Люди
отвернутся от православия,
если
православие не отвернется от власти
Рождественское
телебогослужение все более напоминает некое шоу, цель которого видится в
демонстрации единения церковных чинов с представителями власти и богатства. Бог
вместе с верующими отодвинут в массовку: на этих пышных формальных
«богослужениях» некого причащать. В России появился новый феномен — неверующие
православные…
Об этом
размышляет известный религиовед, руководитель учебно-научного
центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета
Николай ШАБУРОВ.
- Николай Витальевич, не секрет, что православие в России быстрыми
темпами становится институциональной религией, пользуется поддержкой
государства и все более этой поддержки ищет. При этом верхушка РПЦ,
ориентируясь на обслуживание государственных интересов, все меньше считается с
реальными интересами и нуждами самих верующих, составляющих Церковь. Подобный
путь для православия - тупиковый, он будет только провоцировать альтернативные
формы религиозности. Возможно, через некоторое время начнется уход из РПЦ
многих людей, считающих себя сегодня православными, в иные религиозные течения.
Как вы думаете, не приведет ли это РПЦ к катастрофе?
- Не стану давать никаких прогнозов. Однако речь
может идти, скорее, не об обрушении, а о расколе. Русская церковь пережила
много расколов, в том числе и в ХХ веке. Сейчас помимо Московского патриархата
в России действуют несколько православных Церквей — Российская православная
автономная церковь (РПАЦ), Русская зарубежная православная церковь (РПЦЗ),
различные ответвления Истинно православной церкви (ИПЦ), не говоря уж о
староверах и прочих мелких православных образованиях. Раскол - это нормальный
эволюционный процесс, когда от одной ветви эволюционного древа религий
отделяется другая веточка, и так далее. Поэтому не думаю, что грядущий раскол
РПЦ будет расколом ровно пополам. Просто отделится новая ветвь, а возможно, что
и не одна… Но до раскола, конечно,
будет длительный этап катастрофической утраты авторитета. Сейчас Церковь второй
раз наступает на те же грабли. Когда-то она настолько слилась с самодержавием,
что, круша опостылевший царизм, российские мужики с тем же остервенением
крушили церкви и убивали священников. Следы этого народного остервенения до сих
пор напоминают о себе развалинами монастырей и колоколен. У нас теперь как-то
принято валить все на большевиков: вот, мол, подлецы этакие, взяли да порушили
церкви!.. Но большевики ведь не с Марса упали, они вышли из народа. И народ
активно им помогал крушить церкви. Свидетельством тому — невероятное количество
разрушенных храмов по всей России. Без народного энтузиазма такую работу не
провернешь. Аналогичная картина, кстати, во Франции. Там тоже Церковь
ассоциировалась с Бурбонами, и после Французской революции народ сокрушил не
только Бастилию, но и массу храмов по всей стране.
Слияние Церкви с властью —
опасный симптом. Ведь политические режимы не вечны. Я вовсе не хочу сказать,
что Россию вскоре ждет потрясение, соразмерное 1917 году, - нет, разумеется, но
в конечном итоге поддержка Церковью сегодняшней власти будет поставлена
обществом ей в вину.
Мне не хотелось бы предрекать катастрофические
сценарии, но… Сейчас активно верующих в России, несмотря на все разговоры о
духовном возрождении страны, всего 3—5%. Они ходят в церковь, соблюдают
ритуалы. А огромный процент людей, которые сегодня называют себя православными,
на самом деле — просто «болото». Об этом говорит, кстати, тот статистический
парадокс, что у нас число людей, называющих себя православными, превосходит
число людей, считающих себя верующими! Это значит, что размывается само понятие
православия. Православие для многих граждан всего лишь
культурно-идентификационная марка. Они «православные», но не церковные.
- То есть, считая себя православными, они, по сути, живут как стихийные
атеисты?
- Конечно. То, что сейчас
больше половины населения называет себя православными, — это просто дань
посткоммунистической моде на «русскость». С развитием капитализма, который по
сути своей интернационален, этот «этноконфессиональный комплекс» растворится. А
по-настоящему православных, как я уже сказал, 3-5%.
-
А
почему так получилось, что сейчас на православие ориентируются в основном
ксенофобы, антиреформаторы, антизападники и ретрограды?
- Все общественные институции, существовавшие в советскую эпоху и
перешедшие в новую эпоху, в той или иной степени подверглись реформированию в
конце 1980-х - начале 1990-х годов. Институт же Церкви никакому реформированию
не подвергся. Значительная часть церковных иерархов - люди с советской
ментальностью. И они существуют все в той же структуре, созданной Сталиным в
середине 1940-х годов по примеру обычных советских наркоматов и управлений.
Есть и еще одна причина… В
ситуации гонений, подавления любая система переходит в жесткую консервативную
позицию — это форма защиты против неблагоприятного внешнего воздействия. Это не
только у нас, католичество в странах Восточной Европы тоже более консервативно,
чем католичество Западной Европы, где его не давили коммунистические режимы.
Поэтому и произошел симбиоз
консервативной и не реформированной в постперестроечное время Церкви со всеми
консервативными слоями общества.
- Как вы думаете, решится ли РПЦ на реформы,
необходимые для ее выживания? Ведь нельзя же все время бегать к государству за
протекцией! Любой протекционизм губителен в первую очередь для самой церкви -
она загнивает в затхлой атмосфере государственной любви. Только конкурентная
среда оздоровляет и заставляет повернуться лицом к человеку, к людям!
- На Поместном соборе 1917-1918 гг. выдвигались
предложения по реформированию Церкви, были идеи о переводе литургии на русский
язык; предлагалась практика избрания епископата мирянами. Хотели ввести в Собор
помимо епископов белое духовенство и мирян, имея в виду, что Собор должен быть
собором всей Церкви, а не только церковного «политбюро». Предполагалось
учреждение гласного церковного суда… Но до сих пор ничего этого нету - до сих
пор Синод назначает епископов, кооптирует их в свои ряды… Нынешняя РПЦ —
абсолютно замкнутая иерархическая система.
В 1920-е годы в среде
православных священников возникло течение, которое объявило себя полностью
лояльным новой власти, они заявили, что идеалы коммунизма и христианства — в
сущности одно и то же. Этих священников назвали обновленцами. Они также
предлагали давно назревшие новации — литургическую реформу, разрешение
епископам жениться и так далее… Как людей лояльных к новой власти их
поддерживало ОГПУ. И эта поддержка плохо отразилась на реформе. Обновленцы себя
скомпрометировали связями с «органами», травлей патриарха Тихона… Поэтому тем редким священникам, которые
сегодня призывают к реформе Церкви, ретроградные церковники тут же вешают ярлык
неообновленцев, играя на исторической памяти. И хотя РПЦ потом сама встала на
путь безоговорочного сотрудничества с безбожной коммунистической властью, тем
не менее, в сознании верующих почему-то
именно обновленцы слывут предателями церковного дела.
Что же касается самих
церковных реформ, то я думаю, что в данный историко-политический период РПЦ на
них не пойдет. Другой вопрос, сколько этот период будет длиться. Сейчас
православие ориентируется на традиционалистские, консервативные круги, которые
ценят в РПЦ именно отсутствие динамизма, нежелание перемен. Это те самые слои
общества, которые болезненно воспринимают рыночные реформы, которые настроены
антизападнически, изоляционистски. Сегодняшнее православие обслуживает именно
этот сегмент общества.
- Слово «раскол» у наших церковников почти ругательное. Это все равно
что при Советах - обвинение в антисоветской деятельности. Почему они так этого
боятся?
- Потому что имущество
делить придется…
Беседовал Александр НИКОНОВ
12.01.2004
© «Новая газета», 12 января 2004 г.