Из выступления Генерального директора Центра-Музея имени Н.К.Рериха

Л.В. Шапошниковой

на пресс-конференции в Госдуме

 1996 г.

В ситуации с МЦР проявился целый ряд моментов, характерных для позиции Церкви вообще. В 1994 гиду Архиерейский Собор Православной Церкви вдруг объявляет культурный Центр Рерихов и культурные общества Рерихов нежелательной организацией, религиозной сектой, что свидетельствует о полной безграмотности. Ведь кто такой Рерих? Это борец за культуру, это создатель Пакта Рериха, который был потом утвержден на Гаагской Конвенции в 1954 году; это человек, который четко поставил культуру на то место, которого она достойна, и сказал о том, что культура есть стержень нашей культурно-духовной эволюции: это человек, который написал множество статей о культуре: человек, который считал, что если нет культуры, то нет человека. Эти соображения, эти позиции полностью совпадают с идейными позициями философов Серебряного века, с идейными позициями нашего патриарха культуры Д.С.Лихачева, 90-летие которого мы отмечали на днях, и многих других. Но Церковь, к сожалению, эти позиции не воспринимает. Во всяком случае, по отношению к Рериху. Когда мы написали письмо Патриарху Алексию, то получили через некоторое время ответ митрополита Кирилла. Он пишет: "Мы подчеркиваем, что православию чужды представления о мироздании как некоей энергетической системе и неизвестны законы космической эволюции". Но ведь это научные положения, которые уже завоевывают достаточное пространство в новой науке, формирующейся на пороге XX и XXI веков. Это те положения, которые были выработаны в конце XIX века и сейчас ложатся в основу нового научного мировоззрения. У меня, когда я читала это, уже возникал образ инквизиции. Взаимоотношения с Церковью складывались трудно не только в наш период. Церковь сожгла Джордано Бруно на костре, теперь Церковь сжигает книги Рериха на костре. И на экранах телевизоров это показывали.

Горела книга "Твердыня Пламенная", горела книга "Нерушимое", в которых осмыслены основы нашей национальной русской и мировой культуры. Значит, кому-то нужно это уничтожать. Сейчас Церковь, в какой-то мере, начинает формировать идеологическую цензуру, существовавшую в период тоталитарного государства.

Я не буду голословной и расскажу вам о диаконе Кураеве. Такие, как он, позорят Церковь, потому что они выступают против национальной культуры. Представьте, что в этом же зале идет лекция о Рерихе, о том, что он собой представляет, каково мировоззрение Рериха. Нигде не сказано, что это антигуманное, сатанинское Учение. Но появляется диакон Кураев и начинает перед  лекцией раздавать листовки. Вы представляете:  учёный  читает  лекцию, а один из его оппонентов начинает раздавать листовки! Затем тот же Кураев начинает кричать: "Кто вам разрешил читать такие лекции в Государственной Думе?" Диакон был крайне агрессивен, что не должно быть свойственно представителю Церкви. На его же полуграмотные оценки гуманистической деятельности нашего великого соотечественника трудно было отвечать.

Как видим, Церковь сейчас переживает своеобразный кризис. И если она по-настоящему не повернется к русской культуре, то превратится в ту же религиозную секту. Это приведёт к тому, что Церковь сделает себя чуждой значительной части русской интеллигенции, которая и есть носитель культуры.

 

Журнал "Мир Огненный", № 12.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz