Тайны века
Георгия Ризена
В 12-м номере журнала «Diskovery» за 2010-й год, имеющем тираж в 15 000 экземпляров, электронную
версию и широкую розничную сеть на постсоветском пространстве, опубликована статья
Г.Ризена «К источнику энергии и власти», содержащая искаженную
информацию о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1924-1928 гг.)
Тираж немалый, следовательно, несколько
десятков тысяч человек – «представителей среднего класса, людей с активной жизненной
позицией и стабильным финансовым положением», как заявлено в электронной версии
журнала, познакомятся с очередным искажением реальных фактов из творческой биографии
Н.К.Рериха, умело и, вероятно, предумышленно перемешанных автором статьи с явной
целью внести в сознание читателей сомнение в благородстве помыслов и дел Н.К.Рериха,
трансформировать величественный облик «апостола культуры», как его называли достойнейшие
современники, в политического авантюриста.
Мы не можем помешать распространению журнала.
Но мы также не можем промолчать и не встать на защиту чести и достоинства Н.К.Рериха,
дела и идеи которого живут сегодня и будут жить в будущем, несмотря на все попытки
их дискредитировать. Законы эволюции, как известно, неумолимы. А идеи Н.К.Рериха
о приоритете Культуры уже сегодня понимаются и поддерживаются многими.
Так о чём же статья Григория Ризена? О «легендарной обители Духа» Шамбале, о стремлении «не
только идеалистов и мечтателей» «прорваться туда» но и «авантюристов с различной
идеологией и вполне прикладными целями». Краткий экскурс в историю первых упоминаний
Шамбалы в буддийских текстах оставим на совести автора. А вот на следующих двух
предложениях стоит остановиться: «…для внедрения
самой идеи Шамбалы в общественное сознание европейцев и пробуждения интереса к месту
маловедомых деяний Великих Учителей человечества активно
потрудились такие известные в эзотерических кругах фигуры, как Елена Блаватская, Алиса Бейли и супружеская
чета Рерихов. Своими теософскими построениями они подвели базу для политических
авантюристов ХХ века, которые бросились к вершинам Тибета, чтобы найти возможные
инструменты мирового господства». А далее о «коммунистах и нацистах, которым
так важно было найти вход в Шамбалу».
Желание Г.Ризена
утвердить знак равенства между идеями коммунизма и нацизма вполне понятно. Битва
идеологий продолжается и, похоже, недруги построения нравственного общества социально
равных возможностей временно одерживают победы местного значения. Но это временно.
Общеизвестно, что идеологическим центром нацизма была организация, руководимая людьми,
знавшими некоторые законы природы, владевшими некоторыми её силами и направившими
своё знание на истребление рода человеческого для получения абсолютной власти над
миром. Чьих слуг они нам напоминают? И причём здесь Е.П.Блаватская
и Рерихи, – просветители, раскрывшие новые горизонты науки, расставившие вехи к
овладению сужденными человечеству знаниями?
Выделенный фрагмент – прекрасный образец
манипуляции терминами и именами для создания набора желаемых автором смыслов, противоположных
действительности, искажающих истину до неузнаваемости, создающих иллюзию вседозволенности
в праве на произвольное толкование исторических событий. А потому разберём поочерёдно
части этого текста.
О
внедрении самой идеи Шамбалы в общественное
сознание европейцев. Идея существования легендарной страны жила в сознании многих
народов, в том числе и европейских задолго до рождения Е.П.Блаватской
и Рерихов. На эту тему существует множество исследований, каждый желающий может
с ними ознакомиться. Стройную ретроспективу развития этого сокровенного понятия
в своё время выстроил Р.Рудзитис в книге «Братство Грааля». А у Н.К.Рериха есть
замечательный очерк «Шамбала сияющая» многократно публикуемый разными изданиями.
Прочитайте, друзья, не пожалеете. Величественная красота этого понятия постепенно
развернётся перед вашим сознанием, если вас действительно интересует эта тема, если
вы искренне хотите понять то, что символизирует слово «Шамбала».
О пробуждении
интереса к месту маловедомых Великих Учителей человечества.
Используемое в этой строке слово «интерес» прикрывает контекстное «любопытство»,
окрашенное иным смысловым оттенком. И почему «маловедомых»?
Идеи, облики и дела Великих Учителей человечества хорошо известны каждому просвещённому
землянину. Великими Учителями человечества были, есть и будут Христос, Будда, Лао-дзе, Конфуций, Платон, Ориген,
мудрый Соломон и многие, многие другие деятели и святители всех времён и народов.
Существуют хроники их жизней, некоторые оставили после себя письменное наследие
нам в изучение. Что мы усвоили из этого океана мудрости?
Е.П.Блаватская и Рерихи утверждали существование Учителей человечества,
как объективную реальность. Делали это уважительно, бережно, понимая, как никто
из нас, ту величайшую миссию, которую выполняли Они в веках. Рерихи и Е.П.Блаватская в сотрудничестве с Великими Учителями закладывали
новые ступени сознания человечества. Их подвижническая деятельность заслуживает
уважительного отношения, даже если кто-то и мало о ней знает.
Всё, что мы рассмотрели выше – вступительная
часть статьи Г.Ризена. А далее в отдельную главу выделены
домыслы о Центрально-Азиатской экспедиции академика Н.К.Рериха с явным желанием
придать ей политические задачи, «поставленные красной Москвой» о «свержении Далай Ламы ХIII» в «ходе спровоцированных
беспорядков», о вездесущем Якове Блюмкине, без которого не обходится сегодня ни
один сюжет «о тайнах века», о параллелях с экспедициями Третьего рейха в Тибет.
Разбирать построчно извивы засорённого мышления Г.Ризена
не будем. Он не первый, кто пытается позитивное явление в сознаниях читателей закрепить
как сомнительное, придав ему характер геополитического авантюризма. Многотысячный
тираж Discovery представляет
для реализации этой цели широкие возможности. В сумме эти действия называются «технологиями
манипуляции общественным сознанием».
«Знайте, знайте, знайте», – так писал в
одном из своих очерков Н.К.Рерих. Не доверяйте легковесным газетно-журнальным публикациям.
Во всём разбирайтесь сами. Читайте первоисточники. Прошли века, но невежество по
сей день цветёт пышным цветом.
О Центрально-Азиатской экспедиции академика
Н.К.Рериха известно немало. В первую очередь – это экспедиционные дневники самого
Николая Константиновича, которые он называл «мыслями на коне и в шатре». Ими зачитывались
не одно поколение читателей. Это любимые нами «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», названные
в послесловии одного издания «Симфонией Азии». Для обработки и изучения богатейших
материалов экспедиции, после её завершения, Рерихами был основан в северной Индии
Институт гималайских исследований «Урусвати», заложивший
многие перспективные направления современной науки и науки будущего. Широко отмечалось
в мире 80-летие завершения экспедиции в 2008 году. В том числе, в Москве, в Международном
Центре-Музее имени Н.К.Рериха, прошла международная научно-общественная конференция,
которая отметила её «ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий
ХIХ- ХХ столетий», её «большое эволюционное значение», и
то, что «в экспедиции был собран уникальный научный материал, созданы первоклассные
художественные полотна». Материалы экспедиции ещё многие годы будут предметом исследований
специалистов разных профилей с позиций философии космической реальности и её эволюционных
целей и задач.
А потому вброс
в информационное пространство домыслов Григория Ризена,
в которых, как в кривом зеркале, искажена истина, следует рассматривать в качестве
преднамеренной попытки помешать прорастанию позитивных процессов и идей в обществе.
Но можно ли задержать наступление неизбежного «завтра»? Конечно, нет. Можно лишь
искусственно создать вокруг себя полумрак и думать, что время остановилось. Выбор
за вами, господа «потенциальные читатели» журнала Discovery, «ориентированные на приобретение знаний в самых разных
областях науки и культуры». Всего вам наилучшего.
Культурный центр им. Н.К. Рериха (Алматы, Казахстан),
январь 2011 г.