Письмо культурной общественности

руководству телеканала REN TV в защиту Е.П.Блаватской

 

 (документальный фильм «В поисках Атлантиды», 28-29 мая 2005 г.)

 

 

Генеральному директору медиа-холдинга REN ТV,

 Президенту телекомпании REN TV

 

 И.С. Лесневской

 

 Генеральному директору телеканала REN TV

 

 Д.А. Лесневскому

 

 

 

Уважаемая Ирена Стефановна!

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

 

28-29 мая 2005 года на телеканале REN TV был показан документальный фильм «В поисках Атлантиды». Нам очень хотелось узнать для себя что-то новое из загадочного прошлого нашей планеты, познакомиться с научными исследованиями по этой теме.

Увы! После просмотра фильма американского режиссера и сценариста Шона Тревессика остались разочарование и глубокое возмущение. Работая в «творческом» дуэте, Тревессик с Питером Вашингтоном не устояли перед соблазном поучаствовать в столь модной сегодня кампании черного пиара против великих людей.

Рассказав в первой части фильма о гипотезах местонахождения Атлантиды, вторую часть авторы полностью посвятили … умалению выдающейся личности XIX столетия, нашей соотечественницы Елены Петровны Блаватской.

Вклад Е.П. Блаватской в мировую науку и духовную культуру широко известен и признан. Международная культурная организация ЮНЕСКО объявила 1991 г. Всемирным годом Блаватской. Ее труды оказали огромное влияние на жизнь, деятельность и творчество таких выдающихся мировых деятелей, как В.Крукс, К.Циолковский, Т.Эдисон, А.Скрябин, М.Чюрленис, семья Рерихов, М.Волошин, М.Ганди, Дж. Неру и многих других.

«Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремившемуся в тупик атеизма», - писала о Блаватской выдающийся русский философ, духовный подвижник и общественный деятель Е.И.Рерих. Но всю жизнь Елену Петровну преследовали невежество, предубеждения, клевета и предательства, не прекращающиеся и сегодня, через 114 лет после ее ухода.

Несомненно, Е.П.Блаватская жила ради служения человечеству. Верным свидетельством выдающегося таланта, широчайших познаний, высоты духа и подвига Е.П. Блаватской являются ее труды. Она работала над «Тайной Доктриной» - сводом многовековой, сокровенной мудрости. Этот научно-философский труд был написан в сотворчестве с великими Учителями Востока, находящимися на более высоком уровне развития сознания. Все древние Учения, мифы и легенды разных народов доносят до нас весть о том, что Великие Мудрецы постоянно оказывали людям помощь, давали им новые знания, учили ремеслам и искусствам. Эти свидетельства охраняются и считаются священными в разных культурах мира. Существуют документальные сведения о посланиях Духовных Учителей тем историческим личностям, от решений которых зависели судьбы народов и стран.

«Если бы не злоба и зависть современников, она (Е.П.Блаватская) написала бы еще два тома «Тайной Доктрины», в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить ее, труд остался незаконченным» - читаем мы в письмах Е.И. Рерих.

Утверждая, что «Блаватская связывала Атлантиду с идеями расового превосходства», авторы фильма протягивают нить от «Тайной Доктрины» к «пропагандистам идей 3-го Рейха». Они или совсем не знакомы с «Тайной Доктриной», или намеренно искажают ее суть. Безусловно, Гитлер и его приспешники верили в свою исключительность. Этой верой они оправдывали свой кровавый поход по миру. Но Е.П. Блаватская, прослеживая в «Тайной Доктрине» историю развития человечества, говорит не о превосходстве одной расы над другими, а о смене рас (видов человечества) в эволюционном развитии планеты.

Гланой целью созданного Е.П.Блаватской в 1875 году теософского общества было «Создание ядра всеобщего братства человечества, без различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи». Совершенно очевидно, что между работами Блаватской, проникнутыми идеями гуманизма, и человеконенавистническими теориями Гитлера нет, и не может быть ничего общего.

Кстати, 3-й Рейх был одержим не только идеей уничтожения «низших» рас, но и стремлением искоренить мудрость всех веков и народов. Напомним хорошо известный исторический факт: в 3-м Рейхе на кострах сжигали книги мировых классиков, среди которых были и труды Е.П. Блаватской. (С.Кренстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы теософского движения. «Лигатма», Рига-Москва, 1996).

