РЕРИХОВЦЫ 30-х
Алексей Анненко,
г. Абакан
«Рериховские университеты»
Павла Беликова...
Вспоминая о своих
встречах и сотрудничестве с выдающимся русским художником, мыслителем и
гуманистом Николаем Константиновичем Рерихом, его ближайшая последовательница
Зинаида Григорьевна Фосдик, бессменный до конца жизни вице-президент Музея
Н.К.Рериха в Нью-Йорке, употребила поразительное по своей точности определение:
«Общение с Рерихом было равно посещению одновременно нескольких
университетов...»
Точнее не скажешь. Даже
те, кто «рериховские университеты» проходит «заочно», без счастья
непосредственного общения, при соответствующем уровне прилежности, получают
уникальную возможность проникновения в различные сферы человеческого гения.
Возьмём ли искусство
Рериха-художника — мы непременно углубимся в познание художественной жизни в
России в конце XIX — начале XX веков, влиянии различных
школ Запада и Востока, всплывут имена Стасова, Микешина, Куинджи, Кормона,
Дягилева, Врубеля, художников объединения «Мир Искусства» и многие-многие
другие. А, кроме того, нельзя будет обойти вниманием развитие
театрально-декорационного искусства, графики, мозаики, настенных росписей,
прикладных ремёсел... Возьмём ли его историко-археологические изыскания — мы
погрузимся в истоки российской истории, обратимся к её переломным вехам, к
ярчайшим представителям светской и духовной жизни... Возьмём ли его
многочисленные путешествия — по России, Центральной Азии, Тибету, Монголии — мы
откроем для себя неведомые земли, зазвучат имена знаменитых путешественников,
историков, археологов, собирателей древностей — Спицына, Голубева,
Пржевальского, Козлова, Роборовского... Возьмём ли его литературную,
культурно-просветительскую, благотворительную деятельность — мы оказываемся на
вершинах проявления человеческого духа. Толстой, Станиславский, Блок, Соловьёв,
Андреев, Горький, Тагор, Кент, Эйнштейн, Северянин, Милликен, Грабарь, Щусев,
Босе, Чаплин... Список имён, входящих в «круг Рериха», громаден. Вершины духа,
которые предстоит одолеть вольнослушателям «рериховских университетов»,
подпирают небесные дали. Путь «каменист»... Но находятся люди, которые не
только успешно преодолевают все препятствия, но и сами становятся наставниками
этих «рериховских университетов», передавая свои знания поступившим «на первый
курс»...
Таким был Павел Фёдорович
Беликов. Он родился 29 июля 1911 года в Эстонии, в Нарве. Его «внешний»
жизненный путь протекал вполне обычно. Был он и грузчиком, и ткачом, и
работником торгового представительства «Международная книга». Последние годы до
пенсии работал бухгалтером в небольшом посёлке под Таллинном — Козе-Ууэмыйза.
Рядовой путь рядового советского человека... И эти же годы были наполнены
творческой деятельностью, равной масштабу деятельности
научно-исследовательского института. Предмет исследований — жизнь и творчество
семьи Рерихов. Время — после работы, в выходные и праздничные дни, в отпуске.
Средства — собственная зарплата. Не имея учёных степеней и званий, он занял
одно из ведущих мест в мировом рериховедении.
... Молодость Павла
Беликова пришлась на двадцатые-тридцатые годы. Довоенный Таллин...
Любознательного юношу влекут к себе литературные занятия, он пишет стихи,
печатает заметки в местных газетах... Увлекается христианской теологией,
позднее — восточной философией, но одна из книг по этой тематике надолго
поубавила интерес к древней мудрости Востока. Однажды ему на глаза попались
заметки о путешествии Николая Рериха по просторам Центральной Азии. Некоторые
мировоззренческие утверждения вызвали несогласие, и он пишет, как он мне
говорил, «разгромное письмо» в Индию, Рериху... Неожиданно для него самого
получает ответ. И не с отповедью, как предполагал дерзкий юноша, вскрывая
конверт, а с предложением сотрудничества, что поразило и навсегда полонило
сердце. Как? Вместо того чтобы упрекать, что он ещё молод, что он ещё многого
не понимает, ему предлагают сотрудничать? Всемирно известный художник и
мыслитель! Молодой человек был сражён...
Полученное письмо
заставило П.Ф. пристальнее взглянуть на суть деятельности Николая Константиновича.
Зная о том, что рядом, в Латвии, существует сильное Рериховское общество,
ведущее значительную издательскую работу, П.Ф. загорелся желанием создать такое
же общество в Эстонии. Он понял, что его поиски в христианском направлении,
изучение восточной философии пришли к логическому завершению. Но это «завершение»
на самом деле будет только началом познания того средоточия мудрости, которое
содержится в Агни Йоге... «Эти книги, — говорил он мне, — меня буквально
духовно перевернули...»
И ещё его привлёк сам
облик русского художника, сумевшего встать над суетой будней, в жизни и
творчестве которого Культура и Красота проявились с неисчерпаемой полнотой. Он
стал собирать материалы о деятельности семьи Рерихов, не предполагая ещё, что
ему выпадет миссия на склоне лет, в другой стране поднять имя Рериха на
соответствующую высоту, опубликовав книгу о нём в серии «Жизнь замечательных
людей», стать общепризнанным авторитетом в мировом рериховедении.
Хотя цель такую он
поставил перед собой уже в молодости. «Между прочим, — писал он 22 декабря 1978
года, — когда мне было лет тридцать, я думал, что могу многое сказать о Рерихе,
стремился к этому. Обстоятельства сложились так, что я вышел на
профессиональную «арену» с чувством, что теперь-то я могу сказать о Рерихе так
как надо, когда был на исходе пятый десяток лет. А теперь, когда на исходе
шестой десяток, я гадаю — смогу ли я до конца жизни вообще сказать о Рерихе то,
что нужно и так, как нужно. Мой пример, конечно, не эталон, наоборот, он
большое исключение, обусловленное какими-то скрытыми от меня самого
кармическими следствиями...» (Архив автора. Все цитаты из писем П.Ф.Беликова,
С.Н.Рериха, З.Г.Фосдик публикуются впервые).
Завязавшаяся переписка с
Н.К., а затем и с его старшим сыном, востоковедом, Юрием Николаевичем, имела
под собой и практическое основание. В конце тридцатых годов П.Ф. возглавлял
советское представительство «Международной книги» в Таллинне. Он с готовностью
согласился выполнять заказы семьи Рерихов, прежде всего Юрия Николаевича, на
интересующие их книги. В 1957 году, после переезда Ю.Н. в Советский Союз, П.Ф.,
находясь в Москве, позвонил ему: «Он сразу назвал меня по имени и отчеству,
спросил, где я нахожусь и не могу ли сразу к нему приехать. Через полчаса я был
возле дома на Ленинском проспекте, где он жил. Юрий Николаевич уже ждал меня и
проводил в кабинет. В кабинете, заставленном книжными полками, царил полумрак,
горела лишь настольная лампа на большом письменном столе. Показав на полки с
книгами, Юрий Николаевич сказал: «Чувствуйте себя как среди старых знакомых.
Среди книг много тех, которые вы посылали мне» (П.Беликов. «Величайший
победитель в битве...» — Огонёк, 1982, № 9, с.20).
С 1957 года он фактически
становится доверенным лицом братьев — Юрия Николаевича и младшего — Святослава
Николаевича, проживавшего в Индии...
...Я встретился с Павлом
Фёдоровичем в июне 1975 года, когда учился на четвёртом курсе университета. Он
приехал в Новосибирский Академгородок в связи с выставкой картин Н.К. из
собрания Святослава Николаевича, показываемых тогда в Советском Союзе впервые.
Выставку разместили в спортивном зале университета. Одна стена его была сплошь
стеклянной. По утрам я любил посидеть на пригорке перед этим своеобразным окном
в «Державу Рериха» и всматриваться в неописуемое торжество красок на картинах
Великого Мастера в озаряемом лучами восходящего солнца зале. Может быть, это
самое сильное впечатление от общения с чудесным рериховским миром, которое я
когда-либо испытывал. Негромко шумели кроны сосен и берёз, утреннюю тишину
нарушало лишь пение птиц... Между мной и картинами, образующими своеобразную
мозаику под названием «Искусство Николая Рериха», была лишь тонкая стеклянная
перегородка, и в голову невольно шли вбитые со школьных лет строчки: «Двое в
комнате. Я и ...» В моей интерпретации, конечно, звучало «... и Рерих»...
Находился я тогда на
распутье. Довольно основательно, насколько это было возможно по тем временам,
при дефиците литературы, я был знаком с творчеством Николая Константиновича.
Пришла ко мне и отпечатанная на фотобумаге копия книги «Знаки Агни Йоги». Для
дальнейшего продвижения вперёд, которое тогда связывалось мною с изучением всех
книг Живой Этики, надо было выходить на контакт с теми, у кого они имелись. Но
по имеющимся у меня сведениям такой контакт обуславливался целым рядом условий,
в целом не соответствующих, на мой взгляд, и духу, и букве Живой Этики. Я
раздумывал, как поступить. И в это время в Академгородок приехал один из
авторов книги о Н.К. в серии «Жизнь замечательных людей», авторитетнейший
рериховед, Павел Фёдорович Беликов.
Эта встреча и
последующие, в том числе со Святославом Николаевичем, Людмилой Васильевной
Шапошниковой, навсегда убедили меня, что истинно великие люди просты в общении,
снисходительны и никогда не откажутся от помощи тем, кто в ней нуждается.
Был солнечный летний
день. В зале выставки П.Ф. окружали любители рериховского искусства... Наконец,
я улучил момент, когда у П.Ф. выдалась свободная минута, подошёл, представился
и попросил найти время для беседы. П.Ф. незамедлительно откликнулся и назначил
мне встречу на следующий день.
Никогда не забуду наш
первый разговор в моей комнате в студенческом общежитии. 12 июня 1975 года...
Как сейчас вижу фигуру Павла Фёдоровича, на фоне солнечных лучей, проникающих
через распахнутое настежь окно, склонившегося над книгами, альбомами, вырезками
газетных и журнальных публикаций, которые я ему показывал... Слышу его голос:
— Вы спрашиваете, стоит
ли Вам примыкать к какой-то группе? Вот что я Вам скажу — лучше не надо, лучше
остаться самостоятельным. Я сам шёл таким путём и считаю его наиболее
правильным. Тем более, когда выставляются какие-то условия... Иерархия
складывается сверху вниз, но никак не наоборот. Я вёл как-то два кружка. Мы
собирались раз в неделю, создавалась торжественная обстановка, мы читали по
очереди Агни Йогу и затем обсуждали. Причём правилом и законом был абсолютно
свободный обмен мнениями.
Так же было в Рижском
обществе. Мне рассказывала Зинаида Григорьевна (Фосдик — А.А.), что у них в
Америке тоже практиковались свободные дискуссии. Агни Йога дана всем, дана так
широко, что претендовать на изречение истины в последней инстанции никто не
может... Ведь главное — проблема совершенствования. Именно поэтому каждый
человек должен индивидуально подходить к книгам Живой Этики, над ним не должно
довлеть мнение доморощенного авторитета. Каждый находит своё. Лучше всего
самостоятельно духовно перерабатывать то, что приходит ищущему. Можно, конечно,
входить в контакт с кем-либо, порой не только можно, но и нужно, но только при
условии собственной независимости. Я, например, долгое время
работал самостоятельно, хотя рядом в Риге был сильный кружок Агни Йоги. И, Вы
знаете, то, что мне нужно было — приходило. А потом уже нас Николай
Константинович свёл...
То, что нужно — приходит.
Было бы устремление. Встреча с Павлом Фёдоровичем только подтвердила для меня
эту непреложную истину. При дальнейших встречах в Новосибирске, у него в
Козе-Ууэмыйза, фактически тогдашнем Советским Центром рериховских исследований,
в переписке я получал ответы на все вопросы, которые встают перед каждым на
пути в «Державу Рериха». Если я уделил внимание своим личным обстоятельствам,
то лишь для того, чтобы подчеркнуть готовность П.Ф. каждому «идущему», даже
если это простой студент сибирского вуза, оказать всяческую помощь и внимание.
Меня поражала в нём
способность настроиться на «волну» собеседника. Дважды он приезжал на «Рериховские
чтения» в Новосибирск. В 1976 и 1979 годах. Это, с одной стороны, поднимало их
уровень авторитетности, а с другой, давало возможность и сторонникам, и
противникам рериховского движения (причём среди тех и других были самые разные
оттенки принадлежности) обратиться к человеку, мнение которого нельзя было не
учитывать. Особенно ярко помню один такой день «хождения по группам», когда с
раннего утра и до позднего вечера Павла Фёдоровича «передавали» из рук в руки,
чтобы получить ответы на то, как решить те или иные, у каждого свои,
своеобразные, проблемы. И в каждом случае, при разговоре о вопросах, порой не
стоящих и выеденного яйца, Павел Фёдорович с полным вниманием включался в их
решение. Причём, зачастую тот мелочный повод, который послужил началом
разговора, уходил куда-то в сторону, а беседа незаметно входила в русло проблем
действительно существенных. И разные люди, с разным отношением к рериховскому
наследию, с разным пониманием, по тогдашнему партийному выражению, «задач
текущего момента» получали «информацию к размышлению», которая подводила их к
осознанию тех самых действительно важных проблем.
К сожалению, появились
сонмы «пророков», «кудесников», «посвящённых», среди которых чуть ли не каждый
второй «имеет» канал общения с Высшими Мирами, подобно «новым русским» с
сотовыми телефонами. «Духовность» становится модным понятием, хотя нелепость
этого очевидна. По мнению Павла Фёдоровича, «если даже вне сферы духовности в
человеке пробуждается доброта, ответственность, благожелательность и
творчество, на первых шагах хотя бы в усовершенствовании мотоциклетных моторов,
то и эти задатки могут продвинуть дальше, чем битие лба о каменные плиты в
храме»... (письмо автору от 19 января 1977 года).
Мне запомнился тот день
ещё и потому, что вечером П.Ф. раскрылся для меня одной из тех граней, которые,
конечно же, были характерными для него, но были скрытыми для нас в связи с
нашим односторонним отношением к нему только как исследователю рериховского
наследия. Наталья Дмитриевна Спирина, нынешний почётный председатель Сибирского
Рериховского общества, попросила П.Ф. послушать песни её ученика, Андрея
Юшкова, тогда начинающего самодеятельного композитора и певца. Вечером мы были
у неё на квартире. Андрей пел, делился планами будущих концертов, спрашивал
совета у П.Ф.. В разговоре всплыло имя Игоря Северянина. Тогда, в середине 70-х
годов он был известен, в основном, по знаменитой строчке: «Я гений, Игорь
Северянин...» и специфическому «советскому» отношению к эмигрантским писателям
и поэтам. А Игорь Северянин последние свои годы прожил в Эстонии. Услышав это
имя, уставший после многотрудного дня, Павел Фёдорович как-то сразу
встрепенулся, заулыбался, как бы припоминая какие-то ведомые только ему встречи
давних лет, и произнёс: «О, это Поэт Божьею милостию!» Оказалось, он не
раз в Таллинне слушал выступления поэта, был с ним знаком и с юношеских лет
любит его творчество. Он рассказал нам об одном случае. Как-то он ехал в Москву
в одном купе с известным артистом Михаилом Козаковым. В разговоре тот упомянул,
что готовит для записи на телевидении чтение Пушкинского «Дон-Жуана». Ему Павел
Фёдорович прочитал неопубликованное тогда стихотворение «Монолог Дон-Жуана»,
написанное Игорем Северяниным. Прочитал он, конечно, наизусть и нам, и мы
записали под его диктовку:
«Чем в
юности слепительнее ночи,
тем
беспросветней старческие дни.
Я в
женщине не отыскал родни,
Я всех
людей на свете одиноче!
Очам не
предназначенные очи,
Блуждающие
теплили огни.
Не
проникали в глубину они.
Был ровным
свет.
Что может
быть жесточе?
Не находя
искомой разве грех
Дробить
себя и размещать во всех?
Но что в
отдар я получал от каждой?
Лишь
кактус ревности, чертополох
привычек,
Да
забвенья трухлый мох...
Никто меня
не жаждал смертной
жаждой!»
Кстати, поскольку в
стихотворении затронута тема отношения к женщине, надо сказать, что один из
самых счастливых моментов в жизни П.Ф. была встреча с Галиной Васильевной,
спутницей и вдохновительницей до конца его земных дней. Ещё в тридцатые годы им
посылала «привет сердца» Елена Ивановна Рерих. В письме к одному из сотрудников
в Прибалтике она писала 29 июля (кстати, в день рождения П.Ф.!) 1939 года: «Получили
и фотографии супруги П.Ф.Б. Очень понравилась она нам всем. Такой вдумчивый и
ясный взор! Думаю, что оба они могут быть прекрасными работниками на ниве труда
просвещения. Мысли, высказанные П.Ф. в его последнем письме к Н.К., пришлись
мне очень по душе. Бодрость духа есть залог преуспеяния. Именно радость жизни
не в роскоши и изобилии, но в проникновенном осознании глубокого смысла и
назначения жизни как таковой. Именно тогда всякий труд становится источником
радости и восхождения. Шлю им привет сердца...»
Встреча с творчеством
Рериха стала для П.Ф. началом обучения в «рериховских университетах». Ведь Н.К.
настолько многогранная, многозначительная фигура, что тот, кто по-настоящему
увлечён изучением его жизни и деятельности, неминуемо выходит на познание самых
различных сфер взаимодействия Человека и Мира. Недаром Святослав Николаевич в
письме к П.Ф. писал, что «искусство Жизни было для Н.К. наивысшим искусством»
(10 ноября 1969 года. Архив П.Ф.Беликова).
Эти слова в полной мере
можно отнести и к жизненному пути Павла Фёдоровича Беликова. В этом году — 15
мая — исполнилось бы пятнадцать лет с того дня, как прекратилось его земное
существование...
В одном из писем ко мне
он упомянул передачу «Очевидное-невероятное», которую вёл Сергей Петрович
Капица. Тогда я машинально отметил, что есть что-то общее у П.Ф. и известного учёного.
Даже во внешнем облике. Но главное в другом — всю свою жизнь П.Ф.
посвятил изучению «очевидного-невероятного» рериховского мира, который он всеми
возможными силами и средствами открывал нам, приближал к нашей повседневности,
чтобы она засияла новыми гранями и красками, «невероятными» для нас, «очевидными»
для него...
Ó Журнал «Мир Огненный», № 3 (14) 1997 г.