Главному редактору

газета «Культура»

 Ю.И. Белявскому

 

 

Какие корни у фэнтези?

О мистическом взгляде на фантастику

 

В газете «Культура» № 29 (7488) от 28 июля – 3 августа 2005 г. размещена публикация Бориса Фаликова «Махатмы и пришельцы». Особое впечатление от знакомства с ней возникает сразу же при сопоставлении ее подзаголовка «Оккультные корни фэнтези» непосредственно с содержанием текста. И далее возникает целый ряд вопросов.

Во-первых, о тайных корнях какого «фэнтези» ведет речь автор? Для всякого читателя, мало-мальски знакомого с литературным жанром фантастики, понятие «фэнтези» обозначает сказочное, волшебное направление этого рода литературы. Знакомство же с первым абзацем указанной статьи приводит к выводу, что для Б.Фаликова «фэнтези» является просто фантастикой. Одно это уже вызывает сомнение в адекватности восприятия автором выделенного им жанра литературы и его критических оценок, которые зачастую должны были бы быть куда более суровыми, чем предлагает Б. Фаликов.

Во-вторых, в том же первом абзаце обнаруживается удивительный перл. Автор провозглашает, что причудливый вымысел, а, точнее, миф о космических пришельцах, становится суррогатом религии. Так, одна из разновидностей искусства объявляется мифом и затем противопоставляется религии в негативном плане как ее суррогат. Но тем самым вечные человеческие стремления осмыслить устройство мироздания, жизнь разума во вселенной и перспективы встречи с ним земного человечества можно считать враждебными религии (или позиции самого Б. Фаликова). Такой подход в пяти минутах ходьбы до объявления анафемы всем научным исследованиям космоса.

Б. Фаликов четко определяет свою позицию: «Недаром для обозначения инопланетян прижилось словечко «чужие»». Зачем нам навязывать мнение создателей американской кинопродукции, с которым, видимо Б. Фаликов вполне согласен?

 В-третьих, совершенно непонятно, почему в качестве источника развития современной фантастики (а, может быть, только фэнтези, что было бы намного легче) рассматривается теософское учение ХIХ века, упоминаются Махатмы и Елена Петровна Блаватская? Почему, например, не французский поэт Сирано де Бержерак со своими фантазиями о полетах на Луну или древнегреческие мифы?

В-четвертых, причем кинотворчество Стивена Спилберга, роман Герберта Уэллса «Война миров» и заявленная тема?

В целом статья Б. Фаликова производит впечатление нагромождения неаргументированных, искусственно притянутых софистическими методами отдельных идей и тем. Вместо вдумчивого анализа мировой фантастики и выявления истинных причин кризисного состояния современной массовой культуры постоянно осуществляется прием подмены. Так, этим состоянием западного массового сознания обвиняются Махатмы. Именно Б.Фаликов объявляет «превращение таинственных индусов в пришельцев – расхожих персонажей бестселлеров и блокбастеров».

Автор, очевидно, хорошо знаком с современной массовой культурой, но имеет слабое представление о высоком культурно-историческом содержании понятия «Махатма» в традициях восточной культуры, как выражении высших достижений человеческого духа. Автору, видимо, очень близки и понятны страх и влечения некоторых европейских оккультистов, которых он поминает вскользь, и о которых телеканал НТВ неоднократно рассказывал, раскрывая оккультные тайны гитлеровского рейха.

Для данной публикации характерны отсутствие конкретных примеров, действительно подтверждающих те или иные утверждения автора. Зато очень много намеков, сопоставлений, подмен, двусмысленностей. Полностью отсутствует социологический и социально-психологический анализ истоков и причин состояния как фэнтези, так и всей фантастики в целом.

Что же двигало автором при написании этой статьи?

Б. Фаликов пишет: «Страх перед злом, затаившимся в бездне, типичен для религиозного сознания не менее, чем упование на добро». В этой формуле вместо любви и доверия к Высшему Началу перед лицом трудностей и испытаний утверждается страх перед неизведанным, непознанным. И упование на добро превращается в отказ от ответственности и собственной активности человека. Не любовью, а страхом пронизано сочинение Б. Фаликова.

В условиях глубочайшего духовного кризиса, охватившего нашу цивилизацию, такой архаичный и негуманный подход к осмыслению современности просто недопустим.

 

Преподаватель Тамбовского

приборостроительного колледжа

 

Воронцов Е.Б.

 

 

Доцент Тамбовского государственного

Университета им. Г.Р. Державина

 

Каменская Н.В.

 

 

Начальник смены цеха Тамбовской ТЭЦ

 

Дронов А.А.

 

 

28.08. 2005


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz