А.В.Стеценко,

зам. Генерального директора Музея имени  Н.К.Рериха

 

 

"КЛЕВЕЩИТЕ, КЛЕВЕЩИТЕ, ЧТО-НИБУДЬ ДА ОСТАНЕТСЯ"

 

Не ново существование клеветы. Не суще­ствование ее, но методы ее забавны и должны быть наблюдены. При всем их многообразии, в основе своей они проявляют всю духовную нищету свою. В конце концов, как вы уже мно­го раз замечали, клевета создает такого рода выдумки, которые противоречат всякому здра­вому рассудку. Как видите, клевета даже не утруждает себя пользоваться какими-либо фактами, она просто измышляет, притом из­мышляет и бедно, и не художественно.

Н.К.Рерих. "Клевета".

 

Осенью 1994 г. на страницах газеты "Сегодня" (1)  появились четыре больших публикации, обвинившие нашего великого со­отечественника Н.К.Рериха в сотрудничестве с советскими спецслужбами. Автором этих статей был никому не известный Олег Шишкин. Почему в качестве компрометации Рериха была выбрана версия о спецслужбах? Психологически это можно объяснить. Известно, какую негативную роль сыграли они, вы­ступая под разными названиями — ОГПУ— НКВД— КГБ, в ис­тории нашей страны. Страх, который они вызывали у народа, позже, когда рухнула тоталитарная система, перешел в явную неприязнь к государственным спецслужбам. Расчет Шишкина был правильным — ко всякому, кто сотрудничал с подобными службами, в России проявлялись не лучшие чувства. В силу каких-то причин автору подобные чувства надо было вызвать к человеку, который сыграл огромную роль в развитии русской и мировой культуры и оставил нашей стране ценнейшее художе­ственно-философское наследие. 

О.Шишкин оказался достаточно ловким, чтобы за короткое время издать свои книги, связанные с разработкой этой "идеи" - сделать большое количество теле- и радиопередач и публика­ций в различного рода средствах массовой информации. На Рос­сию буквально обрушился шквал сведений о Рерихе, одно дру­гого "сенсационнее". Знаменитая рериховская Центрально-Азиатская экспедиция называлась диверсионным отрядом ОГПУ, перед которым стояла задача свергнуть Тибетское пра­вительство (2), "спровоцировать религиозную войну" и "утвер­дить пролетарскую диктатуру" (3). В статьях присутствовали и дру­гие нелепицы, щедро снабженные ссылками на архивы, кото­рые придавали шишкинским публикациям достаточную убедительность в глазах мало подготовленных читателей, коих, к сожалению, было больше, чем подготовленных.

Увы, именно эти ссылки, на которые и делал основной рас­чет Шишкин, оказались самым уязвимым местом его фальши­вок. Вот один из примеров. Известно, что на последнем этапе Центрально-Азиатской экспедиции (Монголия — Тибет — Индия) в ней участвовал в качестве врача Константин Никола­евич Рябинин. Работая в Российском государственном военном архиве (РГВА), О.Шишкин находит в деле разведывательного управления штаба Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) документ, отправленный из Пекина в Москву 7 декабря 1925 года "тов. Берзину" (начальнику разведуправления) и подписан­ный "Рябинин". Обрадовавшись такой находке, он помещает ее в свою статью (4), выдавая лицо, подписавшее документ, за Константина Рябинина и сопровождает следующим коммента­рием: "В 1920—1921 годах прослушал курс в Военной акаде­мии (Восточное отделение). По окончании был распределен в IV Управление штаба РККА. В 1925-1926 годах — сотрудник пекинской резидентуры. Находился в непосредственном подчи­нении военного атташе СССР А.И.Егорова. Его донесения ло­жились на стол Берзина и Ворошилова, заверенные подписью начальника шифровальной части IV Управления Закиса (РГВА. Ф.4, оп.2, Д.83, Л.64). Участник монголо-тибетской части рериховской экспедиции. Оставил дневник "Развенчанный Тибет" (5).

Вот сведения о Рябинине, который участвовал в экспедиции Рериха. С 1918 по 1921 год он занимал должность заведующего госпитально-больничным отделом комиссариата Петрограда. Затем с августа 1921 года работал вначале врачом на судне "Аргуна", а затем, до момента отъезда в Монголию в экспедицию Николая Рериха, во врачебно-контрольной комиссии Ленинграда (6).

В полученной мною архивной справке говорится, что в период с 1920 по 1923 год в Военной Академии РККА проходил обучение не Константин Николаевич Рябинин, а Матвей Николаевич Рябинин, его однофамилец. Сведений о службе Константина Рябинина в рядах РККА в фондах Российского государственного военного архива не обнаружено. Следовательно, человек, подписавшийся под разведывательным донесением в Пекине 7 декабря 1925 года, не является  К.Н. Рябининым.

Осенью 1993 года Служба внешней разведки России передала Международному Центру Рерихов материалы, связанные с Н.К.Рерихом и его экспедицией, которые до того времени хранились  в архиве СВР (ранее иностранный отдел ОГПУ).

В своем выступлении при передаче этих документов пресс-секретарь СВР Татьяна Викторовна Самолис сказала следующее: "...В Службе внешней разведки были материалы, связанные с жизнью Николая Константиновича. И в соответствии с Законом о внешней разведке Российской Федерации, с одной из его статей о рассекречивании материала, который имеет историческую, научную и культурную ценность, мне поручено от руководства Службы внешней разведки передать эти документы вам".

Руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки Ю.Кобаладзе выступал и на телевидении (27 сентября 1993 года в телепрограмме "Добрый вечер, Москва" на МТК), и неоднок­ратно в других СМИ, где однозначно заявлял, что Рерих не был связан с работой спецслужб. 22 октября 1993 года в газете "Известия" выходит статья Александра Шальнева "Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки". Статья написана на основе архивных ма­териалов СВР, которые были переданы МЦР. "Документы про­лежали на тайных полках почти семь десятилетий, — пишет А.Шальнев. — Касаются они Николая Константиновича Рери­ха. И вовсе не свидетельствуют о том, что выдающийся русский художник был агентом ОГПУ, или о том, что, агентом формаль­но не являясь, Рерих выполнял разовые задания органов" (7).

В последней своей статье в газете "Сегодня" (8) О.Шишкин вводит новый персонаж — Я.Блюмкина — в состав экспеди­ции Николая Рериха и выдает его чуть ли не за доверенное лицо руководителя экспедиции. Поместив в статье фотографии пя­терых членов экспедиции из экспедиционного китайского пас­порта ("трехаршинного", по выражению Николая Рериха), с ко­торым Рерихи (Николай Константинович, Елена Ивановна и их сын Юрий) и два пока еще неизвестных человека в мае 1926 года въехали в СССР, О.Шишкин одного из них выдает за Я.Блюм­кина. Так с подачи О.Шишкина в составе экспедиции впервые появляется "лама" Блюмкин.

Спустя месяц после выхода этой статьи журналист столич­ной газеты встречается с Юрием Георгиевичем Кобаладзе и за­дает ему вопрос: "Шишкин утверждает, что Блюмкин присоеди­нился к экспедиции Рериха. Так ли это?" Руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России отвечает: "По сведениям Службы внешней разведки и по документам Блюмкин не был в экспедиции Рериха. Автор путает (выделено мною. — А.С.) даты и экспедиции..." (9).

В ответ на публикации О.Шишкина в редакцию газеты "Се­годня" был направлен протест Международного Центра Рери­хов и статья Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, первого вице-президента МЦР Л.В.Шапошниковой. Статью газета не опубликовала.

Первый акт клеветнической кампании против Рерихов, ко­торый можно условно назвать "газетным делом", завершился делом судебным. 18 января 1996 года Тверской межмуниципаль­ный суд г.Москвы удовлетворил иск Международного Центра Рерихов к редакции газеты "Сегодня" и О.Шишкину о защите чести и достоинства. В своем решении суд признал информацию, содержащуюся в статьях О.Шишкина, не соответствующей дей­ствительности. Московский городской суд утвердил это решение.

Однако судебное решение не остановило О.Шишкина. Он продолжал клеветать.

"Битва за Гималаи..." — лживое досье

В 1999 году в издательстве "Олма-пресс" тиражом 15000 экз.  (в 2000 году — повторный тираж 5000 экз.) выходит книга  О.Шишкина "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж". Издательство выпустило книгу в рубрике "Досье", тем самым убеждая читателей, что в ее основу положены документальные, то есть архивные материалы.

"Досье" составил все тот же материал, который был опуб­ликован Шишкиным в октябре-декабре 1994 года в газете "Се­годня" и признан судом не соответствующим действительности.

Тем не менее, ряды авторов, следующих за Шишкиным и "раскручивающих" его фальшивую информацию, как ни стран­но, росли. СМИ предоставили для этого немалые возможности.

В 1999 году грязные публикации на тему Экспедиции поме­стили несколько газет: "Совершенно секретно" (март, автор В.Лебедев), "Новые известия" (11 июня, В.Воронков), "Неза­висимая газета" (9 октября, В.Березин), "Комсомольская правда" (16 октября, М.Леонидов). "Независимая газета" к тому же дала лживую информацию о том, что "суд Шишкин выиграл".

В 2000 году клеветническая кампания выплеснулась на эк­ран телекомпании "НТВ" — сначала в передаче "Совершенно секретно", затем 9 августа в программе Д.Диброва "Антропо­логия".

Не отстал от О.Шишкина и его "научный руководитель" А.Сенкевич. В октябре 2000 года он посетил Болгарию, где рас­пространял все те же фальшивки образца 1994 года, но уже в своем изложении. Газета "Вести" в Пловдиве 20 октября поместила на эту тему материал. Это было интервью, которое дал А.Сенкевич журналисту газеты: "Я приехал прямо из Индии, где нашел новые доказательства, — заявил Сенкевич. — Вся се­мья Рерихов работала на советскую разведку... Почему мы дол­жны стыдиться своих собственных разведчиков? Рерихи были двойными агентами, они служили и американцам против обще­го врага — Японии" (10). Полет мысли и фантазии этого "ученого мужа" напоминают нечто из следственных дел 1937 года, нахо­дящихся в архивах Лубянки. Теперь Сенкевич готовит четырех­серийный документальный фильм, в котором он раскроет "аген­турную деятельность Рериха, в том числе и обстоятельства вок­руг его загадочной смерти" (11). Если А.Сенкевич осуществит свой проект, то нас ожидают новые "открытия" из области жанра, который можно назвать клеветнической фантастикой или фан­тастической клеветой.

В начале 2001 года на книжных прилавках Москвы появ­ляется книга "Искушение учителя: версия жизни и смерти Ни­колая Рериха" (изд. группа АСТ, тираж 5000 экз.), автор кото­рой Игорь Минутко гордо именует плоды своего воображения, настоянные на шишкинских измышлениях, "историко-мистическим романом". Однако в книге вы не найдете ни истории, ни мистики — это все тот же хорошо знакомый набор домыслов о Рерихах.

Ложь просочилась и на телеканал "Культура". 12 марта 2001 г. в программе "Былое в лицах" был показан фильм "Про­игранная жизнь Янкеля Блюмкина", в котором его авторы воз­вели "откровения" О.Шишкина в ранг истины, не требующей доказательств: "Известно, что Блюмкин участвовал в экспе­диции Рериха". Но вернемся к "классику" и "основателю" лжи — самому Шишкину.

В книге "Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж" на 392 страницах он делает более 150 ссылок на документы раз­личных архивов. С их помощью Шишкин значительно расши­ряет поле фальсификаций и отрабатывает новые приемы рабо­ты с историческими документами. Каковы эти приемы, доста­точно ясно видно из сюжета все с тем же Блюмкиным, личностью крайне противоречивой и в политическом, и в этическом отношениях, которого сам Шишкин "внедрил" в экспе­дицию Рериха.

"Для того, чтобы скрыть новую миссию Блюмкина, — пи­шет автор "Битвы за Гималаи...", — спецотдел придумал ори­гинальный ход, и здесь Бокию помог начальник Орграспредотдела ЦК ВКП(б), член ЕТБ Иван Москвин. <...>. Через свою епархию он провел назначение Якова Блюмкина в Народный Комиссариат торговли ко Льву Каменеву на должность началь­ника Экономического управления. В Наркомторге Блюмкин должен был подряд получить две командировки по линии своей официальной работы — в Лендревтрест и "на заводы Украи­ны". Вместо Блюмкина на Украину поехал сотрудник Тимиря­зевской сельскохозяйственной Академии — Артоболевский, специалист по тракторам, приглашенный в Наркомторг по ре­комендации Якова. Артоболевский, прикрывая Блюмкина, дол­жен был выполнять действительную работу в командировках. (Если сравнить личные дела двух командированных, хранящие­ся в фонде 5240 Наркомторга (ГАРФ. Оп. 17), то выясняется удивительная особенность этих документов. Мы не найдем ни одного официального командировочного удостоверения у Блюм­кина. А то, что там есть, выполнено на обычной бумаге. Между тем, у Сергея Ивановича Артоболевского командировочное удо­стоверение настоящее — на бланке с гербом СССР и со всеми остальными атрибутами. Позднее, вернувшись из "командиров­ки", Блюмкин заполнил свое личное дело липовыми документа­ми, разумно полагая, что начальник 1 отдела, традиционно свя­занный с органами, его прикроет)"  (12).

Итак, "работу" Блюмкина в Наркомторге О.Шишкин объясняет как прикрытие его "командировки", в данном слу­чае — участия в экспедиции Николая Рериха. Напомним, что маршрут экспедиции во второй половине 1925 года проходил по Гималаям, а в первой половине 1926 года — по пустыням За­падного Китая.

Свои хитросплетения О.Шишкин прикрывает документами из "Фонда 5240 Наркомторга (ГАРФ. Оп. 17)". Однако в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) нет "фонда 5240 Наркомторга" и Оп. 17 этого фонда. Фонд 5240 Наркомторга существует в Российском государственном архиве эко­номики (РГАЭ). О.Шишкин преднамеренно указал неправиль­ный адрес архивных дел, в которых хранятся упомянутые им в книге документы. Надо отметить, что к таким уловкам автор лживого досье прибегает довольно часто.

В РГАЭ хранится личное дело №80 на Блюмкина Якова Гри­горьевича (13). 6 октября 1994 года О.Шишкин делает запись об ознакомлении с документами, которая является единственной за все время хранения этого архивного дела (14).

В этом же архиве хранится личное дело и Артоболевского Сергея Ивановича (15), с делом О.Шишкин познакомился 10 ок­тября 1994 года (16).

Если бы Блюмкин действительно выполнял специальное задание за пределами СССР, ему не нужно было алиби внутри страны с 8 августа 1925 года по 2 октября 1926 года. Первая дата — это командировочное удостоверение в Наркомторг на должность экономиста (17). Вторая — ответ Наркомторга органу распределения ЦК ВКП(б): "2 октября 1926 г. ЦК ВКП(б) Орган. распред. Согласно Вашего запроса Наркомторг откоман­дировывает тов. Блюмкина в распоряжение ЦК" (18).

Когда Блюмкин разъезжал по СССР под прикрытием дол­жности ответственного работника Наркомторга и тем самым зарабатывал себе алиби, у его хозяев не было намерений по отношению к Рериху и его экспедиции. Он должен был быть вне подозрений на территории СССР. Будучи сотрудником иностран­ного (разведывательного) отдела ОГПУ (НКВД), Я.Блюмкин неоднократно выполнял специальные задания за рубежом, ко­торые для его руководства имели огромное значение. Во время таких отсутствий в Москве ему ни разу не создавали специаль­ного прикрытия в виде специальных должностей в министер­ствах и "межведомственных комиссий" для командировок по стране. В этом не было никакой необходимости.

Используя "работу" в Наркомторге в качестве алиби, Блюм­кин открыто афишировал свою деятельность. Поэтому в его лич­ном деле и существуют многочисленные распоряжения о назна­чении на различные должности. Будучи таким образом завязан со многими службами Наркомторга, он получал соответствующие документы, на которых расписывался, и писал сам лично. Вот один из примеров. В деле Блюмкина имеется его служебная за­писка (автограф) к "Управляющему АФЧ Наркомвнуторга СССР т. Сорокину". В ней Блюмкин извещает Сорокина, что принято решение в "Межведомственную комиссию при Наркомвнуторге СССР по обследованию заводов с/х машин союзного значения... пригласить секретаря-специалиста". И далее Блюмкин пишет: "Персонально назначением Комиссии на должность секретаря приглашен инженер Артоболевский (научный секретарь Тими­рязевской сельхозакадемии) с окладом в 200 р. в месяц. Про­шу, до окончательного расчета... выдать аванс и содержание, суточные секретаря Артоболевского, так как <...> Комиссия выезжает 8/ХI 25 года. Председатель Комиссии Я.Блюмкин (экономический консультант гл. секретариата) 6/ХI" (19). Из со­держания записки становится ясным, что без участия самого Блюмкина, Артоболевский не получил бы денег и не мог бы выехать вместе с комиссией. "Откровения" Шишкина о похож­дениях Блюмкина в Гималаях, начатые им якобы в сентябре 1925 года, а также ложь о том, что "...вернувшись из "командиров­ки", Блюмкин заполнил свое личное дело липовыми документа­ми" (20), выглядят в крайней степени нелепо. Замкнувшись на Блюмкине как на руководителе межведомственной комиссии, многие вопросы просто бы не решались без его подписи. Так уж устроен любой бюрократический механизм.

Таким образом, измышления О.Шишкина о том, что "ра­бота" Блюмкина в Наркомторге служила ему прикрытием для выполнения разведывательного задания в экспедиции Николая Рериха, которая в это время продвигалась по горным маршру­там Гималаев и пустыням западного Китая, выглядит убого и неубедительно.

Николай Константинович Рерих оставил подробные записи и о Центрально-Азиатской экспедиции, и о людях, принимав­ших в ней участие.

В Москве, в Музее имени Н.К.Рериха, в числе прочих экс­понатов находятся документы, свидетельствующие о том, кто именно из членов экспедиции Рериха получил разрешение на пребывание в Москве: "Гр.Рерих с семьей едущему в Америку по транзитной визе разрешено временное пребывание в гор Москве на срок 14 дней до 29 июня 1926 г. без права выезда в другие города и местности Союза ССР. 15 июня 1926 г № 6-р г. Москва" (21). В тот же день такое же разрешение получили Рам­зана Кошаль и лама Лобзанг, каждый из них имел точно такой же документ под собственным номером: "7-р" и "14-л" соот­ветственно (22). Следовательно, пять человек, получивших времен­ное разрешение на пребывание в г. Москве, должны соответ­ствовать тем членам экспедиции Николая Константиновича, ко­торые сфотографированы на "трехаршинном паспорте" и которые въехали в мае 1926 г. на территорию СССР. Известно, что в Москве были сам Николай Константинович, его супруга Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич. Осталось только определить, кто из сфотографированных в нижнем ряду Рамзана, а кто — лама Лобзанг. При этом отметим, что на ле­вой фотографии снят человек, который выглядит значительно моложе, чем на правой. Для окончательного определения "кто есть кто" обратимся к дневнику Николая Константиновича "9 февраля... Наш ладакец Рамзана так нарядился, что даже при­колол на грудь две пряжки от подвязок. Вот уж истинный кава­лер ордена подвязки. Но главное желание Рамзаны — нести ружье и ехать на доброй лошади. Ему 18 лет; из него может выйти полезный человек. Отец его мусульманин, мать — буд­дистка. По каким-то приметам ламы признали его перевопло­щением умершего настоятеля монастыря, но отец, как ярый му­сульманин, помешал его монастырской карьере" (23). Эта запись свидетельствует не только о том, что молодой человек, снятый на левой фотографии — ладакец Рамзана, но и о том, что в состав  экспедиции не допускались случайные люди. Ведь необхо­димо знать, с кем предстоит пройти сложный и далеко не безо­пасный маршрут. Расчет Шишкина ясен: за 25-летнего Блюмкина легче выдать молодого Рамзану, нежели Лобзанга. Итак, в нижнем ряду под фотографиями Рерихов изображены: слева — 18-летний ладакец Рамзана (не лама и не говорящий по-рус­ски, но с галстуком) и справа — лама Лобзанг.

Приведем еще один документ, написанный очевидцем тех событий. В рукописном отделе МЦР находятся копии фрагмен­тов дневника Генерального Консула СССР в Китайском городе Урумчи Быстрова, которые касаются Рерихов и хранятся в Архи­ве внешней политики России. Вот что написано в одном из этих документов по поводу того, кто из членов экспедиции Николая Рериха пересек границу и въехал на территорию СССР: "Вые­хал в Москву художник Рерих с женой, сыном, тибетским ламой и мальчиком тибетцем" (24). Таким образом, ни мальчик Рамзана, которого О.Шишкин пытается выдать за Я.Блюмкина, ни лама Лобзанг не могли быть агентами ОГПУ в образе Я.Блюмкина.

Не беря в расчет доказательные документы, Шишкин сам путается, когда описывает «похождения» Блюмкина. "Семнад­цатого сентября (1925 г. — Л. С.) под видом монгольского ламы Яков прибыл в столицу Ладакха Лех, расположенный на терри­тории Британской Индии, и присоединился к экспедиции Рери­ха" (25). А несколькими страницами ранее мы находим такую за­пись: "В один из первых сентябрьских дней 1925 года из угло­вого дома в Денежном переулке (Москва. — Л.С.) вышел молодой лысый человек в элегантном костюме" (26). Это Шишкин пишет о Блюмкине, который спешил на встречу к А.Е.Снесареву (в Генеральном Штабе дореволюционной России он считался одним из лучших специалистов по Северной Индии). И далее: "С исмаилитским караваном и вышел в конце августа (1925 г. — А.С.) "дервиш" Блюмкин. Паломники отправились в путь из со­ветского кишлака Кизил-рабат, миновали узкую полоску Афга­нистана и через перевал Вахджир проникли в Индию" (27). Следуя  "логике" Шишкина, в конце августа 1925 года агент Блюмкин пересек границу СССР с Афганистаном и направился в Индию. Затем "в один из сентябрьских дней" того же года он возвра­щается в Москву для встречи со Снесаревым. А 17 сентября оказывается уже в Гималаях! Интересно, знает ли автор, сколь­ко километров разделяет Москву от столицы Ладакха и какое транспортное средство способно с такой умопомрачительной скоростью преодолевать подобные расстояния? Уж не летал ли наш герой на персональном реактивном самолете, чудом ока­завшимся в 1926 году?

Но Шишкина это нисколько не смущает, и он продолжает лгать, пытаясь доказать присутствие Я.Блюмкина в экспедиции Николая Рериха: "И здесь Рерих впервые занес в дневник оше­ломляющую подробность: "Оказывается, наш лама говорит по-русски. Он даже знает многих наших друзей". (Рерих Н. Алтай-Гималаи. С.116)" (28). "Ошеломляющая подробность" заключает­ся в том, что у Николая Константиновича в дневнике имеется несколько другая запись: "24 сентября... В этот же день — нео­жиданное открытие. Оказывается, лама отлично говорит по-русски. Он даже знает многих наших друзей. Все это время нельзя было даже предположить такое его знание" (29). А теперь сравним ссылку Шишкина с первоисточником.

Шишкин: "Оказывается, наш лама говорит по-русски".

Николай Рерих: "Оказывается, лама отлично говорит по-русски".

То, что написано у Рериха, совсем не свидетельствует о том, что данный лама есть член каравана.

У Шишкина — свидетельствует: наш лама.

И если еще учесть то, как формировался караван экспеди­ции Рериха, ушедший 19 сентября 1925 г. из Леха на Хотан, то нелепость утверждения, что Блюмкин был этим ламой, станет еще ясней.

Вот что пишет Ю.Н.Рерих, непосредственный участник эк­спедиции: "В караване не хватало людей, и казалось, что будет непросто найти подходящих спутников для долгого путешествия в Хотан. Мы объявили на базаре о найме караванщиков, и ежед­невно наше бунгало стали осаждать толпы желающих. Из этого сборища балтов, ладакцев, кашмирцев, аргунов и тюрков г-жа Рерих выбирала по нескольку человек в день, которые оказали нам неоценимые услуги во время путешествия в Китайский Тур­кестан" (30). И если в этом глухом горном углу появился бы чужой да еще присоединился к каравану, ему бы не поздоровилось. Пре­тенденты на участие в караване этого бы просто не допустили.

Интересно, что утверждение Шишкина о присутствии Блюмкина в караване Рериховской экспедиции было не крити­чески использовано и другими авторами. Так в мартовском но­мере (№3, 1999 г.) газеты "Совершенно секретно" на стр. 30 и 31 была опубликована статья Вадима Лебедева "Секретная эк­спедиция ОГПУ в загадочную страну Шамбала. Фальшивый лама". На стр. 31 мы находим шишкинский вариант: "Нужда­ясь в поддержке Рериха, Блюмкин немного открывается худож­нику. Об этом свидетельствует следующая запись в дневнике:

"Оказывается, наш лама говорит по-русски. Он даже знает мно­гих наших друзей" (31).

В статье Вячеслава Воронкова ("Новые известия", 11 июля 1999 г.) "Суперагент Живой. Классическая смерть романтика террора" читаем: "И здесь Рерих впервые занес в дневник оше­ломившую его подробность: "Оказывается, наш лама говорит по-русски. Он даже знает многих наших друзей". С экспедици­ей Рериха лама Блюмкин прошагал тропами Гималаев несколь­ко месяцев" (32).

Эта же версия повторяется и в "историко-мистическом ро­мане" И.Минутко (33).

Теперь о документах, обнаруженных Шишкиным в архивах, которые якобы подтверждают участие Блюмкина в экспедиции Николая Рериха. Автор "Битвы...", как это ни странно, ссыла­ется всего лишь на один документ: "Уходивший в Шамбалу слу­шал начальника Спецотдела внимательно. Ему предстоял трудный путь. <...> Это был Блюмкин. Спустя полтора месяца на границе Британской Индии он объявился под видом тибетского монаха в расположении экспедиции Рериха. О путешествии Блюмкина в обличье ламы в 1925—1926 гг. упоминает началь­ник Разведывательного управления РККА в одном деликатном документе (РГВА. Ф. 33987. Оп. З.Д. 126. Л. 48)" (34). Подлог со­держания архивных документов и фальсификация историчес­ких событий стали постоянным шулерским приемом московс­кого "историка".

Ответ из Российского государственного военного архива, на который ссылается автор лживого досье, окончательно рассеи­вает шпионский туман, навеянный О.Шишкиным: "В деле с шифром Ф. 33987. Оп. 3. Д. 126. Л. 48 хранится рапорт Я.Берзина о взаимоотношениях начальника штаба МНА Кангелари с представителем ГВО Блюмкиным в Урге в конце декабря 1926 — начале января 1927 г. Документ датирован 2 марта 1927 г. Сведений о путешествии Я.Блюмкина под видом ламы в 1925-1926 гг. в деле НЕ ОБНАРУЖЕНО. Указанное дело автору книги О.Шишкину в читальный зал не выдава­лось". (Курсив мой. — А.С.)

"Тайная война". От Блюмкина до Шишкина и К°

В октябре 1993 года, когда пресс-секретарь и руководитель пресс-бюро Службы внешней разведки России передали МЦР документы, относящиеся к Н.К.Рериху и его экспедиции, мно­гое оставалось еще неясным. Известно было только то, что прежде эти документы находились в деле агента ОГПУ, прохо­дившего под именем Буддист, и что этот агент одно время рабо­тал на Ближнем Востоке.

На вопрос журналистки газеты "Московский комсомолец" Натальи Дардыкиной: "Как вы думаете, что послужило толчком для первоначальных газетных публикаций, которые чуть ли не сделали из Рериха нашего шпиона?" — глава пресс-бюро СВР Юрий Георгиевич Кобаладзе в январе 1995 года отвечает: "Дело вот в чем. Когда Блюмкин уехал из Монголии, все документы, связанные с рериховской экспедицией, переслали из резидентуры в Москву. Но в 1953 году произошло недоразумение — папка с документами на Рериха была объединена не очень об­разованным архивистом с другой папкой — нашего сотрудни­ка, работавшего под псевдонимом Буддист. Ведь в том и другом деле встречались одни и те же названия — "Шамбала", "Ти­бет", "буддизм"... Неопытный сотрудник резонно посчитал, что Буддист и есть Рерих, — и объединил папки. Позже мы нашли этого Буддиста - он даже работал в другом месте и не имел никакого отношения к Рерихам" (35). В этом же интервью Юрий Кобаладзе объясняет и наличие документов на Рериха и его эк­спедицию в резидентуре Монголии: "Никаких записей о том, что Рерих был нашим сотрудником или выполнял какие-то задания, в архивах Службы внешней разведки нет... Да, Рерих обращал­ся к советским властям, в частности, в МИД, с просьбой ока­зать помощь в проведении экспедиции" (36).

В иностранном отделе ОГПУ заинтересовались Рерихом и его экспедицией только после посещения ими Москвы в июне-июле 1926 года. Одним из первых документов, поступив­ших в разведотдел, стало завещание Николая Константинови­ча, написанное им 8 мая 1926 года в китайском городе Урумчи перед въездом на территорию СССР. Упомянутые в завещании Сталин и Всесоюзная Коммунистическая партия дали соответ­ствующую пищу О.Шишкину и другим клеветникам, однако, что­бы сохранить наследие для России, обойти вниманием Сталина в то время было просто невозможно.

Сам факт написания завещания перед посещением СССР свидетельствует, что Рерих прекрасно осознавал, какой опас­ности подвергает себя и членов своей семьи. Одно это уже опровергает все слухи о его сотрудничестве с ОГПУ. Николай Константинович поручил консулу СССР в Урумчи А.Быстрову (третьему распорядителю) направить завещание, заключавшееся в единственной просьбе — "чтобы предметам искусства было дано должное место, соответствующее высоким задачам комму­низма" (37), — на хранение в НКИД, где оно находилось до тех пор, пока не потребовалось ОГПУ. Об этом свидетельствует сопро­водительное письмо к завещанию из отдела Среднего Востока Народного Комиссариата по иностранным делам: "7 сентября 1926 года №15603/с. С[овершенно] секретно. Зам[естителю] Пред[седателя] ОГПУ — тов. Трилиссеру. При сем пересыла­ется духовное завещание художника Н.Рериха, пересланное в НКИД Генконсулом СССР в Урумчи т.Быстровым. Завещание было передано Н.Рерихом т. Быстрову 8-го мая т.г. накануне отъезда Рериха из Урумчи. Заведующий Отделом Среднего Во­стока Цукерман" (38).

Текст письма позволяет предположить, что Трилиссер уз­нал о завещании Николая Рериха только через два месяца пос­ле отъезда Рерихов из Москвы. Интересная деталь — О.Шиш­кин в своей книге тоже говорит о 7 сентября: "Седьмого сен­тября 1926 года Быстров переслал их (две копии завещания Н.К.Рериха) заместителю председателя ОГПУ, начальнику Ино­странного отдела (ИНО) Трилиссеру" (39). Возможно ли, что оди­наковые даты отправки письма — случайное совпадение? Еще одним подтверждением позднего интереса к Рериху со стороны внешней разведки СССР служит перевод статьи Николая Кон­стантиновича "Насильники искусства", изданной в Лондоне 12 сентября 1919 года, который потребовался Трилиссеру только спустя семь лет (перевод сделан 23 ноября 1926 г.) (40).

10 сентября 1926 года члены экспедиции пересекли грани­цу СССР в районе г. Троицкосавска и въехали на территорию Монголии. В конце 1926 года туда же приезжает и Блюмкин в качестве главного инструктора внутренней охраны (ГВО). Так впервые в конце 1926 года (у Шишкина — в сентябре 1925 года) в Монголии (у Шишкина — в Гималаях) на пути Рериха появляется тень сотрудника разведки ОГПУ Якова Блюмкина. Какую же цель поставило руководство внешней разведки перед своим агентом? Вот что говорил об этом сам Блюмкин на одном из допросов незадолго до расстрела: "У меня были резидентские задания на ряд соприлегающих стран — Тибет, Внутрен­нюю Монголию, некоторые пункты Китая" (41).

Здесь требуются некоторые пояснения, поскольку это за­явление Блюмкина может ввести читателей в заблуждение. Дело в том, что у России никогда не было своей разведыватель­ной агентуры в Тибете. Об этом свидетельствуют архивные документы как Генерального Штаба Русской армии, так и Раз­ведывательного Управления Красной Армии. В 20-е годы про­шлого века Тибет представлял собой изолированное от мира го­сударство, в котором отсутствовали малейшие условия цивили­зации. Даже Англия не могла себе позволить держать там своих агентов: не те условия, да и интересы не те... Конечно, Россия, а в последующем СССР интересовались Тибетом. Но эти инте­ресы были весьма далеки от сферы интересов профессиональ­ной разведки. Поэтому Шишкин, пересмотрев огромное коли­чество архивных дел, был обречен на фальсификацию обычных армейских разведсводок и военно-политических бюллетеней, которые он выдает за донесения действующих в Тибете агентов. Так на стр. 75 его книги читаем: "Один их бурятских инструкто­ров находился в Лхасе в 20-е годы и упоминался в данных аген­туры как преподаватель русского языка в тибетской военной школе". (РГВА. Ф. 25 895, Оп. 1, Д. 842, Л. 227-228) (42).

Архивный документ, на который ссылается О.Шишкин, представляет собой полторы страницы машинописного текста, составленного 2 февраля 1927 года одним из сотрудников раз­ведывательного отдела Монгольской народной армии. В нем действительно есть информация о буряте, который преподавал русский язык в военном училище в Лхасе, но главное другое — Шишкин скрыл, от кого получены эти сведения, и выдал их за "данные агентуры". Начало документа под названием «После­дние известия из Тибета» многое проясняет: "Прибывшие в конце января сего года с последним караваном из Тибета тибет­ские торговцы сообщают некоторые подробности о положении в Тибете" (43). Так у О.Шишкина тибетские торговцы стали аген­тами. А обычная ежемесячная разведсводка, которая составля­лась военнослужащими разведывательного отдела МНА на ос­новании опроса местных жителей и тибетцев, прибывавших с караванами, —"данными агентуры". Интересная деталь — копия "Последних известий из Тибета» находится также среди переданных из СВР документов, что, в свою очередь, является дополнительным подтверждением, что и в Иностранном отделе ОГПУ в Тибете находились такие же "агенты" — торговцы, которые прибывали с караванами из Тибета, а не профессиона­лы вроде Я.Блюмкина.

Информация китайской прессы, послужившая материалом для армейской разведсводки, с легкой руки фальсификатора превращается в агентурную информацию советской военной разведки. "Стратеги ОГПУ, — пишет О.Шишкин, — разраба­тывая "побег таши-ламы", ставили перед исполнителями зада­чу так повести интригу, чтобы конфликт между Далай-ламой и его "соперником" достиг высшего градуса и чтобы возможное в будущем водворение настоятеля Ташилунпо в свою обитель мог­ло произойти лишь силовым путем. Вот как советская военная разведка оценивала сложившуюся ситуацию: "Фактически воз­вращение Панчен-ламы в Тибет, откуда он только несколько лет тому назад был изгнан агентами Далай-ламы, возможно, одна­ко, лишь в результате военного похода". ( РГВА. Ф. 33 879, Оп. 1, Д. 511, Л. 93)" (44). Документ, из которого Шишкин выдернул одно предложение, называется "Военно-политический бюллетень по Японии и Китаю №2 по состоянию на 20 января 1934 года" (45) и находится в деле "Управление Противовоздушной Обороны Дальневосточного Фронта». Вопросам Тибета в документе от­ведено четверть страницы. Текст, который следует вслед за пред­ложением, приведенным О.Шишкиным в своей книге, однознач­но свидетельствует, что этот материал взят из китайских газет:

"Именно поэтому вся кит[айская] пресса считает, что "Тибет находится сейчас накануне серьезных событий" и указывает на концентрацию в Лхасе тибетских войск" (46).

Однако вернемся к шишкинскому любимцу — Блюмкину. Материалы, полученные из СВР, подтверждают, что осуществ­ление планов ОГПУ в Монголии было возложено именно на него, поскольку на некоторых документах имеется следующая надпись: "Копия. Оригинал у Я.Г.Б." (47). Оставить у себя ориги­нал разведдонесения может только руководитель "резидентско­го задания", к тому же никого, кроме Якова Григорьевича Блюмкина, с такими инициалами в ОГПУ не было. Следовательно, Блюмкин, имея резидентское задание на Тибет, собирал инфор­мацию и о Тибете, и об экспедиции Николая Константиновича, направляя ее своему руководству в Москву. Этим и объясняется наличие материалов о Рерихах в архиве СВР (ИНО ОГПУ), взя­тых, как было уже упомянуто выше, из личного дела агента ОГПУ. Следовательно, "неизвестное дело" агента под именем Буддист, из которого были изъяты и переданы МЦР материалы о Н.К.Ре­рихе, вполне обоснованно может быть отнесено к Блюмкину.

Для осуществления "резидентских заданий" у Блюмкина была единственная возможность — попытаться заслать своих людей под видом обслуживающего персонала экспедиции. На­сколько это было реально? О том, как осуществлялся набор в экспедицию в Монголии, достаточно подробно говорится в книге Юрия Рериха: "Кто-то распустил в городе и его окрестностях слух, что американской экспедиции требуется 900 человек. Они шли валом — безработные рабочие, сибирские казаки, бывшие монгольские солдаты и китайские кули. Все они уверяли нас, что им нечего терять, нечего оставлять, что жизни большинства из них полностью разбиты, и что они желают принять участие в научном приключении. Мы отослали назад большую часть на­ших посетителей и наняли лишь шестнадцать стойких монголов, чье прошлое и настоящее мы смогли установить у мест­ных жителей" (48). (Курсив мой. — Л.С.) Итак, этот вариант от­падает. Не исключено, что раздосадованный Блюмкин приложил свою руку к многочисленным препятствиям, чинимым на пути экспедиции перед отъездом из Монголии, а записи монгольско­го периода в дневниках путешественников свидетельствуют о том, что таких препятствий было немало: трудности с автомо­билями, документами и т.д. В дневнике самого Николая Кон­стантиновича упомянуто о покушении на жизнь сына: "Выст­рел. Пуля пробила окно. Хорошо, что Юрий как раз в эту мину­ту отошел от окна. Кто стрелял? Намеренно? Или озорство?" (49). Вряд ли монголы, хорошо знающие цену оружию, стали бы озор­ничать подобным образом. Выстрел явно был преднамерен. Стрелявший или тот, кто его послал, хорошо понимал, кому предназначалась пуля.

Как бы то ни было экспедиция Николая Константиновича благополучно покинула пределы Монголии. Первое сражение в битве, начатой ОГПУ против Рериха, закончилось поражени­ем спецслужбы.

Странное дело — "разбитые мечты" ОГПУ почти семьде­сят лет спустя, с поправкой на время, место действия и условия выполнения, воплотились на страницах книги О.Шишкина, ко­торый, сам того не подозревая, подтвердил справедливость древ­него изречения — "идеи не умирают". Их жизнь зависит от тех сознаний, которые способны их воспринять и воплотить в жизнь.

Более чем странно выглядит и осведомленность О.Шишки­на о встрече Блюмкина с Андреем Евгеньевичем Снесаревым — офицером Генерального Штаба, одним из лучших специалистов по Северной Индии в Русской армии. Скрывая настоящий ис­точник этих сведений, Шишкин ссылается на дочь Снесарева — "информация Евгении Александровны ( так у Шишкина. — А.С.) Снесаревой" (50), которая якобы присутствовала при разго­воре, происходившем в кабинете ее отца (?!). Воистину, нет пре­дела совершенству, в том числе и во лжи. Дело в том, что Шиш­кин никогда НЕ БЕСЕДОВАЛ с Евгенией Андреевной Снесаревой о ее отце. "Нет, я его не знаю. Не припомню, чтобы я с ним беседовала, — рассказывает Евгения Андреевна. — Раз­говора с этим человеком (указывает на фотографию Шишкина) о моем папе точно не было, я бы это запомнила. <...> По поводу того, что я присутствовала при разговоре папы с Блюмкиным, этого просто быть не могло. <...>. Чтобы я присутствовала при беседах папы с кем-либо в его кабинете, то об этом и речи не могло быть. У нас это не принято, да и папа никогда бы этого не позволил" (51). Однако встреча Блюмкина с Андреем Евгеньеви­чем Снесаревым действительно состоялась, но не осенью 1925 года, как утверждает Шишкин, а спустя год, перед отъездом Блюмкина в Монголию. Но если Шишкин не беседовал с Евге­нией Снесаревой, откуда же он мог узнать о встрече Блюмкина с ее отцом? Вряд ли Снесарев, прекрасно понимавший, что за гость его посетил, стал доверять бумаге этот эпизод своей жиз­ни. К тому же вскоре после расстрела Блюмкина профессор был арестован и отправлен в лагерь. Значит, следы этой встречи могли сохраниться только в виде отчета Блюмкина в деле "Буд­диста". Вероятно, именно он допустил ошибку в имени Снеса­рева, назвав его вместо Андрея Александром. Следовательно, О.Шишкин каким-то образом знал об этом отчете. Но каким?! Предоставим слово самому автору "Битвы...".

"Само написание этой книги было своеобразным детекти­вом, — рассказывает О.Шишкин на презентации своей книги в октябре 1999 г., — потому что первоначально я предполагал, что моя книга не будет посвящена мистике, ни какой-либо дру­гой истории. И, работая в газете "Сегодня", я послал запрос в Службу внешней разведки по поводу действия на Востоке Яко­ва Григорьевича Блюмкина. <...> Через некоторое время мне по­звонили из Службы внешней разведки. Позвонил такой Борис Николаевич Лабусов, который сейчас возглавляет пресс-бюро Службы внешней разведки. Лабусов мне сказал: "Вы знаете, у нас такая ситуация, что документы, которые вас интересуют, в частности по Блюмкину... мы передали в МЦР". Я был этому удивлен, и он мне сказал туда позвонить, наверное, они вам их дадут для ознакомления» (52) (речь Шишкина сохранена). Доволь­но странное заявление. Но еще более странно, если верить О.Шишкину, выглядят действия Б.Лабусова. Ему ли не знать о содержании материалов, переданных в МЦР, где нет и не могло быть документов о Блюмкине. В данной ситуации Шишкин прав: не он искал, а его нашли.

Автору статьи удалось встретиться с Б.Лабусовым, сменив­шим Ю.Кобаладзе на посту руководителя пресс-бюро СВР. В отличие от своего предшественника Лабусов не проявил ни ма­лейшего желания опровергнуть измышления Шишкина, сослав­шись на все тот же Закон о Службе внешней разведки, который в 1993 году, когда материалы о Рерихе и его экспедиции были переданы из архива внешней разведки в МЦР, обязывал их рас­секретить и сделать общедоступными, а в 2000 году уже не позволил Б.Лабусову фактически подтвердить правильность действий своих коллег в 1993 г. Тогда позиция руководства пресс-бюро СВР была понятна и заслуживала уважения. По­чему сегодня она изменилась?

Понять, что же здесь происходит, возможно, поможет фильм, снятый "при содействии пресс-бюро Службы внешней разведки РФ", а, значит, непосредственно самого Б.Лабусова, и уже дважды демонстрировавшийся на московском телекана­ле М1 (10 апреля и 14 апреля 2001 года) в документальном се­риале "Дело государственной важности". Интересующий нас фрагмент находится в цикле "Тайная война", где доктор исто­рических наук Борис Старков выдает зрителям очередной компромат на Рериха. "Советская разведка, — говорит он, — рос­сийская разведка всегда принимала участие в специальных опе­рациях. Одна из таких долгосрочных операций началась еще в XIX в., когда первые русские разведчики побывали в Тибете... Работая в архиве, я наткнулся на документ первой советской экспедиции в Тибет. В 1922 году формируется и отправляется первая советская экспедиция в Тибет <...> разведэкспедиция, это естественно... Она, эта экспедиция, в подарок Далай-Ламе везла полевую радиостанцию РККА. <...> В 1922 году для свя­зи с Советским Правительством... Вот пришли, а не оказалось радиста. И вот я нахожу документы, переписку <...> о том, что­бы "во вторую экспедицию обязательно включить радиста". Далее в кадре вставки из картин Николая Рериха, и после Б.Старков продолжает: "Так вторая экспедиция состоялась под патронажем Рериха, между прочим, Рериха! Она дошла, и в общем-то установила устойчивую связь. Есть документ: "Устой­чивая связь с Далай-ламой установлена". Ну, как обычно, груз оружия: винтовки и револьверы в Тибет засылались, ну и плюс вот  такие вещи еще" (53).

"История", довольно туманно рассказанная Б.Старковым на фоне четких и аргументированных выступлений ветеранов разведки, началась еще в 1996 году, когда в начальном номере журнала "Ариаварта" (гл.редактор В.Росов) появилась статья А.И.Андреева "Почему русского путешественника не пустили в Лхасу. Новые материалы о Монголо-Тибетской экспедиции П.К.Козлова" (54). "...Осенью 1921 г. НКИД совместно с Дальне­восточным Секретариатом Коминтерна отправляет в Лхасу че­рез Ургу "секретно-рекогносцировочную экспедицию" для ус­тановления первоначальных контактов с Далай Ламой, — пи­шет Андреев. — Экспедицию эту возглавил калмык — большевик... В.А.Хомутников. Большевистские эмиссары, за­маскированные под монгольских буддистов-паломников, еще не успели достигнуть Лхасы, когда в феврале 1922 г. Политбюро отпускает 20 тысяч золотых рублей на вторую Тибетскую экс­педицию НКИД, с которой советское правительство связывает особенно большие надежды... С этой экспедицией предполага­лось отправить обученных Наркоминделом специалистов для работы на радиотелеграфе, подаренном Хомутниковым Далай Ламе для установления прямой радиотелеграфной связи между Лхасой и Москвой..." (55).

Первая Тибетская экспедиция, о которой говорит Б.Стар­ков и пишет А.Андреев, действительно имела место. Это — единственное, что соответствует действительности у обоих рас­сказчиков. Со второй экспедицией — сложнее. Б.Старков уве­ряет телезрителей, что это была экспедиция Николая Рериха, А.Андреев же, говоря о второй Тибетской экспедиции, имеет в виду экспедицию П.Козлова. И это действительно так. Но да­лее он также дезинформирует читателей, утверждая, что в фев­рале 1922 года Политбюро выделяет на эту экспедицию 20 ты­сяч золотом. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) хранится (Ф.17) полное собрание решений Политбюро, открытое для исследователей, в которое А.Андреев, по-видимому, не заглядывал. В этом фон­де имеется выписка из Протокола №93-а заседания Политбю­ро ЦК РКПб от 8 февраля 1922 г., в которой под № 17 был рас­смотрен интересующий нас вопрос:

"Слушали: Об отпуске 20 тыс. золотом на вторую экспеди­цию [в] Лхасу (предложение т.Чичерина). Постановили: Выдать 20 тысяч серебром, а не золотом. Секретарь ЦК Молотов" (56).

Но вернемся к "откровениям" Б.Старкова, утверждающе­го, что в архивах он наткнулся на документ первой советской экспедиции в Тибет, которая в 1922 году везла в подарок Далай-Ламе полевую радиостанцию РККА для связи с Советским Правительством. В Национальном архиве Республики Калмы­кия хранится "Доклад о поездке в Тибет" полкового командира Василия Алексеевича Хомутникова, отправленный в Народный Комиссариат по иностранным делам 28 октября 1922 года. "25 августа прошлого 1921 года, — пишет В.Хомутников, — пред­ставителем РСФСР по Сибири и Монголии тов. Шумяцким я был назначен Начальником конвоя и политкомом отправляв­шейся в Тибете (разведочной) экспедиции во главе с ламой гр. Ямпиловым, в состав которой, кроме нас двоих, входили еще шесть человек бурят и калмыков" (57). На 80-й день пути "началь­ник экспедиции лама Ямпилов, — читаем далее, — не вынес дорожных трудностей, заболел и умер, и я взял на себя выпол­нение задачи" (58). Таким образом, доклад В.Хомутникова являет­ся ничем иным, как отчетом об экспедиции. "На другой же день по приезду, 10-го апреля, я был принят Далай-Ламой в его двор­це Потале... Произнеся приветствия, я поднес Далай-Ламе от имени РСФСР подарки, состоявшие из 100 аршин парчи, 4 зо­лотых часов, серебряного сервиза, радио-телеграфного аппа­рата-приемника, и вручил письмо Наркоминдела за подписью тов. Карахана" (59). Итак, Б.Старков утверждает, что Далай-Ламе была подарена "полевая радиостанция РККА", — в отчете же В.Хомутникова говорится, что среди прочих подарков находил­ся "радиотелеграфный аппарат-приемник". Напомним, что раз­ница между телеграфным аппаратом и полевой радиостанцией огромна. Первый — осуществляет связь при помощи провод­ной линии, второму для осуществления связи с абонентом эта линия не нужна. Даже сегодня далеко не каждая армейская по­левая радиостанция может осуществить устойчивую связь из Лхасы с Москвой. Это возможно только в том случае, если ра­диостанция будет оборудована спутниковым устройством связи или состоять из целого комплекса мощных передающих уст­ройств, перевозимых на нескольких автомобилях. Что же тогда говорить о 1922 годе?..

Выход из этого лабиринта очень прост: ни А. Андреев, ни Б. Старков не упоминают о том, что у Лхасы была телеграфная связь с Индией — в то время и в тех условиях единственная связь с внешним миром. О том, что телеграфную связь прово­дили англичане, упоминает и В. Хомутников в своем докладе: "В 1920 году, 18 ноября, в Лхасу приехала английская миссия из 3-х человек: полковника Белла, доктора Дельдина и переводчи­ка сиккимца Дамбы. Белл заявлял Далай-Ламе, что англичане хотят помочь просвещению Тибета и просил допустить в Лхасу для установления более тесной связи официального представи­теля Англии. Он вел переговоры о проведении автомобильной дороги от Индийской границы до Лхасы и телеграфа от Гианцзе (докуда он был доведен еще в 1904 году) до Лхасы... Ему уда­лось добиться согласия на окончание телеграфной линии" (60). Именно на нее и рассчитывал Николай Рерих, когда отправлял сообщение в Лхасу о терпящей бедствие экспедиции. Обслуживали эту связь сами англичане. Возможно, Далай-Лама на­деялся, что со временем право распоряжаться телеграфом пе­рейдет к нему, и поэтому счел нужным обзавестись аппаратом. Но получить его можно было только у Советского Союза, ибо все пути связи с внешним миром были перекрыты: с юга англи­чанами, с востока — китайцами. Оставался только более-ме­нее свободный караванный путь для паломников из Монголии.

Из дневников главных участников экспедиции — самого Николая Константиновича, Ю.Рериха, К.Рябинина, Н.Кордашевского и П.Портнягина — хорошо известно, что тибетские власти не пустили экспедицию в Лхасу. Поэтому говорить о радисте, которого Рерих "передал" Далай-Ламе, чтобы установить устойчивую связь Лхасы с Москвой, в то время как Далай-Лама остановил экспедицию перед населенным пунктом Нагчу и вынудил ее зимовать в течение 4-х месяцев на высокогорном плато в лютый мороз, с летними палатками, без продовольствия, фактически обрекая ее на гибель, — просто кощунственно.

Удивительно, что доктор исторических наук Б.Старков, на протяжении многих лет обращаясь к этой теме, свидетельству­ет о противоположном. И уже совсем не понятно, как Б.Стар­ков озвучил фальшивку о том, что экспедиция Рериха была "второй советской экспедицией"? Она не была таковой и пото­му, что не финансировалась Советским правительством.

Имеется немало доказательств того, что Центрально-Ази­атская экспедиция Николая Рериха финансировалась из США за счет основанных им в начале 1920-х годов культурно-просве­тительных учреждений. Среди документов, переданных в МЦР из архива Службы внешней разведки России в октябре 1993 года, есть телеграммы о денежных переводах для экспедиции Николая Рериха в Монголию, поступавших из Тгаdesman's Nаtiопаl Ваnк Рhidе1рhiа через Москву. Поскольку Монголия полностью находилась под контролем Советского Союза, аме­риканская сторона считала этот путь прохождения счетов бо­лее надежным.

Вот одна из телеграмм: "Из Нью-Йорка №8/12. 26/Х. Полпред[ство] СССР для Рерих[а]. Как видно из Вашей теле­граммы, вы получили две тысячи мексиканских долларов по пер­вому платежу, тогда как мы перевели две тысячи американских долларов тчк Просим получить разницу там в банке тчк Мы по­слали также второй платеж пятьсот и третий платеж две тыся­чи тчк Всего вместе послано четыре тысячи пятьсот американ­ских долларов тчк..." (61). Среди полученных документов имеется и ответ из столицы — телеграмма в Монгол-банк от 31 октября 1926 г., которая подтверждает содержание вышеприведенной: "Платите себе счет Н.Рерих две тысячи эффективных амдолларов поручено Тредсменс национал Банк Филадельфия шифруем Н.Рерих. Инправбанк" (62).

Агенты ОГПУ в Монголии прилежно собирали выписки из переводов, поступавших на имя Рериха. Приведем еще два до­кумента из архива ОГПУ. Один составлен 29 ноября 1926 года, а другой 15 декабря 1926 года. Оба отражают переводы профес­сору Рериху на общую сумму 7500 американских долларов (12 октября — 2000 $, 20 октября — 500 $, 28 октября — 2000 $, 29 ноября — 3000 $) и представляют доказательства тому, что деньги  на имя Рериха в Монголию поступали "из Москвы, выплачено  в местной валюте за счет Тгаdesman's National  Ваnк  Рhidе1phiа" (63). Следовательно, в финансовом обеспечении экспедиции Николая Рериха Москве отводилась роль транзитного  пересылочного пункта, и исключительно на момент пребывания  экспедиции в Монголии (октябрь 1926 — апрель 1927 года).

Что же касается оружия для тибетцев, которое, с подачи Старкова, везла экспедиция под "патронажем Рериха", то с этой задачей прекрасно справлялись тибетские торговцы, чьи караваны регулярно ходили в Монголию. Малочисленная группа Хомутникова присоединилась в пути именно к одному из таких  караванов. И о том, что он вез оружие, Хомутников узнал только в Тибете: "После 50-дневного перехода через Сартын мы добрались наконец до Тибетского города Накчи, в верстах 250 или 300 от Лхасы. В Накчи встретила нас Тибетская военная застава и чиновники, начавшие тщательный осмотр каравана. Тут оказалось, что главным грузом наших спутников лам и торговцев было оружие, скупленное ими в Монголии в период ликвидации унгерновских банд" (64).

Конечно, охрана экспедиции Николая Рериха была вооружена: путь из Монголии в Тибет проходил по неспокойным областям, и на протяжении всего маршрута вооруженные банды наводили страх на караваны. Кроме того, на подступах к Тибету к экспедиции Рериха присоединился караван с оружием и патронами, принадлежащий тибетцу Чимпе, который занимался поставкой оружия в Лхасу.

Первое упоминание о встрече с Чимпой сделал в своем дневнике П.Портнягин: "15 июля (1927 года. — Л.С.). Перенесли нашу стоянку несколько вниз по реке, ближе к кочевьям. Против нас на высоком берегу монастырское строение. Инте­ресная встреча: нирва далай-ламского представительства в Урге, Чимпа, выехавший из Урги осенью прошлого года и кото­рого мы считали уже прибывшим в Лхасу, оказался здесь. В до­роге, во время перехода через Улан-Дабан, он повредил себе ногу и принужден был остаться в Махае. <...> Посетил Чимпу. <...> Очень болен. <...> Думает присоединиться к нашему кара­вану" (65). Эту новость П.Портнягин рассказал в лагере: «28/VII. В 6 ч. утра возвращается П.К. (Портнягин. — Л.С.) из Макэ, — пишет К.Рябинин. — <...> Он встретил там тибетца Чимпу, зна­комого по Урге, где он был при тибетском доньере, и отправил­ся в ноябре прошлого года с караваном, везшим в Тибет оружие. В пути тяжело заболел и вот уже шесть месяцев живет, все еще болея, в Макэ» (66). Следующую запись о Чимпе К.Рябинин делает 26/VIII: "Ожидаем приезд тибетца Чимпы, старшего приказчи­ка Далай-Ламы, который находится в Махае и должен присоеди­ниться к нам в Иче с четырьмя людьми и грузом винтовок" (67).

"Тибетский нирва прибыл 29 августа. <...> — Пишет в сво­ем дневнике Юрий Николаевич Рерих. — Он был очень слаб и едва передвигался, но настаивал, чтобы разрешили ему присо­единиться к нашему каравану. <...> Он рассказал нам, что забо­лел на пути в Ших-пао-чьенг и был оставлен своим караваном. Кое-как он постарался восстановить силы и, услыхав о том, что наш караван направляется в Тибет, попросил разрешения при­соединиться к нему" (68).

Николай Константинович не мог отказать в помощи чело­веку, попавшему в беду, и разрешил Чимпе вместе с его грузом присоединиться к каравану. "Этот караван, — пишет Н.Кордашевский, — остаток большого, ушедшего раньше. Один ящик с 29-ю американской работы пехотными ружьями и два с пат­ронами, по тысяче на каждую винтовку. Так как верблюдов не было, Н.К.Р[ерих] распорядился послать пять из запасных нашего каравана» (69). Вот так и появился в караване Рериха груз с винтовками для Тибета, к которому руководитель экспедиции не имел никакого отношения.

О том, что груз оружия, который вез Чимпа, не принадлежал экспедиции Николая Рериха, подтверждают и архивные документы разведывательного отдела ОГПУ В одном из донесений в ИНО ОГПУ из Монголии, оригинал которого Я.Блюмкин оставил у себя, по этому поводу говорится следующее: "23-го ноября 1926 года из Улан-Батора вышел в Тибет первый Тибетский  Правительственный караван с грузом для Тибетского Правительства. Караван состоит из 39 верблюдов при 19 сопровождающих, из коих четыре тибетца, Чинпа (Чимпа. — Л.С.), Чангчубдава, Норсанг и Пуэнэ, служащие Тибетского Полпредства в Урге, и 19 бурят-паломников. <...> Остальной груз состоит из оружия в количестве 100 винтовок пехотного образца при 10.000 боевых патронов. <...> Оружие было закуплено Тибетским Полпредом у Полпредства СССР в Монголии на сумму 8.000 м/д. До выдачи Тибетскому Полпредству оно хранилось на территории Консульского поселка в Урге, а накануне отхода каравана было перевезено вечером на машине в Тибетское Полпредство, где было уложено во вьюки. При перевозке присутствовали Тибетский Полпред и Ю.Н.Рерих. Машину до Тибетского Полпредства  сопровождал курьер Полпредства СССР" (70).

Таким образом, ложь на Рериха и его экспедицию, озвученная  Б.Старковым, является ничем иным, как продолжением клеветнической кампании, начатой О.Шишкиным.

*   *   *

Итак, кто же стоит за шишкиными, сенкевичами, старковыми, минутками и др.? Кто открывает им двери в издательства и на телевидение? Ведь не историческая достоверность и худо­жественные достоинства книг Шишкина и Минутко явились причиной их выхода в свет. Ответы, по-видимому, нужно искать там, где находятся ответы на другие, не менее важные вопросы:

- Почему в светском многонациональном государстве, нару­шая основы существующего законодательства, идеологические инквизиторы от Православной Церкви, манипулируя чувства­ми верующих, фактически объявили "крестовый поход" против наших великих соотечественников и их культурного и духовного наследия?

- Почему именно сейчас, когда культивируются вседозволенность, растление и потребительское отношение к жизни и к ближнему своему, в СМИ, опять же при молчаливой поддерж­ке сильных мира сего, происходит сознательное очернительство светочей русской культуры?

Еще в 30-е годы прошлого века, когда предшественники шишкиных и кураевых — харбинские фашисты и церковники — распространяли свои гнусные домыслы о Н.К.Рерихе, Елена Ивановна Рерих с грустью и горечью обращалась к своим со­отечественникам: "Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, — обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Поймем, что не массы сла­гают великую историю и славу страны и нации, но ее великие люди. Ибо великие возможности приходят с великими людьми. Н.К., столько положивший на утверждение понимания русской мысли, русской культуры и за пределами своей страны, вправе ждать от своих сородичей солидарности и поддержки против невежественных растлителей сознания" (71). Какие же возможно­сти ожидают нас, сегодняшних, которые молчаливо позволяют, чтобы святыни были вновь оклеветаны невежеством?

 

Ссылки.

  1. Газета "Сегодня" 1994 г, 29 октября (№208), 19 ноября (№ 222), 10 декабря (№237), 17 декабря (№241).
  2. Шишкин О. Н. Н.К.Рерих. В объятиях "наглого монстра"// Сегодня.1994. 29 окт.
  3. Шишкин О. Н. К. Рерих. Мощь пещер (1)// Сегодня. 1994. 10 дек.
  4. Там же.
  5. Шишкин О. Н. К. Рерих. Мощь пещер (1)// Сегодня. 1994. 10 дек.
  6. УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской обл., архив, следственное дело на К.Н. Рябинина №1815-30 г. Папка №82704 Л 134, 134 об.
  7. Шальнев Александр. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетель­ствуют документы из секретных архивов разведки // Известия. 1993. 22 окт.
  8. Шишкин О. Н. К. Рерих. Мощь пещер (2)// Сегодня. 1994. 17 дек.
  9. Дардыкина Наталья. Мертвые сраму не имут // Московский Комсомолец.1995. 14 янв.
  10. Нигохосян Хари. Скандальный писатель приехал из России // Вести (Пловдив). 2000. 20 окт.
  11. Там же.
  12. Шишкин Олег.  Битва за Гималаи.  НКВД: магия и шпионаж. М.:  Олма-Пресс,  1999. С.152-153.
  13.  РГАЭ.Ф.5240.Оп.17. Д.311.
  14. Там же.
  15. РГАЭ.Ф.5240.Оп.17.Д.146.
  16. Там же.
  17. РГАЭ.Ф.5240.Оп.17.Д.311.Л.1
  18. РГАЭ.Ф.5240.Оп.17.Д.311.Л.9.
  19. РГАЭ.Ф.5240.Оп.17.Д.311.Л.5.
  20. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 153.
  21. Отдел рукописей МЦР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 550.
  22. Там же.
  23. Рерих Николай. Алтай—Гималаи. Рига, 1992. С.116.
  24. АВПР. Ф. 0304 Оп. 1. Д. 30. П. 4. Л. 90.
  25. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 163
  26. Там же. С.147.
  27. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 162.
  28. Там же. С.166.
  29. Рерих Николай. Алтай—Гималаи. Рига, 1992. С.116.
  30. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара. 1994. С.27.
  31. Совершенно секретно. 1999. № 3.
  32. Новые известия. 1999. 11 июля.
  33. Минутко Игорь. Искушение учителя: версия жизни и смерти Николая Рериха. Изд. группа АСТ, 2001. С.366.
  34.  Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 158.
  35.  Дардыкина Наталья. Мертвые сраму не имут. // Московский Комсомолец.1995. 14 янв.
  36. Там же.
  37. Отдел рукописей МЦР. Ф.З. Оп.1. Д.7. Л.1.
  38. Там же. Л.2.
  39. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 200.
  40. Отдел рукописей МЦР. Ф.З. Оп.1. Д.7. Л.1-3.
  41. Леонов Борис. Последняя авнтюра Якова Блюмкина. М.: Отечество. 1993. С.21.
  42. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 75.
  43. РГВА. Ф.25895. Оп.1. Д.842. Л.227.
  44. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 110.
  45.  РГВА. Ф.33879. Оп.1 Д.511. Л.86.
  46.  РГВА. Ф.33879. Оп.1 Д.511. Л.93.
  47. Отдел рукописей МЦР. Ф.З. Оп. 1.Д.26.Л.3,5,8,11,12,14,15,17,18.
  48. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1994. С. 167.
  49. Рерих Николай. Алтай — Гималаи. Рига, 1992. С.292.
  50. Шишкин Олег. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М.: Олма-Пресс, 1999. С. 148.
  51. Запись беседы с Евгенией Андреевной Снесаревой. Москва, 6 марта 2000 г.
  52. Магнитофонная запись выступления О.Шишкина. Москва. Российский институт Культурологии при Министерстве Культуры РФ, 19 октября 1999 года.
  53. Речь Б.Старкова сохранена.
  54. См.  "Ариаварта". СПб., 1996. С. 199-203.
  55. Почему русского путешественника не пустили в Лхасу // Ариаварта. СПб., 1996. С.201.
  56. РГАСПИ. Ф.17. Оп.163. Ед.хр.243. Л.50.
  57. НАРК. Ф. 150. Оп. 1. Д.4а. Л. 1.
  58. Там же. Л.3.
  59. Там же. Л.4.
  60. НАРК. Ф. 150. Оп. 1. Д.4а. Л. 11-12.
  61. Отдел рукописей МЦР. Ф.З. Оп. 1.Д. 13. Л.8.
  62. Там же. Л.12.
  63. Отдел рукописей МЦР. Ф.З. Оп. 1.Д. 28. Л.1.
  64. НАРК. Ф. 150. Оп. 1. Д.4а. Л. 3
  65. Портнягин П.К. Современный Тибет // Ариаварта. СПб., 1998. С.24.
  66. Рябинин К.Н. Развенчанный Тибет. Самара, 1996. С. 184.
  67. Там же. Стр.228.
  68. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара, 1994. С. 247.
  69. Декроа Н. Тибетские странствия полковника Кордашевского. СПб., 1999. С.99.
  70. Отдел рукописей МЦР. Ф.3. Оп.1. Д.26. Л.7.
  71. Рерих Е.И. Письма. М., 2001. Т.III. С. 163-164.

 

 

© Защитим имя и наследие Рерихов. Том I. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М: Международный Центр Рерихов, 2001.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz