Чесноков П.В.

 

Приглашение на проповедь

(Есть ли предтеча у Антихриста?)

 

О лекциях диакона А.Кураева,

проходивших в Донецком медицинском  университете

15-17 апреля 2002 года.

 

Уже не раз в нашем городе проходили лекции богослова и философа диакона Андрея Кураева. Правда, Донецкий национальный университет, где ранее проходили подобные лекции, на этот раз отка­зал в помещении. Ди­а­ко­ну Кураеву отказывали не только отдельные организации, но и це­лые города и даже области. Чтение таких лекций запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пус­ты­ни, в Славяногорском монастыре запрещена продажа книг Ку­раева. Это далеко не полный список. Что же пос­лу­жи­ло причиной для по­доб­ной реакции? У нас было три дня встреч с проповедником из Мос­квы в залах Донецкого медицинского университета, чтобы попытаться от­ве­тить на этот вопрос.

            Знаменательным было уже наз­вание первой лекции: «Мир церковных запретов». Почти сра­зу стало ясно, что тема внут­ри­церковных запретов была лишь ширмой для про­воз­гла­ше­ния запретов более гло­баль­ных. Кто имел несчастье быть на лекциях, смогли убедиться, что заснуть от скуки или прятать в смущении набежавшую слезу от  нахлынувшего ре­ли­ги­оз­­ного чувства никому не придётся. Воистину, не мир, но меч, накал страстей и эмоций. Ни­кому после лекции не удалось уйти с миром в душе. Каждому присутствующему при­шлось испить чашу яда, го­ре­чи, внутреннего разлада и опустошения. Тут нет ничего уди­ви­тель­ного, ведь Кураеву долг миссионера виделся в том, чтобы «кидать камни в болото и вызывать круги». Сомневаться не пришлось в том, что камней за пазухой у мис­сионера-проповедника хватает.

            Кто не смог угнаться за полётом мысли проповедника, имел возможность  наблюдать за стилем работы «мастера». Поражало его умение приводить аудиторию к общему знаменателю. Люди в зале - самые разные, каждый имеет свою психологическую защиту – способность к критическому ана­лизу, своеобразный фильтр. Как преодолеть эти естественные психологические барьеры? Можно пойти по пути уважительного, доброжелательного отношения к аудитории и на­де­ять­­ся, что сердца людей откроются для восприятия. Но такой подход  для дьякона  оказался неприемлем из­на­чаль­но. Какое уважение может вызвать болото? Тут нужна специальная техника. Аудитории за­даёт­ся риторический вопрос: «Все ли каноны Иисуса Христа следует исполнять?» Вы­дер­жи­вается небольшая пауза, во время которой люди успевают подумать: «Конечно же». Сам же «мас­тер» дает противоположный ответ: «Нет!». Далее это будет прокомментировано и даже про­де­мон­стри­ровано на собственном примере. Но в зале наступает гробовая тишина, кото­рая сви­де­тельствует о попадании в самое яблочко: люди ока­зываются в за­ме­ша­тель­стве, в шо­ке, защитные свойства психики парализованы, «фильтр» снят, дорога к сознанию от­кры­та. Теперь можно говорить вообще всё, что угодно – парализованное сознание должно при­ни­мать всё за чистую монету. В уме возникают не менее шокирующие вопросы: что же это такое – лекция православного проповедника или се­анс массового гипноза c применением тех­ник нейролингвистического программирования соз­нания? Где можно оказаться после такой лекции – в стаде христовом или в психлечебнице? Разве использование таких методов не является насилием над личностью?

            Или другой пример. Задаются заранее подготовленные вопросы, на которые никто не зна­­ет ответа. Для эрудита и знатока традиций это не сложно. Затянувшееся молчание или не­у­дач­­ные ответы комментируются безобидным: «Эх, вы!», и механизм заниженной самооцен­ки при­­ведён в действие. Людям дают понять, что «их номер шестнадцатый». Безмолвную ре­ак­цию зала нетрудно просчитать: «Какие мы всё-таки непроходимые неучи и тупицы». Кто по­па­л­ся на эту удочку, безропотно внимают, что «Л.Н.Толстой был старым моралистом», Иису­со­ва молитва «Отче наш» – «сухое перечисление нужд», русский философ Серебряного века Бер­­дяев – «простой журналист», украинский философ Григорий Сковорода – «неизвестно кто та­кой, разобраться ещё надо», «все остальные – еретики»  и прочие перлы богословия и «вы­со­кой» философской мысли. Прямым оскорблением и унижением это не назовёшь. Но как по-иезуитски изощрённо люди подводятся к самоумалению, потере элементарного че­ло­ве­ческого достоинства, как ловко загоняются в раболепно-послушное стадо. С какой го­тов­ностью организаторами встреч были выражены верноподданнические чувства. На по­же­ла­ние Кураева принести его любимые конфеты «Стрела» было доставлено нес­коль­ко коробок. Знаменательно, что об этом пристрастии люди узнали на лекции, пос­вя­щён­ной аскетизму и во время Великого Поста.

            Вот только «мастер» что-то недоработал, недоделал. Вопросы всё-таки возникали и зада­­­­­вались. Некоторые вопросы даже удостаивались высокой оценки православного проповедника, вроде: «Этот вопрос задал подлый человек». У Кураева, очевидно, особое при­страс­тие к канону «не судите, да не судимы будете». Или публичное оскорбление нынче в ка­но­не?

            Лектор выступил ярым защитником ортодоксальных православных традиций. Радует, что знакомство с критикой известного публициста-культуролога, глубоко верующего чело­ве­ка – Ксении Мяло не прошло для Кураева бесследно. Удивляет другое. Почему статус пра­вос­­лавной церкви непременно должен по­вы­шать­ся за счёт унижения и оскорбле­ния всех ос­тальных? Человеку, реализующему своё кон­сти­туционное право на свободу совести и веро­исповедания, больно слышать в свой адрес уничижительное «еретик». Это наносит удар по чести и достоинству и причиняет страдания душе. Как ни странно, она есть у всех. И в эту ду­шу ткнули своим «стремительным домкратом» и давят: не достоин спасения, еретик, пре­да­тель и пр. Так Кураев раскалывает души людей изнутри и напрасно уходит от вопроса из аудитории, почему его считают рас­кольником. Ему и невдомек, что раскольник не тот, кто нарушает церковные догматы и ус­тои, а тот, кто вносит раскол в души людей. И что человек, ко­торый топчется по душам дру­гих, не в состоянии посеять трепет­ного отно­шения к вере и православной церкви. Про­по­вед­ник, не гнушающийся работать на публику, как шоумэн, раз­вле­кать её анекдотами, опус­кать­ся до публичных оскорблений, по-прежнему безнадежно да­лек от традиций и устоев пра­вославной церкви.

            Продемонстрированными во всей красе эрудицией и энциклопедическими знаниями ау­дитории ясно дали понять, кто тут начальник, а кто «подчинённый». Известно, что эрудиро­ванность необязательно является спутницей духовности, но часто ущемляет её. Мрачная ин­кви­зиторская процедура выравнивания всех по шаблону маскируется под благород­ный па­фос борьбы за чистоту православных традиций. Для надёжности «героический пыл» при­прав­­ляется каноном «не будьте тепло-хладными». И в том же «праведном негодовании» у ау­дитории спрашивается: «Какая может быть свобода совести? Бред какой-то». Сле­до­ва­­­тельно, конституцию - переделать. Всех - в одну шеренгу и всем - по одной извилине.

            Проповедник своими анекдотами и глумлением над «всеми остальными еретиками» спро­воцировал у «нееретиков» далеко не возвышенные религиозные чувства, но мирские и са­мые низ­менные – издевательский смех, ложное возвышение за счет унижения других. Раз­ве это не искушение, ввергающее души в адов огонь низменных чувств, не искажение пред­ставлений об истинных духовных ценностях православия? Настоящий ортодокс назвал бы подобные деяния ересью и расколом.

            Любопытную историю аудитория узнала о юношеских забавах Кураева. Семинаристская игра «найди еретика» «надежды юношей питала». Правила игры несложные. При известной до­ле юно­шес­кого нигилизма, сдобренного цинизмом и пошлостью, доказательства от­ступ­ни­­чества от истинной веры легко сфаб­ри­ко­вы­ва­лись. Новоиспеченные «еретики» из отцов цер­кви шли как с конвейера. Судя по всему, Ку­раев увлёкся этой игрой и самозабвенно иг­ра­ет в неё до сих пор. Бе­зо­бидная игра? Но так ли уж она безобидна, если аудитория ока­зы­ва­ет­­ся в атмосфере сред­не­векового религиозного фанатизма, узкого сектантского мыш­ле­ния с едким запахом костров ин­кви­зи­ции. Современной науке известна зараза не только фи­зи­чес­кая. Достаточно вспом­нить, как называлась одна из социальных эпидемий XX века – коричневая чума. Ещё В.М. Бехтерев, в своё время, писал, что «…психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб…» (Общая психотерапия: Уч. пособие, Мн. Высш. шк. 1997г.) Если учесть, что Кураев пишет книги, издаваемые немалыми тиражами, то вред инфицирования микробами нетерпимости, агрессивности, предвзятости и глумления над мировыми культурными ценностями сложно предопределить. Неслучайно книги Ку­раева запрещены к продаже в Славяногорском монас­тыре. На вопрос ау­ди­то­рии: «Почему?», – вразумительного ответа не пос­ле­до­вало. Слова: «Это их проблемы», -  ничего не объясняли.

            На второй день лекций была сделана попытка проповедовать возвышенные понятия и принципы. Только все возвышенные понятия самим же Кураевым были низ­вер­гну­ты в про­пасть, расколоты неуёмным стремлением возвыситься за счёт унижения дру­гих. Когда речь шла о постной пище, ми­мо­хо­дом был осмеян Аристотель. Опыт православной традиции кон­тро­ля за недостойными мыс­ля­ми сосед­ство­вал с уничи­жи­тельной оценкой такого же опыта в буддизме.  Вопрос о кон­тро­ле сексуальной энергии был в паре с осме­яни­ем одного из Далай Лам Тибета. Когда го­во­ри­лось о высоких нравственных идеалах в супру­жеской жизни, был бро­шен камень в лич­ную жизнь Иоанна Кронштадтского. Любые воз­вы­шенные понятия с лёг­­костью густо от­те­ня­лись ядом уни­чи­же­ния и осуждения. Как не пы­тался Ку­раев доб­ро­со­вес­тно сыграть роль борца за чистоту и высокие идеалы православия, от себя уйти не уда­лось. Из всех щелей скво­зило па­то­логической ненавистью к ина­ко­мыс­лию, не­тер­пимостью, осуждением, осме­я­ни­ем и изысканным издевательством над всем, что по ка­ким-то причинам не могло вмес­титься в «светлой» голове философа-богослова. Зачем ут­руждать себя вме­ще­ни­ем такого по­ня­тия, как обще­человеческие куль­турные ценности, на­ходящие своё вы­ра­же­ние в самых раз­но­­об­раз­ных формах и мно­го­на­ци­ональ­ных одеждах. Проще поделить весь мир на ере­тиков и не­ере­тиков. Абсурд? Да. Но такая позиция откры­вает простор для объ­яв­ления вне закона всех без разбора, по каким-либо причинам не впи­сав­шихся в прокрустово ложе пред­ла­га­е­мо­го деления мира.

            К сожалению, позиция не нова. Этим принципом был пропитан фашизм с его кон­ц­ла­ге­ря­ми и физическим уничтожением «неарийцев» или «не истинных арийцев» («еретиков» по Ку­раеву). Этим же принципом была напитана и идея дальнейшего ужес­то­че­ния классовой борь­бы на пути строительства развитого социализма. Тогда был про­воз­гла­шён лозунг – «кто не с нами – тот против нас». Всех неугодных тоталитарному режиму объ­явили «врагами на­ро­­да» (по сути, теми же еретиками). Эта инквизиторская идея выкосила духовный и интел­лек­­туальный цвет нации в годы сталинских репрессий. Уже до боли знакомый принцип на­ря­­­дился в другие одежды. Может, посмотрим со стороны, что из этого получится? В Санкт-Пе­­тербурге не стали дожидаться «пышного цветения». Диакону Ку­ра­е­ву туда дорога за­ка­за­на.

            Аналогия со сталинскими репрессиями пришла не случайно. У Кураева есть книга «Са­та­низм для интеллигенции». В своё время, неугодную «прослойку» общества (так окрестили интеллигенцию идеологи  «вечно-живого учения»), уничтожали физически, за­се­ляли ими конц­лагеря Гулага, на их костях воздвигали «беломор-каналы». Для того, что­бы уничтожить неугодную «прослойку», измышлялись жутчайшие, нелепейшие процессы о вра­чах-отра­ви­те­лях, инженерах-вредителях и прочих «врагах народа». До каких только гнус­ностей не опус­кались «ягоды», «берии» и им подобные, чтобы выслужиться перед «хо­зя­ином». Но да­же эти «столпы» человеконенавистничества не додумались обрядить интел­ли­генцию в са­та­нис­тов. Кураеву есть, чем гордиться, тут он превзошёл своих идейных вдох­но­ви­телей по сте­пени дикости и несуразности выдвигаемых обвинений.

            Что же, мы так и будем обманываться «овечьими одеждами» лжепророка? Подо­бос­трас­т­но слушать того, кто самым наглым, бессовестным образом ратует за скорейший при­ход Ан­тихриста – «хозяина» мира сего, лицемерно оправдывая своё нетерпение пос­ле­дующим при­ходом Иисуса Христа. То, что Кураев не ощущает сердечности Иисусовой молитвы «Отче наш», все убедились. «Сухая и рациональная молитва, вежливое пере­числение нужд. А что тут такого? Христос не был певцом и музыкантом». Облик Иисуса Христа явно не вызывает у Кураева восторга и даже элементарного почтения. Делать заказ на кон­феты, («приносите завтра конфеты «Стрела»), в дни Великого поста не ина­че как издева­тель­ством и кощунственным глумлением над Великой жертвой Христа не на­зо­вёшь.  Истин­ные православные верующие получили жесточайший удар по своей святыне, хранимой в сердце.

            Отдельно следует сказать о значении Иисусовой молитвы «Отче наш». Глубокого ана­лиза делать не будем, но несколько слов в защиту этой молитвы сказать необходимо. Тот, кто от чистого сердца произносит слова «Отче наш», одновременно признаёт себя сыном Отца Небесного. Нельзя обращаться к кому-то «Отец наш», не признавая себя сыном этого отца. Эти слова являются сокровенным ключом на пути единения с Богом. Кураев же, принижая молитву до своего плоского видения только перечисления нужд, своим слу­ша­телям и чи­та­те­лям перечёркивает путь единения с Богом. Обратимся к общему, всем доступному сим­во­лизму креста. Основными гра­фи­чес­кими составляющими являются вертикальная и горизон­тальная линии, пере­се­ка­ющиеся под прямым углом. Горизонтальная, более короткая линия символизирует земной план. Вер­ти­кальная значительно длинней и характеризует глубину и высоту, линию еди­нения с Цар­ством небесным – духовный план. Это очень ответственная, важная линия. В православном символизме она усилена наклонной линией, указующей что по этой линии можно нап­рав­ляться как вверх – в Царство Отца Небесного, так и вниз – в ад. Раз­решение этой дилеммы за­висит от нашего выбора именно в духовном плане (вертикальная линия). Когда Кураев напрочь удаляет глубинный духовный смысл молитвы Иисуса Христа, он удаляет из христианского креста вертикальную линию и вместо нательного креста дол­жен носить плоскую горизонтальную планочку. А это уже что угодно, только не «Пре­честный и Животворящий Кресте Господень». Достаточно вспом­нить, кто искушал Иисуса Христа в пустыне и что предлагал в случае отказа от духовной линии – славу, богатство, земные царства – сплошь земной план, сплошь плоская гори­зон­таль­ная планочка. Трактовка «профессора-бо­гос­лова» не просто не­вежественная, но явно антихристианская.

            Вспомним, что Кураев поставил под сомнение выполнение канонов Иисуса Христа (15 апреля). В качестве примера был приведён канон «не имейте двух одежд», который Кураев истолковывал буквально, демонстрируя при этом свой гардероб. Всем известно, что притчи  име­ют глубинный смысл и многогранный характер. Приведём здесь лишь одну такую грань. Одежды – это личины, под которыми  люди часто маскируют свои истинные намерения. Не имей­те двух одежд, значит: не имейте двух личин, другими словами, не будьте двуличными, лице­мер­ны­ми. Мало того, что Кураев расписывается в своём плоском мышлении, такое же мышление приписывает и Иисусу Христу. К тому же, Кураев даёт право таким же не­да­ле­ким и безот­вет­ственным людям не исполнять каноны Иисуса Христа или исполнять их вы­бо­роч­но: хочу ворую – хочу не ворую, хочу лжесвидетельствую – хочу не лжесви­де­тель­ст­вую, хо­чу уби­ваю – хочу не убиваю. Явные враги Христа не смогли бы нанести боль­шего вреда пра­вос­лавию, чем тот, кто скрывает свою сущность под несколькими одеждами.

            На третий день лекций, когда речь пошла о «хозяине мира сего», дьякон заметно пре­об­ра­­зился. Сразу появилось и вдохновение, и пыл, и блеск в глазах. Ярой пропагандой при­шествия Антихриста Кураев вводит это событие в разряд обычных, которые не должны вы­зывать ни у кого возмущения, протеста и сопротивления. Скорее радость и восторг. Бди­тель­ность и активная жизненная позиция людей усыпляется изощрённой уловкой: чем быстрей на­с­ту­­пит царство Антихриста, тем быстрей придёт Спаситель. Всем известно, что у Иисуса Христа был предтеча – Иоанн Креститель. Слушая, с каким знанием предмета Кураев рас­писывает ужасы Апокалипсиса, убеждаешься, что у Ан­тихриста тоже есть свои  «пред­­течи».

            То, что Кураев шагу не может ступить, чтобы не умалить, не опорочить имя Христа, «име­­­ющие глаза», «имеющие уши» увидели и услышали. Развязная манера общения, гру­бые, пошлые фразочки, типа: «Где Маша? Молится, наверное, зараза»,– явно не согла­со­вы­ва­ются с саном православного проповедника. Но зачем же порочить имя своего зем­ного пок­ро­вителя? На третий день лекций (17 апреля) Кураев публично заявил, что в сво­ей книге «Са­танизм для интеллигенции» он ошибался. В этой книге им было про­воз­гла­шено «не всемирно-историческое торжество Евангелия, но всемирное же владычество Ан­ти­х­рис­та» («Сатанизм», Т. 1, стр.364). Якобы об этом говорится в откровении от Иоанна – Апокалипсисе. Но в откровении сказано, и в этом публично пришлось признаться Кураеву, о временной победе кумира диакона. И эта ложь, вернее лжесвидетельство про­фес­­сора (?!) и богослова (?!), разошлась многотысячными тиражами под офи­ци­аль­ным бла­­­гос­ловением (на первых страницах издания) земного иерарха и высокого покровителя ди­а­ко­на. Что же получается, отца Андрея благословили на лже­сви­де­тель­ство? Самурай, на мес­­те Кураева, уже сделал бы себе харакири. За подобные «ошибки», наносящие ущерб чести и достоинству высшего покровителя, благородные люди стрелялись. «Герой нашего романа» ничего даже не заметил – как с гуся вода. «Скучно жить на этом свете, господа»,  – сказал Гоголь. Уже давно не скучно, а стыдно, мучительно стыдно. Быть профессором-бо­гос­­ловом и не знать Апокалипсиса – вопиющий скандал. Ставить под удар высокую репу­та­цию благословившего на сей  «труд» – несмываемый позор.

            Особое внимание следует уделить миссионерской деятельности Кураева. Ответ на воп­рос из аудитории показал, что суть такой деятельности ему видится в метании камней в бо­лото, чтобы круги шли в сознании. Совершенно бесспорно и очевидно, что основой, стер­жнем православия является центральная фигура Спасителя. И долг любого пра­вос­лав­ного проповедника заключается в том, чтобы всячески укреплять эту ос­нову, этот стержень пра­вославной веры, а не публично заявлять о выборочном испол­нении канонов Иисуса Христа, о сухости и рациональности единственной молитвы, оставленной нам нашим Спа­сителем. За три дня лекций об Иисусе Христе кроме этих пасквилей ничего сказано не было. Такая про­по­ведь разрушает саму основу православия. Вполне законно возникает вопрос: а в душе са­мо­го отца Андрея есть ли место Иисусу Христу? Когда в душе человека безграничная лю­бовь, например, к морю – результатом такой любви являются прекрасные картины Ай­ва­зов­ско­го. Результатом возвышенной любви к своей воз­любленной являются бессмертные стро­ки Петрарки о Лауре. Кто же находится в душе Ку­ра­ева, если в результате мы имеем лживые строки в книге “Сатанизм для интеллигенции” о «всемирном же владычестве Антих­риста» и вдохновенную тираду в третий день лекций с жуткими нату­ра­лис­тическими под­роб­ностями (хоть сце­на­рий пиши для фильма-ужаса) о пришествии «кня­зя мира сего». От­куда черпает отец Андрей свое антихристианское вдохновение? Вопрос мож­но было бы оста­вить открытым, если бы сама церковь не дала подоб­ным яв­лениям оценку в опре­де­ле­нии Архи­ерей­ского Собора РПЦ от 2 декабря 1994 года: «Господь сулил нам жить во вре­мена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4,1), ко­то­рые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15).

            В сентябре 2002 года нам обещана следующая встреча с «всемирно-известным бо­гос­ло­вом и фи­лософом». Будет предложена очередная вредоносная порция психического яда в при­­ве­зён­ной литературе. Хочется пригласить на лекции профессиональных психиатров, ко­то­рые смогли бы дать квалифицированную оценку  применяемым в работе с аудиторией ме­то­дам воздействия на сознание и психику людей. Насколько эти методы соотносятся с гу­ман­ностью и соб­лю­де­нием прав человека. Также приглашаются юристы в области консти­ту­ци­он­ного права. По­ла­гаю, они не бу­дут разочарованы отсутствием фактов посягательства на консти­ту­ци­он­ное право граждан на свободу совести и вероисповедания. Любителям истории интересно будет ощутить инквизиторский дух средневековья, фашисткой Германии и ста­линских репрессий. Надеюсь, что всё-таки  найдутся православные священники и в Донецке, которые укажут на злостную про­фа­нацию Кураевым религиозного чувства, как такового и на непоправимый вред, наносимый не только имени Иисуса Христа, но чести и достоинству Его Святейшества Патриарха Всея Руси Алексия II и в его лице всей Русской пра­вославной церкви. Тогда, возможно, всем, в том числе и организаторам этих встреч, станет ясно, сто­ит ли продолжать эту  «добрую» традицию.

г. Донецк.

Апрель – май, 2002 г.

            ________________________

 

            В качестве послесловия приведем несколько цитат из работ разных авторов, посвященных этой же проблемной теме:

 

            «Примером некорректности, а стало быть, недопустимой для православного богослова полемики, может служить статья диакона Кураева <…> В противном случае по одной подобной оплошности можно было бы утверждать, что все диаконы РПЦ пишут ненаучно, используют приемы дурного журнализма для нагнетения ужаса».

    Протоирей Владимир Федоров, ректор Русского Христианского гуманитарного института.

 

«О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только не писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и культуры. За всю историю Церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедываемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».

    Владимиров А. «В поисках Православия. Современники». – М.: Беловодье, 2000, с.226-227.

 

«Сатанизм для интеллигенции» <…> не только рассадник невежества, но и источник негативных чувств по отношению к инакомыслящим, пример нехристианской озлобленности и стремления найти, наконец, снова врага для «подвижнического» уничтожения его, как это было в не столь далёкие времена. И то, что эта книга лживая и клеветническая, не удивительно, ибо поиск врага там, где его нет, приводит к использованию подобных средств…»

«…И становится просто стыдно, что обскурантист, мракобес и невежда Кураев получил возможность печатать свою «продукцию» многотысячными тиражами. И это в конце XX и XXI веке!»

    Л.В. Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН.

«Подвижничество диакона Кураева».

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz