не сделают ошибок.
Директор Ростовского художественного училища им. М.Б.Грекова,
искусствовед, член Союза художников,
заслуженный работик культуры России
Алимурзаева Галина Сергеевна.