Генеральному директору

 ООО «Издательский дом газеты «Труд»

П. Негоице

 

Главному редактору газеты «Труд»,

Председателю Наблюдательного совета А.Потапову.

 

 

«Герострат нашего времени»

(несколько слов о дьяконе Кураеве)

 

 

Уважаемый господин Генеральный директор!

Уважаемый господин редактор!

 

В нескольких последних выпусках газеты «Труд-7» был напечатан ряд статей дьякона Андрея Кураева. Удивляет тот факт, что представителю церкви со столь скандальной репутацией, газета «Труд» постоянно отводит целые полосы. У читателя создается впечатление, что дьякон выступает едва ли не от лица всей Русской Православной Церкви (РПЦ).  Между тем, даже в пространстве самой РПЦ работы Кураева вызывают весьма неоднозначную реакцию.

Практически в каждой из своих статей дьякон Кураев нападает на философское наследие семьи Рерихов и Елены Петровны Блаватской и даже умудряется исказить общеизвестные факты мировой истории. Между тем, в среде исследователей, занимающихся изучением философского наследия Рерихов прекрасно известно, что Кураев использует, мягко говоря, ненаучные приемы ведения полемики.  Среди них:

·        предвзятое  произвольное толкование;

·        игра смысловыми нюансами и интонациями;

·        купирование цитат, искажающее смысл исходного контекста;

·        склейка (соединение) цитат, не соответствующих по смыслу друг другу;

·        выдвижение идей, никак не подтвержденных текстом приведенных цитат, а местами даже противоречащих им.

Известный религиовед А.Владимиров в своей книге «В поисках Православия» пишет:

 «О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только не писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и культуры. <...> За всю историю Церкви не было еще подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой, восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедываемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».

Другой известный религиовед Александр Нежный в одной из своих статей отмечает: «Дьякон, профессор и дважды кандидат, толкует Библию как пошлый даже в своем богоборчестве предводитель советских атеистов Емельян Ярославский».

С этими утверждениями трудно не согласиться. Достаточно  в системе «Яндекс» провести поиск по словосочетанию «дьякон Кураев», чтобы убедиться в вышеприведенных высказываниях.

Дьякон ставит знак равенства между философским наследием Рерихов, имеющим огромный культурный потенциал, и сомнительными оккультными практиками. Хотя каждому, кто знаком с работами Рерихов и Е.П.Блаватской, прекрасно известно, что именно они эти практики осуждали и критиковали.

Дьякон совершенно не разбирается в критикуемых вопросах, не понимает философию Востока и открыто демонстрирует это перед читателями, заражая их своим нигилизмом и агрессией. Путем произвольного подбора цитат, безбожно вырванных из контекста, Кураев создает «образ врага», а затем обрушивается на этот образ с уничтожающей критикой. Все это напоминает бой с тенью, созданной самим же дьяконом.

Дьякон в своих опусах договорился уже до того, что приравнял гуманистическое философское наследие семьи Рерихов и Е.П.Блаватской к… сатанизму. Подобной же участи удостоены им и многие другие философские и религиозные учения.

Удивительно, что редакция серьезной и уважаемой газеты «Труд» постоянно допускает на своих страницах клеветнические высказывания Кураева и еще ни разу не предоставила свои страницы специалистам, которые могли бы квалифицированно и научно рассказать о философских идеях семьи Рерихов.

В Москве успешно работает Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Директор Центра-Музея – академик РАЕН, известный индолог, лауреат премии имени Джавахарлала Неру Людмила Васильевна Шапошникова. Профессор Виктор Васильевич Фролов и другие ученые-специалисты, работающие в МЦР, могли бы дать квалифицированную консультацию по всем вопросам, касающимся философского наследия Рерихов и Е.П.Блаватской.

Как сообщалось в Интернете, недавно редакцией Вашей газеты дьякону Кураеву было присвоено звание «Герой «Труда». Пожалуй, следовало бы призадуматься над тем, каков на самом деле «герой» дьякон Кураев. Или это все-таки герострат нашего времени, разрушающий своими идеями мировую и русскую национальную культуру?

 

Скородумов Сергей Владимирович,

главный специалист комитета по ООС

Администрации Ярославской области.

 

11.11.2002 г.

 

Приложение: научная критика опусов дьякона Кураева.

 

·        Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. "Мракобесие для простаков, или как один диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики (критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции»)".

http://www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm

 

·        Александр Владимиров. "В поисках Православия. Современники".

http://www.vav.ru/vav/vpp/f-vpp.html

 

·        Ксения Мяло. "Звезда волхвов, или Христос в Гималаях".

http://vav.ru/mkg/zv/f-zv.html

 

·        Сборник научных работ и публикаций, выпущенных к международной научно-практической конференции «Защитим имя и наследие Рерихов», проходившей в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха.

http://www.roerich-museum.ru/sbt1main.htm

 

·        Л.М.Гиндилис, В.В.Фролов. "Философия Живой Этики. Рериховское движение и его толкователи в России" («Вопросы философии» № 3, 2001 г.).

http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl6_6.htm

 

·        Открытое письмо «Защитим культуру!» научной и культурной общественности в редакцию журнала «Вопросы философии».

http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl6_5.htm

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz