Евгения Ореховская,
г. Кемерово
Симфония Рериха
в опасности!
1 августа 2007 года в Москве в общественном Музее имени
Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов состоялась пресс-конференция по проблеме
сохранения культурного наследия и защите имени одного из выдающихся деятелей культуры
мирового масштаба Николая Рериха: «Невежество против науки. Защитим имя Н.К.Рериха»,
связанной с утверждением докторской диссертацией В.Росова «Русско-американские экспедиции
Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-1930-е годы)», в которой уровень клеветы на
великого человека превысил все мыслимые пределы.
Симфония жизни
Жизненный
путь любого человека очерчивается только ему самому присущими устремлениями, которые
и приводят его к более или менее высоким целям. Сфера деятельности русского художника
Николая Рериха была широка и охватывала историю, археологию, философию, юриспруденцию,
вылившись в международную деятельность по охране культуры, кульминацией которой стало
подписание Пакта Мира, или Пакта Рериха о сохранении памятников культуры в военное
и мирное время. Идеи Пакта легли позднее в основу Декларации ООН по защите культурных
ценностей.
Жизнь Н.К. Рериха
можно сравнить с настоящей симфонией. Эта мелодия, складываемая из различных его устремлений, звучит и по сей день. Подобна звукам скрипки высокая философия автора,
а его художественное искусство быть может сравнимо с полнозвучной виолончелью; призывы
к охране культуры - словно тревожные раскаты труб. Его картины — это миниатюры,
каждая из которых образует неповторимый узор звучания. И это, кстати, вполне согласуется
с законами физики, где волновая природа света может переходить в звук и наоборот,
что с успехом использовал в своём творчестве Скрябин.
Происки дирижёра
Симфония
Рериха была окончена шестьдесят лет назад. Её ноты запечатлены в картинах и статьях,
известных всему миру как уникальные, философские и миротворческие; рукописные работы,
занимающие 23 тома, изданы. Желающие могут изучать.
Непредвзято, глубоко. Но вот находятся и такие, которые, даже не пытаясь
вникнуть в мировоззрение Рериха, берутся защищать докторские диссертации.
Некто В.Росов
в своей диссертации «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию
(1920-1930-е годы)» «исследует» две экспедиции Николая Константиновича Рериха —
Центрально-Азиатскую (1925-1928 гг.) и Маньчжурскую (1934-1935 гг.), раскручивая
в своём воображении образ «большого политика»… Ему, выдающемуся водителю культуры,
Росов приписывает и планы создания Сибирского государства, и то, что он пытался
бороться с большевиками, и даже всемирно известный Пакт Рериха, оказывается звеном
большой политической игры. Это бездоказательно — Рерихи в своих произведениях не раз утверждали,
что чужды политике. Николаю Константиновичу, как человеку творческому, создателю, гораздо ближе и важнее
было сохранение уже существующих культурных ценностей, в которых в сжатой форме
выражен истинный дух человечества. В годы мировых войн и разрушений именно это больше
всего беспокоило Николая Рериха.
Привлечённые
для независимой экспертизы специалисты нашли отношение автора к Рериху предвзятым,
его выводы неаргументированными, искусственными и попросту вымышленными. Россов,
выдернув из контекста фразу, сам додумывал выводы, не подкреплённые никакими документальными
сведениями. Складывается впечатление, что основной целью проекта Росова было очернение
имени Рериха. Тому, кто читал Рериха в оригинале, а также его эпистолярное наследие,
представляются совершенно нелепыми сделанные диссертантом заявления, озвучивать
которые здесь нет никакого желания. К тому же, парадокс: при написании диссертации
В.Росов не использовал труды Рериха и богатейший архив семьи Рерихов в Международном
Центре-Музее Рериха в Москве.
Что сказал ВАК
Несмотря
на очевидную надуманность выводов, диссертация была защищена Росовым в Петербургском
Университете. Её утверждает диссертационный Совет Новосибирска. Куда же дальше?
Почему исследование, составленное на уровне домыслов, искажений и открытой фантазии,
было утверждено как научное? Последовало естественное недоумение общественности
и известнейших деятелей культуры и науки.
Их заявления
остаются без внимания, и диссертацию утверждает Экспертный совет по исторической
науке Высшей аттестационной комиссии и Специальная комиссия, которая была создана
для того, чтобы разобраться, что же представляет собой диссертация Росова. При этом
результаты экспертиз даже не рассматриваются.