Вызывает недоумение и возмущение тот факт, что на Вашем телеканале демонстрировался клеветнический фильм о Е.П.Блаватской, которую Россия справедливо может считать своей славой и гордостью.

В отклике нью-йоркской газеты «Трибьюн» на кончину Е.П.Блаватской говорилось: «Едва ли какая-нибудь женщина наших дней была так оклеветана и опорочена, как госпожа Блаватская, но хотя она и пострадала от злобы и невежества, имеется множество признаков того, что дело ее жизни себя оправдает, выстоит и еще послужит добру...».

Мы надеемся, что в дальнейшем Ваш телеканал, соблюдая законы журналистской этики, будет более ответственно подходить к выбору познавательных материалов, предлагаемых широкому зрителю. Эти материалы должны основываться на реальных фактах и доказательствах, но не на домыслах и фантазиях нечистоплотных «исследователей» жизни и деятельности выдающихся людей.

С пожеланиями творческих успехов в деле устремления россиян к истинной культуре,

 

 

Председатель Тверской областной

Рериховской общественной

организации

 

А.Г.Лысиков

 

 

Председатель Ярославского

Рериховского общества,

главный специалист комитета

по охране окружающей среды

Администрации Ярославской области

 

 C.В.Скородумов

 

 

Председатель Ивановского общества

Рерихов «Свет», доцент ИСХА

 

 Я.Н.Глухов

 

 

Председатель Донецкого

духовно-культурного

центра «Орифламма», Украина

 

Л.Д.Палей

 

 

Редакторы Интернет-журнала

«Палитра», Болгария, г.София

 

Бойко Златев,

Дияна Златева

 

 

Редактор межрегионального

культурно-просветительского

издания «Орион», член

Международной Ассоциации

писателей и публицистов

 

И.М.Себелева

 

 

Председатель Совета

Тамбовской общественной

организации «Единение»

 

Е.Б.Воронцов

 

 

Председатель Тульского

Городского Рериховского

общества

 

Н.Ф.Аверин

 

 

Руководитель Группы

Защиты имени и наследия

Рерихов Артемовского

Рериховского общества

(Украина, Донецкая область)

 

А.Д.Тюриков

 

 

Сотрудник Башкирского

Отделения Международной

Лиги Защиты Культуры,

гфа

 

Г.Г.Резапова

 

 

30.08.2005 г.

 

 

·        Приложение.

 

А.Борисенко, г.Ярославль

 

Елена Петровна Блаватская

оправдана… 100 лет спустя

 

Последнюю четверть 19 века можно назвать триумфом материалистической науки. Ученые того времени очень напоминали тургеневского Базарова. Им представлялось, что Вселенная полностью описана математическими формулами и расчетами. Казалось, теория Дарвина и законы Ньютона целиком объясняют строение Мироздания. На научных конференциях делались самонадеянные заявления о том, что картина мира воссоздана полностью, и будущим поколениям ученых осталось только уточнять знаки после запятой в уже открытых физических константах.

На этом «благопристойном» фоне работы нашей выдающейся соотечественницы Елены Петровны Блаватской стали настоящей революцией в науке и философии. Обладая прекрасным научным предвидением и опираясь на древние знания, она, вопреки всем авторитетам, утверждала, что Дарвин и Ньютон правы далеко не во всем. Теперь-то, сотню лет спустя, мы знаем, что это действительно так. Представления Ньютона справедливы, как частный случай теории относительности Эйнштейна, а эволюция протекала несколько сложнее, чем это описывает Дарвин. Но, представьте, какой же смелостью нужно обладать русской женщине, чтобы вопреки всем авторитетам в 19 веке открыто вступить в научный спор! И побеждать в нем.

Рассмотрим один характерный пример. Во времена Блаватской физики считали атом неделимым. Вот что она писала в 1888 году в противовес всем устоявшимся догмам того времени: «Атом именно делим и должен состоять из частиц или субатомов…» («Тайная Доктрина», том 1). Через 9 лет в 1897 году, был открыт электрон, и прежние представления физиков о строении мира полностью изменились.

Блаватская выдвигала теории, до которых наука дошла только в 20-м столетии. Она предсказала открытие ультразвука, знала об эквивалентности массы и энергии. Елена Петровна утверждала, что Космос проходит через повторяющиеся циклы расширения и сжатия. Стивен Хоккин и многие другие современные ученые думают также. По воспоминаниям современников «Тайная Доктрина» лежала на столе у Эйнштейна, а теософию изучали такие известные ученые, как изобретатель Томас Эдисон, астроном Камиль Фламмарион, химик Уильям Крукс и многие другие.

Более всего Е.П.Блаватская критиковала науку за материалистическую однобокость. Она говорила о необходимости раскрытия и изучения беспредельной энергии духа. Более того, Блаватская обладала сверхчувственными способностями. Для доказательства того, что может человек, она производила опыты, которые могли восприниматься как феномены.

Используя силу психической энергии, она демонстрировала материализацию предметов и их перемещение в пространстве.

Подобные опыты задокументированы и удостоверены подписями многих свидетелей, среди которых находились известные представители интеллигенции 19 века. Так знаменитый писатель Герберт Уэллс как-то отметил, что его всегда поражали феномены, совершаемые… «Магометом, йогами и госпожой Блаватской… Здесь мы соприкасаемся, - писал он, - с законами более глубинными, чем общеизвестные законы природы».

Впрочем, Блаватская считала, что в духовной и философской области феномены ничего не доказывают. Более того, само по себе чудо – антидуховно, а стремление к чудесам у человека подобно опьянению. Гораздо важнее научное познание мира. Но наука не должна быть материалистически однобокой. Та реальность, о которой говорят религии, может быть изучаема не только с точки зрения веры, культа и философии, но и методами точной науки. Существуют древние знания, которые могут направить человечество по эволюционному пути. Выразителями этой древней мудрости были Гермес Трисмегист, Пифагор, Платон…

В своем фундаментальном труде «Тайная Доктрина», созданном в тесном сотрудничестве с Великими Учителями Востока, она пишет: «Ни одна великая истина не была принята apriori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда… И настоящий труд будет оправдан частично или целиком в XX-м столетии». («Тайная Доктрина», том 2).

История человечества показывает, что все новое входило в мир при жестком сопротивлении отживших сознаний. Вспомним, что Джордано Бруно поплатился жизнью на костре за те открытия, о которых знает сейчас каждый школьник. Прошли века, но невежество изменило только методы борьбы с носителями эволюционных знаний. Суровые испытания ждали и Елену Петровну Блаватскую.

В качестве мишени противники Блаватской выбрали ее психические способности. В Индию, где в то время жила Блаватская, из Лондонского общества психических исследований был направлен эксперт Ричард Ходжсон, который объявил Блаватскую…искусной мошенницей. Ходжсон сделал себе имя на основе им самим же устроенного скандала.

Удивительно, но целый век вердикт Ходжсона кочевал по самым разным книгам, энциклопедиям и средствам массовой информации – словом повсюду, где только речь заходила о жизни и деятельности Блаватской.

Сама же Блаватская в своих философских трудах писала, что миром управляет закон причинно-следственной связи, в основе которой лежат гармония и мировая справедливость. Нужно только время для того, чтобы эта справедливость проявилась. Так и произошло. Закон мировой справедливости коснулся своим действием имени Блаватской. Нашу великую соотечественницу оправдали …100 лет спустя!

То же самое Лондонское общество психических исследований, которое когда-то обвинило Блаватскую в мошенничестве, выпустило в 1986 году пресс-коммюнике, предназначавшееся для ведущих газет и журналов Великобритании, Канады и США. Оно открывается словами: «Согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, соосновательница Теософского общества, была осуждена несправедливо». Доктор Вернон Харрисон заново проверил документы столетней давности по делу Блаватской и пришел к выводу, что она полностью невиновна. «Я прошу у нее прощения за то, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты ее слов», - пишет он в своем отчете. (Сильвия Кренстон. Е.П.Блаватская. Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения).

Признавая заслуги Блаватской и ее вклад в мировую науку и духовную культуру, ЮНЕСКО объявил 1991 год – Всемирным годом Блаватской. Тем самым был подведен окончательный итог столетней истории несправедливого обвинения нашей великой соотечественницы.

 

 

Из писем Блаватской

 

 Широко известным стало отрицательное отношение некоторых богословов к нашей выдающейся соотечественнице Е.П.Блаватской. К сожалению, ее критики не имеют ни малейшего представления об основах восточной философии и трудах этой великой личности. Сформировался устойчивый миф о том, что Е.П.Блаватская, якобы, противница христианства. А вот что пишет о христианской религии сама Е.П.Блаватская.

 

·        Вы не найдете в этой книге («Разоблаченная Изида») ни одного слова против Русской Православной Церкви. Вы спросите, - почему? Потому что Ваша церковь самая чистая и самая истинная... В русской Православной Церкви прочно заложено зерно божественной Истины, только оно зарыто у самого основания: его нельзя найти на поверхности…

(1877 г.)

 

·        Подавляющее большинство православных искренно; вера может быть слепа, невежественна, но она ведет народные массы к добру. И хотя наши священники («попы») часто пьяницы и воры, а иногда просто дураки, их вера все же чиста и не может не вести к добру. Учитель признает это; Он говорит, что единственный народ мира, чья религия не является спекуляцией, - это православные. (1877 г.)

 

·        ...Он указал нам путь, но не в синагогах или храмах, как это делали фарисеи, а в Его собственном Храме, то есть в глубине нашего собственного сердца, сердца каждого из нас. «Разве вы не знаете, что вы суть Храм Божий?» спрашивал Святой Павел. Постарайтесь искупить свои грехи не бесполезным раскаянием, а делами своими, и тогда карающий закон не тронет вас. (1877 г.)

 

·        Для меня догм христианства, буддизма и брахманизма просто не существует. Ни Христос, ни Будда, ни Кришна индусов никогда не проповедовали ни одной догмы, кроме одной величайшей истины: «Возлюби Бога своего более себя и брата своего, как самого себя». (1877 г.)

 

·        Я выступаю не против Христа или Будды, а против изобретенных людьми догматов. Буддизм учит, что Царство Божие и Нирвану можно заслужить делами, а не пустыми словами. Он учит, что между судом Будущего и Неизвестным Богом нет другого посредника, кроме наших собственных поступков. Христос для нас, Будда для буддистов, но оба они учили слепых видеть истину, однако апостолы Христа и Будды исказили многое из того, что говорили их учителя, причем одни сделали это из-за своей духовной и физической слабости, а другие, например, папство, из-за своей злой воли и эгоистических амбиций. (1877 г.)

 

·        ... Я никогда не отрекалась от Христа, я отрицаю христианство попов, которые были и остаются лжецами и лицемерами, сующими свой нос в политику. Тем более, я не отреклась от русского христианства, о котором я знаю очень немного, но всегда выступала против еврейского христианства, которое полно идолопоклонства и лицемерия и прогнило до мозга костей; и я не на жизнь, а на смерть сражаюсь со всеми их Армиями Спасения, их «Тартюфами» - миссионерами, которые превращают свои Библейские Общества в рестораны и бары, которые самые священные понятия делают ширмами для прикрытия грязных политических и коммерческих интриг...

(7 августа 1883 г.)

 

·        ...Вот почему я говорю христианам: если вы верите в вашего Христа, живите, как жил Христос, и будьте подобны Христу, а не Папе или Лютеру. Я так же говорю с буддистами, указывая на пример Гаутамы Будды, величайшего философа в мире, и доказываю им, что никто не провозглашал более нравственного учения, более этичного, более практичного, единственного, ведущего человечество здесь, на земле, к счастью и миру, в этой юдоли слез, а не на гипотетические божественные небеса.

(1 марта 1882 г.)

 

 

Историческая справка

 

С целью сделать для современных людей доступными учения Теософии и восточной философии Е.П.Блаватская, с помощью полковника Олькотта, В.Джаджа и других, основала в 1875 году в Нью-Йорке Теософическое Общество.

Первоначальную цель этого философского общества, как его задумала Е.П.Блаватская, можно кратко определить таким образом:

 

а) Образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания.

6) Поощрять изучение мировых Религий и Наук.

в) Исследовать сокровенную сторону природы во всех ее аспектах и непроявленные психические и духовные силы человека.

 

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz