Дворкин и Кураев: шайка
духовных проходимцев?
К нам едет ревизор...
Правда, ревизор не финансовый – духовный. К нам едет
скандально известный диакон Андрей Кураев.
Диакон Андрей Кураев – один из немногих православных
священнослужителей, систематически и активно выступающих публично, причем как
«в живую», так и в Интернете. Как правило, никто из
священнослужителей не решается выступать открыто, с трибуны – и это легко
объяснимо: в РПЦ существует жесткая иерархия
отношений, и фактически собственное мнение без решения Собора не может публично
высказывать даже патриарх.
На самом деле ситуация с диаконом Кураевым еще более
парадоксальна, чем кажется на первый взгляд. За всю историю православной церкви
не было еще подобного случая, чтобы низший церковный чин мог настолько
безнаказанно оплевывать и унижать известных деятелей науки, культуры, других
религиозных течений.
Возникает вопрос – почему же обычный диакон (а диакон
– это всего лишь одна из низших степеней священства) берет на себя смелость активно
клеймить – от лица церкви – всех так называемых «сектантов», инакомыслящих и
просто не согласных с его мнением?
И почему Кураев имеет такой успех среди простого
населения?
Любопытно, что Кураев, будучи большим любителем поспорить, никогда не ввязывается в споры с
профессиональными религиоведами или идеологами других конфессий. Объясняется
это просто: все критики Кураева отмечают его крайнее невежество, неграмотность
даже в элементарных вопросах религиоведения, приверженность к словесной
эквилибристике, что, естественно, не проходит в профессиональной среде.
Забрасывая своих слушателей словесной шелухой, обильно
сдобренной цитатами из Библии, Кураев фактически провоцирует нехристианскую
озлобленность и нетерпимость ко всем неправославным. Это, без сомнения, удобный
прием для достижения своих целей: ведь лучший способ доказать свою правоту –
это найти врага и заклеймить его.
Кураев клеймит все и вся без малейшей логики и
здравого смысла. По его мнению, все католики и протестанты – еретики, Библия была
написана только для православных, а другие религии и конфессии пользуются ей
незаконно.
В своих лекциях и публицистике Кураев использует
методику доктора Геббельса, растворяя частички правды в большой лжи, находя
врага и обвиняя его во всех существующих проблемах, нагнетая истерию
«сатанизма» призывая к поддержке РПЦ как единственной силы, способной
справиться с врагом.
Поражает умение Кураева владеть аудиторией. Кураев
использует методы нейро-лингвистического
программирования, втягивая людей в некий транс, в котором можно внушить все,
что угодно. Наглядный пример начала одной из его лекций «Мир церковных
запретов»: аудитории задается риторический вопрос: «Все ли каноны Иисуса Христа
следует исполнять?» Выдерживается небольшая пауза, во время которой люди
успевают подумать – «конечно же». Сам же «мастер» дает противоположный ответ –
«нет!». В зале наступает гробовая тишина, которая свидетельствует о попадании в
самое яблочко - люди оказываются в замешательстве, в шоке, защитные свойства
психики парализованы, «фильтр» снят, дорога к сознанию открыта. Теперь можно
говорить все, что угодно - парализованное сознание должно принимать все за
чистую монету.
Что это – лекция православного священника или сеанс
массового гипноза?
Лучший друг Кураева – Александр Дворкин,
самостоятельно объявивший себя лидером антисектантского
движения в России. В отличие от Кураева, Дворкин не обладает даром воздействия
на публику и занимается прямыми подтасовками фактов. Основной принцип Дворкина
– «дети за отцов ответчики». Вся его логика построена на одном: если кто-то из
какой-то секты где-то за границей был когда-то привлечен к ответственности, то
за это отвечает вся секта, и вся секта де-факто становится преступной.
По логике Дворкина, любая секта по умолчанию является
«сатанистской». Так как на самом деле сатанистских сект не существует (по крайней мере в России), то Дворкин вынужден постоянно поддерживать
общественный ажиотаж вокруг так называемого «сатанизма», систематически
публикуя измышления о новых преступлениях сатанистов, либо, что случается еще
чаще, обвиняя в сатанизме обычных преступников. В Москве и Петербурге эта
истерия достигла таких масштабов, что даже милиция рассматривает в любом
кровавом преступлении в качестве рабочей гипотезы деятельность неких сатанистских организаций.
Не гнушается Дворкин и прямой ложью. В частности,
получил широкое распространение выдуманный Дворкиным миф о том, что приверженцы
секты Сен Муна (муниты)
подмешивают кровь самого Муна в бесплатно раздаваемые
детям конфеты с целью их «сатанистского»
одурманивания. Очевидно, что на легковерную публику такие сказки действуют
безотказно, а падкие до сенсаций журналисты охотно раздувают эти слухи.
Именно Дворкину принадлежит авторство ненаучного
термина «деструктивная тоталитарная секта», который он умудрился протащить даже
в новый уголовный кодекс. Благодаря стараниям Дворкина в 1996 году был церковью
выпущен справочник по тоталитарным сектам, не имеющий ничего общего с
действительностью, в котором все без исключения религиозные деноминации описаны
как вредные и опасные секты.
Школа пропаганды, пройденная Дворкиным на радио
«Свобода» и в датском «Диалог-центре», проявляется в
стиле ведения той войны, что вот уже более десяти лет он ведет против
российских «сектантов». Придумать новые термины с отталкивающим звучанием, дать
им произвольное определение и затем, заклеймив ими врагов-инаковерующих,
неустанно повторять их везде, кстати и некстати.
Любого ученого-религиоведа Дворкин клеймит как
подкупленного союзника тоталитарных сект. Он в принципе не приемлет возможности
светского исследования сект, утверждая как единственно возможное
– негативное и отрицательное.
После первого же взгляда на деятельность Кураева и
Дворкина возникает мысль: а не самозванцы ли они?
Нет, к сожалению, не самозванцы. Это было бы слишком
просто.
Андрей Кураев закончил философский факультет МГУ по
кафедре истории и научного атеизма, в 1985 году перешел на работу в Московскую
Духовную Академию, в 1988 году окончил Московскую Духовную Семинарию, после
чего неожиданно уехал за границу, в Румынию, где пробыл 3 года и где был
рукоположен в священники.
А вот дальше начинаются чудеса. Вернувшись в Россию,
он сразу же становится референтом патриарха Алексия II. Во время пребывания на
этой должности за фанаберию и апломб Кураев получил прозвище «диакона всея
Руси». В это же время он заканчивает Московскую духовную академию. В 1996 году
Алексий II присваивает ему звание профессора богословия.
Очевидно, что вся деятельность Кураева активно
поддерживается Московским патриархатом. Свидетельством тому и надписи на его
многочисленных книгах «Одобрено Издательским Советом Московского Патриархата».
Кураев имеет сложные и тесные связи в самых верхах
РПЦ. По словам самого Кураева, в присвоении ему сана диакона и в представлении
Алексию II сыграл значительную роль отец Иоанн (Экономцев),
с которым у Кураева «теплые и близкие отношения». Любопытно, что впоследствии
Кураев нанес отцу Иоанну предательский удар в спину,
обвинив его в «про-оккультистской» деятельности.
Александр Дворкин, будучи евреем
по происхождению, был исключен из педагогического института за посещение
синагоги для празднования пурима.
В 1977 году эмигрировал из России в США, где занимался
русской литературой. В 1983 году стал кандидатом богословия. С 1988 года
Дворкин работает на радиостанции «Голос Америки», а впоследствии – редактором
отдела на радиостанции «Свобода». В США Дворкин закончил Хантер-колледж,
который он впоследствии скромно называл университетом.
В 1992 году Дворкин вернулся в Россию, где был
обласкан Московской патриархией. В 1993 году он возглавил Центр
священномученика Иринея Лионского по борьбе с новыми
религиозными движениями.
Стоит отдельно остановиться на возглавляемом
Дворкиным Центром Иринея Лионского. По словам
Дворкина, Центр существует на пожертвования анонимных меценатов и гонорары
самого Дворкина. Эта легенда абсолютно несерьезна, если присмотреться к
масштабам деятельности Центра по всей территории России. Совершенно очевидно,
что бюджет Центра поддерживается некой серьезной организацией и, естественно, с
вполне определенными целями.
Дворкин по сей день является гражданином США, и
фактически вся его деятельность на территории России не совсем законна. Он
называет себя профессором, хотя никакого документа – ни российского, ни
американского – в подтверждение этого звания представить не может, а на любые
вопросы в отношении своего профессорского звания отвечает фразой «опять
сектантские сплетни повторяете».
Очень часто Дворкин называет себя «доктором
философии», которым он, действительно, стал автоматически, закончив философский
факультет малоизвестного американского университета в Фордхеме.
Очевидно, что это звание не имеет ничего общего с
званием российского доктора наук, однако легковерным слушателям это невдомек.
Любопытна справка, представленная профессором, деканом
факультета журналистики МГУ Засурским: «Господин
Дворкин Александр Леонидович был приглашен для чтения лекций студентам
церковного отделения факультета журналистики МГУ, но затем контакт с ним не был
продлен из-за отсутствия образовательного уровня, необходимого для ведения
преподавательской работы в университете».
Каков итог деятельности Кураева и Дворкина?
Если отбросить внешний антураж, вся их деятельность
сводится к одному – в России должна существовать только одна, Русская
православная церковь. Все остальные религии должны быть сведены к уровню
сектантства и запрещены. Причем, согласно логике Кураева (вернее, тех, кто
стоит за ним), это концепция распространяется и на традиционно неправославные
территории, такие, как буддистская Бурятия и мусульманский Татарстан, где, если
следовать логике Кураева и Дворкина, уже деятельность РПЦ является сектантсткой.
Так как достичь этой цели мирными способами нереально,
то вся деятельность Кураева и Дворкина сводится к разжиганию религиозной розни
между различными конфессиями.
Примечательно, что свой главный козырь - тезис о
психическом вреде, который якобы наносят гражданам новые религиозные движения –
Кураев и Дворкин не доказывают ничем, очевидно, считая его само собой
разумеющимся.
В результате Кураев и Дворкин фактически достигают
цели, обратной той, которую они заявляют: вместо возвращения к истинной русской
духовности и культуре они провоцируют религиозные и расовые междоусобицы.
Под влиянием пропаганды Кураева и Дворкина по всей
России происходят акты вандализма против конфессий, не относящихся к РПЦ, в
частности, межконфессиональные конфликты в Нижнем Новгороде и Димитровграде, погром церкви «Любовь Христа» в
Екатеринбурге.
Фактически Кураев и Дворкин ведут деятельность,
сравнимую с деятельностью самых жутких сект: они одурманивают народ, лишая его
возможности выбора, блокируют любые попытки реализации свободы вероисповедания.
Само собой, эти действия не остаются незамеченными: диакону Кураеву отказывают
в проведении лекций не только отдельные организации, но целые города и даже
области. Чтение его лекций запрещено в Санкт-Петербурге и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском
монастыре запрещена продажа книг Кураева.
Ну, а какова их цель?
Цель номер один – безусловно, выполнение указаний
своих хозяев. Кто эти хозяева – догадаться несложно, достаточно лишь подумать –
кому выгодно?
Цель номер два – собственное обогащение и выход на
определенный уровень положения в церковной иерархии, что для
неудачника-эмигранта Дворкина и не имеющего особых перспектив Кураева
достаточно важно.
Большой вопрос – для чего нужна такая деятельность
«хозяевам»? Ответить на этот вопрос не так просто. Видимо, кому-то нужны, с
одной стороны, нестабильность и неустойчивость в обществе, и, с другой стороны
– послушное и управляемое стадо вместо свободного народа.
Почему именно Кураев и Дворкин? Почему не кто-то более
серьезный? Да все очень просто. Эти два деятеля – это разменная монета, это те,
кто, выполнив свою роль, может безболезненно уйти со
сцены, не потащив за собой крупные фигуры. Это те, на кого, в случае чего,
можно просто свалить всю вину.
В заключение хотелось бы напомнить определение
Архиерейского Собора РПЦ от 2 декабря 1994 года: "Господь сулил нам жить
во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.
4,1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7,15)».
© Иркутский
региональный портал «БАБР.RU»,
16.02.2004