Академик
Е.П.Челышев отказался подписывать эту диссертацию: «Утверждения Росова о том, что Н.К.Рерих выполнял
чьи-то задания, не соответствуют действительности. Вся многогранная деятельность
Н.К. была посвящена исключительно культуре и её защите, науке и утверждению истины.
Его творчество проходило вне узких рамок политики. Он, как и все великие мыслители,
мечтал о светлом будущем человечества… и авантюрные политические проекты были чужды
его взглядам. Выводы Росова противоречат исторической правде».
Казалось
бы, В.Росов должен почивать на лаврах. Но всё же осталась последняя инстанция: Президиум
ВАКа, который должен решить окончательно, встаёт ли российская наука на путь открытой
лжи и фальши, либо нет. Будем надеяться, что здравый смысл восторжествует.
Остаются
вопросы к ВАКу: почему же для оценки диссертации не было приглашено ни одного рериховеда,
а попросту, человека, который читал и изучал наследие Рериха, чтобы он мог оценить
верность заявлений. Почему члены ВАКа лишь согласились с фантазиями претендента на звание «доктора
наук»? Уже осмеяны Пушкин, Толстой, Циолковский, Чижевский, не говоря уже о чтимом
некогда Ленине. Путь в процветание стране, позволяющей надругаться над своими лучшими
сынами, закрыт.
Траурный марш
Неискушённый
читатель может лишь пожать плечами: чья-то диссертация, да ради бога, пускай будет
доктором наук. Но не так всё просто. Принимая подобную диссертацию, мы основываем
опаснейший прецедент, позволяющий утвердить ложь как научную истину. И закладываем школу, основанную на лживых
утверждениях и клевете. Последующие исследователи,
возможно, наши подрастающие дети, будут читать в своих учебниках искажённые утверждения,
получая вместо образования незнание. Наши молодые граждане вместо гордости за своего
великого соотечественника, каким являлся Николай Рерих, будут представлять его типичным
политиканом, что, мягко говоря, не соответствует истине. Таким образом, Россия будет
на долгое время остановлена в своём культурном развитии. Несмотря на видимое возрождение
России как государства, мы стоим на пороге опасных перемен, когда-то уже пройденных
в истории, когда брат клеветал на брата, и сам со временем оклеветанный, кончал
свою жизнь на лесоповале…
Лучшие умы
мира понимают это. Локеш Чандра, всемирно известный индийский учёный говорит: «Нападки на Николая
Рериха, похоже, вдохновлены международными мотивациями принизить зарождающиеся культурные
парадигмы России, которые дадут ей новые силы для развития и гарантируют её уникальное
положение в мире взаимного уважения между народами. Понимайте Николая Рериха как
символ национального достоинства и мирового сознания».
Сохранить подлинник
В Кемеровской области
есть последователи Рериха. Именно они первыми забили у нас тревогу, усматривая в этой диссертации
также и опасность для отечественной науки. Диссертация Росова вызвала возмущение ученых и общественности не только в России, но и за рубежом. Проблема оказалась столь велика, что
Международному Центру Рерихов пришлось даже экстренно созвать пресс-конференцию
для отечественных и зарубежных журналистов, на которой по вышеизложенной теме высказывались
Специальный Представитель Генерального Секретаря ООН, Чрезвычайный и полномочный
Посол Ю.М.Воронцов, Генеральный директор Общественного Музея имени Н.К.Рериха, Первый
вице-президент МЦР заслуженный деятель искусств, академик РАЕН РФ Л.В.Шапошникова,
вице-президент Международной Лиги защиты Культуры Э.И.Титков,
вице-президент Российской Академии естественных наук, академик РАЕН, доктор физико-математических
наук Г.Н.Фурсей, а также учёные, принимавшие участие в независимых экспертных заключениях.
Поэтому есть уверенность в том, что звуки тревоги, услышанные там, помогут очищению
науки от невежественных соискателей, не имеющих к ней никакого отношения.
Росов не
имел никакого морального права переделывать симфонию Рериха: вместо утверждающих
жизнерадостных нот, зовущих к защите культуры, к утверждению всего чистого и светлого,
вписывать в эти страницы диссонанс и дребезжанье, мелкий современный ритм, основанный
на посредственности.
Симфония
должна звучать. Именно так, так написал её Рерих. И если некоторые хотят исполнить
её фальшиво, не дадим им этого сделать.
Дата публикации:
20.08.2007 г.