Инга
Карклиня
Как хорошо,
что ты есть...
Но кто ты?...
45 лет с Эльзой Швалбе-Матвеевой
Натюрморт как будто ритуальный:
Абажур, фиалки
и вино. –
Все как прежде. Только
взор печальный
Приковало темное
окно...
П. Терентьев.
Весна 1941 года.
Это
стихотворение написано другом
молодости Эльзы Карловны
Швалбе - инженером-химиком Петром
Николаевичем Терентьевым накануне
войны.
Кем
был этот человек
голубой крови с поэтической душой декадента, который
стал для нее единственной мужской
моделью скульптурного портрета?
- Об этом она никому
не поведала... И только в октябре нынешнего
года, когда ей исполнилось 92, она прочла
по памяти это четырехстишье: «Вот так создаются
образы»...
Так
- я не умею... Но попытаюсь - уже не в первый
раз - написать,
о ней повесть
нашей почти полувековой
совместной жизни...
С
Эльзой Карловной Швалбе
- Матвеевой я познакомилась в декабре 1950 года в оледеневшем от 50 градусного
мороза поселке Абезь Интинского района
Коми АССР. Здесь располагался инвалидный
лагерь политзаключенных строгого
режима... Его контингент
довольно печальный: старческого
возраста женщины, покалеченная
во время следствия
и на шахтах
Воркуты молодежь... Да еще такие,
как мы с ней, которые
«полегли костьми» во время многочасового
перехода в колоннах...
Черное безмолвие Заполярья
поглотило все - людей, бараки
и юрты. Слило воедино небо с землей,
и только тусклые
голубые очертания сторожевых
вышек напоминают о жуткой реальности
- «заживо погребенные»...
Минимально краткое
пребывание в лечебных
бараках - и две доски в двухэтажных
общих... Там рядом мы пролежали
пять лет... Первый
год «привыкания» был самым тяжелым.
В коротком тяжелом
сне я возвращалась
домой к осиротевшей
матери или, накинув
на плечи ее старенький плед, мчалась на лекции в Университет - благо филологический факультет
находился в центральном
здании на бульваре
Райниса 19... Мысленно
перечитывала письмо Константина
Георгиевича Паустовского о моем зачислении
в Московский литературный
институт им. Горького.
Благодаря моим публикациям
в периодике и рекомендательным письмам
драматурга Ивана Кочерги
(Киев) и декана
филологического факультета Латвии
академика Роберта Пельше
мне самой предоставлялся выбор отделения... Я выбрала заочное
отделение драматургии, возглавляемое
до войны Джатиевым.
И этим обрадовала
своего крестного отца Ивана Антоновича
Кочергу...
Пробуждение по лагерному «гонгу»
было «отрезвляющим» ... По-солдатски быстро
одевались, заправляли «конвертиками» постель
и выходили на освещенную фонарями
площадку. Линейка проходила
по номерам, пришитым
на спине бушлата.
Не откликались лишь тяжелобольные, калеки
и умершие за ночь... С каждым днем их становилось
все больше. Никто их не жалел, не оплакивал - говорили даже «счастливый человек,
отмучился...», - и поспешно занимали
его место на нарах. Тяжелее
было с теми, кто, не выдержав испытаний
судьбы, «шел на проволоку» и получал выстрел
в спину. Их «упрекали» за «убийство души».
Старушки-монашки, сгруппированные в отдельный барак за нарушение
трудовой дисциплины во время религиозных
праздников, молились за усопших...
В
снежные бураны, когда ветер срывал
с крыши бараков
и гасил электрический
свет, многим грезились
призраки и детский
плач...
Обреченность и безысходность судьбы
сковывали мою душу отчаянием и туманили рассудок.
И кто знает,
чем бы это все закончилось,
если бы рядом не было Эльзы Швалбе...
Уравновешенная, немногословная, с прямой горделивой
осанкой, она даже в бушлате,
с туго заплетенной
вокруг головы косой и спокойным
проницательным взглядом серо-голубых
глаз выделялась из понурой серой толпы заключенных... Выслушивая
меня, она не говорила утешительных
слов, не жалела
меня. Она беседовала
со мной о кармическом законе,
об испытаниях, посланных
людям для самоусовершенствования, о том, что наши действия и мысли фиксируются
в пространстве, что они обладают
силой притягивать к себе родственные
эмоции - плохие
и хорошие... И что за одну короткую
жизнь на земле человек при сильном и осмысленном желании
может побороть в себе один-два
и редко три своих недостатка...
«Кстати, тебе необходимо
бороться со страхом
и чувством одиночества
- добавила она строго. - И будешь
еще благодарить судьбу
за такие испытания.
Без них тебе не стать писательницей...». Тогда
мне трудно было поверить в эту жестокую
истину. И я долго ни о чем не расспрашивала
Эльзу Карловну, пока она сама в минуту
откровения не рассказала
о своих нелегких
переживаниях.
Незадолго до ареста Швалбе
в Риге, вывезли
из отцовского имения
«Пучерга» Валмиерского округа
в Амурскую область
на поселение ее старушку мать на костылях,
старшую сестру с мужем и дочерью. А младшая дочь сестры девятилетняя
Рита находилась в это время в Валмиерской
больнице после операции.
И, как родители
девочки ни просили
конвой разрешить навестить
ее по пути, им не разрешили. Так и уехали,
не зная исхода
операции... « Неслыханная жестокость»,
подумала я...
-
Узнав о случившемся,
я забрала племянницу
к себе в Ригу, - продолжала рассказ
Эльза Карловна. - Но ненадолго.
Вскоре арестовали и меня. А Риту родственники
мужа определили в детский дом. Там она и по сей день...
Девочка способная - хорошо учится...
Через
письма Эльзы в Ригу моя мать познакомилась
с ее свекровью
- Марго Карловной
Матвеевой. Они подружились.
Когда же конфисковали
квартиру скульптора с мастерской на ул.Стабу 14, Эльза Карловна
прислала моей матери
доверенность на получение
ее мебели...
В
1953 году Швалбе
пришло письмо из Амурской области
с печальной вестью.
Сестра Маргарита сообщала,
что в доме для престарелых
умерли мать... и муж... А старшая дочь Ингрида вышла замуж и ждет ребенка.
Поговаривают, что скоро отпустят домой...
-
А где теперь
их дом? - заволновалась Эльза Карловна и строго отнеслась
к тому, что «будет ребенок...».
С
приходом весны в лагере начинается
дизентерия. Одной из первых заболевает
Эльза Швалбе... К этому времени
я заканчиваю курсы медсестер и отправляюсь работать
в дизентерийный изолятор...
Дежуря по ночам,
пишу свой «Дневник
на подкладке бушлата».
В
октябре 1953 года Эльзе Карловне
исполняется 50 лет. Для меня это кажется
много. Приветствую подругу
стихотворными строками:
Поздравляю.
Прожила
полвека
С
чистым сердцем; светлою
душой,
С
именем достойным Человека
Тем,
что пишут буквою
Большой.
В
1954 году в режиме лагеря
наступает оттепель. Чаще начинают приходить
письма и посылки.
Устраивают выставку творчества
заключенных. На ней представлена скульптура
Эльзы Швалбе «Мать с ребенком».
Автор дарит ее мне для отсылки матери.
Оказывается, и мы имеем право что-то из своего «рукоделия»
посылать домой. Из Москвы ожидается
комиссия, и лагерь
приводит в порядок
бараки. Проходит санчистка
и борьба с клопами... Эльзе Карловне администрация
предлагает реставрировать на прогулочной «штрассе»
скульптуру Дискобола. У него повреждена
голова...
А
у меня новое испытание. В шести километрах
от лагеря открыт
изолятор для смертников.
В этот раз - инфекционный
энцефалит с летальным
исходом. Приглашают медиков-многосрочников. Советуюсь
с Эльзой. Она не отговаривает,
но предлагает сделать
самостоятельный выбор... Я иду, чтобы избавиться от страха перед смертью... Через полгода, похоронив
под снегом 96 из 98 человек, возвращаюсь
в барак. Меня приветствуют как человека «с того света»
- ... Только Эльза молчит. Почему?
- Перед сном она сказала:
«Мне не хотелось
бы, чтобы ты себя возомнила
«героем» ... Ты только сделала
то, что положено
каждому медику...».
А
в марте 1955 года происходит
неожиданное для всех многосрочников - их освобождают
из-под стражи первыми...
Среди них и я. Отсидев
6 лет и 8 месяцев,
попадаю под амнистию...
Но пока закон не вступил
в силу, не имею права жить в больших городах
- значит, к матери в Ригу нельзя...
Эльза предлагает мне указать адрес ее отцовской
усадьбы: Валмиерская область, Руиенский
район, «Пучерга». Без каких-либо сантиментов
договариваемся, что встретимся
у моей мамы на бульваре
Райниса 2... Перед прощанием Эльза предлагает надеть
ее пальто и спрятать бушлат
в чемодан...
О
том, как меня в Риге встречали родные
и коллеги по Университету, я уже писала
в одном из очерков. А вот о том, что спустя неделю
после приезда, меня навестила темноволосая
девушка с косами
в синем ученическом
платье, - не упомянула.
-
Неужели же Рита Валдес - племянница Швалбе?
Тот же высокий
лоб, густые темные
брови и немногословная тихая речь...
Мы
с первого знакомства
сблизились. Рита мало знала о своей тете...
Она недолго с ней вместе
жила и не успела к ней привыкнуть...
Ей никто еще не сообщил,
что умерли бабушка
и отец... Рита учится в восьмом классе
и мечтает о встрече с матерью и сестрой... По ее инициативе
мы вместе сфотографировались и послали в посылке тете Эльзе снимок.
Знакомлюсь и со свекровью
Швалбе - милая,
улыбающаяся старушка, преподавательница французского
и немецкого языков.
Она говорит: «Теперь
мы одна семья - нас объединила Эльза...»
Она не теряет
надежды, что сноха после возвращения
вернется к ее сыну - «Ведь Юрий до сих пор ее любит и ждет...» От нее я узнаю трогательную
историю замужества Эльзы в начале
войны. Юрий, блестящий
художник, закончивший с золотой медалью
Брюссельскую Академию искусств;
он участвовал на многих французских
выставках. Естественно, как «золотая молодежь
того времени», вел богемный образ жизни...» ... А вернулся
в Латвию, встретил
на вечеринке художников
царственную «Эльзу с обворожительными серо-голубыми
глазами... и женился...».
Вскоре
(еще до возвращения
Эльзы) я познакомилась
с ее мужем - живописцем
Георгием Матвеевым (1910-1966).
Талантливый, остроумный человек,
превосходно воспитанный, так же как Эльза, он любит русских
декадентов: Гумилева, Ахматову.
Сам пишет стихи под стать инженеру Петру Терентьеву. Матвеев
рассказывает мне, как в 1941 году по поручению Союза художников Латвии
он стал гидом Веры Мухиной,
приезжавшей в Ригу для участия
в конкурсе на памятник Яну Райнису... Она приглашала его к себе в московскую
мастерскую... Расспрашивал меня об Эльзе,
он так и не понял:
за что ее могли арестовать.
Ведь она всегда
была в Академии
и Союзе художников
«на передовом фланге»,
получала первые места на конкурсах
и имела государственные заказы?!
«Когда
ее забрали в июле 1949 года, то в мастерской
на улице Стабу остался отлитый
в гипсе бюст Александра Пушкина,
она готовила его к юбилейной
дате поэта... Мечтала
отлить в бронзе...
В то время я был дружен с народным артистом
Русской драмы, пушкинистом
Юрием Юровским. Он охотно приобрел
у меня эту скульптуру и пообещал, когда вернется автор,
вернуть ее...». Прощаясь
с Георгием Ивановичем,
я выразила уверенность,
что Эльза непременно
«вернется» к нему...
-
О, вы, юное дитя, еще не знаете
свою подругу, - сказал он грустно, улыбнувшись.
- Эльза не умеет прощать,
но она умеет красиво «уходить»
без ссор, упреков
и даже без предупреждения... Вот так просто,
однажды вернувшись в свою мастерскую
на улице Суворова,
я не застал
ни ее, ни ее вещей и даже записки с адресом... Вот так, а глубокий след в душе оставила на всю жизнь...
В
июле 1955 года Эльза Карловна
появилась на пороге
нашей рижской квартиры...
Появилась налегке - в тапочках.
«С прошлым, тем более лагерным,
необходимо прощаться без сувениров», - объяснила она - и увидя на своем старинном
серванте лагерную скульптуру
«Мать с ребенком»,
да еще с приклеенной головой
(посылку, очевидно, проверяли!)
Эльза решительно заявила:
«Ее следует выбросить
- долой с глаз» ... Но тут заступилась моя мама: «Это мой дорогой
подарок...».
До
получения документов (мне - об амнистии, Эльзе - о реабилитации) мы жили на улице Райниса
в квартире репрессированных в 1941-м родственников
мамы нелегально. Но никто из моих кузин,
боявшихся любого звонка
в дверь, не протестовал. Эльза была из того же сословия, что и их родители, и к ней они относились
с особым уважением
и более того - она всегда была почетным гостем
за их праздничным
столом...
В
1957 году из Амурской области
вернулась осиротевшая семья сестры. Вернулась
с прибавлением семейства
- родилась дочь Ирена - общительный, жизнерадостный ребенок...
« Боже мой, как постарела
моя Риташа! - окрушалась
Эльза - Но где жить? - Моя мама предложила
«пока суть да дело» ночевать
у нее в служебной комнатушке
на Рижском взморье
(мама работала в доме отдыха
в Майори на улице Лиенас
9).
Помню,
как меня послали
в детдом к Рите, чтобы сообщить о приезде матери.
После этого сообщения
я Риту такой никогда не видела. Молчаливая,
сдержанная в эмоциях,
она от радости
смеялась и плакала,
громко оповещая своих подруг: «Мама приехала... Моя мама приехала!»
А
потом начались тяжелые
будни. После получения
реабилитации «со всеми правами на жизнь» Эльзе
не вернули ее прежней квартиры
на улице Стабу 14 и не предоставили
взамен другой. Первое
время она не получала даже пенсии. А в темной
16-метровой комнате на улице Райниса,
где мы ютились
втроем, да еще рыже-белый строптивый
спаниель Ромео, о творческой
работе трудно было думать. И все же Эльза в этих условиях
создала мой барельефный
портрет «Девушка с косой» и начала второй
в фарфоровой глине...
На
бульваре Райниса Эльзу посещали вернувшиеся
из лагерей рериховцы:
Катрина Драудзиня, Мильда
Риекстынь-Лицис, поэт Рихард
Рудзитис. Сюда пришел
и мой будущий
муж Янис Карклинь.
В
первом браке он был женат на двоюродной
сестре Эльзы - Ирме и проходил с Эльзой по одному делу Рериховского общества,
отбывая наказание в лагерях Средней
Азии... Янис Янович
пригласил нас в оперу на премьеру «Пиковая
дама», объявив, что он «попал
с корабля на бал» - то есть утром сошел с поезда,
а вечером занял свое место среди контрабасистов - радовался, что коллеги сохранили
ему инструмент... И профессор Леонид
Вигнер позаботился о предоставлении ему жилой площади...
Жизнь
налаживалась. Эльзу Швалбе
восстановили в Союзе художников, назначили
маленькую, но персональную
пенсию, появились и госзаказы на скульптуру малой формы. Только
с квартирой и мастерской не повезло. После моего замужества
в 1958 году она сменила
ряд неблагоустроенных комнат
в разных районах
Риги, а творчески
работать могла лишь в Юрмальском
Доме творчества художников.
Образовалась и жизнь семьи Маргариты
Карловны: она получила
вызов от родственников
покойного мужа из Германии. К этому времени
Рита с отличием
закончила среднее образование
в Риге и, хотя
с болью в сердце покидала
Родину и друзей,
но не пожелала
расставаться с матерью...
Приглашали с собой и Эльзу Карловну, но она не поехала... Маргарита
Карловна предполагала, что сестра осталась
в Риге из-за меня, но я думаю,
что это не совсем так...
Правда, жизнь наша протекала в тесном содружестве.
Эльза вникала во все мои личные и творческие дела, была первым
читателем и критиком
моих искусствоведческих статей
и книг, ездила
со мной на творческие встречи
с редакторами издательств
Москвы и Киева.
У нас появилось
много общих друзей.
А в 1988 году к 85-летию Швалбе
в Киеве состоялась
организованная мной выставка
трех скульпторов Латвии:
народного художника Александры
Бриедис, Эльзы Швалбе
и медалиста-рисовальщика Яниса Струпулиса. Без преувеличения скажу,
что произведениям Эльзы Карловны, как станковой скульптуры,
так и миниатюрам
и медалям - витринному искусству,
было уделено особое
внимание. На вернисаж
пришли выдающиеся деятели
украинской культуры, редакторы
многих журналов и газет... Я радовалась не меньше Эльзы Карловны... Приехала
она на открытие
выставки на костылях,
поэтому и для ее устройства
в гостинице и в транспорте
было все сделано
от «щирой украинской
души». Потом эта выставка побывала
в Житомире и во Львове,
и всюду о ней писали
прекрасные рецензии. Был также и видеофильм, не говоря уже о восторженных
выставочных отзывах.
К
слову о нашем
«взаимовлиянии». Не всегда
для моих книг требовалась помощь
консультанта, но для меня лично было желательно
и даже необходимо
присутствие Швалбе. Оно вносило равновесие
духа в общении
с подчас капризными
и избалованными почетными
званиями художниками и писателями.
Думаю,
что Эльза Карловна
это понимала, и откликалась на мои приглашения.
Она продолжала жить в очень неподходящих условиях
для творчества. Последняя
ее выставка, посвященная
90-летию со дня рождения, состоялась
в январе 1994 года в Риге в Мемориальном музее Густава Шкильтера...
Экспозицию ее мы делали вместе
с Янисом Струпулисом.
На ней были представлены не только музейные
экспонаты, но и произведения 30-40-х
годов из частных
коллекций. Из моей был приобретен
Французским колледжем бюст Александра Пушкина,
на который претендовал
(и по праву)
Русский театр драмы...
Вот,
пожалуй, и все, что я могла сказать
о своем друге и наставнице
в юности. Спасибо
ей за все то, что она сделала
для меня и тех, кто в ней нуждался. Всегда
ли она была справедлива в своих поступках
с теми, которые
ее любили - не мне судить - она сама лучше разберется
в себе...
Не
претендуя на функции
аналитика, исследователя человеческой
души, но, последовательно анализируя
пройденный вместе длительный
и негладкий жизненный
путь, я сделала
ряд выводов, пусть даже субъективных,
а порой и противоречивых, которые
дают мне основание
на раскрытие ее «загадочного» образа.
Духовный
мир Эльзы Швалбе
не лежит на поверхности. Немногословная, сдержанная
в своих внутренних
излияниях даже с самыми близкими
людьми, Эльза Швалбе
лишь по крупицам
одаривает нас откровением... Лишь пару лет тому назад,
в год своего
90-летия, она впервые
согласилась на магнитофонную
запись родовой хроники
(которая фрагментарно была опубликована в журнале «Фемида»
1993, 3/4 под названием «Шумят
дубы Видземского края»).
Там только вскользь
упомянуто ее «детское
видение»: «Близился рассвет.
В детской комнате
с зашторенным окном темно... Я проснулась от ощущения присутствия
сидящей в белом одеянии женщины
у моих ног...
Я не испугалась,
не закричала, и диалог
с ней был молчаливым... О нем я никому не поведала... Это было « сокровенной
тайной...» Как знать,
быть может эта встреча была той путеводной
звездой, которая на протяжении всей жизни давала
ей силы и духовную энергию
преодоления тяжелейших жизненных
испытаний!
Познание
жизни у всех начинается с испытаний. У трехлетней Эльзы-Елены
оно началось с физической травмы...
«У
меня с детства
появилось стремление летать
и падать», - пошутила Эльза Карловна. - В первом
« полете» я сломала нос, это было первым физическим
страданием и беспокойством
родителей о нарушении
гармонии черт моего лица.
Но
все обошлось, и красивая девочка
с большими серо-голубыми
глазами, окаймленными густыми
ресницами, (и тихой речью) продолжала
очаровывать окружающих...
При
встрече со старшей
сестрой Швалбе Маргаритой
Карловной в 1957-58
годах я спросила,
как в детстве
переносила боль и операции ее младшая сестра.
«Поразительно терпеливо, без плача и жалоб, - ответила она - Такая подвижная и жизнерадостная, во время болезни
она преобразовывалась - становилась послушной
и кроткой». Такая метаморфоза происходила
с Эльзой Карловной
и в зрелые
годы.
Вспоминаю 1952 год в Абезе. Весна.
Круглосуточно ярко светит
солнце, без светотеней,
в упор, тает снег, оставляя
под собой толстый
покров льда. В лагере по всем баракам
идет генеральная санчистка,
выносят во двор нары, обливают
кипятком и смазывают
темной вонючей жидкостью
от клопов. Эльза больна, она слабеет с каждым днем. Немецкий хирург
Штеер обнаруживает у нее опухоль
шейной железы, необходима
операция, без гарантии
на выздоровление... И все же это шанс. Швалбе не возражает. Мне как медсестре
разрешено присутствовать на операции... Операция
длится несколько часов:
заболевание железы дало уже метастазы
в другие органы.
Диагноз серьезный... Но у больной
сильная психическая энергия,
которая способствует выздоровлению... И оно происходит
на глазах у удивленного врача...
Думаю, что способствовали исцелению
и наши совместные
молитвы... После возвращения
на Родину начался
новый «летный» период
с переломом конечностей
и сложными болезненными
операциями. Швалбе по нескольку месяцев
лежит в больнице,
учится ходить с костылями. Именно
теперь в ней преобладают высокие
духовные качества самообладания, терпения
при полном подчинении
строгому медицинскому режиму...
Но как только
это тяжкое испытание
преодолено, в ее характере остро выступают иные качества: исчезает
чувство «послушания и соблюдения режима»,
появляется тяга к перемене места жительства, друзей,
желание творческой работы...
В отличие от своих коллег
она занимается ваянием
без пролития пота, замыслы рождаются
спонтанно и осуществляются быстро,
доставляя автору эстетическое
наслаждение... Швалбе как в жизни,
так и в искусстве верна принципам красоты
форм и изысканности
силуэтов. Названия ее бронзовых миниатюр
70-80-х годов: «Хранительница Огня»,
«Раздумья», «Ожидание», «Материнство»
... И вновь
«полеты и падения»,
физические страдания... Теперь,
на 93-м году жизни - перелом тазобедренной
кости. Операция без жалоб и стонов... и вновь возрождение... Не каждому это дано... Тот же светлый
ум, ясная память,
которой не коснулся
склероз, и рациональный,
под стать времени,
здравый, а порой и жестокий
рассудок. Эльза Швалбе
уже давно, более двадцати лет, старалась избавиться
от обременительных вещей,
в том числе от книг и картин...
Она «безжалостно», откинув
сантименты чувств, возвращала
их авторам, а если таковых
не оказывалось «на месте» - раздаривала... Все логично и оправдано: солидный
возраст, нет рядом духовно близких
людей, разбирающихся в ценности изобразительных средств
искусства. Бетонные стены современных квартир
не рассчитаны на «вбивание гвоздей»,
но подвержены нападению
тараканов и того хуже - клопов... Стоит ли рисковать?
Разгрузочная акция квартиры, естественно,
производилась не ею, а теми, кто приходит
на помощь больным
и великовозрастным старикам...
Благодарная функция... Побольше
бы было таких,
которые это делают,
продлевая физическую жизнь своих хозяев...
А как на это реагируют
те, кто с любовью и благодарностью одаривали
художницу своими творениями,
укрепляя духовные нити родственной связи?..
По-всякому... Рациональный образ жизни интеллигенции
нашего времени многих
приучил духовные ценности
переводить на язык валюты... Хотя многие, кто на это неспособны, в том числе и я. Для меня вещи от духовно близких
людей, даже при их уходе из жизни,
представляют особую ценность
и продлевают общение
с ними... Поэтому,
получив в свой адрес возвращенные
книги и картины,
которые специально создавались
для Швалбе в мои молодые
годы и не без ее консультаций - я подверглась
стрессовой реакции, что и заставило
задуматься над своими
обширными архивами еще нереализованными в замыслах и изданиях. Близких,
которые бы определили
их по назначению
- в библиотеки
и музеи - у меня нет. Да и не всюду их можно «пристроить».
К примеру, искусствоведческие издания
на латышском языке в обильных
дозах принял музей литературы и искусства им. Я.Райниса. А что делать
с литературными русскими
и украинскими архивами?
Их с радостью
бы приняли в мои личные
фонды... Но, увы, увесистые бандероли
мне не по карману - они дорого
стоят, да и где гарантия,
что не пропадут
в пути...
Судьба
швалбовских произведений уже во многом
определилась. Они стали собственностью латвийских
музеев в Риге, Руиене, Москве,
Киеве, Житомире, Львове
и Виннице.
Узнав
о тяжелом заболевании
художницы, ее почитатели,
члены рериховских организаций
устроили молебен... Хочется
верить, что это оказало большую
помощь в ее выздоровлении... «Посылки
доброй мысли друзей
мне всегда в жизни помогали
выдержать испытания», - сказала Эльза Карловна и просила сердечно
поблагодарить коллег и наших общих друзей.
Завершая
свой уже не первый очерк,
я далеко не уверена, что исчерпала все свои знания
о ней... До сих пор из России
и особенно Украины
приходят письма - воспоминания об Эльзе Карловне,
да и семейная
обширная хроника о роде Швалбе
представляет большой исторический
интерес для Латвии,
как национальное достояние
культуры, как подтверждение
связей с Россией
и Западными странами.
Надеюсь, что к 95-летию скульптора
в 1998 году я смогу порадовать читателей
нашей периодики новыми
малоизвестными материалами...
Февраль 1996 года
© Журнал « Мир Огненный» , № 1(9), 1996.