Ответ на статью игуменьи Евстолии «Наивный романтик»
в газете «Переславская неделя» от 3.09.2006
Дмитрий Ревякин,
г. Москва
Имя Рериха неотделимо от Родины
|
|
В мае 2006 года в Переславль-Залесский
приехала выставка 54 подлинных картин Н.К. Рериха из серии «Гималаи», которая
была предоставлена Международным Центром Рерихов. Картины принял
Переславль-Залесский музей-заповедник. Выставка стала настоящим культурным
событием для всех ценителей истинной красоты. Более полутора тысяч зрителей
познакомились с творчеством Н.К. Рериха. Многие из них оставили прекрасные
отзывы. В городской прессе появились интересные статьи, где давалась высокая
оценка творчеству выдающегося художника и открывшейся выставке. Но была еще
одна публикация, промолчать о которой нельзя, поскольку она отражает проблему,
серьезно вставшую в последнее время в нашем современном обществе. Она связана с
необходимостью защиты наших великих культурных деятелей, которые играют
огромную роль в воспитании молодого поколения, и, следовательно, будущего нашей
страны.
Эта публикация под названием
«Наивный романтик» появилась в газете «Переславская неделя» от 13 сентября
2006г. Ее автором является настоятельница Свято-Никольского женского монастыря
игумения Евстолия. В ней она дает крайне негативную оценку творчеству великого
русского художника Николая Константиновича Рериха. Автор этих строк не согласен
с игуменьей и предлагает читателям познакомиться с другой точкой зрения.
Автору вышеуказанной статьи
не по нраву представленные на выставке картины Н.К. Рериха серии «Гималаи»,
потому что в них нет, как она выражается, «милого сердцу белеющего храма,
православного креста». Удивительно, что их пытаются отыскать на выставке,
всецело посвященной Гималайским вершинам. Но этот цикл не является единственным у художника. В
своем творчестве Н.К. Рерих отводит большое место и теме Православной Руси.
Такие произведения он создает не только в России, но и будучи в Америке, Индии,
находясь на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Картины на тему Руси
написаны с глубоким знанием русской культуры. Художник воспевает образы русских
святых и подвижников: Нерукотворного Спаса, Архистратига Михаила, Сергия
Радонежского, Николая Чудотворца, Меркурия Смоленского, Александра Невского,
Прокопия Праведного… Он пишет иконостас для одного из Пермских храмов, создает
храмовые мозаики и росписи. К известным произведениям Рериха русского периода
относятся исполненные в 1904-1907 годах станковые композиции и эскизы для
мозаик «Сокровище ангелов», «Борис и Глеб», «Апостолы Петр и Павел»,
«Архистратиг Михаил». Эти произведения созданы на основе глубокого изучения
древнерусской живописи. В 1906 году художник написал двенадцать эскизов для
церкви имения Голубевых в Пархомовке. За этой работой следуют эскизы мозаик для
церкви «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга и для Почаевской лавры, четыре
эскиза для росписи часовни в Пскове. Особого внимания заслуживает роспись
Церква Святого Духа в Талашкине. На портале храма - мозаика, центральную часть
которой составляет огромное изображение Нерукотворного Спаса. Оно напоминает
иконопись XII-XIII веков. Внутренний декор
храма-композиция «Царица Небесная» погиб во время войны. В 1930-40 годы, будучи
в Индии, Николай Константинович создает картины «Христос», «Сергий Радонежский»,
«Сергий-строитель», «Звенигород», «София Премудрость», «Александр Невский»,
«Земля Славянская» и многие другие произведения посвященные Родине.
Особо стоит выделить
«архитектурную серию» Н.К. Рериха, созданную в России. В 1903-1904 годах со
своей любимой супругой, вдохновительницей и единомышленником Е.И. Рерих он
совершает путешествие по древним русским городам, изучает старину и создает
серию этюдов, которая запечатлевает для потомков лучшие памятники древнерусской
архитектуры. Она насчитывала более 90 этюдов. На полотнах перед зрителями
предстают величественные древние стены русских храмов и монастырей. Через эти
картины Николай Константинович стремиться привлечь общественность и власти к
проблемам сохранения разрушающейся старины. Выставка из этих работ наряду со
статьями Рериха в столичной прессе, в которых художник одним из первых поднял
вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и
архитектуры, стала большим событием для Санкт - Петербурга. Именно на маршруте
этого путешествия у Николая Константиновича рождается мысль о создании
документа по сохранению исторических памятников от разрушения. Будучи в России,
художник обращается к императору Николаю II с предложениями о создании
документа по сохранению древних святынь народных. Начавшаяся первая мировая
война помешала этим планам. Позже, в 1935 году, в преддверии новой мировой
катастрофы, эта идея с новой силой зазвучала в «Пакте Рериха» - первом договоре
по защите культурных ценностей от разрушения во время войн и конфликтов.
Зачем все это написано? Для
того, чтобы читатель смог рассмотреть разницу между написанным игуменьей
Евстолией и действительностью. В начале творческого
пути она видит Рериха интеллигентом XX-века, а к концу его жизни у
игумении всплывает странное определение в виде «мистицирующего индуиста (?!). Это простите, как понимать? Откуда
взят этот «термин», и что он обозначает? Разъяснений по этому поводу нет ни у
Евстолии, ни в философском словаре. Считаю, что давать оценку всего жизненного
пути Н.К. Рериха может исследователь, глубоко изучивший этот путь, т.е.
владеющий всем комплексом его, художественных, научных и философских трудов.
Этого мы у автора «наивного романтика» не наблюдаем. Знаний, полученных
Евстолией, как она пишет «в юности из
истории искусства» для этого явно не достаточно. Сейчас почти в большом
объеме опубликованы труды Н.К. Рериха, и только изучая их можно дать правильную
оценку творчества художника. Далее она заявляет о том, что Николай
Константинович был человеком «без Родины и без Христа», при этом нет ни одной серьезной
ссылки на научную работу в области философии, истории и т.д. которая бы это
подтверждала. А посему это всего лишь ничем не необоснованное голословное
утверждение. Где, простите, доказательства этого серьезного обвинения? Их нет.
Зато есть нравственная необремененность автора и непонимание того, какой вред
может быть принесен такими заявлениями. Сюда же относится и ошибочное мнение
игумении о том, что художник жил «не в
русской земле». При обращении к биографии Рериха мы узнаем, что с 1874 года
по 1918 год, то есть более сорока лет, он жил и работал на Родине. Николай
Константинович был истинным патриотом своей страны и до конца дней своих мечтал
вернуться домой, бережно храня российский паспорт. Никогда не считал себя
эмигрантом и всегда отказывался от документов эмигранта. Духовным наставником в
России в семье Рерихов был отец Иоанн Кронштадский. В библиотеке Рерихов
бережно хранились и читались: житие Преподобного Сергия Радонежского, Серафима
Саровского, книги «Добротолюбия». И, несмотря на то, что обстоятельства
сурового времени не позволяли Николаю Константиновичу вернуться на Родину, он
был все время связан с ней духовно. Россию Н.К. Рерих любил и всегда вставал на
защиту культурных героев своей Родины. Мыслитель прекрасно понимал, что
почитание героев и защита их доброго имени позволит русскому народу победно
пройти все испытания. Он создавал полотна, в которых воспевал героев Родины,
особенно во время войны. Прилагал большие усилия по сбору средств в фонд
красной армии для борьбы с немецкими захватчиками. И все это потому, что Н.К.
Рерих сам являлся таким героем. Николай Константинович до конца своих дней
надеялся вернуться на Родину. Он неоднократно обращался к правительству СССР и
культурной общественности с просьбами оказать содействие в возвращении домой.
Сложная политическая ситуация, сложившаяся в стране, не позволила ему сделать
это. Тем не менее, он завещал Родине огромную часть своего наследия. Его
завещание выполнили сыновья Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Они
приложили огромные усилия для возвращения этого наследия в Россию.
В 1960 году Юрий Николаевич
приезжал в Переславль-Залесский и посещал Горицкий монастырь. О чем ученый
думал тогда? Возможно, восхищаясь красотой русского зодчества, он видел
недалекое будущее, где в белоснежных залах старинного русского храма-музея люди
с волнением рассматривали картины столь дорогого его сердцу седобородого
мудреца, имя которого неотделимо от Родины. «Для народа русского мы
трудились, ему несем знания и достижения», - писал в одном из своих очерков Николай
Константинович Рерих.
За пятнадцать лет работы
передвижных выставок Музея имени Н.К. Рериха в России и странах СНГ картины
посмотрели более четырех миллионов человек. В архиве музея тома
благодарственных книг. Все желающие больше узнать о Рерихах, могут посетить Музей имени Н. К.
Рериха, который был основан младшим сыном мыслителя Святославом Николаевичем
Рерихом в Москве.
© «Переславские вести», № 80 (1033),
19.10.2006 г.
Ярославская область, г.
Переславль-Залесский