Н.Н. Золотарева.

 

Инквизиция живуча

 

Пусть не думают, что напоминание об инквизиции неуместно.

К сожалению, оно применимо ко многому. Разные стороны

жизни находятся под инквизиционным давлением. Именно

темное начало обессиливает лучшие начинания. Тьма

гнездится в хоромах так же, как и в хижинах.

Аум, 310

 

 

Весной 2009 года сотрудники Белгородской региональной общественной организации «Рериховское общество “Белогорье”» обратились с письмом в Управление образования Белгородской области с инициативой о проведении семинара по гуманной педагогике Ш.А.Амонашвили. Предложение было принято и письмо с визой «Для организации работы» передано в Белгородский региональный Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. РО «Белогорье» предоставило институту комплект литературы по гуманной педагогике, в том числе книгу Ирены Стульпинене «Физика языком сердца»1.

Ректор института С.П.Тимофеев, бывший учитель физики, заинтересовался этой книгой, а прочитав ее, был восхищен тем, как автор смогла объединить философские, этические понятия с физическими законами. Он посетовал, что такая книга не попалась ему лет 25 назад: тогда он преподавал бы физику школьникам совсем по-другому. Книга настолько потрясла его новым космическим мировоззрением, что он решил выпустить ее большим тиражом для учителей всей Белгородской области. С помощью единомышленников сотрудникам РО «Белогорье» удалось связаться с Иреной Стульпинене, которая любезно предоставила материал для издания своей книги в Белгороде.

Книга, изданная тиражом тысяча экземпляров, стала продаваться на курсах повышения квалификации учителей, вызывая неподдельный интерес.

И вдруг – как гром среди ясного неба… Ректору Белгородского регионального Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов С.П.Тимофееву позвонили из Белгородско-Старооскольской епархии и порекомендовали сжечь весь тираж этой книги, так как она подрывает основы Православия. А подрывает потому, что книга якобы связана с Рерихами и «сектой» (так епархия называет рериховское общество). Затем раздался и второй звонок – от вышестоящего начальства с требованием написать объяснительную записку о том, кто разрешил выпускать эту книгу. С.П.Тимофеев был обескуражен таким поворотом дела, он никак не мог понять, что плохого епархия нашла в книге. Но продажу ее вынужден был прекратить, хотя никакой экспертизы книги проведено не было.

О подобных случаях Николай Рерих писал: «Каждому приходилось слышать определеннейшие суждения об авторах, причем на поверку оказывалось, что был прочтен какой-либо один том из всех сочинений. Уже не говорю, как часто произносятся суждения лишь по одним газетным критикам, вообще не утруждая себя никакими чтениями»2.

В это же время в Белгороде шла подготовка семинара Ш.А.Амонашвили, разрешенного Департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области после длительных согласований с вышестоящим руководством.

И только благодаря настойчивости С.П.Тимофеева семинар все же состоялся и в конце 2009 года прошел с большим успехом.

В нем участвовали около 300 учителей и воспитателей дошкольных учреждений со всей области. Но места для приглашенных педагогических чиновников в актовом зале педагогического колледжа остались пустыми: ни один человек от управления и департамента образования на семинаре не появился. На всякий случай … Вместе с тем впервые, именно после подобного семинара, большая группа учителей Белгородской области побывала на Педагогических чтениях по гуманной педагогике в Москве.

А как же книга И.Стульпинене? Ее начали продавать по заявкам в другие регионы. Казалось бы, и овцы целы, и волки сыты. Но не тут-то было. На книгу начался новый «крестовый поход». На этот раз в роли инквизитора выступил теологический факультет Белгородского государственного университета. И снова от С.П.Тимофеева стали требовать объяснительную записку насчет рождения «антиправославной» книги. Теперь уже требовали чиновники рангом повыше – на уровне заместителя губернатора. Почему же снова вспомнили об этой книге, если в области она уже не реализовывалась? Как оказалось, импульсом к новому гонению на книгу И.Стульпинене и ректора стала выставка репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов, организованная РО «Белогорье» в Белгородском Государственном технологическом университете им. В.Г.Шухова. Выставка вызвала общественный резонанс, освещалась радио, телевидением, другими СМИ.

И тут «великие просветители» народа снова встрепенулись и начали очередную «охоту на ведьм». В эту акцию оказался втянутым и начальник Управления культуры области С.И.Курганский, который приказал директору Музея народной культуры немедленно выгнать из своих стен рериховцев, причастных к изданию «ужасной» книги, подлежащей сожжению. И тут надо сделать разъяснение. Дело в том, что в этом музее проходили заседания другого рериховского общества – «Мир через культуру», которое оказалось невинно пострадавшим, поскольку не все знают, что в Белгороде существуют два рериховских общества. Правда, выставку репродукций картин Рерихов властные структуры прикрывать не решились. «Мир через Культуру!» – так говорил Н.Рерих.

«В культуру – только через нашу истинную религию», – так постановили воцерковленные чиновники.

Надо отметить, что РО «Белогорье» ранее обращалось к С.И.Курганскому с предложением о сотрудничестве. Стоит рассказать о встрече с ним председателя РО «Белогорье» Н.Н.Золотаревой, состоявшейся в начале 2009 года. Ознакомившись с содержанием журнала «Культура и Время», С.И.Курганский принял предложение о пополнении фондов библиотек области эти журналом, а также идею о проведении выставки скульптур Алексея Леонова. Но случилось нечто непредвиденное, что сломало все договоренности. При просмотре журнала, в котором была публикация о выставке А.Леонова, его насторожило название одной из его работ – «Новая Раса». Попытка Н.Н.Золотаревой рассказать о детях «нового сознания», «детях Света», или «индиго», о которых давно говорят в России и за рубежом, привела к тому, что С.И.Курганский позвонил настоятелю Преображенского кафедрального собора отцу Олегу и проконсультировался у него. После чего заявил, что, будучи доктором философских наук, а также «воцерковленным христианином», он ничего не знает о таких детях и что Рериховское движение идет вразрез с Православием, поэтому все договоренности о сотрудничестве отменяются. Эта встреча наглядно показала, кто в Белгородской области «правит» культурой.

В следующую встречу начальник областного Управления культуры отказал в проведении выставки подлинников картин Рерихов, мотивируя отказ финансовым кризисом. РО «Белогорье» вынуждено было обратиться выше по чиновничьей лестнице – к начальнику Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Ю.В.Коврижных с предложением о сотрудничестве, в частности, в проведении выставки картин Рерихов. Письмо было передано его помощнику А.Н.Ильченко, который сказал, что с рериховцами не сотрудничают потому, что «здесь есть единственный в России теологический факультет и здесь Святое Белогорье». В то же время он не возражал, если рериховцы проведут выставку самостоятельно, без участия Департамента культуры. Однако чиновник не уточнил, какой музей откроет свои двери без разрешения департамента. Еще он подчеркнул, что выставки проводить можно, но не касаться при этом Живой Этики. На слова Н.Н.Золотаревой о том, что следовало бы прислушиваться к мнению руководства страны, министра культуры РФ, деятелей науки, искусства, образования, которые дают высокую оценку творчеству Рерихов и деятельности Международного Центра Рерихов, – чиновник дал свой «ценный» совет: обратиться в министерство культуры с просьбой дать рекомендацию о проведении в Белгороде выставки картин Рерихов.

После этих событий стало ясно, что терпеть беспредел со стороны РПЦ, поставившей себя на Белгородчине выше всех, дальше нельзя. Рериховское общество «Белогорье» обратилось в Международный центр гуманной педагогики за поддержкой в борьбе за право использования книги «Физика языком сердца» в Белгородской области в качестве учебного пособия по физике, что уже давно делается в Литве, на Украине, в регионах России. Ряд российских ученых-физиков, узнавших об отношении РПЦ к изданной книге, согласились подготовить на нее положительную рецензию.

В то же время письмо РО «Белогорье» для подготовки официального ответа было передано все тому же С.И.Курганскому. Ответа от начальника Управления культуры до сих пор не поступило.

Так все-таки – какая судьба ждет книгу «Физика языком сердца»? Пока она в надежных руках и доходит лишь до тех, кто оценил её по достоинству. И таких немало. В прошлом сожжение книг часто происходило публично. Сегодняшние указы Белгородской и Старооскольской епархии о сожжении книг ничем не отличаются от Средневековых. Так, в Москве 14 мая 1995 года известный фундаменталистский деятель отец Олег (Стеняев) при участии викария Патриарха Алексия II епископа Истринского Арсения (Епифанова) прямо во дворе своего храма сжигал книги, причем не только Льва Толстого или Николая Рериха, но также и Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского и других. Это аутодафе даже транслировалось по телевидению.

Можно сказать, что сегодня Белгородская епархия бежит впереди всей планеты в своей демонстрации ненависти к книгам Живой Этики. И, помня об этом, мудрые люди предостерегают: «Кто сжигает книги, когда-нибудь будет сжигать людей» (Генрих Гейне). Хочется пожелать всем причастным к этому нелепому для сегодняшнего дня действию: постарайтесь избежать этих крайностей!

«Я пишу книги, посвященные искусству и знанию, посвященные культуре. Очень многие делают то же самое. Метерлинк, Бернард Шоу, Уэллс, Тагор часто появляются со своими книгами и занимают общественное внимание, но никто не негодует»3. Пусть книги, написанные от всей души, от всего сердца пробудят не только молодые сердца, но и сердца чиновников, ангажированных современной Православной церковью. Пусть книга несет не раздор, а красоту и знание.

 

Ссылки

1. Стульпинене И. Физика языком сердца (Приложение к курсу физики средней школы для духовно-нравственного воспитания). Донецк: Изд-во Вебер (Донецкое отделение), 2008. 181 с.

2. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1999. Т. 1. С. 234.

3. Там же. С. 35.

 

Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов», Том 5, МЦР, 2010 г.

http://lib.icr.su/node/2109

 

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz