И.Дмитриева,

руководитель Донецкой лаборатории

гуманной педагогики,

сотрудник Донецкого духовно-культурного

центра «Орифламма»

 

Слово в защиту гуманной педагогики

 

С большой душевной болью приходится наблюдать, что в последнее время в Интернет-пространстве появились публикации с нападками и измышлениями на гуманную педагогику, делаются попытки опорочить имя выдающегося педагога, ученого-гуманиста, академика РАО, доктора психологии и педагогики, профессора Шалвы Александровича Амонашвили.

Шалва Александрович АмонашвилиОдно из таких излияний принадлежит Татьяне Жуковой из Донецка. Ее статья «Оккультизм со школьной скамьи. О гуманной педагогике Ш. Амонашвили»,  размещенная на сайте скандально известного Александра Дворкина, носит явно «заказной» характер, в ней автор, не скрывая раздражения, преподносит в искаженном, негативном контексте выдержки из прекрасных книг Шалвы Александровича. Можно только догадываться, почему автор глубоких, просветительных статей в православных журналах в столь резкой форме взялась обличать…Мастера Педагогического Искусства, имя которого известно и дорого нескольким поколениям учителей во многих странах. А еще подумалось, а есть ли у автора дети, внуки, ученики?! Думает ли она об их будущем? И была ли в аудитории, когда в 2005 и 2006 годах в Донецке проходили авторские семинары великого учителя?

В течение пяти дней опытные и начинающие педагоги, воспитатели, родители и студенты, затаив дыхание, постигали педагогическую мудрость Шалвы Александровича, где среди понятного и знакомого возникали потрясающие открытия. Одним из важнейших стало открытие глубинной сути понятий духовность и гуманность в педагогике. Приведу кратко некоторые положения, которые опровергают домыслы Т.Жуковой.

В основе гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили лежат фундаментальные понятия - духовность и гуманность, способные через образование содействовать непрерывному эволюционному процессу развития человечества. Они - опора личности на её трудном пути восхождения. Этим понятиям суждено преобразить наш меркантильный, технократический, материалистически озабоченный мир, противопоставить насилию низших ценностей – чувству собственности, индивидуализму, алчности, культу наживы и т.д. – ценности высшие, и, в первую очередь, такие как вера в высшее, возвышенное, любовь к ближнему, совесть, служение добру. Педагогическое сознание давно находится в кризисе. Выход из кризиса – в расширении сознания. Какие бы условия мы ни определяли для качественного и перспективного обновления мира образования, основа будет заключаться в смене парадигмы педагогического сознания. Если сознание примет измерение духовности, то постепенно произойдёт переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.

Учитель Гуманной педагогики ведет своего воспитанника от успеха к успеху по ступенькам лестницы духовного совершенствования, и это дает ребенку истинное понятие божественной сути человека. Здесь и умение учителя возвысить себя до сердца ребенка, как это делал Корчак, и поиск духовной общности и путешествие к истокам духовности Сухомлинского, развитие духа человеческого по Ушинскому. Впитав в себя мудрость классики, пропустив ее через свое сердце в труднейших преодолениях косности и невежества старого авторитарного мышления, Шалва Александрович создал свою уникальную «Систему гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе», которая изложена в его трактате «Школа жизни» и многих других книгах.

Шалва Александрович обращает наше внимание на то, что вся классическая педагогика (классическое педагогическое наследие) основана на духовных началах. Он предлагал нам не выхолащивать из нее духовную основу, а через со - мыслие, со - творчество оживить Коменского, Песталоцци, Ушинского, Пирогова, Макаренко, Сухомлинского. По мысли Шалвы Александровича, «Гуманная педагогика смотрит вглубь человека, обращается к его сердцу и возрождает суть нравственного (духовного) развития личности. Она призвана подарить ребенку радость познания себя в окружающем мире, осознание ценности человеческой жизни и человеческого предназначения. Опираясь на вековую мудрость, культуру и национальные традиции, гуманная педагогика воспитывает благородного человека».

Отрицать гуманную педагогику - это значит отрицать то, что нашему обществу необходимо оздоровление, возврат к духовым ценностям! Ведь для всех, у кого душа не очерствела, понятно, что именно гуманная педагогика, основываясь на глубинных основах мировой педагогической классики, трудах ученых и философов помогает раскрытию высших качеств человеческой индивидуальности. В своих книгах и на семинарах Шалва Александрович утверждает, что необходимо возродить духовность, а ядром духовности является вера в существование Высшего Начала всего Сущего, осознание сверхчеловеческого происхождения абсолютных нравственных ценностей и отказ от примата материальности в пользу примата духовности.

Среди фундаментальных философских источников гуманной педагогики Шалва Александрович называет «Живую Этику» - новую систему познания, формирующую новое планетарное мышление и новое сознание современного человечества. В своих трудах Шалва Александрович часто цитирует строки из Священного Писания и других мудрейших православных источников, на ежегодных Международных Педагогических Чтениях по гуманной педагогике распространяется православная педагогическая и художественная литература, уважаемые святые отцы делятся опытом нравственного воспитания детей и молодежи. Некоторые из них получили высокий знак отличия – звание «Рыцаря гуманной педагогики». Сокровенные знания Т.Жукова с осуждением причисляет к оккультизму. Но ведь Священное Писание - это тоже сокровенное знание, которое открывается не всем и не сразу, а по готовности сознания. Вот почему многим так еще нужны «доказательства» для поддержания веры.

Всех, кого интересует осознание роли человека в Космосе, необходимость совершенствования современной педагогической науки и практики на базе возрождения классических педагогических ценностей в новом космическом качестве, адресую к статье Ш.А.Амонашвили «Идеи космизма в педагогическом сознании». В статье изложены глубинные космические идеи, имеющие особое значение для образования подрастающего поколения. В итоге статьи приведены обобщения: «Космические идеи, истекающие из источника веры в Высшую Творящую Силу, ставят перед образованием, по нашему представлению, следующий круг проблем и задач, предопределяющих уровень современного педагогического сознания:

— развивать в молодом поколении веру в Высшую Силу. Вера есть созидатель личности, и ребенок рождается с чувством веры;

 воспитывать ответственность за свои мысли, развивать в детях добротомыслие, прекрасномыслие, любовномыслие;

 воспитывать чувство и понимание суровости долга перед Космосом и перед человечеством;

воспитывать сердце как свыше данный орган;

развивать совесть как мерило истинности и выбора пути, как мерило образа жизни;

 обращать внимание на предназначение каждого человека в жизни, на необходимость служения своему предназначению;

отводить подрастающее поколение от разрушительного влияния чувства собственности;

 защищать детей от влияния дурных общественных проявлений (дурные зрелища, сквернословие, развращающие книги и т.п.);

 развивать умение смотреть на вещи, явления, людей и самого себя, на звездное небо, на все — через синтез материального и духовного.

Шалва Александрович АмонашвилиЭти и подобного рода проблемы, сформулированные как педагогические задачи, и вообще духовное зрение на образовательный мир будут способствовать обновлению педагогического сознания. Ведь вся высшая педагогическая классика зиждется на допущении «чудной мерности», потому в ней хранятся вечные истины воспитания. Духовное зрение поможет педагогическому сознанию сложить возвышенный взгляд на ребенка, на его духовные силы и предназначение, внести достойную содержательную струю духовности в изучаемые науки, переоценить методы воспитания и нацелить их на раскрытие духовно-естественной природы каждого ребенка, отойти от авторитаризма и принуждения в образовательном процессе, выявить новые, наиболее важные стороны образования».

 Для всех нас, кто в процессе организации семинаров и при личном общении близко соприкоснулся с удивительным человеком Ш.А.Амонашвили, пришло осознание, что личность Мастера является одним из основных элементов его системы. А гуманная педагогика Амонашвили - это не просто метод, рожденный гением, но объективно существующая духовная реальность, которую просвещенный учитель открывает вначале в своем сердце и сознании, а затем помогает открыть своим ученикам.

Каждый день таких семинаров особым образом преображает аудиторию слушателей. Некоторые, хочется сказать «случайные», просто уходят после первого дня, но приходят другие, которые не ради получения сертификата, а по зову сердца ловят каждое слово Мастера, а по завершении оставляют свои чувства в книге отзывов, которую Шалва Александрович обычно увозит с собой в Москву. По свидетельствам и отзывам многочисленных слушателей, полученная редкая возможность наблюдать большого Мастера в деле – процесс, приносящий радость и подъем, заставляющий думать о собственном творчестве, о сотворении себя. В одной из его работ сказано: «Человек становится личностью в той мере, в какой он ищет себя, открывает в себе цель своего служения и служит ей, несмотря ни на какие трудности и осложнения».

Одна из участниц семинара в Донецке, немолодая учительница из сельской местности, показала старенькую, но бережно хранимую книгу (одно из самых первых изданий работ Шалвы Александровича) и призналась, что уже много лет перед каждым учебным годом она перечитывает ее, как молитву и мысленно обращается к Учителю, как чистому источнику сил и вдохновения. И это пример далеко не единичный…

Идея гуманной педагогики побудила педагогов-единомышленников, тех, кто уже обрел свои крылья и тех, кто стремится их обрести, к объединению в общественную организацию - творческий «союз учительских сердец» - и открытию в Донбассе Донецкой и Артемовской лабораторий Гуманной Педагогики. Эти организации действуют как открытые педагогические системы, где на совершенно добровольной основе объединяются люди, действительно озабоченные судьбой молодого поколения, бережно относящиеся к проблеме воспитания и образования, понимающие, что начинать преобразования надо не с критики учащихся, руководства и действующих методик, а прежде всего, с себя.

Во многих городах Украины, России, Белоруссии, Прибалтики, где проходили семинары Шалвы Александровича, созданы творческие лаборатории на основах гуманной педагогики, которые вовлекают в поиск новых форм и методов работы тех, кто принимают ребенка таким, каков он есть. Ведь суть гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили заключена в трех основных постулатах: вера в возможности Ребенка, раскрытие самобытной природы в Ребенке, уважение его личности.

Сегодня, когда обнажается правда о нашей истории, опять поражаешься тому, с каким трудом приживается свое гениальное, как не просто тем, кто идет впереди и освещает путь другим! В то время как все средства массовой информации, многочисленные жизненные примеры бесконечно напоминают о проблемах современного образования, нам настойчиво рекомендуют применять чужеземные педагогические модели и системы, а педагогика «от сердца к сердцу» - гуманная педагогика - еще не достаточно изучается и ценится или умышленно искажается.

От имени большого числа донецких педагогов, считаю своим долгом и правом заявить, что Шалва Александрович – Герой Духа, спаситель Детства, который всем нам помогает осознать свою великую ответственность за раскрытие лучшего в детях ХХI века.

 Сам Шалва Александрович в своей книге «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света» на вопрос: «Как защитить Учителя?» дал всем такой ответ: «Защитить нужно не ответной критикой и нападками, не шумихой, превосходящей шумиху критиканов, а усилением своей творческой деятельности и демонстрацией силы идей Учителя». Что мы и будем стараться выполнять.

 

Дата публикации: 10.09.2009

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz