АГНИ ЙОГА, или Учение Живой Этики было
создано или, точнее, как бы, передано Учителями Востока Е.И. Рерих и ее мужу Н.К.
Рериху, знаменитому художнику, как современное продолжение древней философии всех
времен и народов. Поэтому Агни Йога не отменяет ни одну из духовных йог (жнани, бхакти, раджа йоги), а является новым аспектом единой вечной
истины. Учение это предназначено для людей Новой Эпохи, которая уже брезжит.
Агни Йога – это нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю
мудрость Востока с науч. и филос. достижениями Запада и включающее в себя огромное
богатство конкретных методик и приемов работы человека над собой. Открывая неиспользованные
возможности и ресурсы человека, скрытые энергии его организма и психики, творческие
силы сознания и души, Учение Живой Этики утверждает неразрывную связь человека с
космосом, многомерность бытия и тайны бессмертия. Эсхатологический характер Агни
Йоги раскрывается в учении о завершении определенного цикла Истории и наступлении
эры Огня и огненной духовности, трудного и опасного переходного этапа на пути обновления
жизни.
«Психическая, или огненная, энергия» – краеугольное понятие
Учения – представляет собой дифференциацию, проявление или разновидность пространственного
космического огня. Обмен энергиями между высшим и низшим уровнями организации мироздания
составляет главный двигатель эволюции. Огонь имеет космическую природу и действует
в человеке как проявление изначальной силы, разлитой в космосе, пронизывающей его.
Энергия представляет собой «тонкую сущность», неуловимую несовершенными
современными приборами, но воспринимается совершенным человеческим организмом.
Двойное название Учения указывает на две главные стороны человеческого
совершенствования – этическое преображение, принятие нравственных основ бытия
и овладение психической энергией. По существу, это двуединый процесс, ибо одно
непреложно вытекает из другого. Человеческая мысль и мыслетворчество
являются соединительным звеном между этикой и психоэнергетикой.
Мысли описываются в Учении как тонкоматериальные образования, создающие духовно-психологическую
атмосферу планеты. Развитие пространственного мышления направлено к формированию
космического сознания, постижению иных форм материи, др. измерений бытия. В достижении
энергетической и духовной мощи человека могут помочь «Учителя Света», объединенные
в единую беспредельную цепь, или космическую Иерархию.
Учение дает подробное описание принципов взаимоотношений ученика с Учителем, при
котором ученик должен воспитать необходимые качества души, чтобы соединить свой
дух с духом Учителя, а затем начать строить мир на общинных началах. Отрицая магию,
Учение указывает на опасность этого пути – потерю внутреннего равновесия и нравственного
здоровья. Необходимо вначале усовершенствовать характер, улучшить обыденную жизнь,
начать заботиться о других людях, а затем уже развивать скрытые силы. Духовная работа
должна протекать не в отрыве от окружающей жизни, а параллельно с выполнением жизненных
обязанностей и общественного долга.
Живая Этика призывает восстановить гармоничные отношения с Природой,
которая рассматривается как Начало всего на Земле. Благоговейное отношение к природе,
постоянный труд по ее возделыванию смогут помочь человеку в эволюции духа. Проблема
соотношения духа и природы в Агни Йоге рассматривается с позиции космического закона
равновесия двух начал – мужского и женского. Отсюда – огромное внимание к возрождению
женской духовности, утверждение новой эволюционной роли женщины на Земле.
С о ч.: Книги серии Живой
Этики: Листы сада. М., ч. 1 (Зов). 1924. Париж, б.г.; Листы
сада. М., ч. 2 (Озарение). 1925. Париж, б.г.; Община. 1926.
Рига, б.г.
Книги Агни-йоги: Знаки Агни Йоги. 1929. Рига, б.г.;
Беспредельность, ч. 1. 1930. Париж, б.г.; Беспредельность,
ч. 2. 1930. Париж, б.г.; Иерархия. 1931. Париж, б.г.; Сердце. 1932. Париж, б.г.; Мир
Огненный, ч. 1. 1933. Париж, б.г.; Мир Огненный, ч. 2.
1934. Рига, б.г.; Мир Огненный, ч. 3. 1935. Рига, б.г.; Аум. 1936. Рига, б.г.; Братство. 1937. Рига, б.г.; Надземное
(подготовлена к печати, издание не состоялось).
В. Кравченко
© «Русская философия. Малый
энциклопедический словарь».
– М.: Наука, 1995. – 624 с.