Ольга Старовойтова,
член Международного Союза журналистов
«Нет религии выше Истины»,
или идейный паралич
Русской православной
церкви
Часть I
«Мы боимся лишь тех, кто внушает нам ненависть или любовь. Но избегаем тех,
кто нас отталкивает или сильно притягивает. Однако мы никогда не избегаем тех, кто
нам безразличен».
«Письма Мастеров мудрости»
Русскую православную церковь (в дальнейшем РПЦ) можно поздравить
с ценнейшим приобретением. Журналист Александр Оконишников, член общины неопятидесятников (Православная церковь причисляет ее к сектам),
еще недавно писавший критические статьи в адрес РПЦ, вдруг стал ревностным ее приверженцем1.
Неофиту полагается продемонстрировать свою благонадежность – и появляется публикация в сибирской газете «Честное слово»
«От картин Рериха до сатанизма»2. Издание позиционирует автора как профессионального
журналиста, однако подача материала крайне тенденциозна. Многие факты либо не соответствуют
истине, либо даны без соответствующих уточнений и ссылок. Сталкиваться с подобным
«честным словом», к сожалению, доводилось не единожды. Однако в этой статье есть
любопытный момент. Со страниц сугубо светской газеты россиянам вдруг разъясняют
суть христианских богословских догм, доказывая их превосходство перед философскими
воззрениями Рерихов и Блаватской. Причем автор на редкость агрессивно воздействует
на массовое сознание, стремясь нагнать на людей как можно больше страха. Чего стоит
педалирование одних только мыслей, что рериховцы – не
христиане, они – сектанты, которые скрывают от общественности жгучие тайны.
К такому методу «убеждения» обычно прибегают тогда, когда
неосознанно чего-то очень сильно опасаются. Вот в этом – в причинах появления статьи
г-на Оконишникова – захотелось разобраться.
Лучший
способ защиты – нападение. И клевета…
По мнению автора, рериховское движение – «самая настоящая оккультно-антихристианская секта»,
замаскированная под культурное учреждение. А чтобы читатели сразу же испугались,
далее следует такой пассаж:
«Рериховские центры
по всей стране регистрируются в качестве общественных, культурных, образовательных
центров и тем самым получают возможность активно нарушать закон о светском характере
образования. В сотнях школ России уже введены обязательные уроки изучения практикуемых
рериховцами «Живой этики» и оккультизма».
Журналист пишет неправду: рериховское движение не имеет никакого
отношения ни к религиозным культам вообще, ни к каким-либо сектам в частности. Рериховские
организации официально зарегистрированы как общественные объединения и занимаются
широкой культурно-просветительской деятельностью3.
Список сайтов рериховских обществ с отражением их деятельности
доступен в Интернете. Движение объединяет в своих рядах почитателей философско-художественного
творчества всемирно известного художника, Н.К. Рериха. Главной сферой деятельности
всей семьи Рерихов была широкомасштабная культурная и просветительская деятельность,
потому последователи следуют тем же путем, изучая колоссальное
наследие своих основателей, а также историю и культуру
народов мира.
Учение Живой Этики ни в коей мере не является ни новой Библией,
ни иной религиозной книгой. Это – философская система, базирующаяся на мировоззрении,
которое Н.К. Рерих называл энергетическим. Оно рассматривает место человека в космической
эволюции. А главной движущей силой эволюционного процесса считает энергообмен человека с энергетическими структурами Мироздания4.
Причем мировоззрение это сугубо научное. Оно являет собой
синтез знаний о человеке и окружающем мире, как новых, так и тех, которыми располагали
наши предки в далеком прошлом.
В Москве над изучением и сохранением колоссального наследия
великой семьи работает Международный Центр Рерихов (МЦР) – общественная неправительственная
организация – ассоциированный член при Организации Объединенных Наций5
Ежегодно в МЦР проводятся общественно-научные конференции,
на которых ученые выступают с докладами, посвященными осмыслению идей Живой Этики6.
По этой теме публикуются научные статьи, защищаются диссертации.
Книги Учения Живой Этики открыто лежат на полках магазинов,
и каждый, кто желает, может ознакомиться с ними. Тем не менее, автор особо напирает
на «оккультизм», который в данном случае притянут за уши. Как следует из Большой
Советской Энциклопедии, это слово произошло от латинского «oсcultus» – «сокрытый,
сокровенный». Под этим термином обычно подразумеваются такие уважаемые в далекой
древности науки, как герметизм, астрология, каббала, алхимия, магия7. Их изучение требовало от приверженцев высокого уровня
нравственности, поскольку применение полученных знаний сопряжено с огромной ответственностью.
По этой причине данные науки преподавали в храмовых школах только достойным, отсюда
и обозначение «сокрытый».
Коли г-н Оконишников берется прилюдно бросать
обвинения, может быть, он все-таки объяснит, какое содержание скрывается под броской
фразой: движение «имеет
и свой собственный культ, и свои оккультные «таинства»?
Что это за «культ» и каковы эти «таинства»? А также осведомит общественность
хотя бы о десятке из той «сотни школ», где сегодня якобы
преподается «оккультизм»? И заодно перечислит те общеобразовательные школы, в программе
которых числится «Живая Этика»? Для преподавания какого-либо учебного предмета нужны
апробированные программы и квалифицированные специалисты, которых, насколько мне
известно, в России пока не готовят. Возможно, имеется в виду Международный
Центр Гуманной Педагогики при МЦР, вот уже 11-й год успешно работающий под руководством
известного педагога-новатора, доктора психологических наук, профессор, академика
Ш.А. Амонашвили?8
На самом деле вышеупомянутый центр ведет свою педагогическую
работу, а рериховские организации, согласно своим уставам – свою, сосредотачиваясь
в основном на культурных и просветительских мероприятиях. К таковым относилась и
встреча, проведенная музеем Н.К. Рериха в Новосибирске
«Мы любовью к Родине богаты», на которой шла речь о героизме и подвиге, темам, постоянно
звучащим в эссе и картинах художника. Она и послужила отправной точкой для огульных
обвинений в «Честном слове» в адрес последователей Н.К. Рериха. Хотя, прежде
чем сотрясать пространство, стоило бы озаботиться сбором соответствующих доказательств.
Однако г-н Оконишников не слишком обременяет себя
таковыми. И, очевидно, судит по себе, обвиняя Е.И. Рерих во лжи «в целях пропаганды».
В чем усмотрена ложь, непонятно. В статье дается ссылка на письмо от 8 марта 1938
года. Но под упомянутой датой фигурируют три письма – к Е.А. Зибельсдорфу, Е.Ф. Писаревой и С.Н. Рудинскому9.
Какое именно письмо имеется в виду? Кроме того, все три письма содержат большой
текст. Какой именно отрывок якобы подтверждает довод автора?
Далее, в статье утверждается: «… ни одна из традиционных конфессий России не приняла рериховского вероучения
и не влилась в соответствующее движение. На деле рериховцы не смогли объединить
верующих людей, богословов, иерархов».
С моей точки зрения постановка вопроса просто
глупейшая.
«По данным ФРС на 1
января 2011 г., в России было зарегистрировано 13 265 организаций Русской православной
церкви Московского патриархата, 109 организаций, которые принадлежат к другим православным
юрисдикциям, 292 — старообрядцы, 227 — католики, 3885 — протестанты, 4201 — мусульмане,
217 — буддизм, 282 — иудаизм»10.
С какой, собственно, стати упомянутым религиозным конфессиям,
имеющим давние традиции, куда-то вливаться? И зачем рериховцам
кого-то объединять? Зазывать в свои ряды людей с разным уровнем духовных накоплений,
образования и воспитания, и уж тем более «верующих людей, богословов и иерархов»
- труд бессмысленный. В светском государстве, каковым является Россия, вопросы веры
– сугубо личное дело каждого человека. На каком основании в статье присутствуют
пассажи такого рода? Где подтверждающие слова факты?
Далее, вновь голословное утверждение:
«Лозунг «единства» был
использован лишь для усугубления религиозного раскола людей: среди десятков других
религиозных течений возникло еще одно, весьма враждебно настроенное ко всем остальным».
О каком расколе идет речь? Он «был использован» когда, где?
Как можно строить обвинения на огульных лозунгах?
Рериховское движение – «не религиозное течение» и не было
таковым со дня своего основания, тому уже более 20 лет. С той поры мне не известно ни одно выступление входящих в него обществ и организаций
по доктринальным и иным вопросам против РПЦ или представителей иных религиозных
конфессий. Исключение составляет статьи, в которых люди защищают доброе имя
своих основателей и свое право на существование. Напротив, рериховцы твердо знают,
что сила и мощь государства куется в совместном мирном сосуществовании со всеми
людьми доброй воли. И потому им присуща толерантность ко всем традиционным верованиям,
не выходящим за рамки, установленные законом. Организации типа «Аум-Синрике» и подобного толка для них так же неприемлемы, как
и для остальных членов российского общества.
Читателям, наверное, уже понятно, что реальное
положение дел не имеет никакого отношения к домыслам г-на Оконишникова. Но, поскольку
в данном случае он является рупором РПЦ, постараемся понять, по какому праву церковь
проецирует на рериховское движение, другие культурно-просветительские организации,
и на другие религиозные конфессии свои собственные качества и устремления? Фактов
тому немало. Вот несколько навскидку.
Насколько помнится, в 2007 году десять российских академиков
обратились к президенту РФ с письмом, носившим такое название: «Политика РПЦ: консолидация
или развал страны»? (Текст письма доступен в Википедии). В нем ученые, среди прочего,
упрекали РПЦ в православном шовинизме и презрительном отношении к другим конфессиям.
О том же говорят и социологические исследования:
«СМИ рисуют схематичный
идеологизированный образ РПЦ как хранительницы русских традиций, который лишен развития
и жизни, а скорее служит для того, чтобы стать монолитным основанием для общего
представления о величии православия. Идеальный образ православия противопоставляется
образу страшных и безумных «сект», которые заведомо являются мошенниками и сумасшедшими» 11..
А вот данные из другого социологического опроса, подтвержденные
и другими источниками. Профессор МГУ Е.И.Волкова приводит их в экспертном заключении,
сделанном по запросу Института религии и права:
«Как показывают социологические опросы и исследования (например,
количественные результаты всероссийских репрезентативных опросов взрослого населения
России, проведенных Аналитическим Центром Юрия Левады и ФОМ) к Русской православной
церкви с уважением относятся около 60% россиян, и в то же время 60% населения никогда
не читало книг Нового Завета. Крещеными являются более 70% населения, при этом только
около 10% могут быть названы практикующими верующими»12.
Получается, что к православному церковному сообществу реально
принадлежит лишь 10% населения России, которое сознательно исповедует христианское
учение и участвуют в жизни церкви (в богослужении, таинствах исповеди и евхаристии).
Не в этом ли кроется одна из причин агрессивности к инакомыслящим – церковь не удовлетворена
малым числом «практикующих верующих». Если и дальше так пойдет, прощай, влияние,
мелькание во всей красе на экранах ТВ, прощай, богатые радетели и благодетели! Это
полный крах – какая это церковь без верующих, зачем она вообще нужна? Надо срочно
спасать положение, навербовать прозелитов и среди нынешнего поколения, и среди будущего.
И миссионеры спасают: всю страну заполонили стройплощадки под храмы, иные запланированы
на месте музеев (музей художника Константина Васильева), часовни и кресты пытаются
установить и устанавливают в торговых центрах и учебных заведениях13.
Академики в своем письме к президенту страны тоже бьют тревогу:
«…церковь уже внедрилась
в вооружённые силы, СМИ рекламируют религиозные церемонии окропления новой боевой
техники (спускаемые на воду надводные и подводные корабли окропляются в обязательном
порядке, но, увы, не всегда это помогает). Широко освещаются религиозные церемонии
с участием высокопоставленных представителей власти, и т. д. Всё это примеры активной
клерикализации страны».
Более того, много лет РПЦ лоббировала во властных структурах
введение в школах России основы православного вероучения. Из письма десяти академиков:
«В циркуляре Алексия II
№ 5925 от 9 декабря 1999 г, обращённом ко «всем епархиальным преосвященным», отмечается,
что «мы не решим задачи духовно-нравственного воспитания будущих поколений России,
если оставим без внимания систему государственного образования». В заключительной
части этого документа сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием «Основ
православного вероучения», назвать курс «Основы православной культуры», это не вызовет
возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической
основе». Из процитированного текста следует, что под видом «Основ православной культуры»
нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) «Закон Божий».
Ввести «Закон Божий» в чистом виде не удалось: власти пошли
на компромисс, в результате которого родился учебник по вероучениям традиционных
для России конфессий и светской этики. Сама идея не плоха, однако проработана на
скорую руку. Так, Московское бюро по правам человека, отметив, что (учебные)
«пособия носят отчетливо миссионерский характер», считает, что «экспериментаторы вмешиваются в частную
жизнь людей без их на то согласия»14.
А вот мнение сопредседателя совета Института свободы совести Сергея Бурьянова:
«Все, что сейчас происходит, неконституционно и незаконно. Прежде всего, мы отталкиваемся
от Конституции РФ и международно-правовых документов, затем следуют федеральные
конституционные и обыкновенные законы, а потом – подзаконные правовые
акты. По юридической силе именно в таком порядке – такая иерархия принята
в российском праве.
Эксперимент противоречит нормам Конституции и федеральных законов. В Конституции
есть статья 14, в которой сказано, что РФ является светским государством, ни одна
религия не является государственной, и все религиозные течения равны перед законом.
Это означает, что государственная система образования должна быть светской, то есть
мировоззренчески нейтральной. Эта норма продиктована здравым
смыслом и закреплена в статье 2 закона «Об образовании»15.
И хотя чиновники успокаивают общественность,
заверяя, что эксперимент носит чисто познавательный, культурологический характер,
обеспокоенность юристов разделяют и педагоги, и родители. Многие встревожены реальной
перспективой возникновения этнических конфликтов в многонациональной стране.
Итак, церковь всерьез взялась за миссионерскую
деятельность, которая автоматически влечет за собой устранение конкурентов, реальных
или выдуманных. Так было в далеком прошлом, так происходит и сейчас. Только раньше
их убивали (как убили Ипатию, главу философской школы
в Александрии), а сейчас распинают публично, причем не только рериховское движение,
но и всех неугодных чохом.
Приведу лишь один, весьма характерный
пример. В Интернете недавно опубликовано видеообращение к президенту России Д.А.
Медведеву. Его автор, Майя Ладилова, пишет, в числе прочего, о возмутительном
факте. А именно: государственный чиновник, заместитель губернатора Белгородской
области «назвал духовно опасными последователей Николая Рериха и других религиозных
и общественных деятелей»16. И сослался при этом на любопытный документ под названием
«Итоговая декларация конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство».
В нем сказано:
«Из декларации
следует, что представители 22 епархий РПЦ МП и УПЦ МП собрались 9-11 ноября 2004
года в городе Новосибирске и… 603 голосами, проголосовали за список, в котором значатся
350 российских общественных, коммерческих и религиозных организаций. Все они, якобы,
единогласно были объявлены «тоталитарными и деструктивными сектами». Заканчивается
совершенно голословный и никак необоснованный список строчкой «и другие…»
К другим причислены…
– «Катакомбная церковь истинных православных христиан старого
и нового обрядов» (такой религиозной организации вообще не существует, есть Истинно-Православная
Церковь (ИПЦ), а есть Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ), но это
две разные конфессии, – прим.;…
В чудо-списке
есть даже организации, входящие в ООН…»17
Печально знаменитый институт инквизиции упомянут
в видеообращении не случайно. Общественность России обратила внимание на то, что
действия и методы палачей общественного прогресса, культуры и науки XIII – XVI веков весьма сходны с нынешними методами Русской Православной
церкви. И потому организаторы назвали длящуюся уже второй год крупномасштабную акцию
«Инквизиторам – нет»! С мнением россиян, активно выступающих против усиливающегося
клерикализма страны, можно познакомиться здесь18.
В видеообращении к президенту России особо подчеркивается
вседозволенность многих членов РПЦ:
«Понятно, что ярлык «сектантов» был присвоен огульно
и всем сразу, и это не только безнравственный, но и противоправный поступок. Для борьбы с указанными в списке организациями, делегатами 22 епархий Московской
патриархии рекомендовано создавать «комитеты» (сразу вспоминается ЧК), которые будут
«решать» (кто дал им такое право?) правомочность предоставления им земельных участков
и архитектурных зданий. «Комитеты» должны состоять из представителей традиционных
(это каких?) для России религий и руководствоваться чудо-списком»19.
Растущая потеря влияния
на умы россиян, породившая лихорадочную активность среди РПЦ – не единственная причина
ее агрессивного поведения. Есть и другие, причем куда как более серьезные. Вот что
пишет Ирина Карацуба, доцент факультета иностранных языков
и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова:
«Сегодня церковь, во-первых, в идейном параличе
– она ничего не может предложить,
кроме концепции так называемого русского мира, которая тянет нас на два века назад.
Во-вторых, она очень активно и агрессивно выступает на поле, на котором ей выступать
не следует, – на поле
стяжания. Я говорю о так называемой церковной реституции, которая с юридической
точки зрения представляется очень спорной. Как известно, церковь была лишена собственности
еще в XVIII веке, поэтому, когда она требует вернуть
ей то, что у нее отобрали большевики, она идет против исторической правды. В-третьих,
– и это, наверное, главное
– наша церковь в параличе
морально-нравственном. Объясню, почему. До марта 1917 года она молилась за царя,
через три дня после отречения Николая II Синод призывает
молиться о «богохранимой державе российской и благоверном
Временном правительстве. Проходит еще десять лет – и митрополит Сергей Страгородский выпускает знаменитую Декларацию 1927 года, в которой
благодарит советскую власть за «участие» к делам и нуждам верующих. Это в 1927 году,
когда все священники уже перестреляны или брошены в тюрьмы. Далее церковь солидаризируется
с товарищем Сталиным – в сентябре
1943 года на даче Сталина при участии Берии, чекиста Карпова и трех уцелевших митрополитов.
Так возникает Русская Православная Церковь Московского Патриархата, которая существует
до сегодняшнего дня20.
«Идейный паралич» – еще одна причина для
агрессивных нападок церкви, внутренне сознающей свою собственную несостоятельность.
От себя ведь, как ни крути, не скроешься. Возможно, ученая, а вместе с ней и автор
этих строк, заблуждаются? Извинения будут принесены сразу же, как только церковь
сообщит общественности, есть ли у нее свежие идеи, способные сплотить страну? Или
ее деятели способны явить пример высокой нравственности, подобной той, что отличала
Воеводу Земли Русской – Сергия Радонежского? Нравственности, способной преобразить
мир вокруг и воспитать поколения людей, любящих свою страну, достойных государей
и других водителей народа.
Ничего этого, похоже, нет и в помине, а есть высокомерие,
непомерные амбиции и претензии, да слепая вера, упорно насаждаемая во все века.
И общество это прекрасно видит, что также порождает у церковных деятелей бессильную ярость
против тех, кто способен предложить иную, прогрессивную научную парадигму, огульные клейма типа «сатанизма». Кстати, о сатанизме.
В недавней программе «В центре событий» показали интересный сюжет21.
Речь шла о том, что молодежь во всем мире все чаще обращается в темные секты. Священник
метал с экрана громы и молнии, однако гораздо продуктивней, на мой взгляд, было
бы поразмышлять, почему молодому поколению не интересно в церкви? Почему в стране
с каждым днем становится все больше атеистов? Ведь атеизм, по выражению Фрэнсиса Бэкона – это «тонкий слой льда, по которому
один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну». И это святая правда:
потеря связи с Высшим Миром (religare на латыни означает связать воедино) чревата
для людей духовной катастрофой.
1. После публикации статьи информация по данной ссылке
удалена из Интернета.
2. Оконишников
А. От картин Рериха до сатанизма // газета
«Честное слово», 27.04.2011, Новосибирск.
3. Культурное и научное сотрудничество // Международный
Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (офиц. сайт). – URL: http://www.roerichs.com/Cooperation.htm
4. Шапошникова Л.В. Великое путешествие: в 3 кн. – Кн. 3. Вселенная Мастера. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – С. 758-794. URL: http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/papers/energetic_ethics.php
5. Международный Центр Рерихов (офиц.сайт).
– URL: http://www.icr.su/rus
6. Международные конференции // Международный центр
Рерихов (офиц. сайт). – URL: http://www.icr.su/rus/work/conferencies
7. Большая Советская Энциклопедия (офиц.сайт). – URL: http://bse.sci-lib.com/article083955.html
8. О гуманной
педагогике. // Международный
центр Рерихов (офиц. сайт). – URL: http://www.icr.su/rus/departments/human/
9. Письма
Е.И.Рерих, том 6, М:. – МЦР, 2006. С.50-56.
10. Лункин Р, к.ф.н., директор Института религии и права, ведущий
научный сотрудник Института Европы РАН. Церковь перестала восприниматься отдельно от государства,
26.04.11. // Политический журнал. –
URL: http://www.politjournal.ru/index.php?action=News&tek=9555
11. Там
же
12. ДОКУМЕНТ: Явление анафемы
(анафематствования) и его проявление в условиях современного
светского общества. Экспертное заключение профессора МГУ Е.И.Волковой по запросу
Института религии и права. 20.01.10 // Интернет-портал «Credo.ru ». – URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=75642&cf=
13. ДОКУМЕНТ: Против строительства
культовых сооружений на территории университетского комплекса на Воробьёвых горах.
Открытое письмо преподавателей, выпускников и студентов МГУ имени М.В. Ломоносова.
12.04.11 - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=83480
-
Жители московского
района Ясенево протестуют против строительства храма РПЦ
МП в составе нового торгового комплекса. 08.04.11 - URL: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=83417
-
Дмитрий Штоль. Церковь или цирк? РПЦ
МП успешно ведет миссионерскую работу: воюет с Бабой Ягой, предлагает крестить Деда
Мороза и благоговеть перед черными дырами. 05.05.11- URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=1140
14. ДОКУМЕНТ: Пособия носят отчётливо
миссионерский характер. Экспертное заключение
Московского бюро по права человека на комплексный учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики» - URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=77269
15. МОНИТОРИНГ
СМИ: Сопредседатель совета Института свободы совести Сергей Бурьянов: "Эксперимент
с основами религиозных культур незаконен". 31.03.10
– URL: http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=77178&cf=
16.
«Московская патриархия ввела в России религиозную цензуру?». 02.04.11 – URL: http://kollektor-b.livejournal.com/
17.
Там же
18. Всероссийская бессрочная акция за свободу совести "Инквизиторам-нет!" продолжена в "Живом журнале" в рамках блога и сообщества. 02.11.09 – URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=74009&cf=
- Мы против клерикализации общества и за светское государство в России! 26.04.09 – URL: http://anticlericalism.livejournal.com/690798.html
19.
«Московская патриархия ввела в России религиозную цензуру?». 02.04.11 – URL: http://kollektor-b.livejournal.com/
20. Натитник А. Ирина Карацуба:
православие благославляет отсталость. Журнал Harvard Business Review, № 6, март 2011
21. RTVi, 18.04.11, «В центре
событий» с Анной Прохоровой.