К 100-летию путешествия
семьи Рерихов по Руси
В 1903 году Николай Константинович и Елена
Ивановна Рерихи совершили большое путешествие по России. Они посетили около 40 старинных русских городов. Итогом
этого путешествия стали новые картины, статьи Николая Константиновича,
фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. В статье "Чутким
сердцам" Н.К.Рерих называет это путешествие паломничеством.
"В 1903-м - большое паломничество с
Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани и до границы литовской.
Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода,
Владимира, Спаса-на-Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и
башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты,
имения со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми
книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что может быть большей
части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности
особого охранения святынь народных…"
Н.К.Рерих поставил большую задачу изучения
древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со
старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал песни, сказки,
восхищался танцами. И во всем этом видел красоту народную, “его дива дивные,
веками им взлелеянные”.
Зрелище русской культуры в ее историческом
развитии, развернувшееся перед Н.К.Рерихом, потрясло его как художника и как
ученого. Острым взглядом непредубежденного исследователя он уловил
многослойность русской культуры, ее синтетичные элементы, в которых сочетались
Восток и Запад.
Им была создана большая живописная серия,
насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие
и богатство древнерусского зодчества. “Пантеоном нашей былой славы” и
“Российскими Елисейскими полями” назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.
В 1903 году Рерихи посещают Ярославль,
Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в
Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы
Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин «Ярославль. Церковь Святого
Власия», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на
Ишне» и многие другие.
Николай Константинович Рерих открывал Русь не
только как путешественник и художник, но и как археолог. “Нам есть, что вспомнить ценное в
глазах всего мира", -
считал он.
Находясь в Ярославской губернии, Николай
Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом
Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень,
украшенный орнаментом, и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей
хранится в фондах Государственного Эрмитажа.
В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих
русскую сущность: "Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный,
целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит
подземная сила. Русь верит и ждет".
Восхищение художника шедеврами древнерусского
искусства переплелось с чувством отчаяния за их судьбу. Две свои статьи «Церковь
Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович
посвятил Ярославским храмам.
Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой
реставрации храма Иоанна
Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай
Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный
погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает
старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой,
поддельной…».
Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера,
к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его
картинах. Художник призывал: “Спешите, товарищи, зарисовать, снять,
описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте
чудесные обломки для будущих зданий жизни”.
Инициатор создания Фонда
древней Руси по изучению и поддержанию архитектурной старины путём
Всероссийской подписки, церковного сбора и т. п., член советов и правлений
различных обществ защиты, Рерих принимает непосредственное участие в
реставрации многих сооружений. В его «Листах дневника» мы читаем: «В годы
наших с Е.И. поездок по городам и весям российским многое удалось отстоять...
Ведь Ростовский Кремль собирались продать с торгов, а смоленское духовенство
распродавало ризницы. Новгородский губернатор велел зарыть наши раскопки в
Кремле, ибо свиньи могут упасть в траншеи. Всяко бывало...»
Рерих настойчиво
призывает к охране памятников. XX век — век эстетических открытий прошлого, но
тот же XX век — время забвения и разрушения прошлого, время попыток обесценить
духовные идеалы предшественников. И это противоречие ощущал Рерих. Чем больше
путешествовал художник, тем отчетливее виделось ему оскудение современной
России. Рерих подчеркивает, что вдумчивое отношение к культуре — это сбережение
России: природы, национальной архитектуры, прикладного искусства, лучших
традиций народа. Его хождения по святыням русским претворились в лаконичный
завет: «Чтобы полюбить Родину, надо познать её».
Прожив около 30 лет за
рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда
подчеркивал свою принадлежность к русской культуре, до последних дней
возвращался в своем искусстве к русской тематике.