Л.И. Глущенко,
Культурный Центр
имени Н.К.Рериха, Алматы, Казахстан
Сенкевич
и другие
На днях получили от друзей аудиозапись
выступления Александра Сенкевича на семинаре, который совсем недавно прошёл в
Балтийской академии г. Риги (Латвия). Того самого
Сенкевича, который известен как автор ряда грубых высказываний и публикаций о
деятельности МЦР и Л.В. Шапошниковой.
Прослушивание записи заняло более 2-х
часов. Впечатлений много. Учёные титулы и подчёркнутая представительность
собрания плохо сочетались с обывательской лексикой докладчика. Заявка на
исследование, но при этом - полное отсутствие какого либо не только научного,
но и просто аргументированного подхода к рассматриваемой теме. Обрывки
незаконченных фраз, можно было бы сказать: путаность мышления, но, учитывая
опытность выступающего – здесь, скорее, сознательное использование приёма, отвлекающего
внимание аудитории, и в этот момент - вбрасывание дезинформирующих и ложных
формул, которые в других условиях просто не были бы восприняты слушателями.
Ложь, гнусность и скабрезность. К концу прослушивания
окончательно стало ясно: перед нами человек, в сознании которого нет ни
малейшей искры света. Задача его: запачкать и очернить светлые Облики. И, надо
отметить, он находит немало благодарных слушателей.
Пересказывать всё услышанное нет
смысла, как и вступать в полемику с этим человеком. Он перешёл этическую черту
возврата. Но обозначить некоторые показательные фрагменты этого мероприятия,
всё-таки, стоит.
Регулярный гуманитарно-образовательный
семинар в Риге, 57-ой по счёту. Издаётся альманах с материалами выступлений.
Подчёркнуто уважительно представляют выступающего:
Сенкевич Александр Николаевич, индолог, филолог, доктор наук, профессор. Тема
выступления: «Корни оккультизма Елены Блаватской».
Попытаемся более или менее системно,
сохраняя лексику титулованного гостя, сформулировать с небольшими комментариями
основные тезисы его выступления. Сделать это придётся из обрывков фраз и
множественных отвлечений. Доктор наук и профессор - умелый путаник.
Оказывается, он исследовал судьбу Елены
Петровны Блаватской как адвокат, чтобы понять самому
и объяснить другим, почему её не любят или, наоборот, любят. Её философию
называют новой религией, но сам Сенкевич думает, что это не так. Ряд
неназванных им масштабных личностей считают, что теософия – это не Блаватская, не Ледбитер, не даже Анни Безант, более крупная
личность, известная и уважаемая в Индии гораздо более Елены Петровны. (Желание выступающего
поставить в одну строку с Е.П. Блаватской
медиума Ледбитера и неоднозначную фигуру Анни Безант понятно. Этим незатейливым приёмом
предпринята попытка умаления роли Елены Петровны в формировании мощного
мировоззренческого направления, названного ею теософией).
Далее следует продолжение. Теософия
возникла на скрещении её судьбы и (не удивляйтесь) на философии христианского
мира, который впитал в себя идеи Востока, данные в священных книгах индуизма –
Ведах, Упанишадах, Бхагават-Гите и др.
По мнению Сенкевича, Блаватская унаследовала от матери писательскую плодовитость,
творила много, но системы у неё не было. Систему создал Штайнер. (Штайнер в этом контексте
вообще притянут «за уши». Им,
конечно, была создана система, но своя собственная, не имеющая к теософии и
творчеству Елены Петровны никакого отношения. Введение его
имени – сознательная манипуляция, формирующая ложный образ Елены Петровны).
Олькотт был человек порядочный, но ограниченный, проповедовал
буддизм, который носит языческий характер. (Оставим на совести уважаемого доктора наук
характеристику ближайшего сотрудника Блаватской и её
верного друга Генри Олькотта. Но ярлык «язычества» применённый к буддизму
для учёного-индолога более чем странен. Индолог ли это произнёс? Или сотрудник из сектоведческого
подразделения РПЦ?)
Многословно и с большим удовольствием о
детстве и юности Елены Петровны - грязно, похотливо и лживо. Опустим фантазии,
выдаваемые за «открытия», поскольку эта часть выступления напоминала монолог
озабоченного посетителя порносайтов.
Подчеркивается, что Блаватская
была не русская девочка, в ней доминировала немецкая кровь. Поэтому её
привлекли книги о масонстве, сложном движении, сексуальном и эротичном. А любая
литература – это мистификация, которая присутствует в любом литературном
творчестве. (Логическая
цепочка выстроена по всем правилам черного пиара: «выдумщица Елена», её
литературная плодовитость, а любая литература - мистификация, следовательно –
мистификацией является и литературное творчество Е.П. Блаватской. Слушатели семинара
молча проглотили и эту наживку).
О путешествиях Елены Петровны сказано
так: даже хронологически не могла быть там, где она рассказывала своим друзьям,
например, в стане Гарибальди. Училась у какого-то мага, вроде нашего Копперфильда (то есть, якобы научилась постановочным
фокусам). Находит Олькотта, который
её предаёт. Её предают все, в том числе индийцы. И даётся совет: когда кто-то
создаёт что-то новое, надо постоянно менять команду, иначе будут предавать.
В оскорбительно иронической форме А.
Сенкевич рассказывает о встречах Елены Петровны с Махатмами.
Когда её спросили: «Зачем ты это выдумываешь?», она якобы ответила: «Надо же
детишкам на молочишко». (В зале одобрительный смех).
Но на самом деле это были махараджи из Непала, которые приехали на первую
всемирную выставку в Лондоне в 1821 году. Они ввели Блаватскую
в круг своей индусской учёности, ведь Непал – это место где всё скручивается. (Сам выступающий подчеркнул, что в Махатм не верит).
О «Разоблачённой Изиде» индолог и
филолог вопрошает: «Кем разоблачена? Зачем?». А затем
разъясняет, что главная идея книги … объединить Изиду с Девой Марией, ведь одна
из них - инкарнация другой.
По мнению Сенкевича, Блаватская очень полезна по
некоторым своим взглядам, но к ней надо относиться только как к писателю. На
вопрос из зала: «Можно ли серьёзно относиться к Шамбале и к Белому Братству?»
был дан ответ: «Серьёзно ни к чему относиться нельзя. Не надо».
Рассказ под одобрительные смешки в
аудитории о своём ёрническом романе «Конопатая Маша».
Его герои - Путин и Чубайс, вместе с Конопатой Машей ищут
Камень Чинтамани. В глумливом контексте упоминается
Шамбала, Махатма М.
Неожиданно о Грабовом. Замечательный
человек. Циник, но даёт людям надежду. Интеллигент. (Следовательно, по Сенкевичу цинизм - одно
из качеств настоящего интеллигента. Браво, воистину «открытие»)
После перерыва выясняется, что данный
семинар приурочен к выходу очередной книги Сенкевича о Е.П. Блаватской,
на этот раз в серии ЖЗЛ. И по замыслу организаторов должно было состояться её
обсуждение.
К микрофону выходит Татьяна Житкова.
Представилась: вице-президент Международной ассоциации писателей-публицистов.
Умно, взвешенно даёт оценку ещё одному сборнику вымыслов о Елене Петровне и
выступлению автора. Книга Сенкевича о Е.П. Блаватской
не является обоснованным исследованием. В ней читателя подводят к грубым,
заранее подготовленным выводам. Сегодняшнее выступление было полно
противоречиями и отсутствием аргументов, носило «кухонный» характер.
Отсутствует мера ответственности в исследовании выдающейся личности. Автор не
знаком с философской концепцией Востока. Не были определены термины. Сама Елена
Петровна не рассматривалась в свете её философии. И так далее.
Закончить выступление Житковой не дали.
Её прервали, Сенкевич кричал что-то о «руке из МЦР», кто-то из организаторов
мероприятия ему вторил. Симптоматично обжигающе воздействовало на них
упоминание имени академика Л.В. Шапошниковой.
Мгновенно озлобились и потеряли последние остатки приличия. Началась площадная
брань в адрес Людмилы Васильевны. Вообщем – клиника.
Но самое интересное Сенкевичем было
сказано в конце. Оказывается, Рериховское движение
носит религиозный характер. (Не ново и ожидаемо, с учётом нескрываемого сотрудничества с РПЦ и даже
получения ордена от неё. Но, продолжим.) Признание Махатм
его сторонниками говорит о том, что это религиозное движение. Православная
церковь права – это секта. Сегодня во главе этого движения стоит, знаем кто… (в
аудитории понимающий смешок). А завтра будет стоять Росов.
Я его поддерживаю. Когда придёт Росов – его поддержат
многие.
По окончании семинара организаторы
выразили Сенкевичу «особую благодарность».
Послесловие
Широко комментировать вышеизложенное,
нам думается, не стоит. А вот выработать каждому в себе и всем вместе общую
позицию к негативному и достаточно обширному явлению в сегодняшнем обществе –
представляется необходимым. Невежество активизировалось до беспредела.
С помощью поисковых
Интернет-систем удалось выяснить, что Сенкевич уже
давно паразитирует на имени Е.П. Блаватской,
используя естественный рост интереса в обществе к биографии этой выдающейся
женщины. Пишет, добавляет, переиздаёт книги о ней. Статей и интервью –
несметное количество. Практически, «крупный специалист» по Елене Петровне.
Вначале вбрасывались пробные шары с ложью. Их почти никто не заметил, а
протестующие голоса тех, кто заметил – никто не услышал. И потому с каждым
последующим изданием ложь многократно увеличивалась. И, наконец,
кульминационное издание 2010 года уже во всех книжных магазинах на всём
постсоветском пространстве и услужливая реклама в Интернете.
Думается, что каждому честному человеку
следует зайти в книжный магазин и прочитать одну страницу наугад из этого
издания. Вы испытаете шок. Но и пронзительно поймёте – все приличия и правила
подобными людьми отброшены окончательно. Они будут совершать самые подлые
действия в неосознанном предчувствии чего-то для них фатального. А это значит –
«последний» и «решительный» близок, мы - в эпицентре
невидимой информационной битвы. Исход её предуказан,
но для нас - честь принять в ней посильное участие и защитить дорогие нам
Имена.
Что делать? Нужны достоверные
публикации о Е.П. Блаватской, о Рерихах, о Л.В. Шапошниковой. Чем больше, тем лучше. Разные, и везде - по возможностям. В этих публикациях
необходимо направлять читателя к достойным изданиям. Коротко, но веско отмечать
ложь Сенкевича и его коллег по клевете, не уделяя им избыточного внимания. То,
что они творят – агония. Поэтому вооружимся знаниями и встанем на защиту чести
и достоинства Подвижников Культуры, славные имена которых уже вписаны в историю
не только России. Успехов, друзья!
июнь 2010 г.
Дата публикации:
24.06.2010 г.