АГНИ ЙОГА, или Учение Живой Этики было создано или, точнее, как бы, передано Учителями Востока Е.И. Рерих и ее мужу Н.К. Рериху, знаменитому художнику, как современное продолжение древней философии всех времен и народов. Поэтому Агни Йога не отменяет ни одну из духовных йог (жнани, бхакти, раджа йоги), а является новым аспектом единой вечной истины. Учение это предназначено для людей Новой Эпохи, которая уже брезжит.

Агни Йога – это нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с науч. и филос. достижениями Запа­да и включающее в себя огромное богатство конкретных методик и приемов работы чело­века над собой. Открывая неиспользованные возможности и ресурсы человека, скрытые энергии его организма и психики, творческие силы сознания и души, Учение Живой Этики утверждает неразрывную связь человека с ко­смосом, многомерность бытия и тайны бес­смертия. Эсхатологический характер Агни Йоги раскрывается в учении о завершении оп­ределенного цикла Истории и наступлении эры Огня и огненной духовности, трудного и опасного переходного этапа на пути обновления жизни.

«Психическая, или огненная, энергия» – краеугольное понятие Учения – представля­ет собой дифференциацию, проявление или разновидность пространственного космиче­ского огня. Обмен энергиями между высшим и низшим уровнями организации мироздания составляет главный двигатель эволюции. Огонь имеет космическую природу и действу­ет в человеке как проявление изначальной си­лы, разлитой в космосе, пронизывающей его. Энергия представляет собой «тонкую сущ­ность», неуловимую несовершенными современными приборами, но воспринимается совершенным человеческим организмом.

Двойное название Учения указывает на две главные стороны человеческого совершенст­вования – этическое преображение, приня­тие нравственных основ бытия и овладение психической энергией. По существу, это дву­единый процесс, ибо одно непреложно выте­кает из другого. Человеческая мысль и мыслетворчество являются соединительным зве­ном между этикой и психоэнергетикой. Мыс­ли описываются в Учении как тонкоматери­альные образования, создающие духовно-психологическую атмосферу планеты. Развитие простран­ственного мышления направлено к формиро­ванию космического сознания, постижению иных форм материи, др. измерений бытия. В достижении энергетической и духовной мощи человека могут помочь «Учителя Света», объ­единенные в единую беспредельную цепь, или космическую Иерархию. Учение дает подроб­ное описание принципов взаимоотношений ученика с Учителем, при котором ученик дол­жен воспитать необходимые качества души, чтобы соединить свой дух с духом Учителя, а затем начать строить мир на общинных нача­лах. Отрицая магию, Учение указывает на опасность этого пути – потерю внутреннего равно­весия и нравственного здоровья. Необходимо вначале усовершенствовать характер, улуч­шить обыденную жизнь, начать заботиться о других людях, а затем уже развивать скрытые силы. Духовная работа должна протекать не в отрыве от окружающей жизни, а параллельно с выполнением жизненных обязанностей и об­щественного долга.

Живая Этика призывает восстановить гармоничные отношения с При­родой, которая рассматривается как Начало все­го на Земле. Благоговейное отношение к при­роде, постоянный труд по ее возделыванию смогут помочь человеку в эволюции духа. Проблема соотношения духа и природы в Агни Йоге рассматривается с позиции космиче­ского закона равновесия двух начал – муж­ского и женского. Отсюда – огромное внима­ние к возрождению женской духовности, ут­верждение новой эволюционной роли женщи­ны на Земле.

 

С о ч.: Книги серии Живой Этики: Листы сада. М., ч. 1 (Зов). 1924. Париж, б.; Листы сада. М., ч. 2 (Озарение). 1925. Париж, б.; Община. 1926. Рига, б.

Книги Агни-йоги: Знаки Агни Йоги. 1929. Рига, б.; Беспредельность, ч. 1. 1930. Париж, б.; Бес­предельность, ч. 2. 1930. Париж, б.; Иерархия. 1931. Париж, б.; Сердце. 1932. Париж, б.; Мир Огненный, ч. 1. 1933. Париж, б.; Мир Огненный, ч. 2. 1934. Рига, б.; Мир Огненный, ч. 3. 1935. Рига, б.; Аум. 1936. Рига, б.; Братство. 1937. Рига, б.; Надземное (подготовлена к печати, издание не со­стоялось).

В. Кравченко

 

© «Русская философия. Малый энциклопедический словарь».

– М.: Наука, 1995. – 624 с.

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz