«Живая жизнь»

Томас В.Н.,

Украина, Донецкая обл., г. Красноармейск

 

«Живая жизнь»

 

            Моим молодым коллегам,

ищущим свой путь в образовании.

 

…В конце XIX века Ф.М.Достоевский призывает: «Звоните в Духовные колокола Эпохи! Упорно защищайте страждущий мир самой незащищённой части человечества – Детей».  

И в начале XX века Максимилиан Волошин открывает современникам горькие истины:

 …Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство – наименьшее.

Тягчайшее же – воспитание…

Смысл воспитанья –

Самозащита взрослых от детей… (М. Волошин, «Государство», 1922)

Но и в середине XX века известный педагог В.А.Сухомлинский в письме профессору Э.Г.Костяшкину от 29 мая 1966 года с горечью размышляет: «…Мне кажется, что многие мужи педагогики, которые управляют нашим кораблём, сами не любят ни школы, ни детей: больше того, кое-кто из них глубоко ненавидит педагогику. Никакой педагогической мысли в рубке этого корабля нет. Люди отстаивают часы своей «вахты» и всё. Вы правы, об этом надо писать, кричать надо…» (Научный архив РАО. Ф. 133, оп. 1, ед. хр. 880, л. 4,7 – 10).

Может быть, тревога классиков сегодня, в начале века XXI, уже не актуальна? Что же волнует педагога нашего времени?

«Ребёнок в толпе.

Ребёнок в семье алкоголиков.

Ребёнок среди наркоманов.

Ребёнок среди извращенцев.

Ребёнок  - бомж.

Ребёнок брошенный.

Ребёнок презираемый.

Ребёнок обездоленный.

Ребёнок в руинах войны.

Ребёнок в мире криминала.

Ребёнок в болоте дурных зрелищ и соблазнов.

Ребёнок, угнетённый богатством.

Ребёнок, угнетённый нищетою.

Ребёнок во тьме равнодушия.

Ребёнок в агрессии взрослых.

Ребёнок – товар.

Ребёнок – сырьё.

Ребёнок - валюта…»   (1)

Разве мы не знаем об этом? К сожалению, наши реалии таковы: социальное сиротство и обездоленность детства становятся нормой. Семья с каждым годом становится источником всё большей агрессии, а школа – настоящей зоной опасности для ребёнка.                 

Значит, отношение к детству, к вопросам воспитания становится едва ли не условием выживания страны. Это и является причиной возникновения идеи новой педагогики, новой школы, способной преодолеть методический догматизм, понять, принять, защитить ребёнка. 

«Педагогика – это живая жизнь, а не груда принципов и понятий; педагогическое творчество – как всплеск живой жизни, которая устремляется ввысь» (2), - уверен Шалва Александрович Амонашвили, всю свою жизнь отдавший идее гуманной педагогики. Он глубоко изучил всё, что сделали до него классики педагогики, и создал свою уникальную систему. Она зарождалась в учительском сознании в далёкие 70-е с пламенного призыва:  «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло; будь благодатной почвой для развития человеческих чувств; сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах! Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника». (3)

Суть гуманизма по Амонашвили – это солнечное излучение души.  Широкой своей аудитории он объясняет:

«Сердцем гуманной педагогики является сердечное общение учителя с учеником, воспитателя с воспитанником, и ничто другое. Решение всех проблем зависит от качества общения, а не от чего-либо другого».

«Главный метод гуманного воспитания – доставить ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха».

Эти аксиомы, по сути, продолжают основные положения Школы Радости В.А.Сухомлинского, убеждённого, что «десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник».

Антология мировой философской и педагогической мысли стала фундаментом гуманной педагогики, строящейся на общечеловеческих ценностях: вере в высшее начало, в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро. Её исходный пункт - знать и понимать природу детства, цель - воспитать из ребёнка благородного человека.

Она не приемлет всего того, что сегодня  разрушает «живую жизнь» школы: «отметочно-карательную систему и тестовую политику, учебные стандарты и соревновательно-олимпиадную деятельность, показушно-воспитательные мероприятия и бездуховные оценки критериев работы школы,  «однополушарных» управленцев и  «цепную свободу» для учителей»… (4)

Принципы гуманной педагогики просты и понятны:       

·                    очеловечивать среду вокруг ребёнка;

·                    проявлять творящее терпение;

·                    принимать любого ребёнка таким, каков он есть;

·                    строить отношения сотрудничества с ребёнком;

·                    преисполняться оптимизмом в отношении ребёнка;

·                    проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка.

Шалва Александрович АмонашвилиСегодня гуманная педагогика существует как большая открытая авторская педагогическая школа Шалвы Александровича Амонашвили, доктора психологии, почётного академика Российской Академии Образования, руководителя Лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, научного руководителя экспериментальных школ №  1115 госквы  и    38 г.Петербурга, уже много лет на практике подтверждающих жизненность идей гуманно-личностного подхода к ребёнку. А ещё Мастера, признанного во всём мире, известного общественного деятеля, философа, обладающего универсальным мышлением, автора замечательных произведений для детей, прекрасного публициста, настоящего Рыцаря детства.

По мнению Ш.А.Амонашвили, «гуманная педагогика – это педагогика культуры высочайших отношений». Главный её метод – любовь. (Из-за нелюбви ежедневно лишают себя жизни 18-19 человек!) А ведь «сперва любить, потом учить»,  - учил ещё Я. Коменский!

Может быть, этими жизнеутверждающими и вдохновляющими идеями  объясняется огромное число последователей великого педагога современности, ибо, по меткому и точному определению У.Уорда, «посредственный учитель излагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет»?

Творческий поиск Шалвы Амонашвили и его самоотверженное служение детству привлекли к деятельности лаборатории и учёных с новым миропониманием: физиков и генетиков, атомщиков и медиков, педагогов-священнослужителей и педагогов нового сознания, способных «не суживать жизнь до урока, а расширять урок до жизни» (Блонский). Их плодотворное сотрудничество позволяет сегодня говорить о создании особенного суперпространства Гуманной Педагогики, где усилиями творческих педагогов успешно применяются в воспитании детей арт-терапия и сказкотерапия, библиотечная и лечебная, поэтическая педагогика, и представлены они настоящими профессионалами своего дела, людьми, для которых педагогика – действительно живая жизнь.       

На протяжении почти десятилетия, преодолевая тысячи километров расстояния, спешат в Москву неравнодушные педагоги и психологи, воспитатели и вузовские преподаватели, актёры и космонавты, библиотекари и режиссёры детских театров и студий, журналисты и учёные, искусствоведы и музейные работники, медики и инженеры – люди самых различных профессий, не безразличные к судьбе детей, –  на очередные Международные Педагогические Чтения, чтобы окунуться в атмосферу подлинного профессионализма, творческого горения, обменяться своими находками, поделиться тревогой и попросить совета. И увозят с собой не только новые идеи и книги, но и удивительную теплоту и сердечность общения, совершенно особенную атмосферу педагогического поиска, помогающую обрести себя, найти свою тропинку в педагогике, преодолеть рутину повседневности. И, принимая самое активное участие в работе круглых столов и мастер-классов, снова и снова убеждаются в правоте Мастера: «Только живое восприятие творческого опыта, только живое образное слово могут сохранить притягательную силу педагогических устремлений». (5)

Среди организаторов этих Педагогических Чтений не только  Международный Центр Гуманной Педагогики, но и Московский Городской Педагогический университет, Международный Центр Рерихов. Чтения проводятся при поддержке достаточно авторитетных общественных и государственных институтов:

- Международной Лиги Защиты Культуры,

- Союза Творческих Учителей России,

- Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке,

- Министерства образования РФ,

- Российской Академии Образования,

- Движения «Родительская забота»,

- Издательского Дома Шалвы Амонашвили,

- Московского Департамента образования,

- Московского Городского Педагогического Университета,

- Московского Дома Учителя.

Информационную поддержку чтениям оказывают и такие любимые учительским сообществом издания, как  «Первое сентября» и «Учительская газета».

К.Ш.Мансурова, кандидат химических наук, доцент, председатель РОД «Родительская забота» (госква), обращаясь с трибуны Международных педагогических чтений к Ш.А.Амонашвили и его последователям, утверждает: «Честь и хвала ему, несущему ярко горящий факел любви к детям и зовущему всех учителей следовать за ним по пути преображения и воспитания себя» (6)

Да, идея гуманной педагогики берёт свои истоки в глубоком прошлом: в классическом наследии, прикладным аспектом которого и является гуманное педагогическое мышление.

Шалва Александрович АмонашвилиПриглашая к размышлению о его природе, Ш.А.Амонашвили пишет: «Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов. Своими основными постулатами – верой в возможности Ребёнка, раскрытием самобытной природы в Ребёнке, уважением и утверждением его личности, направлением его на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, для возникновения личного творческого педагогического опыта, своих методов и форм». Гуманное педагогическое мышление не есть абстракция, оно не есть открытие современной науки и практики.  Жизненность его принципов зависит от уровня развития общества и от качества культуры учителя». (7)

Именно такому феномену духовной жизни, как культура, были посвящены Международные Педагогические Чтения 2008 года. Здесь шла речь не только о культуре общения в семье и школе, культуре урока и управления образованием, но и о внутренней культуре родителей и учителей, о национальной и эстетической культуре, культуре чтения, о культуре православной и общечеловеческих ценностях. Откроем только некоторые страницы сборника выступлений:

«В книгах Амонашвили слово человек пишет с большой буквы, и с этим можно согласиться, потому что, по слову Святых отцов, «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал Богом»… Можно и нужно сказать, что в основе гуманной педагогики лежит христоцентризм». (8)

«Обращаясь к проблеме влияния идей христианского учения на развитие педагогической мысли, мы перечитываем заново труды Я. Коменского, проникаемся религиозной духовностью педагогических воззрений Песталоцци, постигаем особенности гуманизма Руссо, постигаем силу святоотеческих корней педагогики Ушинского, народности Л.Н. Толстого, удивляемся живости педагогических открытий А.С. Макаренко, чистоте полёта мысли В.А. Сухомлинского и др. Мы видим глубокую духовную связь их педагогических воззрений, но очень важно понять, что многие из них, будучи в своём мировоззрении людьми глубоко религиозными, остались в мировой педагогической классике как педагоги светские. Эта мысль помогает понять и принять суть современного гуманизма, его духовность и возвышенность как самый верный путь к духовной культуре личности», - пишет доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Лаборатории гуманной педагогики МГПУ В.Г. Александрова. - «Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить воспитательный процесс глубинными пластами духовности. Обращённость к образованию как уникальной самобытной ценности свидетельствует о том, что Россия возвращается на путь своего духовного возрождения, где самоценность каждого отдельного человека определяется богатством его духовного мира, его способностью к состраданию, доброте, милосердию. Современная педагогика различает сущность духовности, отделяя внешние её проявления от внутренних, религиозные аспекты духовности  от  светских, раскрывая духовность в процессе свободной творческой деятельности, ибо одним из сильнейших источников духовности является любовь, высшим проявлением духовности – совесть». (9)

…Владимир Иванович Даль слово «гуманный»  объясняет как «человеческий, человечный; свойственный  человеку истинно просвещённому…» (10) В чём же она, истинная просвещённость?.. Перечитайте книги классиков философии, литературы, педагогики! Изучите внимательно и непредвзято «Школу жизни» (Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили).

«Он не терпит суеты и представляет собой послание из пространства, которое бы Михаил Бахтин назвал Время Большой Культуры. Из этого пространства с нами неспешно беседуют Шекспир и Пушкин, Эразм Роттердамский и Ян Амос Каменский, Жан Пиаже и Лев Семёнович Выготский. В этом пространстве и обретает свою историческую родину трактат о труднейшем из ремёсел – ремесле гуманистики – Шалвы Александровича Амонашвили, - пишет во введении к этой удивительной книге Александр Асмолов. – «Читая этот трактат, обретаешь Надежду, что все наши мытарства не зря, а победой будут дети, которые пойдут вместе с нами и дальше нас. И исполняешься Верой, что все мы – учителя, как бы ни было тяжело, представители самого вдохновенного искусства на свете – искусства гуманистической педагогики». (11)

Думаю, что глубоко понять, почему сердцам многих педагогов столь близки идеи гуманной педагогики, совершенно неожиданно может помочь русский философ Иван Ильин: «…Тот, кто рассуждает без любви, без веры и огня, кто сам не переживает поистине потрясающую силу совести и не отдаётся ей, не подчиняется её действию, - тот носит в душе как бы мёртвую пустыню, и его мёртвый голос не вызовет ничего, кроме мёртвого отголоска из расстилающейся перед ним пустыни. Только живое родит жизнь: дух пробуждается только на зов духа; какой любви может научить нелюбящий? как может неискренний вызвать искру в угасшей душе?.. А совесть есть сама жизнь, и дух, и любовь, и искренность: сила страшная, и чистая, и божественная…»

«Совесть есть живая и цельная воля к совершенному; поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; всё начинает делаться «недобросовестно», всё снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц».

«Совесть есть первый и глубочайший источник чувства ответственности; поэтому там, где это чувство угасает, - воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственные судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?...» (12)

А разве не обострённым чувством ответственности перед миром детства, не учительской совестью продиктована эта Клятва Учителя:

«ЯАмонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней своё призвание, глубоко сознавая свою причастность за сохранение и процветание жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей.

Клянусь:

- любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца,

- быть им верным и преданным.

- следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности,

- быть оптимистом  в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

- о приобщении детей  к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности,

- о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества,

- об очеловечивании знаний и очеловечивании среды вокруг каждого ребёнка,

- об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

- не вредить детям,

- не вредить Ребёнку»? (13)

Разве наделённый чуткой душой и совестью может не принять искренней и сердечной молитвы педагога:

«Господи, помоги мне,

Общаясь с детьми, стать твоим голосом.

Господи, дай мне силы каждый день, отрекаясь от себя, любить детей, как любишь всех нас ты.

Господи, помоги мне сказать нет, когда обстоятельства складываются так,

Чтобы заставить меня поступать против совести.

Дай мне мудрости, любви и веры,

Веры в Тебя, Ребёнка и Себя…»?

И ещё одно размышление о совести педагога из поистине удивительной книги «Сердце отдаю детям» Василия Александровича Сухомлинского: «Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний выбрал смерть. «Господин Гольдшмидт, - сказал ему гестаповец, - мы знаем вас как хорошего врача, вам не обязательно идти в Треблинку». «Я не торгую совестью», - ответил Януш Корчак. Герой пошёл на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем  детей, надо отдать им своё сердце». (14)

Поистине, «кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи имея в себе неподкупного судию – свою совесть». (15) И прав первый читатель этой удивительной и нестареющей книги В.Г. Безрогов, ведущий научный сотрудник РАО: «Можно солгать другим, но себе и Богу невозможно. Невозможно и всё. С совестливым человеком не страшно иметь дело. Наличие совести ярче всего подтверждает нашу глубинную связь с идеалом, со своим Прообразом, даже если мы считаем себя последователями научного мировоззрения. А если совести нет, то кто же тогда наш Прообраз?» (16)

Кандидат философских наук, Председатель Координационного Совета Ассоциации творческих учителей России, Отличник народного просвещения, директор авторской школы «Планета» В.Б.Сорокин уверен: «Все психолого-педагогические произведения Ш.А. Амонашвили пронизаны глубокой христианской мыслью». (17)

Главный редактор «Антологии Гуманной Педагогики», член-корреспондент Российской академии образования, профессор Д.Д.Зуев, объясняет своим читателям: «Антология Гуманной Педагогики» задумана и осуществляется в Издательском Доме Шалвы Амонашвили как первое в истории России бесцензурное, академически выверенное издание Великих книг об искусстве воспитания всех времён и народов. К созданию «Антологии» привлечены ведущие специалисты; во главе Издательского Дома стоит редакционно-издательский совет из наиболее авторитетных педагогов России».

«Ушинский. Антология гуманной педагогики»Обращая внимание на то, что источником вдохновения великих педагогов прошлого, таких, например, как Я.Коменский, И.Песталоцци, К.Д.Ушинский было христианство, Д.Д.Зуев продолжает далее: «Создатели «Антологии» исходили из понимания того, что сегодня, как никогда ранее необходимо наполнить современный учебный процесс глубинными пластами духовности. Вот почему каждый из четырёх первых комплектов, состоящих из пяти книг… начинается с книги размышлений об истоках духовности, заложенных в четырёх мировых религиях, исповедуемых в России: христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. К созданию этих отправных книг привлечены иерархи соответствующих конфессий, учёные-богословы и преподаватели соответствующих учебных заведений».

«…Сам учитель может не исповедовать ни одну из религий, может быть атеистом. Но, беря на себя ответственность за воспитание сотен, а за свою долгую учительскую жизнь – тысяч детей, он не имеет права не знать сути учений, на которых основано нравственное благополучие мира. Не имеет права не использовать всего этого духовного богатства во имя воспитания не только Человека Разумного, но и Человека Нравственного».  (18)

Так благодаря изданиям «Антологии» тысячи учителей открыли для себя новые пласты духовной культуры. Давайте же приоткроем их и мы с вами. В 2001 году вышла книга «Антологии» «Иоанн Лествичник. Отцы церкви о природе человека и её совершенствовании». Вчитаемся в «Подвижнические слова аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы» («Слово 10. О злословии и клевете»): «Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие  добродетели совершали в тайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца.

Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать – значит погублять свою душу.

Как добрый виноградарь вкушает только зрелые ягоды, а кислые оставляет, так и благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком узрит; а безумный же человек отыскивает пороки и недостатки…» (Пс. 63,7).         (19)        

Наверное, только глубоко приняв сердцем эти мудрые мысли, можно дать должную оценку тем злобным клеветническим статьям, построенным по принципам казуистики (это, как гласит «Словарь иностранных слов», «изворотливость в доказательстве ложных или сомнительных положений»), которые направлены против гуманной педагогики. (20)

Только давайте помнить постулат Ш. Амонашвили: «Культура образования не зависит от времени и обстоятельств, от условий жизни. Она зависит только от совести учителя». (21)

 

Литература:

1.           Амонашвили Ш.А. «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света». - М. 2009, с. 52 – 53.

2.           Амонашвили Ш.А. «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света». - М. 2009, с. 52.

3.           Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - М. 2002, с.529.

4.           Гуливатый В.М. «О Божественных Крыльях Гуманной Педагогики». - Винница. 2007, с. 63-64.

5.           Амонашвили Ш.А. «Чтобы дарить ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море света». - М. 2009. с.52.

6.           «Три ключа». Педагогический вестник. - М. 2008. с. 87.

7.           Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. - М. 2000, с.9.

8.           «Три ключа». Педагогический вестник. - М. 2008, с. 17.

9.           «Три ключа». Педагогический вестник. – М. 2008, с. 109 – 112.

10.      Даль В.И.  Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1.- М. 1978, с.408.

11.      Амонашвили Ш.А. «Школа жизни». Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики. - М. 2000, с 3.

12.      Антология гуманной педагогики: Ильин. - М. 2005, «О совести», с. 68-69.

13.      Амонашвили Ш.А. «Педагогическая симфония». - М 2002, с. 660.

14.      Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. - Киев. 1979 – 1980. Т. 3, с. 14 – 15.

15.      Антология гуманной педагогики. Иоанн Лествичник. Отцы церкви о природе человека и её совершенствовании. - М. 2001. «Подвижнические слова аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы». «Слово 12 «О лжи», с.150.

16.      Антология гуманной педагогики. Иоанн Лествичник. Отцы церкви о природе человека и её совершенствовании. М. 2001. с. 150.

17.      Дубровский А.А.«Шалва Александрович Амонашвили – учитель века». - Москва – Анапа, 2006, с. 5.

18.      Амонашвили «Школа Жизни». Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики». - М. 2000. Д.Д. Зуев «Антология Гуманной Педагогики» - духовный источник Школы  Жизни», с. 101 – 107.

19.      Антология гуманной педагогики. Иоанн Лествичник. Отцы церкви о природе человека и её совершенствовании. - М. 2001. «Подвижнические слова аввы Иоанна, игумена монахов Синайской горы». «Слово 10 «О злословии и клевете, с. 146 – 147.

20.      Словарь иностранных слов. - М. Русский язык. 1987, с.206.

21.      «Три ключа» Педагогический вестник. - М. 2008. с. 197.

 

 

Примечание:

Томас В.Н. - учитель русского языка и литературы ОШ № 9 грасноармейска Донецкой области, «Отличник образования Украины», победитель областного конкурса «Лучший работник года» в сфере образования (номинация «Гуманитарные дисциплины»), победитель Всеукраинского конкурса-защиты педагогических образовательных инноваций, член Ассоциации творческих педагогов Донбасса, сотрудник Донецкой областной лаборатории гуманной педагогики, участник  Всеукраинских и  Международных педагогических чтений  по гуманной педагогике. Стаж работы в школе 33 года.

 

 

Дата публикации: 13.09.2009

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz