И.А.Герасимова,

доктор философских наук,

Институт философии РАН,

Москва

Время и опыт распознавания:

враги, «друзья» и ученики

Высокие истины и люди, как они есть

Человечество - необходимая часть целого, Космоса; эволюция Земли неотделима от эволюции Космоса, и приобщение к творче­ской жизни Великой Беспредельности зависит от свободной воли самого человека. Более чем столетие зреет осознание этих высоких истин сокровенных духовных Учений, пробуждение духовного разума человека затянулось...

В России люди получили беспрепятственный доступ к книгам Учения Живой Этики и наследию Е.И. и Н.К. Рерихов после пере­стройки. Более десятилетия прошло, и на сегодняшний день мы имеем следующую картину отношения к Учению: для одних - это стремление к практическому приложению его заветов в каждодневности, для других - это кропотливое изучение источников, для третьих - приобщение к идеям, текстам сообразно собствен­ным интересам и вкусам; для некоторых же это резкое отторже­ние, а для кого-то и прямая, непримиримая борьба.

Почему же с таким трудом воспринимается Учение, и почему чаще следуют букве, а не духу его? Причин непонимания и труд­ностей восприятия Учения множество. Но прежде чем попытать­ся проанализировать сложившуюся культурную ситуацию, хоте­лось бы подробнее остановиться на открытых противниках и исказителях.

Честная критика или фальсификация?

Человек может быть искренне убежден в абсолютной правоте своих взглядов, однако это не дает ему права для нарушения элементарных норм рационального диалога. Без соблюдения этого требования у него мало оснований считать себя культурным чело­веком. Характерно, что противники Живой Этики для достиже­ния своих целей средствами не гнушаются. Поэтому, думаю, будет уместно раскрыть основные особенности технологии извращений. Для этого обратимся к теории аргументации. В ней различают два понятия: доказательство и аргументацию. Доказательство - это общепринятое обоснование в соответствии с нормами, установ­ленными в научном сообществе. В отличие от доказательства ар­гументация должна ориентироваться на человека (собеседника, аудиторию). Для того чтобы объяснить что-то собеседнику, неиз­бежно приходится использовать художественно-риторические приемы, которыми можно и злоупотребить. Если ставится корыст­ная цель, например, во что бы то ни стало в чем-то убедить чело­века, навязать ему определенную позицию, то злоупотребление логикой и риторикой доходит до намеренной фальсификации и манипуляции сознанием. В таком случае говорят о спекулятивной аргументации. О ней и пойдет речь.

В ситуации, когда за ценность принимается плюрализм мне­ний, выдаваемый за признак подлинной демократии, любой текст может быть прочитан с произвольной интерпретацией. До каких же масштабов доходит произвольность?

Рассмотрим пример произвольности как произвола в термино­логии, языке и мышлении. От предвзятости на уровне исходных установок (идеологических или личных) остается один шаг до произвола. Иллюстрацией этому могут служить книги Рене Генона (1886-1951), которые заполнили прилавки книжных мага­зинов и пользуются немалым спросом. Вот что пишет В.И.Быстров (издатель и переводчик) в рекламной аннотации к книге Генона «Очерки о традиции и метафизике»: «Он практически не был известен русскому читателю до начала 1990-х годов... Его вли­яние на философию и культуру Европы является столь глубоким и сильным, что иногда литературное наследие философа называют даже «самым большим интеллектуальным чудом, начиная со времен средневековья».

«Согласно Генону, «религией» можно называть только специфи­ческий вид экзотерической традиции, предполагающей объединение целого ряда признаков, которое в истории цивилизаций встречает­ся не так часто. «Религия» есть там, где мы встречаем представление об Абсолюте как Личности, приоритет веры перед знанием... Религий всего три: это христианство, иудаизм и ислам; все ос­тальное историки называют религией по недоразумению» [1, с. 298].

Конечно, позиция автора как исследователя имеет право на существование (и лично я согласилась бы с его пониманием рели­гии), но, имея в виду нормы научных дискуссий, хотелось бы уви­деть корректную аргументацию в отношении других культурных образований, оцениваемых историками (?) «религией по недора­зумению». В частности, хотелось бы услышать обоснованный от­вет об Абсолюте в индуизме, где утверждается тождество Брахмана и Атмана, или, другими словами, Высший объективный принцип и Высший субъективный принцип («личностный аспект») рас­сматриваются как аспекты единого начала; хотелось бы увидеть и изложение вопроса о Бхакти-йоге, в которой провозглашается возможность любви и служения Богу в земной жизни.

В исследованиях восточной традиции метафизики имеются серьезные трудности, которые приводят к разногласиям в оцен­ках - называть ли восточные учения религией, философией, психологией, мировоззрением, мифологией? В отношении этих дискуссий следует добавить некоторые соображения с точки зре­ния теории аргументации; условия, которые нередко ускользают из поля зрения исследователей.

Восточные учения и практики представлены множеством школ, так что трудно говорить о единой концепции, разночтения между основателями и последователями порой кардинальны. Среди учений есть и рациональные рефлексии, которые можно квалифицировать как философские системы, однако своеобразие восточного опыта проявляется именно в наличии мощной устной традиции, где опыт и знания передаются посредством личного общения ученика и учителя. Отсюда непременным условием в образовании является воспитание личности ученика. В отличие от западного безличностного стиля восточная аргументация всегда личностно ориентирована. В диалогах об основах учения прием аргументации «говорить по сознанию каждого» является ведущей установкой в обучении. Кроме того, воспитание личности предполагало и такой прием, как сознательное искажение информа­ции и сознательное введение в заблуждение с целью отсеять не готовых к принятию знания, а в достойных учениках развивать искусство мышления. В дошедших до наших дней источниках Будда часто умалчивает, не дает ответа по кардинальным вопросам метафизики, порою можно обнаружить и противоречия в ответах. Однако для того чтобы компетентно квалифицировать текст, не­обходимо иметь сведения о собеседнике, или, в терминах когни­тивного подхода в гуманитарных науках, иметь представление о картинах мира участников диалога.

Общий вывод для всего вышесказанного следующий: знания экзотерической традиции религиозного движения недостаточно для понимания его сути. Необходимо попытаться понять раскры­ваемые ныне эзотерические основы. Но и здесь опять-таки при­ходится иметь в виду, что и даже при расширенном горизонте ви­дения высказанные соображения будут иметь силу. В сакральной коммуникации знания сознательно оберегаются от профанации. Отсюда основы учений не раскрываются, а скорее «приоткрыва­ются» для читателя, и каждый воспринимает их в меру развития своей разумности и духовности.

Откровенно говоря, на уровне общей идеи мне не чужда пози­ция Генона относительно определения религий, однако конкрет­ный анализ и выводы автора, на мой взгляд, предвзяты. Оставив право называться религией только за христианством, иудаизмом и исламом, автор тут же делает следующий шаг - низвергает буд­дизм и теософию. Посмотрим, как это делается.

«Тайная доктрина» Е.П.Блаватской имеет подзаголовок «Синтез Науки, Религии и Философии». Слово «синтез» одного корня со словом «синкретизм», но вот что мы читаем у Генона:

«Синкретизм», в точном смысле этого слова, заключается в соеди­нении элементов различной природы, то есть таких, которые не связаны друг с другом на основе единого фундаментального принципа, а собраны вместе чисто «внешним способом». «Очевидно, что именно «синкретическим» методом создается так называемая «восточная традиция» теософии, которая на самом деле не имеет в себе почти ничего восточного, кроме плохо понятой и неверно употребляемой терминологии» [1, с. 41].

Термин «синкретизм» в самом общем значении слова означает «соединение». До недавнего времени различали два его смысла. Во-первых, синкретизм как целостность, нерасчлененность (например, в контексте «синкретическое первобытное искусство»). Второй смысл указан Геноном - синкретизм как разновидность эклектизма (разнородная множественность), причем указан искаженно, при абстрактном требовании наличия «единого фунда­ментального принципа». Но теории или концепции, как прави­ло, строятся на основании нескольких принципов, а не одного. Логически возможен (хотя и малоупотребителен) и третий вари­ант прочтения синкретизм как «органический синтез». Таким образом, термин «синкретизм» многозначен, «точного смысла этого слова» не существует.

Далее. В процитированном тексте выражения «в точном смыс­ле этого слова», «единый фундаментальный принцип», характер­ные для научной лексики, создают у читателя впечатление осно­вательности подхода автора к излагаемому вопросу, но при более пристальном рассмотрении становится ясно, что здесь имеет место лжеупотребление. Такой прием относят к интеллектуальному вну­шению, к факторам убедительности (показательности, но не до­казательности). Иллюзию научности создает и неопределенная ссылка на авторитет - «все остальное историки называют рели­гией по недоразумению» (какие историки?, где об этом сказано?).

К тексту Генона о том, что синкретические доктрины «берут свое начало из чисто современных и профанических по своему ха­рактеру концепций», что «именно идея эволюции почти всегда в таких случаях играет доминирующую роль» [1, с. 41.] переводчик дает уточнение, что речь идет о Блаватской, Штайнере и русском космизме. Однако здесь следовало бы пояснить читателю, что идея эволюции играет доминирующую роль в науке конца XX - начала XXI века (идеи глобального эволюционизма; идея коэволюции; изучение космической, физико-химической, биологиче­ской, культурной и когнитивной эволюции). Согласно современ­ным представлениям о когнитивной эволюции, познавательные способности человека, его мышление, чувства, сознание эволю­ционируют вместе с эволюцией природы. И если речь идет об учениях, в которых истины передаются «по сознанию», то такие учения следует квалифицировать как эволюционирующие. Та­ким образом, следует подумать над вопросом об эволюциониру­ющих религиях, эволюционирующих философиях, эволюциони­рующей науке.

Как видим, Генон - писатель неоднозначный, по многим по­зициям его тексты, вне всякого сомнения, устарели, но благодаря бойкой рекламе на него создается спрос, а у приверженцев писа­теля в широком ходу аргументы к невежеству.

Добавим, что в свое время Е.И.Рерих отмечала, что «француз, философ Генон - ненавистник буддизма и теософии [2, с. 327].

Другой противник, диакон Андрей Кураев, отстаивая ортодок­сальное православие (все-таки при собственном понимании ав­тора), ведет прямую борьбу с Рерихами. Предвзятость заложена уже в его исходной установке, которую можно было бы кратко из­ложить следующим образом: «Россия - часть западной культуры, все восточное для понимания ее пути не имеет смысла. Следова­тельно, все восточные учения, в том числе и учение Рерихов, сле­дует отвергнуть». Рассмотрим оригинальный текст. В главе «Есть ли что доброе на Западе?» (полемика с К. Мяло в книге «Кто по­слал Блаватскую? Теософия, Рерихи и Православие») на стр. 181 читаем: «Для меня Европа - это мир Данте и Диккенса, Паскаля и Экзюпери... Русскую культуру можно понять, не зная синтоизма и буддизма. Но понять ее пути, не зная культуры западного христи­анства, просто невозможно. Цитаты из восточной культуры в на­шей традиции есть, как есть они и в культуре немецкой или анг­лийской. Но это именно цитаты. А живой контекст нашей куль­туры - это культура Запада, Средиземноморья. Оттого и говорю я, что Россия - часть европейской, западной культуры. Отлучать русскую культуру от европейской - признак слабоумия, а не пат­риотизма» [3]. Весьма сомнительно, чтобы здравомыслящий че­ловек (если не придираться к словам) собирался «о т л у ч а т ь» одну культуру от другой. Из факта культурного взаимовлияния Европы и России разве следует вывод о том, что Россия именно «часть западной культуры»? Конечно, можно Россию понимать и без синтоизма и буддизма, но только для современного состоя­ния науки такого понимания уже недостаточно. Как это ни пара­доксально, но тонкость и своеобразие своего родного языка на­чинаешь осознавать именно тогда, когда изучаешь другой язык. Более глубокое осознание и понимание родной культуры часто приходит лишь при сравнении. Компаративистика (сравнитель­ное сопоставление культур) сегодня одно из признанных направ­лений исследований в гуманитарных науках. В историческом пространстве России сосуществовали не смешиваясь православие, ислам, буддизм, иудаизм, если уж говорить о «живом контексте нашей культуры». И Европа, и Азия оказывали влияние на Рос­сию. Примеры взаимопознания в литературе и искусстве много­численны. Тогда почему Россия - «часть западной культуры»?

Такое, по меньшей мере, странно слышать из уст человека, считающего себя представителем Восточной Христианской Церкви. Создается впечатление, что автор вкладывает свои, сугубо личностные, смыслы в слова «Запад», «Восток», «часть», «русская культура».

Теперь о произвольности в обращении с текстами. Нарушение правил цитирования, весьма типичное для поверхностных публицистических работ, абсолютно недопустимо для работ научных. Приводить текст в качестве цитаты можно лишь в том случае, если он имеет относительно самостоятельное смысловое значение, но совершенно исключается «вырывать» фразу из целостного контекста и тем более произвольно комбинировать ее с другими смысловыми контекстами. В противном случае, особенно при умелом подборе цитат, можно все что угодно представить в выгодном для автора свете или довести до абсурда. Кураев к цитатам относится в высшей степени произвольно и порой сам же оказывается заложником собственного метода. На стр. 182 из того же источника читаем: «Моя позиция — это позиция славянофилов: Хомякова, Киреевского, Самарина. Для них Запад — «страна святых чудес». Далее идет пояснение: «О грустно, грустно мне. Ложится тьма густая. На дальнем Западе, стране святых чудес» (А.Хомяков) [З]. Здесь, видимо, предполагается, что всем известно, кто такие славянофилы, ибо в тексте о них больше ничего, кроме этого, не сказано. И, во-первых, сразу же делается поспешное обобщение (логическая ошибка), что для всех указанных славянофилов Запад — страна святых чудес, а, во-вторых, вырванная из контекста фраза Хомякова и ее произвольное использование сразу же затеняет пафос славянофильства о самобытном пути России. А неискушенный читатель может сделать вывод и о том, что славянофилы - это те, кто превозносил Запад.

Однако надо отдать должное автору. Он «мастерски» подбирает материал так, что возникают серьезные вопросы, требующие ответа. И порой затруднительно что-либо ответить на нападки, не имея полной информации о жизни Рерихов, не проводя детальных исследований.

Говоря о «запрещенных приемах» в контексте рационального диалога, следует отметить и спекуляцию на сложных философских и жизненных вопросах. Очень типичен для Кураева весьма поверхностный подход к рассматриваемым вопросам, что проявляется в вульгаризации высоких идей, упрощении проблем, подведении их решения под наивно-обывательский или догматически-научный стереотип. Приведу следующий пример из его книги «Соблазн неоязычества»: «Центральный стержень этого нового догмата: Бог один (его сакральное имя - «общечеловеческие ценности») и все религии - пророки его. Все веры учат добру и любви, а лишь пережитки средневековой нетерпимости мешают людям понять то, что поняли великие учителя агни-йоги и теософии: все религии едины в своей духовной глубине и лишь немного отличаются друг от друга ... Если под экуменизмом понимать стремление все религии втиснуть в ранжир «единой» веры, чья обширность определяется суммой убеждений какой-нибудь очередной теософки, я против экуменизма. Если экуменизм это ленивое нежелание изучить основы своей духовной традиции, прикрывающее отсутствие взглядов и познаний декларациями об их «широте», я против экуменизма» [4, с 3—5].

Здесь дана аргументация, весьма типичная для так называемой популярной литературы, где единство понимается лишь только как «единство о д н о о б р а з н о г о», и потому, чтобы достичь единства, надо все унифицировать. Проще всего именно так понимать и действовать. В философской же литературе есть описание и высшего типа единства - «единства в м н о г о о б р а з и и » (единство, целостность при индивидуальной или национальной самобытности). Но что такое единство в многообразии и как его воплотить на практике в конкретных ситуациях? Вопрос наитруднейший для современной культурной ситуации (отнюдь не все интеллектуалы приходят именно к такой постановке вопроса, саму идею трудно осмыслить и тем более ее практически использовать). Ведь если ты говоришь о мировой культуре, то тебя тут же обвинят в масонстве (что такое масонство как исторический феномен, мало кто себе представляет); если ты говоришь о русской национальной идее, то тебя обвинят в национализме и шовинизме. Как управлять динамикой всемирных и национальных тенденций в экономике и культуре? Вопрос наисложнейший. Глобализм и всемирность в экономике, коммуникациях, науке, культуре уже стали реалиями нашего дня. Но как их сочетать с национально-особенным, с интересами отдельных государств, отдельных народов? Идея индивидуального (и национально-индивидуального) как высшего выражения универсального трудно представима не только для обыденного понимания, но и для теоретических ис­следований. Занимаясь исследованиями культуры в поисках «единства в многообразии», необходимо помыслить единый эво­люционный процесс, в котором одна культура дополняет другую, при этом еще надо суметь увидеть целое как арену взаимодейст­вий этих дополнений, а также определить характеристики этого целого. Теоретический синтез такого рода требует от исследова­теля универсальности (всевместимости) сознания.

Если мы говорим о сравнении религий и выявлении их роли в мировом процессе, то, по крайней мере, нужно представлять о чем идет речь: (1) об истоках и первоначальных установках; (2) о нормах, ценностях, духовном опыте подвижников; (3) о ре­альной социальной истории; (4) о современном фактическом состоянии. Имея в виду фактическое состояние, А. Бовин в одном из интервью сказал: «Мусульманство - это все».

Проще всего свести единство к однообразию, гораздо сложнее проявлять терпимость и реально содействовать поискам нравст­венных и интеллектуальных основ диалога культур, диалога ци­вилизаций, диалога мировоззрений. В конечном счете, реальность мира и жизни на планете, духовное единство России зависят от реальной терпимости и доброжелательности.

Произвол в аргументации означает не что иное, как незнание нормы, серьезного подхода, пренебрежение этикой рациональных дискуссий. Можно ли, стремясь к самым благим целям зашиты ве­ры, даже при самом искреннем чувстве, использовать любые сред­ства? Вопрос риторический для знающего элементарные нормы.

Порой достаточно трудно определить, кто хуже - враги или мнимые друзья? Следующий феномен я назвала бы так: «Я среди авторитетов. Л.Дмитриева». Судите сами: «Посланник Утренней Звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы. Евангель­ские заветы и притчи Иисуса Христа в свете Кармы и Перевопло­щения, «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, Агни Йоги (Живая Этика) Рерихов и современной науки. С и н т е з Л.Дмитриевой» (разрядка моя. — И. Г.).

Девять докторов и кандидатов наук различных специальнос­тей подписали предисловие к этой книге, представляя ее следую­щим образом: «И если сегодня физика, являющаяся основой нашего представления о мире, признается, что картина мира, ею создан­ная, не только не полна, но и не верна, то, значит, истинные законы Мироздания надо искать по ту стороны физики» [5, с. 13]. Но зачем же тогда, спрашивается, сравнивать, а тем более синтези­ровать Учение Христа с ложью? Из противоречия следует все что угодно, - еще в Средние века утверждал Дунс Скотт, логик-схо­ласт. Характеризуя книгу в целом, отмечу, что она в изобилии на­сыщена цитатами, погруженными в контекст собственных фан­тазий; материалами, которые никто проверить не может; содер­жит массу банальностей, выдаваемых за глубокомысленные рас­суждения. При этом обращу особое внимание на исключитель­ную категоричность стиля!

С «основы нашего представления о мире» - физики - и начнем обсуждение. «В настоящее время физика старается объединить две свои основные теории - теорию относительности и квантовую теорию в Единую теорию субатомных частиц», - пишет Л.Дмит­риева. В просторечии это называется «слышал звон, да не понял, откуда он». Действительно, некоторые физики ставят задачу со­здания единой теории, объясняющей электромагнитное, сильное, слабое и гравитационное взаимодействия («релятивистская квантовая статистическая физика»), с помощью которой, как считается, удалось бы объяснить все силы и взаимодействия в так называемой неживой природе. В этом направлении имеются определенные успехи. За создание объединенной теории элект­ромагнитного и слабого взаимодействия С.Вайнберг и А.Салам получили Нобелевскую премию. Но настоящие физики как уче­ные уже давно поняли, что человеческие понятия относительны. Наука постоянно расширяет свои границы, но при этом сама принципиально ограничена. Каждая теория верна при определен­ных предпосылках и объясняет лишь выделяемый срез реальности. Никто не может предсказать, где и когда произойдет осечка, раз­рыв и новая революция перевернет мировоззрение. Например, современная космология находится сейчас на грани радикальных изменений в картине мира. Одна из интригующих проблем со­временной космологии и астрофизики - поиск базовых состав­ляющих невидимой, не фиксируемой никакими детектирующи­ми приборами субстанции (названной «темной материей»), кото­рая составляет основную массу вещества во Вселенной (95% по уже признанному мнению специалистов). Если электромагнит­ное взаимодействие на сегодня изучено достаточно хорошо, то вопрос о природе гравитационного взаимодействия по-прежнему остается открытым. И не просто открытым. Исследования в об­ласти гравитационных взаимодействий подтверждают истину, осознанную еще древнегреческими философами: чем более рас­ширяются границы нашего знания, тем более увеличивается и сфера нашего незнания. К постулату о существовании «темной материи» ученые подошли, исходя из расчетов о движении галак­тик и вытекающего из них вывода о том, что сил гравитации не­достаточно для поддержания порядка во Вселенной. При таком подходе не может не впечатлять следующий вывод: все, что до сих пор человечество видело, осязало и знало, - это только 5% из возможного!

Идея унифицирующей теории субатомарных частиц многими критиками квалифицируется как научный миф, а некоторые даже рассматривают ее как один из аргументов в подтверждение тезиса о конце науки («все уже познано»). Для таких оценок есть серьез­ные основания, а именно: принципиальные трудности техничес­кого характера в создании экспериментальных установок для проверки физических гипотез (например, случай с теорией супер­струн). Естествознание сегодня переживает кризис, и, по-види­мому, в недалеком будущем придется пересмотреть идеалы и нор­мы научности. Если же посмотреть на вопрос о единой теории с метафизических позиций, то «не является ли теория, пытающаяся объяснить все физические взаимодействия, нонсенсом, поскольку слово «все» ограничено пределами человеческого опыта и чело­веческих возможностей»? О каком же синтезе духовных учений и науки, что заявляется автором, может идти речь в таком случае?

Следующий текст из книги Дмитриевой я приведу как пример широко бытующего в подобного рода трудах «склеивания по ассо­циации разрозненных впечатлений от чтения научной и философ­ской литературы»:

«Теорема Белла, подтвержденная экспериментом, позволяет физикам смелее и громче заявлять о том, что Вселенная - это Еди­ное, и что в ней Все неразрывно связано, и что в сверхтонком со­стоянии материя приближается к духу, и что в таких сверхразряженных состояниях нет Времени, но есть Вечная Жизнь» [5, с. 378]. И сразу же возникает вопрос: какие именно физики именно так говорят? По Дмитриевой получается, что изучали, изучали мате­рию, потом она закончилась и ... плавненько перешли к изучению духа? За этими рассуждениями кроется штамп западноевропейской традиции мышления разграничивать альтернативы: или/или: или дух, или материя. О каком же, повторяю, синтезе может идти речь, если автор так и не разобралась в базовых понятиях восточ­ной философии, раскрываемых и в Учении Живой Этики, а именно в принципе недвойственности материи и духа: духо-материя (или материя-дух) мыслятся как аспекты единой субстан­ции (например, в философии Веданты), имеются разные уровни материи и духа в объективных и субъективных мирах проявлен­ного Космоса. Добавим, что понятие духа в текстах восточной метафизики многозначно, его смысл определяется контекстом, в ряде случаев духовное тождественно трансцендентному. Из того факта, что физики осознали значение энергии, поля, а также из осознания того, что представления о пространстве-времени от­носительны, еще отнюдь не вытекает, что эти физики стали фи­лософами, мыслящими в категориях Вечной жизни. Представле­ния о единстве Вселенной можно обнаружить в древних мифоло­гиях (образы «единого организма»), у мистиков, у современных экологов, у некоторых физиков. Но кто именно из физиков «сме­лее и громче заявляет о Вечной Жизни», пытаясь сочетать рацио­нальный подход в науке (ориентированной на изучение внешнего мира, материи) с мистикой? - Об этом у Дмитриевой ничего не сказано- Но если делается заявка на научность, то тогда необхо­димо детально разобраться с каждым таким случаем в отдельности.

Теперь коснусь вопроса о сокровенном знании. Книги Дмитри­евой - яркий пример всех этих наводнивших сегодня книжный рынок опусов в жанре разговоров о Великом «запросто», как о политике «на кухне»: «Родина Христа и Его Великих Братьев нахо­дится не в другой Галактике, не в другой солнечной системе. Это планета Венера ... Христос и Его Великие Братья оставили далеко позади человечество своей высокой планеты, полностью завершив на ней свою человеческую эволюцию. Они опередили соотечествен­ников на целую Вечность... Космические Разумы (Планетарные Духи) обладают непрерываемостью сознания, что делает для них переход из одного мира в любой другой таким же естественным и про­стым, как для человека — переход из ярко освещенного двора в погреб или же из квартиры на улицу. Это свойство бессмертия» [5, с. 49]. Утверждение делается в категоричной форме от лица автора, то есть без ссылок на первоисточники. Напрашиваются вопросы: «А како­вы основания для вольной интерпретации не столь очевидных для неподготовленного читателя метафизических идей? Например: какая Родина у Духов?» В предисловии в одном месте сказано, что автор претендует лишь на изложение элементов нового мировоззрения (?), но уже в другом говорится, что он все синтезирует под своим лучом (?) Спрашивается, под к а к и м л у ч о м?

Но где же заявленное в названии книги Учение Христа? Я его так и не обнаружила. На стр. 39 появляются первые слова Христа: «Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». И пояснение автора: «Говоря эти странные слова, Христос вовсе не имел в виду ту плоть, то физическое тело, которое Он, не сопротивляясь, отдаст на растерзание одержимой толпе, когда той захочется крови человеческой ... Но этого не понять «непосвященному» в Тайную Доктрину». Опять банальность. Как будто за две тысячи лет христиане так и не научились различать физическое тело от духовного, непосредственный смысл слов от символического.

Целые разделы в книге посвящены карме и ее видам (согласно пониманию автора), выведению по ассоциациям из притч доктрины перевоплощения (замечу, что из притч как многоуровневого смыслового текста непосредственно ничего вывести нельзя; о многочисленной литературе, где научно обсуждаются отрывки из Библии, допускающие знание древними иудеями закона перевоплощения, не сказано ни слова; ничего не говорится и о работах Е.П.Блаватской по данному вопросу). Наконец, автор пытается логически доказать, что Христу было 46 лет, а не 33 года. Но где же Учение Христа, пояснение его сути?

Книга имеет подзаголовок - «Элементарные Основы Нового Мировоззрения для самообразования, а также для школ, лицеев, вузов». В ней сказано также, что автор 20 лет изучает Новое Мировоззрение и 12 лет читает лекции на данную тему (?!). Книги печатаются огромным тиражом... Но если более десяти лет читает, значит, есть аудитория, если печатают издатели, значит, есть спрос. Значит, у людей имеется потребность, интерес, но неосведомленность, а то и откровенное невежество делают их заложниками фантастических спекуляций.

Ученичество в техногенной цивилизации

Последний феномен наводит на грустные размышления. Почему же с таким трудом - от искажений до прямой борьбы - воспринимается Живая Этика - Учение Великих Учителей, переданное семьей Рерихов? Размышляя над этими вопросами, приходишь к выводу, что в целом люди оказались не готовы к восприятию столь высоких истин. Одна из причин, на мой взгляд, глубинно-сокровенная - давление груза прошлого. По уплотнению времени и ускорению всех процессов ушедший век, видимо, превзошел все остальные в обозримой истории: обыкновенный человек в течение одной жизни должен погрузиться в горнило жизни, пройти сужденные испытания, суметь не увязнуть в суете быта и в тенетах собственного эгоизма, но при этом сохранить в себе жизненный нерв, оптимизм и силы к пробуждению сознания духовной жизни. Опыт подвижников учит: разумение высшего - это дар, которого надо быть достойным. Для искренне ищущего пути не сокрыты, но человек должен быть готов к их открытию, к осознанию в себе высшего бессмертного начала.

Другая причина - недопонимание смысла духовного ученичества в технократических и информационных цивилизациях. Освоить, ввести в свой жизненный мир сокровенные истины можно двумя путями: путем возвышения себя до них или же путем принижения высоких идей до уровня своего понимания и даже «сленга». Чаще всего следуют вторым, более легким путем. Путь же возвышения-самовершенствования лежит через постоянное преображение себя: самонаблюдение, самопознание, самоконтроль. Когда сознание (по привычке или по довлеющей социальной установке) направлено на внешний мир, духовные истины в лучшем случае усваиваются как новая информация, механически, как нечто неживое.

Какие же факторы социально-культурной жизни препятствуют восприятию Учения? Среди множества причин я бы обратила внимание на следующие:

1. Принцип плюрализма провозглашается одним из ведущих принципов демократии. Как противовес догматизму плюрализм и может сыграть положительную роль, но до уровня духовного принципа он не дотягивает: кроме утверждения своего собственного мнения надо уметь еще и договариваться, достигать единства при множестве различных позиций. Отмечу, что сегодня поддерживается плюрализм не только знаний, но и невежества. Сосуществование культуры и антикультуры возводится в норму. Если явная ложь соседствует с истиной, то для некритического сознания можно равно как все принять, так и все отвергнуть. Нормой ста­новится крайне субъективное употребление понятий. Более того, складывается впечатление, что целенаправленно осуществляется узурпаторская подмена всех высоких понятий и идей в целях дис­кредитации духовных учений.

2. В массовом сознании насаждается идеология постмодер­низма: обесцениваются моральные, интеллектуальные и психо­логические качества развитой личности; низкое смешивается с высоким; выхолащивается содержание идеалов, возвышенных чувств и героических имен. Поделюсь примером из личного опыта: на просьбу описать состояние торжественности многие студенты ответили, что никогда не испытывали этого чувства.

3. Негативное влияние СМИ: агрессивная примитивизация мышления и поведения, забвение серьезного отношения к жизни, свобода как распущенность, смакование фактов и сцен насилия.

4. Виртуальные технологии: внедряется мысль о принципиаль­ной иллюзорности человеческой жизни: компьютерные миры, жизненные миры, фантазии, сновидения, медитации ... опыт по­движников ... духовные миры ... объявляются виртуальными и рассматриваются как феномены одного порядка.

5. Использование достижений науки и искусства в информаци­онных и психологических войнах. Падение престижа науки и высо­кого искусства в общественном сознании.

Однако, несмотря на резкое ухудшение культурной ситуа­ции, как в России, так и в мире, благоприятствующие восприя­тию космического мировоззрения ростки упорно прорываются к жизни. Так, в науке (космология, геология, физика, биология, медицина, экология) утверждаются идеи активного эволюцио­низма, общепризнан факт универсальности эволюции; целост­ность как связь всего со всем вводится в принцип экофилософии; идет формирование глобалистики - науки о современном мире как целом; необходимость нового мироустройства, осно­ванного на развитии духовно-нравственных начал человека, осознается многими учеными (идеи психоцивилизации как но­вой фазы эволюции; биоэтика, соединяющая нравственность с устремленностью к познанию, провозглашается наукой буду­щего); в гуманитарных науках пробуждается интерес к антро­пологии целостности и в связи с этим идет осмысление дости­жений духовного подвижничества (научные исследования исихазма); замена агрессивно-потребительского типа личности на любовно-творческий выдвигается как ключевая задача со­циального воспитания.

Становится ясным, что без развития мышления человечеству не решить свои проблемы и не спастись от деградации. В Живой Этике настойчиво повторяется мысль о том, что мышление как ис­кусство должно наполнять каждодневную жизнь любого человека. «Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягост­ным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества происходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда срывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой сто­роны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности. Сам Вождь должен подать пример постоянного рас­ширения мышления, чтобы приблизиться к предвидению. Конечно, само предвидение происходит от Общения с Иерархией. Но само Об­щение требует подвижного мышления и ясного устремления. Искус­ство мышления не следует понимать как оккультное сосредоточение. Ничего нет тайного в искусстве мышления и утончении сознания. Лишь высокое качество добросовестности утвердит путь мыслите­ля. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления как здоровье народа» [6, § 61].

Жизнь и творчество в культуре можно рассматривать как под­готовку к восприятию сокровенного знания. Учение Живой Этики и наследие Рерихов так и останутся тайной за семью печа­тями для людей, если они не будут развивать в себе способности мыслить на современном уровне эволюции - на уровне человека культуры. Что такое «духовное начало» в твоей жизни? Что такое «человек культуры»? - Пусть каждый стремящийся к самосовер­шенствованию сам для себя ответит на этот вопрос.

Согласно духовным учениям, искусство мышления предпола­гает развитие возможностей человека, сфокусированных в его сердечном разуме. Я бы выделила следующие свойства интеллек­та, одухотворенного сердечным разумом, необходимые для ис­следовательской работы:

·             видение смысла решаемых задач в контексте культуры и це­лей будущего;

·             расширение сознания до исторически-временного и культур­но-пространственного

охвата идеи;

·             синтез при развитом анализе;

·             дисциплинированность при критичности;

·             открытая индивидуальность;

·             синергийные способности;

·             проникновенное понимание на уровне смыслов;

·             контроль возможностей собственного видения.

 

Возможно, в психоцивилизациях будущего жизнь будет осознаваться как искусство гармонизирующего мышления.

Литература

1.      Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000.

 

2.      Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев A.M. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. В 2т. М., 1996. Т. 1.

 

3.      Кураев А. Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и Православие. Ростов-на-Дону: Троицкое слово, 2000.

 

4.      Кураев А. Соблазн неоязычества. М., 1994.

 

5.      Дмитриева Л. Посланник Утренней Звезды Христос и его Учение в све­те Учения    Шамбалы. Евангельские заветы и притчи Иисуса Христа в свете Кармы и Перевоплощения, «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, Агни Йоги (Живая Этика) Рерихов и современной науки. Синтез Л.Дмитриевой. Кн. 1, 2. Кишинев: Видья, 1998.

 

6.      Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 2. М.: МЦР, 1995.

 

 

© В защиту имени и наследия Рерихов.

Материалы Международной научно-общественной конференции 2001.

Москва, Международный Центр Рерихов, 2002.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz