Станислав Минин

 

Рождественский пикет - лучший подарок «братьям по вере».

Или как дьякон Кураев собирался поздравлять

католиков с праздником.

 

 

Необычный рождественский подарок, начиная с середины декабря, готовил «братьям-католикам» известный православный проповедник, дьякон Андрей Кураев. Свежей идеей он поспешил поделиться с посетителями своего интернет-форума. Отец Андрей - большой оригинал. Пикет возле храма - это же настоящий сюрприз для католиков, идущих на рождественскую мессу!

Планировалось следующее: примерно в 12 часов дня 24 декабря, в канун Рождества по григорианскому календарю, православная молодежь с «добрым, а не протестно-возмущенным выражением лиц» должна была собраться в православном храме святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне. Предполагалось, что борцы за святую Русь подготовят плакаты со следующими лозунгами: «Русское Рождество - 7 января!», «Прекратить шельмование Русской Православной Церкви!», «Православная Церковь не отстала! Она верна!» Из храма пикетчики под предводительством самого дьякона Андрея Кураева должны были двинуться в направлении католического собора Непорочного Зачатия, что на Малой Грузинской улице, здесь же на Красной Пресне.

Что это, антикатолическая акция, спросите вы? «Нет!» - заявил Андрей Кураев, логика рассуждений которого понимается с большим трудом. Дьякона, а вместе с ним и православную молодежь, готовую откликнуться на призыв проповедника, беспокоит, что каждый год накануне Рождества по григорианскому календарю российские журналисты «причитают» по поводу «ретроградности» Русской Православной Церкви (РПЦ), которая и сегодня пользуется юлианским календарем. Именно против «шельм-журналистов» и предполагалось выступить. «Хватит тыкать нас примером западной прогрессивной новостильности!» - возмущался Кураев.

Возникает вопрос: может быть, всем возмущенным существующими тенденциями в современной российской журналистике стоило бы собраться возле Дома Союза журналистов? Может, пикетировать следовало бы редакцию одного из изданий, позволяющего себе «отказывать» РПЦ в ее праве отмечать Рождество 7 января по григорианскому календарю? В действительности, в прошедшем году никто из журналистов не успел обличить «ретроградный» юлианский календарь, во всяком случае, никто в этом явно замечен не был. Впрочем, может быть, сработал страх прогневить «господствующую Церковь»?

Впрочем, как известно, далеко не все православные празднуют Рождество по юлианскому календарю, что совпадает с 7 января по новому стилю. Так, в 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представители Православных Церквей приняли решение о переходе на так называемый «новоюлианский календарь», который в настоящее время совпадает с григорианским. 11 действующих сегодня автокефальных Православных Церквей пользуются реформированным юлианским календарем и, как католики и протестанты, отмечают Рождество 25 декабря по новому стилю. Это Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии. В то же время 4 автокефальные Церкви - Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская - продолжают следовать юлианскому календарю. 7 января по григорианскому календарю Рождество Христово также празднуют в Афонских монастырях. Примечательно, что один из главных христианских праздников в один день с русскими православными отмечают и украинские греко-католики, и в Католической Церкви никто не говорит об их «отсталости».

Различие в календарях - это различие в традициях, и эти традиции не являются предметом спора ни между католиками и православными, ни среди православных. Допустим, что в конце 2004 года российские СМИ действительно несколько критически высказывались о юлианском календаре, и отца Андрея Кураева это задело. Но тенденции в СМИ и религиозная жизнь российских католиков - это явления разного порядка. В таком случае, зачем пикетировать храм?

Многих посетителей интернет-форума дьякона Андрея Кураева заметно озадачило сообщение о том, что предполагаемый пикет должен был состояться при «организационной и юридической поддержке» прокремлевского молодежного движения «Наши». Кураева в буквальном смысле призывали «одуматься», причем делали это люди, называющие себя православными. Действительно, ожидаемое привлечение «Наших» к пикету «в защиту русского Рождества» выглядело странно, если не сказать «подозрительно». Казалось бы, какое отношение молодежное движение «будущих управленцев» имеет к защите интересов РПЦ?

Предполагаемое участие «Наших» в «рождественском пикете» совершенно очевидно переводило бы акцию в разряд политических. Далеко не всех православных, посещающих сайт дьякона Кураева, такая перспектива бы устроила.

Впрочем, изначально было ясно, что акция, скорее всего, не состоится. Так, в Католическую митрополию никаких официальных уведомлений не поступало, хотя сам Кураев заявлял, что «католические власти» будут поставлены в известность. В префектуру Центрального административного округа никто за разрешением на проведение пикета не обращался. Сам Андрей Кураев, находясь в Новгороде, за несколько дней до предполагаемой акции сообщил, что пикета не будет. Казалось бы, лопнул мыльный пузырь, но в действительности провокация состоялась и, пожалуй, возымела ожидаемое действие. Сообщение на интернет-форуме подхватили СМИ, и в преддверии 25 декабря атмосфера в информационном пространстве накалилась.

В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата заявили, что РПЦ не собирается переходить на григорианский календарь. Но разве ее к этому кто-нибудь призывал? Неужели Папа Римский Бенедикт XVI, которого Патриарх Алексий II 24 декабря поздравил с Рождеством? Или митрополит Кондрусевич, который, беседуя с журналистами накануне праздника, был вынужден принять защитную позу и разъяснять общественности, что «разница между календарями не изменяет сути Рождества»? Почему российские католики вынуждены оправдываться, а православные иерархи - отвечать на призывы, которых никто и не делал?

В настоящее время, несмотря на многочисленные заявления Ватикана о том, что диалог между Католической и Русской Православной Церковью развивается, взаимоотношения Церквей сложно назвать безоблачными. Более того, осенью прошлого года и вовсе можно было говорить о кризисе в области православно-католических отношений в России. Тем не менее, от самой идеи межхристианского и межрелигиозного диалога никто не отказывался. В том числе и сам дьякон Андрей Кураев, неоднократно отмечавший в своих выступлениях и проповедях положительные стороны экуменизма. Казалось бы, необходимость такого диалога для поддержания стабильности в обществе понимают и в Кремле: существует же Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, в его состав входят как представители РПЦ, так и митрополит Кондрусевич. В то же время, по словам Кураева, прокремлевское молодежное движение якобы было готово поддержать акцию, сама идея проведения которой - очередное препятствие для нормальных взаимоотношений между Церквами.

Все же Андрей Кураев поступил правильно, отменив митинг (если это действительно сделал он сам). Особенно нелепо готовившийся пикет выглядел на фоне новостных сообщений информационных агентств о том, что экипаж Международной космической станции в составе американского космонавта Джона Филлипса и его российского коллеги Сергея Крикалева отметил Рождество Христово по григорианскому календарю, то есть 25 декабря.

 

 

© «НГ-религии», № 1(173), 18.01.2006

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz