О Т З Ы В

доктора философских наук, профессора кафедры философии

 Московского государственного института международных отношений (МГИМО - Университет) МИД РФ

ГЛАГОЛЕВА В.С.

 

I. Введение.

В России в ХХ веке постоянно нападали на выдающихся деятелей отечественной культуры. Чем весомее был вклад того или иного деятеля в культуру, тем более ожесточеннее проводилась по отношению к нему кампания травли и клеветы. И это касается не только великой семьи Рерихов, но и других деятелей отечественной культуры. Происходило и происходит это потому, что многие люди не знают, не ценят и не хранят свое национальное культурное достояние.

В течение ряда последних лет в России не прекращается критика Русской Православной Церковью (РПЦ) деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) и сотрудничающих с МЦР на договорной основе рериховских организаций.

Базой для этой критики служит Определение Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором ««Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни Йогой»», именуется «новым религиозным движением».

Такое определение учения Живой Этики  в указанном документе дало основание Русской Православной Церкви  в лице ее богословов  квалифицировать деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций как деятельность тоталитарной секты.

II. Общемировое значение идей Живой Этики,

культурно-просветительская деятельность семьи Рерихов.

Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций Востока и научных достижений Запада. В философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути духовного  совершенствования и развития культуры. Все книги «Живой Этики» обращены, прежде всего, к земным условиям жизни каждого человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда.

Вся деятельность Рерихов  носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России.

Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что  в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения.

Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха о международной охране памятников культуры во время военных действий более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов.

 

С целью научной экспертизы культурно-просветительской деятельности Международного Центра Рерихов и сотрудничающих  с МЦР рериховских организаций обозначим признаки секты.

В Российском законодательстве отсутствует определение тоталитарной секты. Однако специалисты, занимающиеся данной проблематикой, как в России, так и за рубежом, выделили ряд признаков тоталитарной секты как общественного феномена:

– обманная вербовка;

– дестабилизация сознания и психики с помощью применения психотехник;

– жесткий тотальный контроль над всеми без исключения сторонами жизни вовлеченного в секту индивида;

– непомерные финансовые поборы;

– навязывание разрыва с семьей, близким окружением, друзьями, если они не разделяют доктрину секты;

– вовлечение (вербовка) несовершеннолетних;

– формирование антипатриотических настроений, т.к. большинство тоталитарных  сект финансируется из-за рубежа;

– образование только в пределах сектантской литературы;

– отрицательное отношение к участию в общественной жизни (выборы, участие в национальных праздниках);

– негативное отношение к мировым религиям, культуре и науке;

– попытки проникновения во властные структуры;

– крайне агрессивная и назойливая реклама.

 

Как правило, на основе выделенных признаков (или части их) предлагаются определения понятия тоталитарной секты как авторитарной иерархической организации, практикующей обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящей свою деятельность вокруг харизматического лидера и практикующей различные психотехники, которые отключают критическое мышление (вводящие человека в управляемое измененное состояние сознания), что вызывает психологическую дестабилизацию; как авторитарной организации, осуществляющей всеобщий  контроль за всеми без исключения сторонами жизни человека и внедряющей правила поведения, нормы общения и т.д., которые противоречат нормам морали, принятым в современном обществе.

Результатом пребывания в тоталитарной секте, как правило, является полное уничтожение творческого и интеллектуального потенциала человека, нарушение прав человека, разрушение духовно-нравственных основ личности и семьи.

Сравнение вышеуказанных признаков тоталитарной секты с деятельностью МЦР показывает, что деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских организаций не соответствует ни одному из вышеприведенных признаков.

III. Деятельность Международного Центра Рерихов.

Международный Центр Рерихов (МЦР) и Музей имени Н.К.Рериха созданы по инициативе всемирно известного художника и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха.

В 1990 г. С.Н. Рерих передал в дар Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. – Международный Центр Рерихов) богатейшее наследие своих родителей – Н. К. Рериха и Е.И. Рерих.

МЦР проводит работу по сохранению, изучению, популяризации творческого наследия семьи Рерихов и осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность, в т.ч.:

– издательскую;

– проводит ежегодные научно-общественные      конференции;

– организует циклы лекций по широкому спектру научных, культурных и философских проблем; лекции читают ведущие специалисты МЦР, МГУ и институтов РАН;

– направляет работу педагогического объединения при МЦР;

– созывает педагогические конференции;

– координирует заседания  научного семинара МЦР;

– организует  передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов;

– проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями  культуры;

– организует выставки современных художников и международные конкурсы детского рисунка.

Уникальная экспозиция Музея имени  Н.К.Рериха охватывает основные вехи жизненного пути семьи Рерихов и включает в себя произведения изобразительного и прикладного искусства, архивные документы и личные вещи.

 Центр-Музей имеет отделения в Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Украине, сотрудничает с многочисленными обществами, связанными с именем Рериха и содействующими популяризации его наследия в России и странах СНГ.

Центр-Музей поддерживает культурные связи с обществами имени Н.К.Рериха в Австрии, Англии, Болгарии, Германии, Греции, Италии, Канаде, Польше, Мексике, США, Франции, Швеции и других странах.

Деятельность МЦР является одним из ключевых аспектов многообразных связей художественной, научной интеллигенции и деятелей культуры России с индийской общественностью. МЦР поддерживает разнообразные и регулярные связи с культурными центрами Посольства России в Дели и Посольства Индии в Москве, опираясь на более, чем полувековую традицию личных и культурных отношений, существовавших у семьи Рерихов с М.Ганди, Дж.Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися деятелями Индии.

 

V. Общий вывод.

На основании изученных документов и материалов нами сделан вывод о том, что Международный Центр Рерихов по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по одному из признаков, по которым определяет секту современная научная литература. Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа).

 

 

©  Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки.

М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz