А.Ратников

 

Наступление Дворкина на культуру продолжается

 

Ответ на статью

 «Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается»

 

6 апреля 2007 г. Агентство национальных новостей опубликовало статью «Наступление оккультизма на российскую систему образования продолжается», в которой уважаемые люди и организации без суда и следствия обвинялись в «сектантстве» и «оккультизме». Статью подписали: президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) профессор Александр Дворкин и ответственный секретарь РАЦИРС, кандидат исторических наук, священник Лев Семенов.

Название недавно возникшей организации «РАЦИРС» звучит громко и даже устрашающе. Однако, стоит разобраться, какая деятельность разворачивается под этой вывеской, и каков авторитет ее руководителей и сотрудников. Интересно, что в вышеупомянутой статье авторы, нападая на других, пишут словно сами о себе: «…Под гипнотическим влиянием их громко звучащих «научных» титулов им порой жадно внимают представители СМИ, этими титулами украшаются различные публикации, не представляющие интереса для настоящей науки, но множащие в свою очередь число подобных псевдонаучных трудов их последователей».

И действительно, некоторые СМИ, как религиозные, так и светские, очевидно, очарованные званиями и напористостью А.Дворкина, публикуют его статьи. Впрочем, в прессе все чаще появляется и нелицеприятная информация о скандальных гастролях «американского профессора» по российским городам.

В описании главных жизненных вех новоявленного сектоведа, представленном на Интернет-портале «Credo.Ru», А.Муравьевым и М.Ситниковым, отмечается: «Дворкин защищает в 1988 году диссертацию на тему «Иван Грозный как религиозный тип» («Ivan the Terrible as a Religious Type»), получив при этом степень Ph. D по истории (хотя «пи-эйч-ди» нередко переводят как «доктор философии», на самом деле это соответствует кандидатской степени, которую присваивала, например, всем своим выпускникам Московская духовная академия по написании ими дипломной работы). Сама диссертация выходит отдельным изданием на английском языке. На этом формальное светское образование Александра Дворкина завершается, и далее он отзывается о себе исключительно, как о специалисте со всевозможными степенями»[1].

Там же приводится мнение об итоговом труде А.Дворкина «Сектоведение»: «В первом случае, это массы оскорбленных в своих религиозных чувствах верующих из-за его повального негативизма в адрес чужих верований. Во втором - сборник беспорядочных, искаженных представлений о том, с чем автор, по всей видимости, просто не знаком, масса фальсификаций, передергиваний, оговоров и псевдонаучных рассуждений…»[2].

Насколько же соответствует представление о своем собственном профессионализме сектоведа А.Дворкина мнениям церковных деятелей? Так, в сборник «Очерки российского сектоведения», изданный в 2005 году в Санкт-Петербурге, вошли посвященные его «творчеству» материалы: председателя президиума Русского геополитического общества С.Шатохина, сопредседателя Всемирного русского собора И.Кольченко, профессора, доктора юридических наук М.Кузнецова и главного редактора газеты «Славянский дом» Ю.Исатова. Надо заметить, что все упомянутые авторы сборника, изданного православным братством «Ревнители Православия», сами - православные ортодоксы.

Приведем слова лишь одного из них - И.Кольченко: «Будучи преподавателем учебных заведений Русской Православной Церкви, читая лекции будущим православным пастырям, богословам и ученым, А.Л.Дворкин наносит своей деятельностью несомненный ущерб интересам Церкви и православного народа в России, приучая студентов к пренебрежению научными методами работы, поверхностному знакомству с темой религиозного сектантства, не формирует канонический церковный взгляд на этот предмет. Не умея (или не желая) работать в избранной области профессионально с научной точки зрения, т.е. так, как только того и требует сам предмет исследования – современное религиозное сектантство, А.Л.Дворкин по своим пособиям готовит для Церкви самоуверенных дилетантов, которые не только не сумеют отстаивать интересы Церкви в современном гражданском обществе, но и будут дискредитировать церковную науку перед лицом светских исследователей, а Священноначалие Русской Православной Церкви перед обществом и государством»[3].

Мнения остальных названных выше авторов мало чем отличаются от приведенного.

Потерпел фиаско г-н Дворкин как преподаватель и в светском учебном заведении. В 1993-1994 гг. он преподавал историю Церкви на факультете журналистики МГУ. Затем декан факультета Я.Н.Засурский разорвал с ним контракт «ввиду отсутствия у него соответствующего образовательного уровня (степени магистра), необходимого для ведения преподавательской работы в университете»[4].

Следует отметить, что господа из РАЦИРС А.Дворкин и Л.Семенов уже не первый год занимаются очернением имен и трудов выдающихся деятелей мировой и российской культуры Рерихов. На этот раз их очередная ложь оказалась направлена против деятельности Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, Международной Лиги защиты Культуры, а также академика РАО Ш.А.Амонашвили - почетного профессора Пражского университета, почетного доктора Софийского университета, члена Академии педагогических наук Украины, профессора Московского государственного педагогического университета, Санкт-Петербургского университета имени А.И.Герцена, Новосибирского, Тюменского, Самарского и многих других университетов.

Этот заслуженно уважаемый в нашей стране и за рубежом педагог, по утверждению А.Дворкина и Л.Семенова, «виноват» в том, что известность своего имени поставил «на службу рериховцам – активным проводникам оккультного учения Николая и Елены Рерихов» и «возглавляет Центр гуманной педагогики, основанный и действующий при Международном центре Рерихов в Москве». При этом авторы статьи, как и в прежних своих публичных выступлениях, бездоказательно причисляют Рериховские общества и Международный Центр Рерихов к тоталитарным сектам.

Для того, чтобы придать основательность своим домыслам А.Дворкин и Л.Семенов ссылаются на Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором вынесено осуждение научно-философскому наследию семьи Рерихов – Учению Живой Этики. Однако, не следует забывать, что правовые акты, издаваемые РПЦ, согласно законодательству нашего государства, могут использоваться исключительно внутри данной религиозной организации. Кроме того, осуждение того или иного учения, изложенное в письменном виде, должно быть юридически обосновано и соответствовать требованиям действующего российского и международного законодательства, положениям международных пактов, конвенций и других нормативных правовых документов. Все это отсутствует, а следовательно, данное Определение РПЦ никак не может использоваться в качестве аргумента для обвинения.

Вопреки чаяниям А.Дворкина и подобных ему «борцов за истину» идеи Живой Этики активно вводятся учеными в научный оборот, помогая науке преодолеть мировоззренческий кризис и перейти на новый качественный уровень. Пример тому - состоявшаяся в 2003 году в МЦР международная научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В работе секций и пленарного заседания приняли участие ученые из России, стран СНГ и Балтии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Болгарии – свыше 900 человек, в их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. Так что с причислением всех последователей идей Живой Этики к тоталитарным сектам господа из РАЦИРС явно «погорячились».

Что касается их невежественных нападок на гуманную педагогику и незаурядного педагога-новатора Ш.А.Амонашвили, то такая деятельность РАЦИРС ничего, кроме возмущения, у культурных людей не вызывает.

Шалва Александрович Амонашвили - продолжатель дела выдающихся основоположников гуманно-личностной педагогики, таких как П.Ф.Каптерев, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, К.Н.Вентцель, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Их трудами были сформированы основные принципы гуманной педагогики, главный из которых - образовывать ребенка на духовно-нравственных началах.

Гуманная педагогика обращает самое пристальное внимание учителя к внутреннему миру ребенка и направлена на воспитание в нем Благородного Человека. Она построена на принципах любви, созидательного терпения, доверия, радости познания и сотрудничества. Такой педагогический процесс творит и самого учителя, который целенаправленно формирует в себе высшие человеческие качества: любовь и доброту, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своей учительской значимости.

На протяжении многих лет Ш.А.Амонашвили все свои силы и таланты направляет на гуманизацию образовательного процесса и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников. Сегодня Антология гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили рекомендована Министерством образования для практического применения.

Гуманная педагогика как передовое педагогическое направление все больше распространяется в российском образовательном пространстве.

За последние 14 лет семинары Ш.Амонашвили по гуманной педагогике прошли в десятках городах страны, в них приняли участие более 20 тысяч педагогов. В 164-х городах России, странах СНГ и Балтии созданы общественные Лаборатории гуманной педагогики, которые проводят педагогические конференции и чтения, разрабатывают и выпускают учебно-методические пособия. В Московском Городском Педагогическом Университете на факультетах введены спецкурсы – «Основы гуманной педагогики» и «Культура учителя гуманного типа мышления». В университете защищаются докторские и кандидатские диссертации по проблемам гуманной педагогики.

В Москве под руководством Ш.А.Амонашвили уже несколько лет работает Международный Центр Гуманной Педагогики, который ежегодно проводит Международные Педагогические Чтения в Московском Доме Учителя. В них принимают участие учителя, работники образования, родители, учёные – более чем 600 человек ежегодно. По логике А.Дворкина, все эти деятели просвещения, науки и культуры – сектанты!

Но как же быть со следующими фактами одобрения гуманной педагогики со стороны представителей самой РПЦ?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во вступлении одной из книг Антологии Гуманной педагогики пишет: «Да благословит Господь добрый почин Издательского Дома Шалвы Амонашвили – книгу «Христос и его ученики», подготовленную Отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата и предназначенную для учителей и студентов педагогических учебных заведений. Подвести современного человека к миру Нового Завета не столько в историческом, сколько в духовно-нравственном плане, приблизить его к евангельскому учению Христа <...> - задача чрезвычайно важная и ответственная»[5].

Участников шестых Международных Педагогических Чтений «Истина школы» (2007 г.) благословил протоиерей отец Борис (Борис Иванович Пивоваров) из г.Новосибирска. Он сказал: «Среди всех слов человеческих есть одно особенное слово, священное слово: благословение… Мне, мои дорогие, хочется пожелать благословенных успехов этим открывающимся Педагогическим Чтениям, чтобы благословенным было и это торжественное открытие, благословенным чтоб было и продолжение этих Чтений и завершение. Чтобы были благословенными все доклады, слова, речи, сообщения, дискуссии. Чтобы благословенными были и результаты этих Чтений. А поскольку вы, педагоги (я в это верю), собрались сюда не для самих себя, а для детей и для своих школ, то это благословение распространится на ваших детей и на ваши школы. Сегодня третий день праздника Рождества Христова. Пусть Свет Вифлеемской звезды просвещает всех нас и озаряет путь всех людей, которые всем сердцем ищут Истину школы. Аминь»[6].

Красота, любовь, гармония – это те постулаты, на которых основываются и Учение Живой Этики, и Гуманная педагогика. Деятельность РАЦИРС, напротив, основана на принципах запрещения, разделения людей, ограничения их в знании. Неслучайно за А.Дворкиным тянется репутация разжигателя межрелигиозных конфликтов, о чем постоянно информирует читателей Интернет-портал «Credo.r[7].

Деятели из РАЦИРС яростно выступают за ограничение всего, что недоступно их ограниченному сознанию. Не приведет ли это в конце концов к отлучению всех мыслящих людей от церкви? В таком случае, можно предположить, что А.Дворкина и его команду грядущие поколения будут рассматривать как стоящих в одном ряду с мрачнейшими инквизиторами средневековья.

Философы объясняют, что пространство Культуры строится на равной значимости науки, искусства и религии. Нарушение этого взаимообогащающего триединства угрожает обществу упадком и дисгармонией, безжалостным прагматизмом разрушающих технологий, невежественным религиозным фанатизмом, превращающимся в терроризм.

Господам из РАЦИРС следовало бы это знать!

 

 

 

Дата публикации: 14.05.2007 г.

 

На главную страницу



[1] Алексей Муравьев, Михаил Ситников. Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович - профессор, «сектовед», руководитель так называемой «Российской» ассоциации центров изучения религии и сект. / Интернет-портал «Credo.ru». http://www.portal-credo.ru/site/?act=rating&id=29

[2] Там же.

[3] Сборник «Очерки российского сектоведения». 2005 г.

[4] Письмо декана факультета журналистики МГУ Я.Н. Засурского по поводу отсутствия у А.Л. Дворкина «образовательного уровня, необходимого для преподавания в университете». / Интернет-портал «Credo.ru», 15.12.2006 г. http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=50108&cf=

[5] Антология Гуманной Педагогики. Иисус Христос и его ученики. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002, с.5.

[6] Из записи выступлений на первом пленарном заседании шестых Международных Педагогических Чтений, 09.01.2007.

[7] Интернет-портал «Credo.ru». http://www.portal-credo.ru

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz