Истоки этого первого в истории планеты международного соглашения по охране культурных ценностей имеют отношение к Ярославскому краю. В 1903-1904 гг. Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной совершил большое путешествие по России. «Поездкой по старине» назвал его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов. Первым городом на их маршруте стал Ярославль. Во время путешествия Н. К. Рерихом была написана целая художественно-архитектурная серия – более 90 этюдов, запечатлевших облики памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст назвал эту серию картин «Пантеоном былой русской славы». Именно путешествие Н. К. Рериха по России послужило началом борьбы художника за сохранение памятников старины.
Понадобилось несколько десятилетий активной общественной деятельности в международном масштабе, чтобы мысли Н. К. Рериха воплотились в жизнь. Художнику удалось создать мощное международное культурное движение и вдохновить многих людей в разных странах мира. Идею Пакта по защите культуры поддержали Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Рабиндранат Тагор, Морис Метерлинк и другие известные деятели науки и культуры. Пакт Рериха был подписан 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке, в кабинете президента Рузвельта представителями 21 страны американского континента. В качестве охранного символа объектов культуры Н. К. Рерих предложил Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Знамя Мира представляет белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя сферами. Этот знак символизирует культурное единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности. Впервые идея Знамени Мира возникла у Н. К. Рериха как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии художник, изучая культуры многих стран, обнаружил знак троичности на памятниках различных эпох и регионов Земли. Таким образом, был найден универсальный символ, на основе которого и разработан знак Знамени Мира. После Второй мировой войны международная культурная общественность вновь обратилась к идеям Пакта Рериха. Он лёг в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта» (Гаага, 14 мая 1954 года). Гаагская конвенция была ратифицирована большим количеством государств, в том числе Советским Союзом.
Знамя Мира побыло в Космосе, на полюсах и высочайших горных вершинах Земли. В 1996 году, обращаясь к депутатам Государственной Думы, академик Д. С. Лихачев предложил утвердить инициативу Н.К. Рериха и поднять Знамя Мира над объектами культуры. В 2009 году по решению международного научного росийско-индийского форума Знамя Мира было поднято над Музеем истории города Ярославля как «символ непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».
В наши дни Международный Центр-Музей имени Н. К. Рериха (Москва) ведет активную международную деятельность по популяризации идей Пакта Рериха. В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж) был открыт уникальный культурно-просветительский проект «Пакт Рериха. История и современность». Выставки в рамках этого проекта с успехом прошли в 14 странах Европы, Америки, Азии, а также в 100 городах России. Такая миротворческая деятельность по популяризации Пакта Рериха получила высокую оценку международного сообщества, в том числе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой. Летом 2015 года проект «Пакт Рериха. История и современность» пришел на Ярославскую землю. Выставочные мероприятия были организованы в Ярославле, Данилове, Пошехонье.
К сожалению, на планете продолжаются военные действия и разрушаются памятники культуры. Но вновь вопреки войнам, хаосу и разрушениям звучит девиз Н. К. Рериха:«Мир через Культуру», и вновь над планетой поднимается Знамя Мира.