Наталья Левенец
Алмазы под бульдозером
5 марта состоялось заседание арбитражного
суда Москвы по иску Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
(ФАУФИ) к Центру-Музею имени Н.К. Рериха – Международному центру Рерихов о выселении
музея из незаконного владения – усадьбы князей Лопухиных.
В принципе, очередной враждебной вылазки
из чиновничьего стана следовало ожидать, коль скоро ни в Москве, ни в России в целом
не проведено разграничение прав собственности на объекты культурного наследия. Это
обстоятельство и дает федеральным структурам возможность разводить сутяжнические
действия по поводу объектов, принадлежащих Москве, а не Федерации. К тому же, недавние
изменения в законодательстве разрешают даже приватизировать памятники истории. А
мишень атак – усадьба Лопухиных, расположенная в самом центре столицы, неподалеку
от храма Христа Спасителя – давно пристреляна.
Битва за сокровища
Заседание 5 марта
было перенесено на вторую половину месяца, и нет никаких сомнений, что свой иск
чиновники не отзовут. А вообще неприличные телодвижения государства, желающего завладеть
то усадьбой Лопухиных, то переданным Международному Центру Рерихов культурным наследием
великой семьи, начались еще в 1993 году, едва умер сын великого художника и философа
Николая Рериха Святослав. Именно Святослав Николаевич был инициатором создания общественного
Центра-Музея имени Н.К. Рериха и назначения его руководителем Людмилы Шапошниковой
– известного ученого-индолога. Святослав Рерих в своем письме «Медлить нельзя!»,
опубликованном в «Советской России» в июле 1989 года, подчеркнул, что музей Рерихов
должен быть общественным, он не должен подчиняться госструктурам в лице министерства
культуры и Государственного музея Востока. В то романтическое время и цена, и сила
печатного слова были совсем иными, чем сегодня. Уже в ноябре 1989-го вышло в свет
постановление Совета Министров СССР о создании Центра-Музея им. Н.К. Рериха и Советского
Фонда Рерихов. Все наследие семьи в виде картин, реликвий, библиотеки и архивов
было передано Советскому Фонду Рерихов по составленному еще при жизни завещанию
С.Н. Рериха. Часть наследия, хранившаяся в Индии, прибыла в СССР в распоряжение
Фонда в 1990 году. В связи с распадом СССР Фонд был в 1991 году переименован в Международный
Центр Рерихов, права этой неправительственной международной общественной организации
на переданное в СФР наследие Святослав Рерих подтвердил нотариально заверенным завещанием
в 1992 году. В том же постановлении Совета Министров СССР от ноября 1989-го содержалось
указание Мосгорисполкому выделить музею здание усадьбы Лопухиных, расположенное
по адресу: Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5. В итоге в 1990 году здание было
передано музею, а в настоящее время по договору с правительством Москвы МЦР арендует
усадьбу, срок аренды – 49 лет, истекает он в 2045 году.
Первая экспозиция в Центре-Музее им. Н.К.
Рериха открылась в 1993 году, однако на полную мощь музей заработал только в 1997-м.
Долгая реставрация переданных от московских властей руин была осуществлена на народные
деньги, добровольные пожертвования и помощь меценатов. Несмотря на подписанные документы
и заключенные соглашения, ни у федерального, ни у московского бюджетов средств на
реставрацию здания усадьбы не нашлось.
Но не все можно сделать силою духа и бескорыстных
рук, есть сферы, где не в чести закон и совесть, зато накоплен богатый опыт всевозможных
противоправных манипуляций. И когда «на кону» стоит наследство ценою в миллионы
долларов, в ход идут любые приемы из богатого чиновничьего арсенала. В 1993 году,
на второй день после смерти Святослава Рериха Минюст России в лице замминистра Черемных
издает распоряжение, которое аннулирует правопреемство МЦР от Советского Фонда Рерихов.
То, что передачу наследия великой семьи в МЦР Святослав Рерих нотариально удостоверил,
в том числе у индийского нотариуса, главное правовое ведомство страны ничуть не
смутило. А вскоре президенту Ельцину передают копию сфальсифицированного обращения
вдовы Святослава Рериха, и в том же году Правительство РФ издает постановление №
1121 за подписью главы правительства В. Черномырдина, согласно которому должен быть
создан государственный музей Н.К. Рериха как филиал Государственного Музея Востока,
а общественный музей ликвидируется. Однако руководство МЦР подает иск в Высший Арбитражный
суд, который отменяет в 1994 году пункты Постановления о выселении музея из усадьбы
Лопухиных. Победа в деле «МЦР против Черномырдина» воодушевила коллектив музея,
но рано было торжествовать. Уже через год Минкультуры РФ обжаловало решение Высшего
Арбитражного суда, и надзорная инстанция ВАС удовлетворила жалобу. Так появилось
поле для «правового» шантажа уникального общественного музея. Очевидно, лазейкой
этой и пользуется сегодня ФАУФИ, развязывая очередной виток сутяжничества, хотя
какие-либо ссылки на законы и иные нормативные акты в исковом заявлении федерального
агентства показательно отсутствуют.
А в 2002 году на Центр-Музей Рериха и МЦР
обратил свой взор тогдашний Министр культуры РФ Михаил Швыдкой.
Вполне возможно, аппетиты «главного по культуре» подогрел тот факт, что на международных
аукционах цены на полотна Николая и Святослава Рерихов неуклонно растут. И едва
появляется на свет решение Хамовнического районного суда Москвы особого производства,
которое подтвердило факт вступления МЦР в наследство переданного Святославом Рерихом
имущества семьи, как г-н Швыдкой затевает долгий судебный
процесс, требуя оставить заявление МЦР о подтверждении факта вступления в наследство
без движения. Свои требования Минкульт основывает на том,
что якобы является в деле о наследстве семьи Рерихов представителем собственника
– государства. Но подтвердить столь смелое заявление какими-либо документами, понятное
дело, не может. Однако Мосгорсуд в 2003 году отменяет решение Хамовнического суда
и возвращает дело на пересмотр. Почти два года скрипит судебная машина. За это время
суд подтверждает дееспособность документов – завещательного распоряжения С.Н. Рериха,
дополнения к нему о правопреемстве МЦР, экспертного заключения старшего адвоката
Верховного суда Индии по документам С.Н. Рериха. Позиция же Минкультуры по-прежнему
основывается на одних только голословных утверждениях. Но исход предрешен: в один
прекрасный день внезапно меняется состав суда, а вскоре в отсутствие представителей
МЦР суд выносит решение, по которому заявление МЦР об установлении факта принятия
наследства остается без рассмотрения. А отсюда рукой подать и до полного торжества
«отжимателей»: коль скоро правовое поле владения МЦР наследием
Рерихов сделалось вдруг зыбким болотом, то чего, в самом деле, церемониться?
Ценности – по номиналу
На кого же двинула полки серая чиновничья
рать? И почему нас, собственно, должна интересовать эта история? Мало ли знаем мы
ей подобных, мало ли и в нашем регионе рейдеров в судебных мантиях? Для того, чтобы
ответить на эти вопросы, расскажем о самом Центре-Музее имени Н.К. Рериха.
В стенах его заключено бесценное культурное
наследие Рерихов, исключительное по богатству художественной, философской и научной
мысли. Центральное место в наследии занимает философия космической реальности –
Живая Этика, в которой раскрывается представление о тесной взаимосвязи человека
и Космоса. Учение это продолжается в живописи великих художников, полотна которых
наполнены каким-то нездешним, неземным светом. В старинных сводчатых залах музея
особая аура, которую создают не только картины, но и разнообразные реликвии, рукописные
и художественные раритеты, книги и монографии из Мемориальной библиотеки Рерихов,
личные вещи и предметы, сопровождавшие великую семью в долгих странствиях. Все в
этом удивительном музее расширяет круг привычных образов, и сама возможность приобщения
к творчеству Рерихов тем более бесценна в наше время, когда под натиском массовой
культуры скудеет сердце, и мельчает дух. Нельзя забывать и о том, что музей постоянно
проводит передвижные выставки подлинников картин в России и за рубежом, причем не
только в крупных городах и культурных центрах. Кроме того, в музее проводятся ежегодные
международные конференции по важным вопросам культуры и науки, организуются выставки
современных художников-космистов, концерты классической
музыки, лекции ученых и философов, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической
культуры, выставки народных промыслов.
«Мы являемся культурным центром международного
значения. МЦР – ассоциированный член Ассоциации неправительственных организаций
при Департаменте общественной информации ООН, – сказал автору этих строк первый
заместитель генерального директора музея им. Н.К. Рериха Александр Стеценко. – Но наши оппоненты стараются этого не замечать. Они
прекрасно понимают, что, отобрав у нас усадьбу, они просто уничтожат музей».
«Я не понимаю, как можно через суд пытаться
опровергать очевидные, законодательно закрепленные вещи, – недоумевает преподаватель
кафедры культурологи СГТУ, председатель Саратовского рериховского общества Валентина
Войтенок. – Это МЦР должен подать в суд на Государственный
музей Востока и истребовать незаконно удерживаемую им коллекцию рериховских картин,
которую Святослава Николаевич Рерих завещал МЦР».
О чем идет речь? О «заклятом друге» МЦР –
Государственном музее Востока, который так и не вернул наследникам Рерихов 288 полотен
кисти отца и сына. И не случайно же в иске ФАУФИ этот музей фигурирует в качестве
третьего лица. Погромным действиям федералов наверняка
будут аплодировать его сторонники. Не будем забывать и сугубых прагматиков, которые
на свой лад прекрасно понимают значение наследия Рерихов. Но там, где миллионы людей
видят сокровища духовные, этим господам мерещатся бешеные суммы аукционных лотов.
Любопытно, что долголетняя война против общественного
музея парадоксальным образом сочетается с признанием на самом высоком уровне заслуг
его директора, первого вице-президента МЦР академика РАЕН Людмилы Шапошниковой.
В 2002 году Указом президента Путина она удостоена звания Заслуженного деятеля искусств
РФ, в 2006 президент Путин наградил ее орденом Дружбы. В прошлом году Л.В. Шапошниковой
была вручена национальная премия «Культурное наследие» за реставрацию памятника
архитектуры XVII–XIX вв. «Усадьба Лопухиных».
Однако нельзя сказать, что очередной виток
судебной борьбы против музея с мировым именем всколыхнул политиков, общественность
или СМИ. Хотя просветительская миссия МЦР благородна и бесспорна, и наследие Рерихов
благодаря усилиям Саратовского общества становится доступно и местным искателям
духовных знаний. Так, в 2004 году к 100-летнему юбилею С.Н. Рериха в стенах СГТУ
прошла международная конференция «Космическое мировоззрение как концепция науки
XXI в.», в рамках которой работала выставка подлинных картин Н.К. Рериха, в прошлом
году в техническом университете работала фотовыставка работ Людмилы Шапошниковой
«По маршруту Мастера», а совсем недавно закрылась экспозиция «Научные достижения
Древней Индии», посвященная высочайшему уровню научных знаний в Индии со II-го тысячелетия
до н. э.
Ну и что? Многим ли в Саратове известно о
злоключениях уникального общественного музея? Многим ли интересно это? Общество
пребывает в стойкой летаргии, и в сумерках духовной дремоты, не скрываясь, орудуют
средневековый фанатизм и самая беспардонная коммерция. Как выяснилось, они прекрасно
дополняют друг друга.
© Газета «Богатей» (г.Саратов), № 10 (435) от
13.03.2008