Е.В.Полюшкина,
Городское Рериховское
Общество г. Керчь
Сотворчество
Земли и Неба
Недавно, сидя в уютной Керченской
маршрутке «Газель», я стала свидетелем разговора малыша лет 5-ти с мамой. «Они есть…Они нам помогают. Просто ты их не умеешь еще видеть.
Они же инопланетяне! - терпеливо объяснял ребенок. «Не придумывай. Инопланетян
не бывает. Они нафантазированы в телефильмах» - спокойно внушала сыну красивая
молодая мама. «Ну, как же ты не понимаешь? Они же нам верят, что…» К сожалению,
усилившийся гул машин помешал услышать продолжение интересной беседы. В ней
меня поразили мысли маленького человека о существовании других миров, об
истинах, на которых держится мир: о вере, о помощи.
Сейчас современное общество захватила
сенсация, вызванная книгами западных авторов Ли
Кэрролл и Джен Тоубер «Дети
Индиго». Так называют авторы книги детей, вокруг тел которых, экстрасенсы
наблюдают устойчивое синее излучение, что отличает их от цвета аур других
людей. В книге заявляется о детях с сильной
психической энергией, с волевой доминантой. Но рассматриваемые в ней ситуации,
на мой взгляд, описывают проблемы обычных современных детей, рожденных и
воспитанных в новом информационном пространстве, которое, воздействуя на их
психику, в одном случае вызывает гиперактивность
ребенка, в другом, как защитную реакцию, - замкнутость, уход в себя.
Необоснованное заявление в первой книге о том, что дети «Индиго» способны на
жестокие, античеловечные поступки, напугало жадное до
сенсаций общество и вызвало оборонительную реакцию. Поверхностное понимание
этой проблемы звучит в испуганном предупреждении одной учительницы в ответ на
справедливое возмущение хамским поведением подростка:
«Ой, не делайте ему замечаний! Он же «индиго»!» Другая крайность - в
рассуждениях: «А хорошо ли вообще, что рождаются «индиго?», «Стоит ли этому
радоваться?»
Традиционная педагогика опирается на
знания о человеке как биологической системе с индивидуальной психикой и
наследственной памятью. Но мудрецы всех времен и народов от Христа, Магомета,
Будды до учителей современной эпохи Ушинского, Сухомлинского, Амонашвили утверждают взаимосвязи: Человек – Земля,
Человек-Природа, Человек-Вселенная. Если мы, взрослые, не учитываем законы
природы, проявляющей себя в ребенке: его стремление к свободному развитию, к
нравственным идеалам, к радости в познании мира, - то воспитание превращается в
узурпацию духа, вызывая активную или пассивную формы сопротивления у ребенка,
которое в кульминационный момент, часто неожиданный для нас, может выразиться
агрессией. Это не соответствует высоким нравственным качествам детей нового
сознания.
Когда-то Христос сказал ученикам, что
пришел показать человечеству, каким оно станет в будущем. В далеком прошлом
такие Учителя жизни приходили единицами в тысячелетие, чтобы подготовить сознание
людей к пониманию активного творчества Отца Небесного, разбудить в них
стремление к истине. Настало время, когда в мир приходит всё больше детей,
шокирующих общество своими сверхспособностями.
Родители и учителя ищут стандартные способы борьбы с так называемыми
отклонениями в необычном ребёнке, пуская в ход медикаменты, определяя его в
корректирующие заведения.
Впервые серьёзность этой проблемы была
обозначена на Международной научной конференции 2000 года в Международном
Центре Рерихов «Новая эпоха - новый человек». Эта тема
развивалась в материалах журнала МЦР
«Культура и время», знакомя общественность с мыслями философов и поэтов
серебряного века, трудами учёных Вернадского и Чижевского о живом,
взаимодействующим с человечеством Космосе.
Видный учёный, востоковед
Л.В.Шапошникова сделала вывод, что приходу Новых Детей предшествовал процесс
формирования космического сознания, ярко выразившийся в русской культуре на
рубеже 19-20 веков. Осознав остроту задач, вставших перед педагогикой,
заслуженный учитель РФ Шалва Александрович Амонашвили с единомышленниками при поддержке МЦР организовывает
Международные педагогические чтения и лаборатории гуманной педагогики. Новая
педагогика развивает мысли гуманистов предыдущих эпох о ребенке, как носителе
будущего, помогает педагогу стать мудрым сопроводителем детей по лестнице
духовного восхождения, несет радость сотрудничества.
И вот, через шесть лет напряженной
интересной работы ученых, педагогов школ и Вузов, воспитателей дошкольных
учреждений, общественных организаций состоялась общественная научная
конференция, организованная МЦР «Дети нового сознания». Академик РАЕН и РАКЦ,
заслуженный деятель искусств РФ Людмила Васильевна Шапошникова, говоря о
сложности проблемы, дала ключ, открывающий логику понимания уникального явления
детей нового сознания – как результата творчества космической эволюции.
Эти дети проявляют в размышлениях и
поступках уровень высокого нравственного сознания, мудрость, боль, испытываемую
ими от дефицита любви, недостаточности сердечного тепла. Их появление замечено
было в 60-е годы XX века. Часто эти дети, хрупкие как весенние первые цветы,
беззащитные светлячки пространства эпохи, быстро уходили из жизни. Может быть,
чтобы собрать новые силы, явиться в мир более закаленными и в большем
количестве, в семьи, готовые принять детей новой генерации? Вспомним летящие
линии рисунков Нади Рушевой, не по детски мудрые
стихи Ники Турбиной, пророческие песни о времени колокольчиков А. Башлачева.
Конференция 2006 года, открылась
выставкой творчества детей, продолжилась размышлениями юных творцов на Круглом
столе вместе с педагогами о равном сотрудничестве детей и взрослых и способах
улучшения мира. Знания о разумном, развивающемся Космосе, творящем и
вовлекающем в активное сотворчество человека, выразились в удивительных,
глубоких по содержанию произведениях детей: стихах, музыке, живописи. В этих
детях способности проявляются ярко, концентрированно, до того, как кто-то из
земных мастеров прикоснется к их обучению. Этот талант требует утонченного
педагогического подхода, эти знания требуют от учителей поиска взаимодействия с
раскрывающимся сознанием, пришедшим из глубин Беспредельности. Дети Нового
Сознания способны рядом с взрослыми встать к рулю управления жизнью. Ясность и
чистота мысли, необходимая в любой управленческой деятельности, присуща этим
детям. Они корректируют наше поведение, если мы их слышим, если не потеряли
способность изменяться к лучшему, способность к восприятию и восхищению тайнами
бытия, к трепетной бережности души. Дети Нового Сознания, или Дети Света (так
называли их участники конференции) – это дети, активно спешащие на помощь,
отличающие добро от зла по высоким меркам космических законов. Потому так
призывно звучат слова академика РАО Ш.А.Амонашвили к
учителям и родителям в заглавиях тем педагогических чтений: «Улыбка моя, где
ты?», «Без сердца что поймем?», «Почему нам не прожить героями духа?»,
«Спешите, дети, будем учиться летать!»
Нам надо осознать, что в этот
противоречивый мир, пришли его спасители, которых нужно защитить, сберечь, дать
им окрепнуть. Для этого необходимо совершенствоваться самим. Источником
духовного роста человека во все времена является Культура!
*
* *
Лариса Алексеева,
Лит. Обьединение
«Лира Боспора» г. Керчь.
КУЛЬТУРА
Откуда начинается культура?
Не с дальней, «заграничной», стороны,
Когда из потрясающего тура
Вернёмся мы, восторгами полны.
Её истоки дома, очень близко.
Культура, по признанью мудреца,
Берёт начало в сердце материнском
И в детских продолжается сердцах.
Душа стремится к миру и порядку,
А этот путь для нас всегда трудней.
Ведь легче посадить на даче грядку,
Чем зёрна чести в души сыновей.
Нужна культура для людского братства,
Чтоб каждый стал и лучше, и умней.
Важней всего на свете не богатство,
А мудрость сердца наших дочерей.
В них воспитайте лучшие стремленья,
Любите дочек с каждым днём сильней.
Они подарят миру поколенье
Культурных и талантливых людей.
На радость всем, духовные структуры
Изменят жизнь, изменят шар земной.
И пусть сияет аура культуры
Над каждым домом, городом, страной.
Дата публикации на сайте: 5.11.2006 г.