К 100-летию путешествия

семьи Рерихов по Руси

 

В 1903 году Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи совершили большое путешествие по России. Они посетили  около 40 старинных русских городов. Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Николая Константиновича, фотографии храмов, выполненные Еленой Ивановной. В статье "Чутким сердцам" Н.К.Рерих называет это путешествие паломничеством.

"В 1903-м - большое паломничество с Еленой Ивановной по сорока древним городам от Казани и до границы литовской. Несказанная красота Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Спаса-на-Нерли, Суздаля, всего Подмосковья с несчетными главами и башнями! Седой Изборск, Седно, Печоры и опять несчетные белые храмы, погосты, имения со старинными часовнями и церквями, домовыми и богатыми книгохранилищами. Какое сокровище! Ужасно подумать, что может быть большей части его уже не существует. Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…"

Н.К.Рерих поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал песни, сказки, восхищался танцами. И во всем этом видел красоту народную, “его дива дивные, веками им взлелеянные”.

Зрелище русской культуры в ее историческом развитии, развернувшееся перед Н.К.Рерихом, потрясло его как художника и как ученого. Острым взглядом непредубежденного исследователя он уловил многослойность русской культуры, ее синтетичные элементы, в которых сочетались Восток и Запад. 

Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. “Пантеоном нашей былой славы” и “Российскими Елисейскими полями” назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

В 1903 году Рерихи посещают Ярославль, Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и многие другие.

Николай Константинович Рерих открывал Русь не только как путешественник и художник, но и как археолог. “Нам есть, что вспомнить ценное в глазах всего мира",  - считал он.

Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом, и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Государственного Эрмитажа.

В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих русскую сущность: "Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет".

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства переплелось с чувством отчаяния за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвятил Ярославским храмам.

Работа «Тихие погромы»  рассказывает  о  неумелой  реставрации  храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Художник призывал: “Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни”.

Инициатор создания Фонда древней Руси по изучению и поддержанию архитектурной старины путём Всероссийской подписки, церковного сбора и т. п., член советов и правлений различных обществ защиты, Рерих принимает непосредственное участие в реставрации многих сооружений. В его «Листах дневника» мы читаем: «В годы наших с Е.И. поездок по городам и весям российским многое удалось отстоять... Ведь Ростовский Кремль собирались продать с торгов, а смоленское духовенство распродавало ризницы. Новгородский губернатор велел зарыть наши раскопки в Кремле, ибо свиньи могут упасть в траншеи. Всяко бывало...»

Рерих настойчиво призывает к охране памятников. XX век — век эстетических открытий прошлого, но тот же XX век — время забвения и разрушения прошлого, время попыток обесценить духовные идеалы предшественников. И это противоречие ощущал Рерих. Чем больше путешествовал художник, тем отчетливее виделось ему оскудение современной России. Рерих подчеркивает, что вдумчивое отношение к культуре — это сбережение России: природы, национальной архитектуры, прикладного искусства, лучших традиций народа. Его хождения по святыням русским претворились в лаконичный завет: «Чтобы полюбить Родину, надо познать её».

Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда подчеркивал свою принадлежность к русской культуре, до последних дней возвращался в своем искусстве к русской тематике.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz