Позиция
Митрополита Кирилла
(По
материалам «прямой линии» в газете «Комсомольская правда», июль 2000 г.)
На
вопросы наших читателей отвечал председатель Отдела внешних церковных сношений
Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.
… Добрый день, Ваше Высокопреосвященство, меня зовут Георгий Юрьевич, я
из Владикавказа звоню. На своем соборе в 1994 году архиереи нашей Православной
церкви отлучили от Церкви Елену Петровну Блаватскую и семью Рерихов. Они наша
гордость...
- Можно я сразу внесу поправку?
Собор не отлучал их от Церкви. Но собор ясно заявил полное несогласие с учением
Блаватской и Рерихов, потому что оно является антропософским учением, в основе
которого лежат принципы...
- Антропософия восходит к Рудольфу Штейнеру, а они к Штейнеру никакого
отношения не имеют. Антропософия - это не очень точный термин, это теософия.
- Хорошо, давайте говорить о
теософии. Так вот, теософические принципы не соответствуют Преданию
христианской церкви вообще. Не только православному, но и христианскому
Преданию.
- А вот Владимир Соловьев широко использовал термин теософия. И он даже
возлагал на нее колоссальные надежды.
- Я бы не хотел сейчас начинать
спор по поводу личности Владимира Соловьева. Это очень большая, интересная и
специальная тема. Я не уверен, что Владимир Соловьев принимал теософию так, как
вы говорите об этом. Другой разговор, у него были некоторые идеи, близкие к
теософии, но он оставался в рамках христианского Предания, несмотря на всю
оригинальность своего философского мышления.
- Блаватская и Рерихи тоже очень любят Христа.
- Они Христа любят ровно
настолько, насколько они любят Будду, Кришну и всех остальных. Вот в этом
проблема. Вы можете быть спокойны - осуждения не было, но есть категорическое
неприятие этого учения.
- Но я читал что-то об анафеме.
- Нет, никто их анафеме не
предавал. Да их и невозможно анафематствовать, потому что они вне Церкви, так
как не были христианами. Так же нельзя анафематствовать атеиста, так же нельзя
анафематствовать теософа - они все вне Церкви.
- Это сходно с тем, что к Льву Толстому?
- Нет, это совершенно разные
вещи. Лев Толстой был православным христианином, который допустил то, чего не
мог допустить православный христианин. А Рерих и Блаватская к Православной
церкви не принадлежали.
- Но они же были крещены.
- Да, они были крещены, но сами
никогда себя с Церковью не связывали.
- Имеется в виду, что они не посещали храм?
- Не посещали храм, не принимали
Таинств и сами не считали себя православными христианами, то есть добровольно
поставили себя вне Церкви.
-
Спасибо Вам большое…
Наша
справка
Митрополит Смоленский и
Калининградский Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) родился 20 ноября
1946 года в Ленинграде в семье священника. Окончил Ленинградскую духовную семинарию,
затем духовную академию. В 1969-м митрополитом Ленинградским и Новгородским
Никодимом пострижен в монашество, 7 апреля рукоположен во иеродиакона, а 1 июня
- во иеромонаха. В 1971 году на Генеральной ассамблее Синдесмоса был избран
членом исполкома этой организации. В 1971-м возведен в сан архимандрита и
назначен представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей
(ВСЦ) в Женеве.
В 1974-м назначен ректором
Ленинградских духовных школ. С 1984 года возглавляет Смоленско-Калининградскую епархию.
В 1977-м возведен в сан архиепископа. В 1989-м решением Священного синода
назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского
патриархата и постоянным членом Священного синода Русской православной церкви.
В 1991 году возведен в сан митрополита.
«Прямую линию»
подготовил Николай ВАРСЕГОВ.
© газета
«Комсомольская правда»,
12.07.2000 г.