ПРОДОЛЖЕНИЕ ДИСКУССИИ

 

Ответ на статью игуменьи  Евстолии «Наивный романтик»

в газете «Переславская неделя» от 3.09.2006

 

 

Дмитрий Ревякин,

г. Москва

Имя Рериха неотделимо от Родины

 

Н.К.Рерих у картины "Земля Славянская". Долина Кулу. Индия. 1943 г.

Н.К.Рерих. Звенигород. 1933 г.

В мае 2006 года в Переславль-Залесский приехала выставка 54 подлинных картин Н.К. Рериха из серии «Гималаи», которая была предоставлена Международным Центром Рерихов. Картины принял Переславль-Залесский музей-заповедник. Выставка стала настоящим культурным событием для всех ценителей истинной красоты. Более полутора тысяч зрителей познакомились с творчеством Н.К. Рериха. Многие из них оставили прекрасные отзывы. В городской прессе появились интересные статьи, где давалась высокая оценка творчеству выдающегося художника и открывшейся выставке. Но была еще одна публикация, промолчать о которой нельзя, поскольку она отражает проблему, серьезно вставшую в последнее время в нашем современном обществе. Она связана с необходимостью защиты наших великих культурных деятелей, которые играют огромную роль в воспитании молодого поколения, и, следовательно, будущего нашей страны.

 

Эта публикация под названием «Наивный романтик» появилась в газете «Переславская неделя» от 13 сентября 2006г. Ее автором является настоятельница Свято-Никольского женского монастыря игумения Евстолия. В ней она дает крайне негативную оценку творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Автор этих строк не согласен с игуменьей и предлагает читателям познакомиться с другой точкой зрения.

Автору вышеуказанной статьи не по нраву представленные на выставке картины Н.К. Рериха серии «Гималаи», потому что в них нет, как она выражается, «милого сердцу белеющего храма, православного креста». Удивительно, что их пытаются отыскать на выставке, всецело посвященной Гималайским вершинам. Но этот цикл не является единственным у художника. В своем творчестве Н.К. Рерих отводит большое место и теме Православной Руси. Такие произведения он создает не только в России, но и будучи в Америке, Индии, находясь на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Картины на тему Руси написаны с глубоким знанием русской культуры. Художник воспевает образы русских святых и подвижников: Нерукотворного Спаса, Архистратига Михаила, Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Меркурия Смоленского, Александра Невского, Прокопия Праведного… Он пишет иконостас для одного из Пермских храмов, создает храмовые мозаики и росписи. К известным произведениям Рериха русского периода относятся исполненные в 1904-1907 годах станковые композиции и эскизы для мозаик «Сокровище ангелов», «Борис и Глеб», «Апостолы Петр и Павел», «Архистратиг Михаил». Эти произведения созданы на основе глубокого изучения древнерусской живописи. В 1906 году художник написал двенадцать эскизов для церкви имения Голубевых в Пархомовке. За этой работой следуют эскизы мозаик для церкви «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга и для Почаевской лавры, четыре эскиза для росписи часовни в Пскове. Особого внимания заслуживает роспись Церква Святого Духа в Талашкине. На портале храма - мозаика, центральную часть которой составляет огромное изображение Нерукотворного Спаса. Оно напоминает иконопись XII-XIII веков. Внутренний декор храма-композиция «Царица Небесная» погиб во время войны. В 1930-40 годы, будучи в Индии, Николай Константинович создает картины «Христос», «Сергий Радонежский», «Сергий-строитель», «Звенигород», «София Премудрость», «Александр Невский», «Земля Славянская» и многие другие произведения посвященные Родине.

Особо стоит выделить «архитектурную серию» Н.К. Рериха, созданную в России. В 1903-1904 годах со своей любимой супругой, вдохновительницей и единомышленником Е.И. Рерих он совершает путешествие по древним русским городам, изучает старину и создает серию этюдов, которая запечатлевает для потомков лучшие памятники древнерусской архитектуры. Она насчитывала более 90 этюдов. На полотнах перед зрителями предстают величественные древние стены русских храмов и монастырей. Через эти картины Николай Константинович стремиться привлечь общественность и власти к проблемам сохранения разрушающейся старины. Выставка из этих работ наряду со статьями Рериха в столичной прессе, в которых художник одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры, стала большим событием для Санкт - Петербурга. Именно на маршруте этого путешествия у Николая Константиновича рождается мысль о создании документа по сохранению исторических памятников от разрушения. Будучи в России, художник обращается к императору Николаю II с предложениями о создании документа по сохранению древних святынь народных. Начавшаяся первая мировая война помешала этим планам. Позже, в 1935 году, в преддверии новой мировой катастрофы, эта идея с новой силой зазвучала в «Пакте Рериха» - первом договоре по защите культурных ценностей от разрушения во время войн и конфликтов.

Зачем все это написано? Для того, чтобы читатель смог рассмотреть разницу между написанным игуменьей Евстолией и действительностью. В начале творческого пути она видит Рериха интеллигентом XX-века, а к концу его жизни у игумении всплывает странное определение в виде «мистицирующего индуиста (?!). Это простите, как понимать? Откуда взят этот «термин», и что он обозначает? Разъяснений по этому поводу нет ни у Евстолии, ни в философском словаре. Считаю, что давать оценку всего жизненного пути Н.К. Рериха может исследователь, глубоко изучивший этот путь, т.е. владеющий всем комплексом его, художественных, научных и философских трудов. Этого мы у автора «наивного романтика» не наблюдаем. Знаний, полученных Евстолией, как она пишет «в юности из истории искусства» для этого явно не достаточно. Сейчас почти в большом объеме опубликованы труды Н.К. Рериха, и только изучая их можно дать правильную оценку творчества художника. Далее она заявляет о том, что Николай Константинович был человеком «без Родины и без Христа», при этом нет ни одной серьезной ссылки на научную работу в области философии, истории и т.д. которая бы это подтверждала. А посему это всего лишь ничем не необоснованное голословное утверждение. Где, простите, доказательства этого серьезного обвинения? Их нет. Зато есть нравственная необремененность автора и непонимание того, какой вред может быть принесен такими заявлениями. Сюда же относится и ошибочное мнение игумении о том, что художник жил «не в русской земле». При обращении к биографии Рериха мы узнаем, что с 1874 года по 1918 год, то есть более сорока лет, он жил и работал на Родине. Николай Константинович был истинным патриотом своей страны и до конца дней своих мечтал вернуться домой, бережно храня российский паспорт. Никогда не считал себя эмигрантом и всегда отказывался от документов эмигранта. Духовным наставником в России в семье Рерихов был отец Иоанн Кронштадский. В библиотеке Рерихов бережно хранились и читались: житие Преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, книги «Добротолюбия». И, несмотря на то, что обстоятельства сурового времени не позволяли Николаю Константиновичу вернуться на Родину, он был все время связан с ней духовно. Россию Н.К. Рерих любил и всегда вставал на защиту культурных героев своей Родины. Мыслитель прекрасно понимал, что почитание героев и защита их доброго имени позволит русскому народу победно пройти все испытания. Он создавал полотна, в которых воспевал героев Родины, особенно во время войны. Прилагал большие усилия по сбору средств в фонд красной армии для борьбы с немецкими захватчиками. И все это потому, что Н.К. Рерих сам являлся таким героем. Николай Константинович до конца своих дней надеялся вернуться на Родину. Он неоднократно обращался к правительству СССР и культурной общественности с просьбами оказать содействие в возвращении домой. Сложная политическая ситуация, сложившаяся в стране, не позволила ему сделать это. Тем не менее, он завещал Родине огромную часть своего наследия. Его завещание выполнили сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Они приложили огромные усилия для возвращения этого наследия в Россию.

В 1960 году Юрий Николаевич приезжал в Переславль-Залесский и посещал Горицкий монастырь. О чем ученый думал тогда? Возможно, восхищаясь красотой русского зодчества, он видел недалекое будущее, где в белоснежных залах старинного русского храма-музея люди с волнением рассматривали картины столь дорогого его сердцу седобородого мудреца, имя которого неотделимо от Родины. «Для народа русского мы трудились, ему несем знания и достижения», - писал в одном из своих очерков Николай Константинович Рерих.

За пятнадцать лет работы передвижных выставок Музея имени Н.К. Рериха в России и странах СНГ картины посмотрели более четырех миллионов человек. В архиве музея тома благодарственных книг. Все желающие больше узнать о Рерихах, могут посетить Музей имени Н. К. Рериха, который был основан младшим сыном мыслителя Святославом Николаевичем Рерихом в Москве.

 

 

© «Переславские вести», № 80 (1033), 19.10.2006 г.

 

Ярославская область, г. Переславль-Залесский

 

 

На главную страницу

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz