«ЯРОСЛАВСКОЕ
РЕРИХОВСКОЕ ОБЩЕСТВО «ОРИОН»,
общественная
некоммерческая культурно-просветительская организация
150049, Россия,
г.Ярославль-49, а/я-13,
телефоны: 8(0852) 30-55-31
E-mail: yro@narod.ru
Исх.N.116 от 2.12.2002 г.
Губернатору Ярославской области
В
средства массовой информации
Заявление протеста Ярославского
Рериховского общества
в связи с выступлениями 2.12.2002
в Ярославском государственном университете
богослова - диакона Андрея Кураева.
«О
феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только ни
писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и
культуры. <...> За всю историю Церкви не было еще подобного примера,
чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей
культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой,
восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и
новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедуемые
тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».
Известный религиовед А.Владимиров.
«В поисках Православия».
Сотрудников Ярославского
Рериховского общества крайне тревожит тот факт, что Русская Православная
Церковь (РПЦ) в ряде случаев относит гуманистическое философское наследие семьи
Рерихов, представляющее ценность мировой и отечественной культуры, к
сектантству.
Нам известно, что в среде
искренне верующих православных христиан немало людей, доброжелательно
относящихся к творчеству семьи Рерихов. И отношения РПЦ и Рериховского
движения, наверняка, не были бы столь напряженными, если бы со стороны
отдельных представителей РПЦ, таких как диакон Андрей Кураев, не
распространялась бы изощренная клевета на имена и наследие семьи Рерихов. Мы
убеждены, что подобные невежественные нападки на известных деятелей русской
культуры способствуют уничижению культуры как таковой, вызывают рост
гражданской напряженности в обществе и затрудняют культурно-просветительскую
деятельность рериховских организаций.
Мы выражаем свое возмущение
и протест по поводу выступлений известного своими скандальными опусами и
высказываниями богословствующего гастролера - диакона Кураева в залах Ярославского государственного университета, состоявшихся в начале
декабря.
Использование крупиц
разнородных сведений вперемежку с софистикой и глупыми
разглагольствованиями, аналогии и
сравнения, которые употреблял Кураев, вызывают сомнения в том, что этот человек
вообще верит в Бога. Если православие было бы таково, каким его представляет
Кураев, то можно было бы лишь пожалеть православную церковь и ее прихожан.
На кого рассчитан стиль его
выступлений с использованием анекдотов, вульгарных выражений, пошлого юмора?
Как вообще возможны в речи православного священника, выразителя взглядов
русского духовенства, выражения типа: "Человек - такая скотина, везде
нагадить может", "В самой
сути христианства есть нечто скандальное", "Требуйте долива пива
после отстоя пены"…?!
Прежде, чем включать в свои
лекции рассуждения о сущности и многообразии мировых религий, дьякону неплохо
было бы вспомнить о долге священнослужителей перед аудиторией свидетельствовать
лишь о том, о чем они действительно знают. Любому образованному в вопросах
мировых религий и философий человеку, присутствующему на его выступлениях,
сразу станет ясно, что Кураев не только не разбирается в критикуемых им вопросах, не
понимает философию Востока, но и сознательно лжет на каждом шагу, заражая аудиторию
своим нигилизмом и агрессией. Слова Кураева, например, о буддийских монахах
говорят нам больше о Кураеве, чем об истине: "Пусть эти придурки балуются
своими погремушками в горах".
Можно было бы долго
анализировать бесчисленные нелепости, которые преподносит дьякон Кураев в своих
выступлениях. Но важнее задать принципиальный вопрос: откуда такое изобилие
абсурда? Ответ мы находим в его фундаментальной установке: истинно лишь
христианство, все нехристианские учения – ложь, от дьявола, а все люди, несогласные
с таким "православием" Кураева - сектанты. Курьезно, но при этом
Кураев настойчиво советует своим слушателям запомнить критерий распознавания
сект: ""Мы - это истина, остальное - ложное"". А далее следуют прямые
призывы диакона к прихожанам: "Защищайте свою веру активно!" Вам это
ничего не напоминает?
Показательно, что в каждом
своем выступлении Кураев не упускает возможности опорочить светлое имя Рерихов.
Кураев
с легкостью ставит знак равенства между философским наследием Рерихов, имеющим
огромный культурный потенциал, и сомнительными оккультными практиками. Хотя
каждому, кто знаком с работами Рерихов и Е.П.Блаватской, прекрасно известно,
что они сами эти практики осуждали и критиковали. Их философские труды не имеют
никакого отношения к экстрасенсорике, магии, спиритизму, низкому грубому
оккультизму.
Для своей обличительной
деятельности господин Кураев избирает совершенно ненаучный метод анализа. Он
рассматривает философские системы с точки зрения … догматов христианской
религии. Если воспользоваться этим «методом анализа» для рассмотрения философии
Гегеля, Платона, Аристотеля и т.д., то все эти системы незамедлительно
превратятся в «языческие» и «сатанинские».
В среде исследователей,
занимающихся изучением философского наследия семьи Рерихов, прекрасно известно,
что Кураев использует, мягко говоря, бесчестные приемы ведения полемики, в том
числе: склейка (соединение) цитат, не имеющих друг к другу никакого отношения,
купирование цитат, искажающее смысл исходного контекста; «отлучение»
купированного документа от его исторического контекста и помещение в контекст
авторской гипотезы; выдвижение теорий, не подтвержденных текстом приведенных
цитат, а местами даже противоречащих им; игра смысловыми интонациями и нюансами
и т.д. Кстати,
если, пользуясь его методами работы с текстом, взять любой из
"трудов" самого диакона, надергать оттуда отдельных фраз, склеить все
это воедино, то очень легко можно будет доказать, к примеру, что диакон Кураев
и слуга Сатаны - это одно и то же.
Обращаем
Ваше внимание, что в приложении к этому письму приведены ссылки на работы
известных религиоведов и ученых, компетентно оценивающих деятельность дьякона
Кураева и его скандальные публикации.
Следует
отметить, что по следам выступлений Кураева во многих городах России были
опубликованы возмущенные отклики и Открытые письма протеста Патриарху. Один из
последних фактов: в Екатеринбурге члены Конгресса национальных объединений
России обратились в прокуратуру с жалобой на Екатеринбургскую епархию в связи с
распространением ею материалов, возбуждающих национальную и религиозную вражду.
Поводом для обращения послужили статьи дьякона Кураева, опубликованные в
«Православной газете».
К сожалению, работы Кураева
и ему подобных иногда безответственно используются некоторыми личностями и
общественными организациями для оценки философского наследия семьи Рерихов.
Например, в Ярославской области осуществляет свою деятельность Общественный
центр «Гражданская безопасность» (руководитель Мухтаров Евгений Олегович).
Сотрудники Центра «Гражданская безопасность», видимо, пользуясь материалами
Кураева, также отнесли деятельность Ярославского Рериховского общества к
сектантству, что вызывает у нас недоумение и протест. Показательно, что
Общественный Центр «Гражданская безопасность» к числу сект относит также Учение
«Роза Мира» известного русского писателя и поэта Даниила Андреева, теософию и
философию выдающегося индийского мыслителя Шри Ауробиндо Гхоша.
Мы рассматриваем подобные акции как
невежественные нападки на философские системы, являющиеся частью мировой
культуры, и считаем, что использование скандальных публикаций дьякона Кураева и
ему подобных богословов может значительно затруднить российско-индийские
международные отношения и способно привести к крупному международному скандалу. Следует отметить, что Ярославль имеет давние
культурные связи с Востоком и Индией, в частности. Так, первый русский
ученый-индолог Герасим Степанович Лебедев (1749-1817 гг.) был уроженцем
ярославской земли. В Ярославле уже прошли две международные востоковедческие
конференции («Герасим Лебедев и его время» и «Русь-Индия»), в которых
сотрудники Ярославского Рериховского общества принимали участие с научными
докладами. Однажды мы уже были вынуждены в личной беседе давать объяснения
господину Ашоку Саджанхару, министру Индии, директору Культурного центра имени
Джавахарлала Неру при посольстве республики Индии в России по поводу
агрессивного отношения к Востоку со стороны диакона Кураева.
Обращаем Ваше внимание, что
Ярославское Рериховское общество – общественная культурно-просветительская
организация (свидетельство о государственной регистрации общественного
объединения № 280 от 27 мая 1998 г.), которая занимается
культурно-просветительской, библиотечной, выставочной и научной деятельностью.
У нас сложилось доброе сотрудничество с культурным Центром имени Джавахарлала
Неру при посольстве республики Индия в России, с Ярославским Художественным
музеем и многими другими культурными организациями города и области.
Наша
деятельность никоим образом не вписывается в образ тоталитарной деструктивной
секты, враждебной Православию, который навязывается дьяконом Кураевым
рериховским организациям. Информация о нашей деятельности представлена в
Интернете на сайте общества по адресу: http://www.yro.narod.ru
Кроме того, наше общество
имеет договор о творческом сотрудничестве с Международным Центром Рерихов. МЦР
– это неправительственная организация при ООН, которая занимается широкой
научной и культурно-просветительской деятельностью. Президент МЦР - Ю.М.Воронцов
– специальный и уполномоченный посол, представитель генерального секретаря ООН
в России. Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха - известный
индолог, академик РАЕН Л.В.Шапошникова. Международный Центр Рерихов ежегодно
устраивает международные научные конференции и сотрудничает со многими крупными
культурными и научными организациями мира.
Причисление
Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций (в
частности Ярославского Рериховского общества) к секте либо к новому
религиозному движению с юридической точки зрения является надуманным и
необоснованным, нарушающим положения и требования статей 17,18,19,23,28,30
Конституции Российской Федерации, статей 3 п.п. 1,2,3,6, статьи 4 п.1
Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 26.09.97г.
№ 15-ФЗ, статьей 3,4,15,16 п. 3,27 Федерального закона «Об общественных
объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, статей 8,11,16,61 Закона РФ «Основы
законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992г. (в редакции
Федерального закона от 23.06.1999г. №115-ФЗ), а также целого ряда международных
правовых актов, а именно: международного пакта о гражданских и политических
правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рекомендации Совета
Европы № 1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», Европейской
конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года,
Постановления Европейского парламента от 12.02.1996 года «О сектах в Европе»,
Постановлений европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series
A no 260-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of judgments and Decisions,
1996-IV), а также положений и требований Постановления Конституционного суда РФ
от 23 ноября 1999 года №16-П и определения Конституционного Суда РФ от 13
апреля 2000 года №46-О.
Причисление философского
Учения Живой Этики к культам с юридической точки зрения также является
неправомерным. Живая Этика является нерелигиозным философским учением,
поскольку в нем отсутствуют признаки, указанные в статье 6 Федерального закона
от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ (с
изменениями от 26 марта 2000 года):
-
вероисповедание;
-
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
-
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Из
всего этого следует, что клеветнические нападки Кураева и его последователей на
имена и философское наследие Рерихов неправомерны с юридической точки зрения,
несовместимы с принципами христианства и являются прямым ударом по русской и
мировой культуре.
Со
временем стена несправедливых обвинений и лжи, воздвигнутая дьяконом Кураевым и
его последователями, становится все крепче и выше. Между тем, Рерихи столь
много сделали для России, в том числе для православной духовности и культуры
(статьи, картины, посвященные русским Святым, общественная деятельность в
защиту русских храмов от разрушения и т.д.), что подобное отношение видится нам
крайне несправедливым. И весьма странно, что бывший научный атеист Кураев, не так
давно ставший диаконом, получает возможность судить Рерихов, всю жизнь свою
посвятивших служению России.
В
настоящее время при Ярославском Рериховском обществе работает общественная
исследовательская «Группа по защите имени и наследия семьи Рерихов».
Наше
давнее сотрудничество с Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха в Москве
и целым рядом других культурно-просветительских организаций, многочисленные
собранные документы и материалы дают нам возможность опровергнуть любую
клевету, касающуюся жизни и деятельности семьи Рерихов, их философского
наследия и деятельности рериховского движения.
Просим
Вас по всем вопросам, касающимся философского наследия семьи Рерихов,
обращаться к председателю Ярославского Рериховского общества Скородумову Сергею
Владимировичу (тел.р.30-55-31).
Председатель
Ярославского Рериховского общества
С.В.Скородумов
ПРИЛОЖЕНИЕ.
·
Сборник научных работ и публикаций, выпущенных к
международной научно-практической конференции «Защитим имя и наследие Рерихов»,
проходившей в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха:
http://www.roerich-museum.ru/sbt1main.htm
·
Л.В.Шапошникова.
Подвижничество диакона Кураева. (Из Сборника «Защитим имя и наследие Рерихов»,
М: Международный Центр Рерихов, 2001 г.
http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl4_10.htm
· Лутай С., Зайцев К., Борисенко М.
Мракобесие для простаков, или как один
диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики
(критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции»),
1999.
http://www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm
·
Александр
Владимиров. В поисках Православия. Современники. – М: Беловодье, 2000.
http://www.vav.ru/vav/vpp/f-vpp.html
·
Ксения Мяло.
Звезда волхвов, или Христос в Гималаях. -
М.: Беловодье, 1999.
http://vav.ru/mkg/zv/f-zv.html
·
Л.М.Гиндилис и
В.В.Фролов «Философия Живой Этики. Рериховское движение и его толкователи в
России» («Вопросы философии» № 3, 2001 г.):