Ю.П. Дудник

Профессорские побасенки

Слово против лжеучения диакона Андрея Кураева

(публикуется в сокращении)

 

"Войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою". (Деян. 20,29,30).

 

В последнее время в лоне Русской Православной Церкви большую деятельность ведет профессор Свято-Тихоновского православного богословского института диакон Андрей Кураев. Много книг пишет, лекции читает не только в Москве, но и в других городах России. Лекции эти часто записываются на кассеты и расходятся немалыми тиражами.

При этом не может не вызвать беспокойства тот факт, что в его учении есть утверждения, совершенно не совпадающие с вероучением нашей Святой Церкви. Более того - прямо противоречащие ему. При внимательном рассмотрении становится ясным: учение отца диакона обладает всеми признаками законченной ереси. Оно имеет свою собственную догматику, космогонию, христологию, антропологию, по своему толкует процесс сотворения мира и загробную судьбу человеческой души.

Чтобы не быть голословными, возьмем для примера лекцию Андрея Кураева "О сотворении мира", читанную им в г.Екатеринбурге. А в дополнение к ней рассмотрим и некоторые утверждения, содержащиеся в его письменных трудах.

 

Ангелология отца Андрея

Странности начинаются с того, что уже в начале лекции о. Андрей провозглашает: "На языке Библии "животное" - то, что живет". И на этом основании он причисляет к животным ангелов и людей. Почему же тогда он не причислил к животным и Самого Господа Бога? Бог ведь тоже живет. Например, у пророка Иезекииля читаем: "Живу Я!  говорит Господь Бог"... (18,3).Также и Спаситель говорит: "Ибо Я живу, и вы будете жить" (Ин. 14,19).

Видимо, о. Андрей спутал слово "животное" со словом "тварь" (в смысле "творение"). Действительно, и ангелы - тварь, и люди - тварь, и животные - тварь. Но люди и ангелы - не животные. Святитель Афанасий Великий пишет: "Никто не сравнивает Бога с человеком, и человека опять - с бессловесными, и дерев - с камнями, по несходству естества" (На ариан слово первое, 57).

Одна ложная мысль неизбежно влечет за собою другую. О. Андрей утверждает: поскольку ангелы - животные, а Бог повелел Адаму наречь имена животным, то Адам наименовал также и ангелов. Но вот как сказано об этом в Библии: "Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым..." (Быт. 2,19,20).

Слышите: скотам, птицам небесным, зверям полевым. Где же здесь наименование ангелов? И если Адам нарек имена ангелов, то почему его далекий потомок Маной, отец Сампсона, спрашивает ангела о его имени и получает такой ответ: "Что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно" (Суд.13,18). И еще. О. Андрей говорит в своей лекции, что наречь имя - значит, познать, получить власть над объектом наименования. Спросим же себя: много ли мы знаем о сущности ангелов, большую ли власть имеем над ним?

Послушаем басни о. Андрея далее: "Один из высших ангелов, Люцифер, - провозглашает он, - не захотел прийти к Адаму, чтобы получить себе имя: "Что я буду кланяться этой обезьяне!" И таким образом произошло его падение".

Теперь сравним это с тем, что говорит о падении Денницы святой пророк Исаия: «"Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (14 гл., 13-15). Подобно этому говорит и пророк Иезекииль: "Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности и торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней!" (Гл. 28,14-16).

Космогония по-Кураевски

Вопреки православному вероучению о. Андрей утверждает, что в Библии нет деления Вселенной на небо, землю и преисподнюю. Он предлагает другие три части: вода над твердью, твердь (или небо), и земля.

Между тем, учение Церкви гласит, что вся Вселенная создана Богом ради разумных существ, носящих образ Создателя. Небо - для обитания бесплотных ангельских сил, земля - для плоть носящих, ад, или преисподняя, - для падших ангелов и нераскаянных грешников. В Пасхальную ночь Святая Церковь воспевает: "Ныне вся исполнишася света, небо же, и земля, и преисподняя" (Канон, песнь 3). Словом "вся" охватывается Вселенная целиком, и далее раскрываются три ее части: небо, земля, преисподняя.

Может быть, о. Андрей понимает под "водами" духовные и бесплотные силы, как в древности утверждали некоторые? Но это заблуждение в свое время обличил еще Святитель Василий Великий. Он недвусмысленно заявил: "Отринув подобные сим учения, как толкование снов и басни старых женщин, мы под водою будем разуметь воду..." (Шестоднев, беседа 3,стр.58). Поэтому деление Вселенной, предложенное о. Андреем, не имеет никакого смысла.

Но он, тем не менее, упорно утверждает, что Библия не знает ада, Бог не создавал ада. Между тем, в Ветхом Завете неоднократно упоминается о нем. Более того, о преисподней знали еще задолго до того, как был дан закон через Моисея. Праведный Иов жил раньше Моисея, а в его книге много упоминаний о преисподней (гл. 10, 21, 22; гл. 14, 13; гл. 17, 16; гл. 18, 14; 26, 6). В Псалтири множество таких упоминаний. "Камо пойду от Духа Твоего; и от лица Твоего камо бежу; Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси" (Пс.138,7,8) - возглашает богодухновенный Псалмопевец. Кстати, здесь также мы видим деление Вселенной на небо, землю и преисподнюю. Святый Пророк, стоя на земле, мысленно зрит небо и ад, где также невозможно скрыться от Бога…

 

Новое учение о сотворении мира

Священное Писание научает нас, что в третий день Бог сотворил зелень, траву и деревья, в четвертый - солнце и луну (Быт. 1,11-19). Однако из-за того, что некоторых биологам кажется невероятной такая последовательность (без солнца растения не могут существовать), о. Андрей, ничтоже сумняшеся, поправляет Священное Писание. В своей лекции отец диакон утверждает, что на самом деле солнце появилось раньше, чем растения, но с точки зрения земного наблюдателя все виделось наоборот: сначала он увидел растения, а затем, когда облачная пелена рассеялась, то стало видно солнце.

Невероятно, как можно так легко, по своему произволу "модернизировать" Писание. Неужели не страшно? Вспомните, о.Андрей, предупреждение Тайнозрителя о недопустимости таких попыток: "Если кто приложит что к ним (словам Писания - Ю.Д.), на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей" (Откр. 22,18).

Кроме всего прочего, о.Андрей в этом объяснении противоречит сам себе. Ибо при толковании слов "Земля же была безвидна и пуста" (Быт. 1, 2), он опирается на мнение Святителя Василия Великого, пояснявшего: она была безвидна потому, что смотреть было некому, человек еще не был создан. Следуя такой логике, появление растений и солнца также некому было наблюдать.

Но и это не все. Рассуждение о сотворении человека заводит Кураева в дебри лжеучения еще дальше.

Церковь учит нас, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, даровав ему свободную волю. Однако у о.Андрея собственное мнение на этот счет. Бесстрашно проникая в глубины Промысла Божия, он открывает потрясенным слушателям помышления Божества: "Теперь Бог решается: Отныне Я - не всемогущ. Я создал человека, который будет жить по велению и похотению сердца своего!"

Все это - не что иное, как нечестивейшая и еретическая попытка выдать собственные измышления за учение Церкви! Божество есть вечная и неизменная Сущность. "Ибо Я Господь, Я не изменяюсь" (Мал. 3, 6) - свидетельствует Бог Сам о Себе. Но о. диакон приписывает Божеству изменяемость и отрицает Его всемогущество.

Не менее чуждым православию является и трактовка Кураевым обстоятельств грехопадения Адама. Библия гласит: после грехопадения наших прародителей. Бог произнес змею-искусителю проклятие, коим приговорил его к вечному хождению на чреве - "будешь ходить на чреве твоем" (Быт. 3, 14).

Отец Андрей, вслед за еретиками-гностиками, предлагает нам при толковании этого места Писания - как некую особую премудрость - символику языческих культов, причем культов самых гнусных, в которых поклоняются демонам блуда. Прямоходящий змей, - говорит о. Андрей, - это типичный фаллический символ, то есть символ неутомимости в блуде. А змей, ползающий на брюхе, - это жизнь в чистоте.

Что же получается? Значит, Господь Бог наказал лукавого искусителя безгрешной жизнью? Стало быть, если бы Бог захотел наградить, то дал бы большую энергию для блудных дел? Ну что же, этот содомский идеал в устах отца Андрея звучит вполне современно.

Вообще весьма показательно, что в ходе своих лекций Кураев любит поговорить о сексе, осквернить уши слушателей всякой гадостью, не думая о том, что его лекции могут слушать и дети. С большим удовольствием он рассказывает о греческих божках-бесах, об их рождении, и кто из них с кем блудил, и как именно это происходило. И даже удивляется, что слушатели этого не знают!

 

Покушение на Библию

Для того, чтобы придать своим измышлениям, не совпадающим с библейскими истинами, больший вес, о. Андрей стремится покачнуть авторитет Священного Писания.

Так, он утверждает, что Библия имеет несколько разных редакций. Например, первые главы книги "Бытие", по мнению отца диакона, были переделаны в стихотворную форму при священнике Ездре. В кураевской интерпретации это выглядит так: Господь Бог дал чрез Моисея Закон. Потом, через много лет Бог увидел, что вышло не очень удачно - или, может быть, люди сами так решили. Как бы то ни было, они взяли и составили новую редакцию книги "Бытие".

Возможно ли такое? Мог ли благочестивейший священник Ездра позволить себе исправлять Слово Божие? Предание оставило нам свидетельство, с какой тщательностью переписывались священные книги в древности. Например, если при проверке оказывалось, что в копии и оригинале не совпадает число знаков, то копия тут же уничтожалась. "Словеса Господня, словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею" (Пс. 11, 7) - говорит Псалмопевец. И ветхозаветные праведники это прекрасно понимали.

 

Новое слово в гебраистике

Далее в своей лекции о. Андрей продолжает искажать Священную Историю Ветхого Завета. В частности, он утверждает, что еврейский народ, вышедший из Египта и 40 лет путешествовавший в пустыне, - самый нищий народ Востока.

Но это совсем не так. Слово Божие свидетельствует: "И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего" (Пс.104,37). "И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян" (Исх. 3, 21, 22).

В пустыне евреи вылили золотого тельца, которого Моисей стер в прах и выбросил в воду. Когда была устрояема скиния собрания, тогда народ жертвовал всякие золотые вещи: кольца, серьги, перстни и привески, а также серебро, медь, шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон, козью шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, камень оникс к камни вставные для ефода, благовония, елей и многое другое.

"И сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более, нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать. И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище, и перестал народ приносить. Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось" (Исх. 36, 5-7). "Всего золота, употребленного в дело на все принадлежности святилища, золота, принесенного в дар, было двадцать девять талантов и семьсот тридцать сиклей, сиклей священных,oсеребра же от исчисленных лиц общества сто талантов и тысяча семьсот пять сиклей, сиклей священных" (Исх. 38, 24-25).

Если принять, что талант - это около 63 кг (Библия, М., 1995, с. 1376), то получится, что на устроение святилища пошло свыше 1700 кг золота и свыше 6000 кг серебра. О том, с каким искусством были сделаны все принадлежности скинии, облачения священников, можно прочитать в книге "Исход". К тому же, как свидетельствует Писание, за 40 лет странствования Израиля в пустыне одежда у людей не сносилась и обувь не стерлась. Так что очень трудно назвать Израиль в пустыне нищим.

Но о. Андрей утверждает буквально следующее: "В Палестине Соломон захочет поставить храм. Окажется, что среди евреев нет ремесленников даже, и Соломон будет звать, как описывает Библия, ремесленников из Финикии, из того же Вавилона и Египта. Израиль - самый нищий народ этого времени!" Такое утверждение - очевидная неправда, грубое искажение Ветхозаветной истории.

Израиль во времена Соломона - самая богатая страна мира! Более того, за всю историю человечества не найдется страны богаче Израиля того времени. Об этом нам свидетельствует никто иной, как Сам Бог, который обетовал Соломону: "Премудрость и знание дается тебе и богатство и имение и славу Я дам тебе такие, подобным которым не бывало у царей прежде тебя и не будет после тебя" (2Пар.1, 12). Каждый год Соломону приходило шестьсот шестьдесят шесть талантов золота (около 40 тонн), сверх того, что получаемо было от разносчиков товаров и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников (3Цар. 10, 14, 15). Из Офира привезли 420 талантов золота (3Цар. 9, 28). Царица Савская подарила Соломону 120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценных камней (3Цар. 10,10). Серебро во дни Соломона считалось "ни за что" (3Цар. 10,21).

Простой народ жил также в изобилии: "И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона".(3Цар. 4, 25). "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. E все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год" (3Цар. 10, 23-25).

Что касается утверждения о.Андрея, что в Израиле не было ремесленников, то оно просто смехотворно. Великолепный храм Господень - лучшее тому свидетельство. Одного только Хирам-Авия прислал царь Тирский по просьбе Соломона, да и тот был из евреев. Его мать происходила из колена Данова (2Пар. 2,14). Только грубые работы исполняли язычники: "И исчислил Соломон всех пришельцев, бывших тогда в земле Израилевой, после исчисления их, сделанного Давидом, отцом его, - и нашлось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот. И сделал он из них семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосеков на горах и три тысячи шестьсот надзирателей, чтобы они побуждали народ к работе" (2Пар. 2, 17, 18).Также и тиряне рубили кедры к кипарисы и вместе с десятью тысячами израильтян доставляли к месту постройки храма (3Цар. 6, 10).

 

Хула на Спасителя

Но страшнее всего то, что о. Андрей дерзает произносить хульные речи на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он, например, говорит дословно следующее: "Что вы думаете, Христос - стерильный импотент?" А мы спросим о другом: может ли вообще верующий человек позволить себе такие слова? И не являются ли они свидетельством того, что тот Христос, в которого верит отец диакон (если он вообще во что-либо верит), не имеет ничего общего со Христом, Которого проповедует Православная Церковь?

И это не говоря уже о том, что сама постановка Кураевым своего хульного вопроса предполагает заведомо отрицательный ответ. А это означает признание в человеческом естестве Иисус Христа блудной брани, то есть страсти и греха.

Между тем Церковь учит: Господь наш Иисус Христос был во всем подобен нам, кроме греха. Страсти вошли в нас после грехопадения прародителей и не естественны нам. Христос воспринял все естественные и беспорочные страсти: голод, жажду, утомление, предсмертную муку и прочие. И эти естественные страсти действовали во Христе сообразно с естеством и превыше естества. Действие страстей превыше естества состояло в том, что они не предшествовали Его воле, а последовали ей. То есть, по Собственному произволению терпел Он голод, жажду, утомление, предсмертную муку. Адам в раю не знал похоти и прочих греховных страстей. Христос, Сам будучи безгрешен, пришел, чтобы исцелить Адама и его потомков и вернуть их в первобытное состояние безгрешности.

На том странности кураевской христологии не заканчиваются. В беседе о Туринской плащанице о. Андрей утверждает, что Господь нес на Голгофу не крест, как об этом свидетельствует Евангелие и православное Священное Предание, а только перекладину. При этом он почему-то обосновывает свое мнение выводами экспертов НАСА - американского агентства по аэронавтике. Видимо, мнение американцев для него более авторитетно, чем свидетельства четырех евангелистов.

Вот они:

Св. Ап. Матфей: "Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его" (Мф. 27, 32).

Св. Ап. Марк: "И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его" (Мк. 15, 21).

Св. Ап. Лука: "И когда повели Его, то захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом" (Лк. 23, 26).

Св. Ап. Иоанн: "И взяли Иисуса, к повели; и, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Ин. 19, 16, 17).

Что тут скажешь? Сравнивая измышления Кураева со Священным Писанием, невольно вспоминаешь повеление апостола Павла: "Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1, 8).

Еще одна байка о. Андрея - утверждение об огромной физической силе Иисуса Христа, которую-де Он не стеснялся применять против Своих врагов. "Вспомните, - восклицает отец диакон, - как Спаситель проходил чрез толпу, которая хотела Его схватить!"

Но разве с помощью рукоприкладства Господь избегал нападок иудеев, а не Божественною силою, как говорит Евангелист: "И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его" (Ин. 7, 30). Из Священного Писания Христос предстает пред нами отнюдь не богатырем-атлетом: "Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука" (Пс. 106, 24). "Можно было бы перечесть все кости мои" (Пс. 21, 18).

Далее о. Андрей утверждает - опять же опираясь на выводы экспертов НАСА - что Господь умер на кресте от разрыва сердца. Странная мысль, которая не встречается у Святых Отцов и не вяжется с образом Спасителя. Господь принимал раны, биения, заушения, распятие от людей, но разрывать Сам Свое сердце мог ли? Вот как повествует св. Евангелист Иоанн о последних минутах жизни Спасителя: "Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И преклонив главу, предал дух" (Ин. 19, 30).

 

Революция в аскетике

После всего сказанного уже не удивительно, что лучшей, "классической" книгой по православной аскетике о. Андрей называет художественное произведение писателя-католика Клайва Льюиса под названием "Письма Баламута". Для тех, кто не читал этого "гениального" труда, поясним: книга написана Льюисом от лица старого опытного беса, который в своих письмах учит молодых бесенят, как надо искушать род человеческий. И такую-то книгу инославного литератора Кураев превознес над писаниями Святых Отцов Православной Церкви!

 

Православное язычество?

После всего услышанного из уст о. Андрея уже не удивляешься, когда он вводит новое, совершенно дикое понятие - "православные язычники". Так он называет православных, которые обращаются с молитвами к Божией Матери и святым. Это означает, - говорит он, - что таким молитвенникам и Бог не нужен.

Например, в книге "Сатанизм для интеллигенции" он пишет: "Ощущение именно языческого, а отнюдь не христианского текста оставило во мне письмо одного читателя в газету "Русь Державная". Далее приводится письмо, в котором читатель делится своей теплой верой в заступничество и покровительство Пресвятой Богородицы, Царя-мученика Николая II и Великомученика и Победоносца Георгия в Великой Отечественной войне. (с. 236, изд. "Отчий дом", 1997).

Что же здесь языческого? Ведь Святая Православная Церковь учит нас, что Матерь Божия и святые слышат наши молитвы и ходатайствуют о нас пред Богом, и мы получаем чрез них просимое. Иначе зачем было бы нам молиться каждый день не только в домашней молитве, но и в церковной: "Пресвятая Богородице, спаси нас!", "Святии мученицы, молите Бога о нас!" Если святые при жизни чудеса творили, то, тем более, сейчас могут исходатайствовать у Бога все, что нам полезно. А позиция о. Андрея в этом вопросе чисто протестантская.

То же можно сказать и о его отношении к святоотеческому наследию. О. Андрей пишет: "Отвержение Церковью одной из его (святителя Григория Нисского - Ю.Д.) концепций привело к изменению богослужебного календаря. Праздник Трех святителей был несколько изменен. Вместо Григория Нисского в эту троицу наиболее авторитетных и безупречных богословов был поставлен Иоанн Златоуст" (с. 96).

На самом же деле любому, кто знаком с житиями этих Угодников Божиих, известно, что праздник "Трех Святителей" был установлен самими же святителями. Они - для прекращения споров между верующими, кто больший пред Богом: Василий Великий, Григорий Богослов или Иоанн Златоуст - явились людям после своей кончины и засвидетельствовали, что они равны у Господа. И тогда же повелели праздновать их общий праздник 30 января…

 

Догматика ереси

И все же вершина "творчества" А. Кураева - создание собственной догматики, искажающей самые фундаментальные основы православного вероучения, покушающейся даже на Никео-царьградский Символ Веры.

"Есть какая-то разница между рождением Сына и исхождением Духа, как вы думаете?" - спрашивает о. Андрей. И сам же отвечает: "Нет ни малейшей разницы. A мы говорим, что Сын рождается, но Дух исходит только для того, чтобы не повторять дважды слово "рождает"".

Оказывается, что Сын и Дух одинаково рождаются от Отца, а словом "исходит" лишь прикрывается истина о рождении Духа. Таким образом, в дополнение к католической ереси об исхождении Духа от Отца и Сына, о. Андрей предлагает свое лжеучение - о рождении Сына и Духа от Отца.

Впрочем, чтобы не быть голословными, обратимся к Святым Отцам. Вот что по этому поводу пишет преподобный Иоанн Дамаскин в книге "Точное изложение православной веры": "Нет другого рождения, которое уподобляется рождению Сына Божия, так как нет и другого Сына Божия. Ибо, хотя и Дух Святый исходит от Отца, но исходит не по образу рождения, но по образу исхождения! Это - иной образ происхождения, и непостижимый, и неведомый, подобно тому как и рождение Сына" (Книга 1 ,гл. 8).

 

+ + +

Итак, в Русской Православной Церкви появился новый лжеучитель и еретик - профессор Свято-Тихоновского богословского института диакон Андрей Кураев, который обильно разливает яд своих измышлений через книги, лекции, звукозаписи.

Именно о таких, как он, предупреждает нас святый пророк Иеремия, говоря: "И сказал мне Господь: есть заговор между мужами Иуды и жителями Иерусалима: они опять обратились к беззакониям праотцев своих, которые отреклись слушаться слов Моих и пошли во след чужих богов, служа им" (Иер. 11, 9, 10).

 

 

©   Русь Православная № 11 (17), ноябрь 1998 г.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz