Н.Ермолаев,
артист
Ярославской филармонии.
На
«земле Рериха» камни есть. Но это оазис, а не пустыня.
В январе в «Северном крае» были напечатаны два материала Н.Смирновой «До пяток Рериха дотянуться проще» (13.01.99) и «На земле Рериха так много камней» (26.01.99). Если первая публикация была просто раздраженной репликой на встречу ярославцев с председателем Международного совета Рериховских организаций Т.И.Мурашкиной, репликой человека, откровенно не принимающего искусство Рериха и его философию, то вторая по своей нетерпимости вполне может соперничать с тем источником, на основании которого она была написана.
Почти три четверти статьи:
все до единой цитаты, почти все комментарии к ним или их толкования, взятые
близко к тексту, либо данные в свободном изложении, позаимствованы из книги А.
Кураева «Сатанизм для интеллигенции» («Отчий дом», М. 1997 г). Кроме того, в
нескольких местах Смирнова вольно приписывает авторство некоторых выражений
«Живой Этике» или письмам Елены Ивановны Рерих, хотя у Кураева таких ссылок
нет.
Между тем книга «Сатанизм
для интеллигенции» содержит огромное количество ошибок и откровенной лжи.
Дьякон Кураев беззастенчиво пользуется выдергиванием цитат из контекста
(намеренно искажая при этом или опуская важные смысловые слова), их произвольной,
порой грубой и циничной трактовкой. В газете читаем: «Особая категория невежд -
церковники. Елена Рерих так и пишет: «Церковники - это ханжи и изуверы,
прикрывающие свои темные делишки коленопреклонением и крестным целованием». Все
несогласные с этим – «шайка человеческих отбросов» («Письма Е. И. Рерих 1932
-1955 гг.»).
Кураев ссылается на письма,
полностью исказив смысл цитаты. Приведем мысль Елены Рерих в подлинном виде:
«Потому оставим в стороне церковников, тем более что под церковниками я подразумеваю не исключительно духовных
пастырей, но всех ханжей и изуверов, прикрывающих свои темные делишки каждением
и коленопреклонением, и крестным целованием...». Кураев пишет, что
вышеуказанную характеристику «Елена Рерих дает христианским священнослужителям».
Трудно сказать, кто здесь больше оболган - Рерих или христианские
священнослужители.
С «шайкой» тоже вышла
грубейшая подтасовка. Такая характеристика дана группе харбинских эмигрантов,
которые печатно изощрялись во лжи и клевете на Рерихов. Этой же группой была
пущена в печать заведомая ложь, увы, повторенная Смирновой слово в слово, - о
том, что «Н.К. Рерих ни в 20-х годах, ни позднее - никогда не возвышал свой
голос против уничтожения памятников культуры в России». Далее приводится
длинная цитата из эмигрантской харбинской прессы о получении Пактом высокой
санкции в 1929 году, о волне разрушений памятников в России, о протестах многих
организаций, кроме... представителей Пакта Рериха и молчании самого Рериха.
Начиная с конца XIX века и
до последних дней своей жизни, Николай Рерих был самым активным и
последовательным защитником культуры в России и по всему миру. Его голос звучал
со страниц многих газет и журналов. Он с болью писал о разрушениях в России и в
20-х годах. Не забудем, что с 1924 по 1928 год он был в трансгималайской экспедиции. Массовые разрушения храмов в
России начались в 1928 - 1929 годах и начале 30-х. Именно в это время он
активно готовит к принятию свой Пакт в защиту культурных ценностей.
В статье «Защита» Рерих как
раз и отвечает на выпад харбинской газеты, цитируемой Смирновой, где приводит
примеры из статей и протестов против разрушений храмов в России: Симонова
монастыря, Спаса на Бору, храма Христа Спасителя. Он с горечью наблюдал за
разгулом диктатуры в России. Он знал о разрушениях и пытках, открыто писал о
них, но никогда не возводил хулы на Россию и ее народ. Это-то и не по нраву
было некоторым харбинским и другим эмигрантам.
Как видно, безоглядно
доверяя опусу Кураева, Смирнова доходит до приписывания «Живой Этике» выражений,
в ней не существующих. Кураев закавычил свое выражение «трудовые гипнотические
лагеря» - журналистка подает это как цитату из «Живой Этики». Кураев приводит
текст «прямого суждения» о теософии Архиерейского Собора РПЦ за границей в 1932
году. В нем нет ни слова о Рерихах и учении «Живая Этика», они просто не
входили в состав какого-либо теософского общества. Кураев же толкует решение
собора задним числом, объясняя, что «с юридической точки зрения Рерихи были
отлучены от церкви много раньше 1994 года и не посмертно, а при жизни».
Смирнова возводит этот домысел в закон и уже без сомнений присоединяет Рерихов
к теософам.
В статье «На земле
Рериха...» перепечатан и домысел о том, что Рерих якобы «работал» на советские
спецслужбы. Эту «версию»
выдвинул некто О. Шишкин в статьях, напечатанных в газете «Сегодня» в
1994 г. Редакция газеты «Сегодня» и автор Шишкин не представили в подтверждение
этого никаких документов и проиграли судебный процесс по гражданскому иску
Международного центра Рерихов с возмещением центру и его президенту Л. В.
Шапошниковой морального вреда. Кураев, зная об исходе суда, тем не менее,
поместил клеветнические материалы Шишкина в свою книгу.
По этому вопросу была
публикация в газете «Известия» (23.10.93), в которой говорилось, что в архивах
ФСК «никаких данных о сотрудничестве Рериха с ОГПУ нет». Кроме того, в
«Собеседнике» № 48, 1994 г.) находим
комментарий руководителя пресс-бюро СВР Ю. Кабаладзе: «Если бы Рерих был нашим
разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью». Все эти данные появились
задолго до выхода книги Kvраева.
В конце статьи Смирнова приводит
якобы оценку художественного
творчества Рериха поэтом Максимилианом Волошиным: «На земле Рериха так много
камней и так мало почвы, что дереву негде там вырасти...». Дело в том, что
Волошин «оценку творчества Рериха» не мог дать хотя бы потому, что он умер в
1932 году, Рерих же прожил еще полтора десятилетия.
Волошинская статья «Архаизм
в русской живописи» о творчестве Рериха, Богаевского и Бакста вышла в свет в
1909 году, причем Волошин не критикует Рериха, а высказывает свою точку зрения
на истоки творчества трех художников. Сравнивая их творчество, он приходит к
выводу, что символика их живописи исходит соответственно из камня, дерева и
человека. Он даже характеризует Рериха из всех трех самым мощным и смелым...
Дьякон Кураев давно ездит по
России с лекциями, полными несправедливых нападок на учение «Живой Этики», на
Рерихов и Е. П. Блаватскую. Каких только небылиц не придумал ретивый лектор:
что «Живая Этика» это не синтез науки, религии и искусства, а только религия,
что между нею и учением Христа нет ничего общего, что рериховцы - сектанты. В
печати неоднократно давались убедительные критические материалы об этом. В них
выражена четкая и ясная позиция рериховского движения по всем важнейшим
моментам.
Нагроможденные Кураевым горы
лжи, в которых трудно разобраться человеку, не владеющему первоисточниками,
представляют серьезную опасность, в том числе и для педагогики. Есть люди,
безоглядно верящие ему, - знаю таких даже и среди преподавателей вузов.
И последнее. Двухтомник
«Сатанизм для интеллигенции» не имеет благословения иерархов церкви. Никто из
них не решился на такой шаг. Бога нет и не может быть там, где все отравлено
клеветой.
© «Северный край»,
Ярославль, 15 апреля 1999 г.