Е.П.Блаватская и Православие
«…На следующий год
Блаватская уехала в Тифлис. По дороге, именно в Задонске, у обедни, ее узнал преосвященный
Исидор, бывший Экзарх Грузии, впоследствии митрополит С.-Петербургский,
находившийся проездом из Киева. Он знал ее еще в Тифлисе и прислал служку звать
ее к себе. Преосвященный расспрашивал ее ласково, где и как она странствовала,
куда едет и пр. Заметив вскоре окружавшие ее феномены, владыка обратил на них внимание. С большим интересом
расспрашивал, задавал вопросы мысленно и, получив на них толковые ответы, был
еще более изумлен…
На прощание он благословил ее и напутствовал словами, которые навеки остались ей памятны и дороги как мнение об исключительном даре ее, преосвященного Иерея православной церкви. Он сказал: «Нет силы не от Бога! Смущаться ею вам нечего, если вы не злоупотребите особым даром, данным вам…Мало ли неизвестных сил в природе? Всех их не дано знать человеку, но узнавать ему не воспрещено, как и не воспрещено и пользоваться ими. Он преодолеет и, со временем, может употребить их на пользу всего человечества…Бог да благословит вас на все хорошее и доброе…»
«…мои книги написаны не против религии, не против Христа, а против трусливого
лицемерия тех, кто убивал, сжигал людей на кострах во имя Всемогущего Сына
Божьего, начав это делать практически сразу же после Его смерти на Кресте за
все человечество целиком, особенно за падших женщин и за тех, кто сошел с прямого пути – и все зверства совершались во
Имя Его!»
«…Где истина – и что
это такое?» – 1877 лет назад спрашивал
Пилат у Христа. Где она? Я, бедная
грешница, тоже задавала этот вопрос, и нигде не нашла ответа. Повсюду лишь
обман, неправда, жестокость – печальное наследие Иудейской Библии, которое
обременяет христиан, и из-за которого половина христианского мира буквально
задушила даже учения самого Христа. Поймите:
я не говорю о нашем русском православии. В моей книге о нем не
упоминается. Я раз и навсегда отказалась от попыток анализировать его, ибо хочу
сохранить хотя бы маленький уголок своей души, в который еще не проникло
сомнение – чувство, которое я гоню от себя изо всех сил. Подавляющее
большинство православных искренно; их вера может быть слепа, невежественна, но
она ведет народные массы к добру. И хотя наши священники («попы»)
часто пьяницы и воры, а иногда просто дураки – их вера все же чиста и не может
не вести к добру. Учитель признает это; Он говорит, что единственный народ
мира, чья религия не является спекуляцией, это православные…».
«…Мы лишь оскорбляем Бога
своей верой в то, что мы можем убивать, наносить обиду окружающим, делать
многие другие ужасные вещи и возлагать ответственность за все это на и без того
перегруженные плечи Иисуса Христа…»
«…Он указал нам путь, но не
в синагогах или храмах, как это делали фарисеи, а в его собственном Храме, то
есть в глубине нашего собственного сердца, сердца каждого из нас. «Разве вы не
знаете, что вы – суть Храм Божий?» -
спрашивал Святой Павел. Постарайтесь искупить свои грехи, делая добро, не
бесполезным раскаянием, а делами своими, и тогда карающий закон не тронет вас…».
Нью-Йорк, 19-[1877]
«Вы не найдете в этой книге
[«Разоблаченная Изида»] ни одного слова против Русской Православной Церкви. Вы
спросите, почему? Потому, что Ваша церковь –самая чистая и самая истинная
<...> В русской Православной Церкви прочно заложено зерно Божественной
Истины, только оно зарыто у самого основания; его нельзя найти на
поверхности…».
«Вы не совсем правы, друг
мой, когда говорите, что на Христа я только «смотрю», а сердце мое принадлежит
Будде. Я смотрю прямо глаза Христа, также как и в глаза Гаутамы
Будды. То, что один из них жил 25 столетий назад, а другой 19, не имеет
никакого значения. В обоих я вижу все тот же Божественный Дух, недоступный обычным чувствам, но ясно ощущаемый мной.
Я не люблю, в отличие от
догматиков, навязывать кому-либо, а в особенности Вам, свои идеи. Но если Вы
великодушно позволите мне открыть перед Вами свою душу, я открою ее до конца,
как я должна буду сделать перед самим Христом и Буддой, когда с помощью
духовного развития и дел, а не слов, встречу их однажды в лучшем мире…»
«…Для меня догм
христианства, буддизма и брахманизма просто не существует. Ни Христос, ни
Будда, ни Кришна индусов никогда не проповедовали ни одной догмы <…>,
кроме одной величайшей истины: «Возлюби «Бога» своего боле себя и «брата своего
как самого себя». (Извините за
изменения, которые я допустила в тексте.)…
« …я выступаю не против
Христа или Будды, а против изобретенных людьми догматов. Буддизм учит, что
Царство Божие и Нирвану можно заслужить делами, а не пустыми словами. Он учит,
что между судом Будущего и Неизвестным
Богом нет другого посредника, кроме наших собственных поступков. Христос для
нас, Будда – для буддистов, но оба они учили слепых видеть истину, однако
апостолы Христа и Будды исказили многое из того, что говорили их учителя,
причем одни сделали это из-за своей духовной и физической слабости, а другие,
например, папство, из-за своей злой
воли и эгоистических амбиций…».
[Нью-Йорк], 28 октября 1877
г.
«…Кроме того, в «Изиде» нет ни одного слова против Христа, ничего,
кроме огромного уважения, почтения и поклонения…»
21 февраля 1880 г.
Из письма Его
высочеству князю А.М.Дондукову-Корсакову,
генерал-губернатору
города Одессы, Херсонской губернии и проч.
«…Вот почему я говорю
христианам: если вы верите в вашего
Христа, живите, как жил Христос, и будьте подобны Христу, а не Папе или Лютеру.
Я так же говорю с буддистами, указывая на пример Гаутаммы Будды, величайшего
философа в мире, и доказываю им, что никто не провозглашал более нравственного
учения, более этичного, более практичного, единственного,
ведущего человечество здесь, на земле, к счастью и миру, в этой юдоли слез, а
не на гипотетические божественные
небеса...».
Бомбей, 1 марта 1882 г.
«…я никогда не отрекалась от
Христа – я отрицаю христианство попов, которые были и остаются лжецами и лицемерами, сующими свой нос в политику.
Тем более, я не отрекалась от русского христианства, о котором я знаю очень немного,
но всегда выступала против еврейского христианства, которое полно
идолопоклонства и лицемерия, и прогнило до мозга костей; и я не на жизнь, а на
смерть сражаюсь со всеми их Армиями Спасения, их «Тартюфами» - миссионерами,
которые превращают свои Библейские
Общества в рестораны и бары, которые самые священные понятия делают
ширмами для прикрытия грязных политических и коммерческих интриг…»
Адьяр, Мадрас, 7 августа
1883 г.
Предисловие
к части II. «Непогрешимость» религии.
«Если бы это было возможно, мы бы не давали этот труд в руки многим христианам, которым чтение его не принесет пользы: так как он был написан не для них. Мы имеем в виду тех, кто искренне и чистосердечно верит в свои церкви, и тех, чья безгрешная жизнь отражает блестящий пример Пророка из Назарета, устами которого дух истины громко говорил человечеству. Такие были во все времена. История сохраняет имена многих героев, философов, филантропов, мучеников, святых мужчин и женщин, но насколько больше таких, которые жили и умирали, лишенными благословения, оставаясь неизвестными, за исключением близких своих друзей. Они облагородили христианство, но принесли бы такой же блеск любой другой вере, какую бы они ни исповедовали, ибо они выше своего вероисповедания <….> И все же, по сравнению с теми миллионами, которые считаются христианами, они всегда образовывали ничтожное меньшинство. Их можно найти и в наши дни - на кафедре и на церковной скамье, во дворцах и в хижинах; но все возрастающий материализм, увлеченность мирскими делами и лицемерие быстро уменьшает их численность. Их благотворительная деятельность и детская вера в непогрешимость догм Библии и духовенства приводят в действие все добродетели, заложенные в нашей природе. Мы лично знали таких богобоязненных жрецов и священнослужителей и всегда избегали вступать с ними в споры, чтобы не быть виновными в совершении жестокости, задевая их чувства; также мы не лишали ни одного мирянина его слепой веры, если только она одна делала для него возможной святую жизнь и спокойную смерть».
Подборку
составил С.Скородумов, г.Ярославль.