Письмо культурной общественности по поводу

документального фильма «Тайные знаки. Картины-пророки»

(телеканал «ТВ3», 10 ноября 2008 г.)

 

 

Генеральному директору телеканала «ТВ 3»

А.Л.Карпову

 

Уважаемый Александр Леонидович!

 

10 ноября 2008 года на Вашем телеканале был показан документальный фильм «Тайные знаки. Картины-пророки», посвященный Н.К.Рериху (режиссер Александр Грицаенко, автор сценария Елена Любарская).

Фильм вызвал глубокое возмущение в среде ученых-рериховедов и последователей научных и культурно-просветительских идей Н.К.Рериха. Многое из представленного в этой ленте не только не соответствует действительности, но и целенаправленно искажает жизнь и творчество нашего выдающегося соотечественника, всемирно известного культурного деятеля. В заключительных титрах авторы фильма почему-то приносят «особую благодарность» Международному Центру-Музею имени Н.К.Рериха (МЦР). 12 ноября 2008 года руководство МЦР официально заявило, «что не имеет никакого отношения к созданию этого фильма». См. сайт Международного Центра Рерихов:

 http://www.icr.su/rus/news/icr

Тем, кто знаком с биографией Н.К.Рериха и с деятельностью МЦР, где хранится и изучается многогранное научно-художественное наследие уникальной семьи, совершенно ясно, что этот фильм – очередная клевета как на самого художника, так и на общественный Центр-Музей.

Вокруг имен Рерихов еще при их жизни существовало множество мифов и домыслов. Подобная тенденция, к сожалению, проявляется и в наше время, несмотря на то, что благодаря деятельности МЦР опубликованы многие труды семьи Рерихов, открыты неизвестные ранее архивные документы. Все это доступно широкому кругу людей. Таким образом, на сегодняшний день все, что связано с именами Рерихов, никак не может вписываться в «нишу фантастического, мистического и загадочного телевидения», каким является на данный момент телеканал «ТВ 3».

Можно ли считать исследователями жизни и творчества великого человека тех, кто подгоняет исторические факты под потребности шоу-бизнеса или выполняет чей-то заказ с учетом конъюнктуры PR-рынка? Создатели фильма «Тайные знаки. Картины-пророки» по-своему переписали жизнь выдающейся семьи Рерихов, перемеряли ее своими мерками. Увлеченные подобным «творчеством» авторы не погнушались дать широко известным фактам свою предвзятую трактовку, но, самое главное, они представили свои выдумки за мысли Рерихов. Великие люди всегда служили зеркалом для тех, кто о них говорит или пишет. И в этой ленте отражены отнюдь не факты биографии великого художника и философа, а особенности внутреннего мира ее авторов.

Фильм «Тайные знаки. Картины-пророки» был рассчитан, видимо, на телезрителей, незнакомых с жизнью и творчеством семьи Рерихов. Авторы пытаются навязать образ Рерихов, который связан с мистикой (неожиданное появление крупной суммы денег, необходимой для путешествия), колдовством (участие в шаманском обряде), безумством («взгляд его был безумен», «к нему пришла безумная идея»), неадекватным поведением (уничтожение своих эскизов, сжигание их) и т.п. Исследователи, изучающие жизнь семьи Рерихов, могут подтвердить, что никогда не встречали подобных фактов ни в их дневниках, ни в описаниях биографов, ни в каких-либо иных документах. Остается только догадываться, откуда авторы фильма взяли подобную информацию, какими «достоверными» источниками они пользовались?

Так, например, утверждение авторов фильма о том, что Елена Ивановна Шапошникова и слышать не хотела о замужестве с Николаем Константиновичем Рерихом и согласилась лишь только после того, как он подарил ей перстень, не соответствует действительности. Молодые люди полюбили друг друга и собирались пожениться, но этому препятствовали родственники со стороны Елены Ивановны. Пройдя через все препятствия, они создали семью, которая может служить примером семьи будущего. И уж совершенной фантазией является в фильме сцена, когда Николай Константинович рисует портрет Елены Ивановны, якобы пытаясь запечатлеть ее в будущем. При этом в кадре показан портрет, принадлежащий кисти их младшего сына Святослава Николаевича Рериха.

Из фильма также следует, что Н.К.Рерих побывал на Алтае, чтобы через шаманские обряды связаться с «духами» из «магической страны Шамбалы», после чего он якобы отправился в Тибет на ее поиски. На самом деле, Николай Константинович был на Алтае летом 1926 года только во время своей Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.), имевшей конкретные научные и художественные цели. С какой целью авторы фильма выдают такую возмутительную дезинформацию, искажающую образ великого человека?

Понятие Шамбалы широко известно и почитаемо на Востоке. Оно вмещает в себя сокровенные чаяния многих народов о Заповедной стране знания и любви, где живут Великие Мудрецы, находящиеся на более высокой ступени эволюции. На Востоке их называют Махатмами. Во все века они помогали человечеству на нелегком пути развития и совершенствования, о чем повествуют мифы, сказания, легенды, распространенные во всем мире. На Западе – это легенды о Святом Граале и легендарном Пресвитере Иоанне, в России – сказания о Беловодье. См., например, Сергей Буланцев. Беловодье, Тебу, Шамбала?.. (С комментариями Л.В.Шапошниковой), (Журнал «Вокруг света», № 3, 1979)

http://www.yro.narod.ru/bibliotheca/Shambala.htm

Во время своих научных экспедиций по Монголии, Тибету, Китаю, Индии Н.К.Рерих собрал множество преданий о Заповедной Стране, отразил их на своих полотнах и описал в книгах «Шамбала», «Химават», «Обитель Света», «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи», «Листы дневника». В настоящее время в мире начинается процесс научного осмысления Шамбалы и как духовно-культурного понятия, и как реального географического пространства, и как источника знаний, связанного с духовными учениями всех народов.

В фильме «Тайные знаки. Картины-пророки», вопреки мировой культурной традиции, Шамбала косвенно связывается с человеконенавистническими режимами Гитлера и Сталина, с их спецслужбами, с технологиями управления человеческими массами и т.п. Если следовать логике создателей фильма, то Шамбала – это пляшущие шаманы, выходящие на контакт с Великими Мудрецами через свои колдовские ритуалы. Такой примитивный подход к возвышенному понятию можно расценивать как явное неуважение к зрительской аудитории.

Хорошо известно, что с начала 20-х годов XX века Рерихи работали в сотрудничестве с группой выдающихся философов Востока, имели их глубокое личное доверие. Результатом этого сотрудничества стало создание философской системы Живой Этики, в которой даны основы нового космического мировоззрения и раскрыто эволюционное значение Культуры. Живая Этика была оформлена Еленой Ивановной в серию книг Живой Этики. Прекрасные полотна Николая Константиновича – это образное осмысление идей Живой Этики. Однако, в фильме все эти факты представлены в совершенно искаженном виде.

Тем, кто знаком с жизнью и деятельностью Н.К.Рериха, известны истинные цели его Центрально-Азиатской экспедиции 1924-1928 гг. Сам Николай Константинович, определяя задачи экспедиции, писал: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов». В ходе экспедиции были отмечены на картах десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, неизвестные археологические памятники, описаны местные народные обычаи, собраны богатейшие лингвистические материалы, особое внимание было уделено проблеме исторического единства культур разных народов. Центрально-Азиатская экспедиция имеет огромное эволюционное значение, и, как отмечают ученые, актуальность ее открытий со временем возрастает.

Гуманистическая культурная деятельность Н.К.Рериха широко известна во всем мире. Плоды его творчества и всей семьи Рерихов — это наше национальное достояние, наша гордость. На примере их самоотверженного и бескорыстного служения России можно воспитывать молодое поколение. На деле же, то, что высоко оценено и почитаемо в других странах, у нас умаляется и подвергается оскорблениям через СМИ. Снимать фильмы о наших выдающихся соотечественниках – важное и нужное дело. Но создавать правдивые, основанные на действительных исторических фактах и документах фильмы должны добросовестные, уважающие законы этики профессионалы.

Мы выражаем решительный протест против показа фильма «Тайные знаки. Картины-пророки» и требуем опровержения представленной в нем клеветы, порочащей честь и достоинство нашего великого соотечественника Н.К.Рериха и его семьи.

 

13.12.2008 г.

 

С.В. Скородумов,

председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра, консультант департамента по охране окружающей среды и природопользованию Ярославской обл., член Международной ассоциации писателей и публицистов, (Россия, г.Ярославль).

 

Л.М. Гиндилис,

старший научный сотрудник Государственного Астрономического института имени П.К.Штернберга, академик Российской Академии космонавтики им. К.Э.Циолковского, заслуженный научный работник Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, (Россия, г.Москва).

 

Г.Б. Святохина,

сопредседатель Башкирского отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры», доцент кафедры философии УГАЭС, кандидат философских наук, (Россия, г.Уфа).

 

М.В. Царева,

сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР, ст. научный сотрудник Музея-усадьбы Н.К. Рериха в Изваре, искусствовед, (Россия, г.Санкт-Петербург).

 

С.А. Черненко,

сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР, учитель школы 558, (Россия, г.Санкт-Петербург).

 

А.Г. Лысиков,

председатель Тверской областной Рериховской общественной организации, член Совета Тверского отделения ВООПИиК, зам. директора АНО «Новоторжская археологическая экспедиция», (Россия, г.Тверь).

 

И.М. Себелева,

Редактор Межрегионального культурно-просветительского издания «Орион», член Международной ассоциации писателей и публицистов, (Россия, г.Ярославль).

 

А.Н. Зубаков,

председатель рериховского общества, (Россия, г.Ноябрьск).

 

Д.Ю. Дюкова,

дизайнер научно-общественного и художественного журнала «Культура и время», референт Международного Центра Гуманной педагогики, (Россия, г.Москва).

 

В.Ю. Дюков,

сотрудник Международного Центра Рерихов, (Россия, г.Москва).

 

С.Б. Павлова,

председатель Нижегородской региональной общественной организации «Культура и прсвещение», (Россия, Нижегордская область, с.Владимирское, Светлояр).

 

В.И. Пастухов,

председатель Межрегиональной общественной организации Черноземья «Мир через культуру», (Россия, Белгородская область, г.Старый Оскол).

 

И.Е. Яворская,

вице-президент общественной организации Культурно-педагогический Центр «Белый Город», ответственный секретарь газеты «Гуманная педагогика», (Украина, Одесская область, г.Белгород-Днестровский).

 

В.А. Кучеровский,

директор международного Рериховского педагогического фестиваля искусств «Орфей», член Правления Всеукраинского Центра Гуманной педагогики, президент общественной организации Культурно-педагогический Центр «Белый Город», член Национального Союза журналистов Украины, редактор газеты «Гуманная педагогика», (Украина, Одесская область, г.Белгород-Днестровский).

 

Л.В. Кудряшова,

председатель Крымского отделения Международного Центра Рерихов, директор Крымского республиканского учреждения «Симферопольский художественный музей», доктор философии, (Украина, г.Симферополь).

 

Л.А. Бровко,

председатель Лиги защиты культуры (г. Симферополь),

зам директора по научной работе КРУ «Симферопольский художественный музей», искусствовед, (Украина, г.Симферополь).

 

Я.Н.Глухов,

председатель Ивановского городского общества Рерихов «Свет», доцент Ивановской государственной сельскохозяйственной академии, (Россия, г.Иваново).

 

В.Ф. Бак,

председатель Артемовского Рериховского общества, учитель биологии высшей категории общеобразовательной профильной школы 11 I - III ступени, учитель-методист, отличник образования Украины, Рыцарь Гуманной педагогики, Лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года», (Украина, г.Артемовск).

 

А.П. Бояркина,

научный сотрудник НИИ онкологии ТНЦ СО РАМН, вице-президент Томского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, (Россия, г.Томск).

 

В.Б. Купрессова,

доцент кафедры английской филологии факультета иностранных языков Томского государственного университета, кандидат биологических наук, (Россия, г.Томск).

 

Г.И. Губина,

старший госналогинспектор УФНС России по Томской области, (Россия, г.Томск).

 

Л.Ю. Кваша,

специалист по проектированию ОАО «Томскгазпром», (Россия, г.Томск).

 

А.Л. Орлов,

кандидат экономических наук, доцент, директор филиала ГОУ ВПО КнАГТУ в п. Ванино, секретарь политсовета партии «Единая Россия» Ванинского района, (Россия, порт Ванино).

 

Л.Д. Чернышева,

старший преподаватель, зав. кафедрой «Философии, культурологи и социально-гуманитарных наук» ГОУ ВПО КнАГТУ в п. Ванино, (Россия, порт Ванино).

 

О.Н. Протасова,

старший преподаватель ГОУ ВПО КнАГТУ в п. Ванино, (Россия, порт Ванино).

 

Г.В. Охотина,

директор Ванинского филиала Хабаровского промышленно- экономического техникума, депутат городского поселения «Рабочий поселок Ванино», (Россия, порт Ванино).

 

Л.К. Юрченко,

председатель Ванинской районной организации «Мир через Культуру», (Россия, порт Ванино).

 

Г.М. Мурзина,

действительный член приамурского географического общества, (Россия, порт Ванино).

 

Е.В. Коршунов,

директор муниципального учреждения «Районный Дом Культуры», (Россия, порт Ванино).

 

Н.Н. Николаева,

педагог высшей категории, архитектор, Генеральный директор архитектурно-дизайнерского бюро «Архидея», (Россия, порт Ванино).

 

Л.Е. Варшавская,

директор муниципального учреждения «Национальный этно-культурный центр «СЭНКЭ», народный мастер Союза художников России, Лауреат ВВЦ 1999 г, 2000 г международных конкурсов и фестивалей, Лауреат международного конкурса декоративно-прикладного творчества «Жар-птица» 2008 г., (Россия, порт Ванино).

 

Н.С. Соболева,

президент центра японской культуры «Хаманасу», (Россия, порт Ванино).

 

Н.П. Матвеева,

учитель английского языка, (Россия, порт Ванино).

 

Е.В. Ореховская,

член Союза журналистов России, (Россия, г.Кемерово).

 

М.Ю. Логинова,

председатель Первомайского научно-просветительского Центра «Возрождение Культуры», директор Первомайского краеведческого музея, культуролог-педагог, (Украина, Харьковская область, г.Первомайский).

 

Н.В. Белокрылова,

руководитель общественной организации «Ижевское культурно-просветительское общество «Свет», кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и пед. психологии ИППСТ УдГУ, (Россия, г. Ижевск).

 

И.В. Фаридонова,

зав. отделения реставрации художественного Музея им. М.В. Нестерова, (Россия, г.Уфа).

 

Г.Г Резапова,

член правления Башкирского отделения Международной общественной организации «Лига защиты Культуры», (Россия, г.Уфа).

 

Н.Ф. Аверин,

председатель общественной организации Тульское городское Рериховское общество, (Россия, г.Тула).

 

А.Г Зимин,

педагог планетария Тульского городского центра детского (юношеского) творчества, член Тульской областной организации Общество «Знание», (Россия, г.Тула).

 

С.П. Кириенко,

председатель Муромского Рериховского общества, (Россия, Владимирская область, г.Муром).

 

В.Ф. Кириенко,

редактор информационной газеты «Все дела», (Россия, Владимирская область, г.Муром).

 

Т. Орлова,

председатель Рериховского клуба г. Бежецка, (Россия, Тверская область, г.Бежецк).

 

Е.Б. Воронцов,

председатель совета ТРОО «Единение», заместитель директора по НМР ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж», (Россия, г.Тамбов).

 

А.А. Дронов,

член совета ТРОО «Единение», руководитель группы защиты имени и наследия Рерихов, инженер, (Россия, г.Тамбов).

 

Н.В. Каменская,

член совета ТРОО «Единение», кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы и языкознания ТГУ им. Г.Р.Державина, (Россия, г.Тамбов).

 

И.В. Вахонина,

сотрудник Межрегионального информационно-аналитического Центра, руководитель группы защиты имени и наследия Рерихов Тверской областной Рериховской общественной организации, сотрудник АНО «Новоторжская археологическая экспедиция», (Россия, г.Тверь).

 

Б.Ю. Соколова,

аспирантка Харьковской государственной академии культуры, (Украина, г.Харьков).

 

Л.В.Суркова,

председатель Рериховского общества г.Пензы, педагог, (Россия, г.Пенза).

 

Д.С. Куляница,

сотрудник Первомайского научно-просветительского Центра «Возрождение Культуры», сотрудник Межрегионального информационно-аналитического Центра, (Украина, Харьковская область, г.Первомайский).

 

В.А. и В.Н. Сергиенко,

жители г.Черкассы, (Украина)

 

Л.Д. Палей,

председатель Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма», (Украина, г.Донецк).

 

А.Ю.Прохоров,

зам. председателя Донецкого духовно-культурного центра «Орифламма», кандидат физ.-мат. наук, старший научный сотрудник Донецкого физ.-тех. института им. А.А.Галкина НАН, (Украина, г. Донецк).

 

А.И. Филиппов,

доцент Белгородского государственного университета, кандидат медицинских наук, (Россия, г. Белгород)

 

Н.Н. Золотарева,

председатель Белгородской региональной общественной организации «Рериховское общество «Белогорье», редактор газеты «Наша газета», (Россия, г. Белгород).

 

Н.И. Атаманенко,

руководитель проектной группы Белгородского филиала ОАО «Центральное научно-производственное объединение «Каскад», (Россия, г. Белгород)

 

А.М. Богданов,

председатель «Дома Рерихов» г. Тольятти, ведущий инженер ВАЗа, (Россия, г. Тольятти)

 

         Г.М. Гуреева,

         председатель Общественная организация Культурно этический Центр «Свет», (Россия, г. Находка)

 

 

На главную страницу

Hosted by uCoz