«ЯРОСЛАВСКОЕ РЕРИХОВСКОЕ ОБЩЕСТВО «ОРИОН»,

общественная некоммерческая культурно-просветительская организация

 

150049, Россия, г.Ярославль-49, а/я-13,

 телефоны: 8(0852) 30-55-31

E-mail: yro@narod.ru

http://www.yro.narod.ru

 

Исх.N.116 от 2.12.2002 г.

 

Губернатору Ярославской области

В средства массовой информации

 

 

Заявление протеста Ярославского Рериховского общества

в связи с выступлениями 2.12.2002

в Ярославском государственном университете

богослова - диакона Андрея Кураева.

 

  «О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только ни писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и культуры. <...> За всю историю Церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедуемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».

Известный религиовед А.Владимиров.

«В поисках Православия».

 

Сотрудников Ярославского Рериховского общества крайне тревожит тот факт, что Русская Православная Церковь (РПЦ) в ряде случаев относит гуманистическое философское наследие семьи Рерихов, представляющее ценность мировой и отечественной культуры, к сектантству.

Нам известно, что в среде искренне верующих православных христиан немало людей, доброжелательно относящихся к творчеству семьи Рерихов. И отношения РПЦ и Рериховского движения, наверняка, не были бы столь напряженными, если бы со стороны отдельных представителей РПЦ, таких как диакон Андрей Кураев, не распространялась бы изощренная клевета на имена и наследие семьи Рерихов. Мы убеждены, что подобные невежественные нападки на известных деятелей русской культуры способствуют уничижению культуры как таковой, вызывают рост гражданской напряженности в обществе и затрудняют культурно-просветительскую деятельность рериховских организаций.

Мы выражаем свое возмущение и протест по поводу выступлений известного своими скандальными опусами и высказываниями богословствующего гастролера - диакона Кураева в залах Ярославского государственного университета, состоявшихся в начале декабря.

Использование крупиц разнородных сведений вперемежку с софистикой и глупыми разглагольствованиями,  аналогии и сравнения, которые употреблял Кураев, вызывают сомнения в том, что этот человек вообще верит в Бога. Если православие было бы таково, каким его представляет Кураев, то можно было бы лишь пожалеть православную церковь и ее прихожан.

На кого рассчитан стиль его выступлений с использованием анекдотов, вульгарных выражений, пошлого юмора? Как вообще возможны в речи православного священника, выразителя взглядов русского духовенства, выражения типа: "Человек - такая скотина, везде нагадить может",  "В самой сути христианства есть нечто скандальное", "Требуйте долива пива после отстоя пены"…?!

Прежде, чем включать в свои лекции рассуждения о сущности и многообразии мировых религий, дьякону неплохо было бы вспомнить о долге священнослужителей перед аудиторией свидетельствовать лишь о том, о чем они действительно знают. Любому образованному в вопросах мировых религий и философий человеку, присутствующему на его выступлениях, сразу станет ясно, что Кураев не только не разбирается в критикуемых им вопросах, не понимает философию Востока, но и сознательно лжет на каждом шагу, заражая аудиторию своим нигилизмом и агрессией. Слова Кураева, например, о буддийских монахах говорят нам больше о Кураеве, чем об истине: "Пусть эти придурки балуются своими погремушками в горах".

Можно было бы долго анализировать бесчисленные нелепости, которые преподносит дьякон Кураев в своих выступлениях. Но важнее задать принципиальный вопрос: откуда такое изобилие абсурда? Ответ мы находим в его фундаментальной установке: истинно лишь христианство, все нехристианские учения – ложь, от дьявола, а все люди, несогласные с таким "православием" Кураева - сектанты. Курьезно, но при этом Кураев настойчиво советует своим слушателям запомнить критерий распознавания сект: ""Мы - это истина, остальное - ложное"". А далее следуют прямые призывы диакона к прихожанам: "Защищайте свою веру активно!" Вам это ничего не напоминает?

Показательно, что в каждом своем выступлении Кураев не упускает возможности опорочить светлое имя Рерихов. Кураев с легкостью ставит знак равенства между философским наследием Рерихов, имеющим огромный культурный потенциал, и сомнительными оккультными практиками. Хотя каждому, кто знаком с работами Рерихов и Е.П.Блаватской, прекрасно известно, что они сами эти практики осуждали и критиковали. Их философские труды не имеют никакого отношения к экстрасенсорике, магии, спиритизму, низкому грубому оккультизму.

Для своей обличительной деятельности господин Кураев избирает совершенно ненаучный метод анализа. Он рассматривает философские системы с точки зрения … догматов христианской религии. Если воспользоваться этим «методом анализа» для рассмотрения философии Гегеля, Платона, Аристотеля и т.д., то все эти системы незамедлительно превратятся в «языческие» и «сатанинские».

В среде исследователей, занимающихся изучением философского наследия семьи Рерихов, прекрасно известно, что Кураев использует, мягко говоря, бесчестные приемы ведения полемики, в том числе: склейка (соединение) цитат, не имеющих друг к другу никакого отношения, купирование цитат, искажающее смысл исходного контекста; «отлучение» купированного документа от его исторического контекста и помещение в контекст авторской гипотезы; выдвижение теорий, не подтвержденных текстом приведенных цитат, а местами даже противоречащих им; игра смысловыми интонациями и нюансами и т.д. Кстати, если, пользуясь его методами работы с текстом, взять любой из "трудов" самого диакона, надергать оттуда отдельных фраз, склеить все это воедино, то очень легко можно будет доказать, к примеру, что диакон Кураев и слуга Сатаны - это одно и то же.

Обращаем Ваше внимание, что в приложении к этому письму приведены ссылки на работы известных религиоведов и ученых, компетентно оценивающих деятельность дьякона Кураева и его скандальные публикации.

Следует отметить, что по следам выступлений Кураева во многих городах России были опубликованы возмущенные отклики и Открытые письма протеста Патриарху. Один из последних фактов: в Екатеринбурге члены Конгресса национальных объединений России обратились в прокуратуру с жалобой на Екатеринбургскую епархию в связи с распространением ею материалов, возбуждающих национальную и религиозную вражду. Поводом для обращения послужили статьи дьякона Кураева, опубликованные в «Православной газете».

К сожалению, работы Кураева и ему подобных иногда безответственно используются некоторыми личностями и общественными организациями для оценки философского наследия семьи Рерихов. Например, в Ярославской области осуществляет свою деятельность Общественный центр «Гражданская безопасность» (руководитель Мухтаров Евгений Олегович). Сотрудники Центра «Гражданская безопасность», видимо, пользуясь материалами Кураева, также отнесли деятельность Ярославского Рериховского общества к сектантству, что вызывает у нас недоумение и протест. Показательно, что Общественный Центр «Гражданская безопасность» к числу сект относит также Учение «Роза Мира» известного русского писателя и поэта Даниила Андреева, теософию и философию выдающегося индийского мыслителя Шри Ауробиндо Гхоша.

Мы рассматриваем подобные акции как невежественные нападки на философские системы, являющиеся частью мировой культуры, и считаем, что использование скандальных публикаций дьякона Кураева и ему подобных богословов может значительно затруднить российско-индийские международные отношения и способно привести к крупному международному скандалу. Следует отметить, что Ярославль имеет давние культурные связи с Востоком и Индией, в частности. Так, первый русский ученый-индолог Герасим Степанович Лебедев (1749-1817 гг.) был уроженцем ярославской земли. В Ярославле уже прошли две международные востоковедческие конференции («Герасим Лебедев и его время» и «Русь-Индия»), в которых сотрудники Ярославского Рериховского общества принимали участие с научными докладами. Однажды мы уже были вынуждены в личной беседе давать объяснения господину Ашоку Саджанхару, министру Индии, директору Культурного центра имени Джавахарлала Неру при посольстве республики Индии в России по поводу агрессивного отношения к Востоку со стороны диакона Кураева.

Обращаем Ваше внимание, что Ярославское Рериховское общество – общественная культурно-просветительская организация (свидетельство о государственной регистрации общественного объединения № 280 от 27 мая 1998 г.), которая занимается культурно-просветительской, библиотечной, выставочной и научной деятельностью. У нас сложилось доброе сотрудничество с культурным Центром имени Джавахарлала Неру при посольстве республики Индия в России, с Ярославским Художественным музеем и многими другими культурными организациями города и области.

Наша деятельность никоим образом не вписывается в образ тоталитарной деструктивной секты, враждебной Православию, который навязывается дьяконом Кураевым рериховским организациям. Информация о нашей деятельности представлена в Интернете на сайте общества по адресу: http://www.yro.narod.ru

Кроме того, наше общество имеет договор о творческом сотрудничестве с Международным Центром Рерихов. МЦР – это неправительственная организация при ООН, которая занимается широкой научной и культурно-просветительской деятельностью. Президент МЦР - Ю.М.Воронцов – специальный и уполномоченный посол, представитель генерального секретаря ООН в России. Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха - известный индолог, академик РАЕН Л.В.Шапошникова. Международный Центр Рерихов ежегодно устраивает международные научные конференции и сотрудничает со многими крупными культурными и научными организациями мира.

Причисление Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций (в частности Ярославского Рериховского общества) к секте либо к новому религиозному движению с юридической точки зрения является надуманным и необоснованным, нарушающим положения и требования статей 17,18,19,23,28,30 Конституции Российской Федерации, статей 3 п.п. 1,2,3,6, статьи 4 п.1 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 26.09.97г. № 15-ФЗ, статьей 3,4,15,16 п. 3,27 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, статей 8,11,16,61 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992г. (в редакции Федерального закона от 23.06.1999г. №115-ФЗ), а также целого ряда международных правовых актов, а именно: международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рекомендации Совета Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, Постановления Европейского парламента от 12.02.1996 года «О сектах в Европе», Постановлений европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series A no 260-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of judgments and Decisions, 1996-IV), а также положений и требований Постановления Конституционного суда РФ от 23 ноября 1999 года №16-П и определения Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 года №46-О.

Причисление философского Учения Живой Этики к культам с юридической точки зрения также является неправомерным. Живая Этика является нерелигиозным философским учением, поскольку в нем отсутствуют признаки, указанные в статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ (с изменениями от 26 марта 2000 года):

-          вероисповедание;

-          совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

-          обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

 

Из всего этого следует, что клеветнические нападки Кураева и его последователей на имена и философское наследие Рерихов неправомерны с юридической точки зрения, несовместимы с принципами христианства и являются прямым ударом по русской и мировой культуре.

Со временем стена несправедливых обвинений и лжи, воздвигнутая дьяконом Кураевым и его последователями, становится все крепче и выше. Между тем, Рерихи столь много сделали для России, в том числе для православной духовности и культуры (статьи, картины, посвященные русским Святым, общественная деятельность в защиту русских храмов от разрушения и т.д.), что подобное отношение видится нам крайне несправедливым. И весьма странно, что бывший научный атеист Кураев, не так давно ставший диаконом, получает возможность судить Рерихов, всю жизнь свою посвятивших служению России.

 

В настоящее время при Ярославском Рериховском обществе работает общественная исследовательская «Группа по защите имени и наследия семьи Рерихов».

Наше давнее сотрудничество с Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха в Москве и целым рядом других культурно-просветительских организаций, многочисленные собранные документы и материалы дают нам возможность опровергнуть любую клевету, касающуюся жизни и деятельности семьи Рерихов, их философского наследия и деятельности рериховского движения.

Просим Вас по всем вопросам, касающимся философского наследия семьи Рерихов, обращаться к председателю Ярославского Рериховского общества Скородумову Сергею Владимировичу (тел.р.30-55-31).

 

Председатель Ярославского Рериховского общества

С.В.Скородумов

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

·      Сборник  научных работ и публикаций, выпущенных к международной научно-практической конференции «Защитим имя и наследие Рерихов», проходившей в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха: 

     http://www.roerich-museum.ru/sbt1main.htm

 

·      Л.В.Шапошникова. Подвижничество диакона Кураева. (Из Сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», М: Международный Центр  Рерихов, 2001 г.

     http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl4_10.htm

 

·      Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. Мракобесие для простаков, или как один диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики (критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции»), 1999.

     http://www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm

 

·      Александр Владимиров. В поисках Православия. Современники. – М: Беловодье,  2000.

     http://www.vav.ru/vav/vpp/f-vpp.html

 

·      Ксения Мяло. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях. -  М.: Беловодье, 1999.

     http://vav.ru/mkg/zv/f-zv.html

 

·      Л.М.Гиндилис и В.В.Фролов «Философия Живой Этики. Рериховское движение и его толкователи в России» («Вопросы философии» № 3, 2001 г.):

    http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl6_6.htm


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz