«Мастер  прозрачности».  Возвращение  в  Углич.

 

c  10  декабря  2005  по  10  января  2006

Ярославская  область 

 

10  декабря  в  Угличе  (Ярославская  область)  открылась  выставка  картин  художника-космиста  Б.А.Смирнова-Русецкого  «Мастер  прозрачности».  Это  новый  совместный  проект  Историко-художественного  музея  «Угличский  Кремль»  и  Ярославского  Рериховского  общества. 

Мероприятия,  посвященные  100-летию  со  дня  рождения  художника,  проходят  во  многих  музеях  России  и  Украины.  В  Ярославской  области  выставки  работ  Б.А.Смирнова-Русецкого  проводятся  в  тех  городах,  которые  связаны  с  его  жизнью  и  творчеством:  в  Ярославле,  Угличе,  Рыбинске. 

Тонкому  колористу  Б.А.Смирнову-Русецкому  выпало  пережить  почти  весь  трагический  XX  век.  Однако  в  противовес  всем  войнам,  революциям  и  репрессиям  (художник  отбыл  10  лет  в  застенках  сталинского  ГУЛАГа,  а  затем  5  лет  в  ссылке)  его  искусство  удивительно  светлое  и  созерцательное.  Б.А.Смирнова-Русецкого  увлекала  тихая  гладь  северных  вод,  стройная  грация  осенних  берез,  таинственный  ночной  небосвод.  Вопреки  всем  идеологическим  призывам  он  всегда  оставался  верен  себе,  своему  лирико-романтическому  дарованию.  Его  любимая  техника  -  пастель,  с  помощью  которой  он  сочетал  графику  изящных  линий  с  нежными  переливами  святящихся  тонов. 

Три  имени  возникают  в  памяти  при  знакомстве  с  живописным  миром  Б.Смирнова-Русецкого  -  М.К.  Чюрленис,  В.В.Кандинский  и  Н.К  Рерих.  Примечательно,  что  и  сам  художник  часто  вспоминал  эти  имена.  В  1922-1927  году  Б.Смирнов-Русецкий  переписывается  с  В.Кандинским,  который  оказал  большое  влияние  на  становление  молодого  художника. 

Встреча  в  1922  году  с  художником-авангардистом  П.П.Фатеевым  определила  космическую  направленность  творчества  Б.Смирнова-Русецкого.  К  1926  году  формируется  группа  «Амаравелла»,  объединившая  первых  русских  художников-космистов.  В  «Амаравеллу»  вошли  также  В.Н.Пшесетская  (Руна),  А.П.Сардан,  С.И.Шиголев,  В.Т.Черноволенко. 

С  одной  стороны  художники  следовали  в  русле  исканий  своих  соотечественников,  с  другой  стороны  их  творчество  питалось  пафосом  научно-философских  идей  русских  ученых-космистов  Н.Федорова,  К.Циолковского,  В.Вернадского,  А.Чижевского. 

В  1926  году  в  Москву  приезжает  Николай  Константинович  Рерих,  который  занимает  в  жизни  членов  «Амаравеллы»  особое  место.  Рериховские  мысли  об  эстетическом  переживании  космоса,  о  преображении  мира  красотой  и  культурой,  о  древней  мудрости  повлияли  на  окончательное  самоопределение  всей  группы.  Беседы  с  Н.К.Рерихом  и  его  супругой  Е.И.Рерих  открыли  им  новые  горизонты  видения  мира.  Знакомство  с  книгами  Учения  Живой  Этики,  рассказывающем  о  космической  эволюции  человечества,  вдохновили  художников  на  дальнейшее  творчество. 

Особенность  живописи  Б.А.Смирнова-Русецкого  состоит  в  том,  что  он  воспринимает  природу  не  только  как  часть  Земли,  но  и  как  часть  Вселенной.  Отвечая  на  призыв  Н.К.Рериха  осознать  красоту  Космоса,  художник  стремится  передать  в  своих  картинах  единство  Космоса,  выразить  Беспредельность  в  великом  и  малом.  Его  пейзажи  становятся  не  только  видами  природы,  но  и  отражением  человеческой  души.  Природа  на  его  картинах  живая,  думающая,  размышляющая  о  вечном.  Лучи  интуиции  художника  высвечивает  небывалые  дали.  Перспектива  наслаивается  на  перспективу.  Пространство  просвечивает  сквозь  пространство.  Во  время  созерцания  картин  Б.Смирнова-Русецкого  вспоминаются  стихи  известного  поэта  Вячеслава  Иванова: 

…Вы,  чьи  резец,  палитра,  лира -

Согласных  муз  одна  семья,

Вы  нас  уводите  из  мира

В  соседство  инобытия.

И  чем  зеркальней  отражает

Кристалл  искусства  лик  земной,

Тем  явственней  нас  поражает

В  неи  жизнь  иная,  свет  иной… 

 

В  1941  году  Б.А.Смирнов-Русецкий  был  репрессирован.  К  живописи  он  вернулся  только  в  середине  50-х. 

Углич  непосредственно  связан  с  творческой  биографией  Б.А.Смирнова-Русецкого.  Этот  город  художник  очень  любил,  посещал  его  в  20-х  и  30-х  годах.  Углич  приютил  Смирнова-Русецкого  после  ссылки,  когда  проживание  в  больших  городах  стало  для  него  невозможным.  Порядка  десяти  работ  посвятил  Б.  Смирнов-Русецкий  Угличу.  Выставка  его  картин  в  Угличском  Историко-художественном  музее  стала  не  только  крупным  культурным  мероприятием,  но  и  данью  памяти  художнику. 

Не  смотря  на  15  лет  репрессий,  Б.А.Смирнов-Русецкий  оставил  нам  щедрый  дар:  более  2000  картин  и  2000  этюдов. 

«На  моем  долгом  творческом  пути,  охватившем  более  семидесяти  лет,  было  немало  трудностей,  страданий  даже  безысходности.  И  лищь  радость  ожидания  великого  будущего,  которое  потенциально  уже  живет  в  нас,  вера  в  безграничную  гармонию  Космоса  укрепляла  мой  дух  и  не  позволяла  сдаваться»,  -  так  определил  свое  credo  Б.А.Смирнов-Русецкий  в  конце  жизни.

 

©  Интернет-портал  «Музеи  России»,  14.12.2005  г.

 

 

http://www.museum.ru/N24730

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz