А. Погасий ,

религиовед, юрист, директор Казанского филиала Института религии и права,

академик МАИСУ, доктор философии, кандидат исторических наук

 

К вопросу о понятии “секта”

 

В последние годы с легкой руки средств массовой информации в мире в целом и в России в частности получил широкое распространение термин «секта» по отношению к нетрадиционным конфессиям. Причем в различных странах  «сектами» называют разные конфессии, смотря по тому, какая религия там является традиционной. Например, баптистов в России называют сектантами, в то время как в США они относятся к одной из самых распространенных конфессий.

Манипуляции этим понятием в политических и иных узкокорыстных интересах достигли таких масштабов, что вызвали серьезное беспокойство ученых и юристов многих стран. В связи с этим появился ряд научных работ религиоведов, филологов, историков, а также разъяснений и заключений юристов, освещающих понятия «секта», «тоталитарная секта» и т.п.

Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы России в своем ответе от 26.06.96 г. на запрос Управленческого центра региональной религиозной организации Свидетелей Иеговы зафиксировал, что правового значения понятия «секта» и «тоталитарная секта» не имеют и в законодательстве РФ не используются.

Член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Филологические науки» профессор МГУ П.А.Николаев по данному вопросу сделал заключение о том, что семантическое значение слова «секта» в корне составляет одно понятие: то, что отсечено, фрагмент усеченного целого. Исторический источник - латинское слово «secto» равняется тоже латинскому слову «pars», которое дало понятие «партия». Значение этого слова в латинском языке: отколовшаяся часть религиозной общины. Всегда, изначально слово «секта» имело отрицательную коннотацию, в том числе по отношению к религиозным движениям, религиозным меньшинствам, в связи с чем может восприниматься как оскорбительное членами религиозных организаций. «В официальной лексике предпочтительно и правильно употреблять понятия «религиозная организация», «религиозное объединение» и «член религиозной организации» как имеющие нейтральное смысловое значение» (заключение от 14.02.97 г.).

Фрагмент какого усеченного целого понимается под словом «секта»? Если взять, например, христианство, то под этот термин подходят и католицизм, и православие, и все протестантские конфессии как части одной христианской религии. То же самое можно сказать буквально обо всех религиях.

Неправомерность и неэтичность применения термина «секта» к религиозным объединениям подтвердила в своем решении № 4 (138) от 12.02.98 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ: «Судебная палата также отмечает, что в законодательстве РФ не существует такого понятия как «секта». В то же время данный термин в силу сложившихся в обществе представлений несет, безусловно, негативную смысловую нагрузку и, употребляя его, журналисты могут оскорбить чувства верующих».

Истерия вокруг новых религиозных движений разразилась не только в России. В январе 1996 года, к примеру, был опубликован доклад комиссии французского Парламента по расследованию деятельности культов. Критический ответ на этот доклад подписали шесть известных ученых, предметом исследования которых являются новые мировые религиозные движения. В их числе: профессор Массимо Интровинье, президент Центра изучения новых религий (Италия), доктор Дж. Гордон Мелтон, директор Института по изучению американских религий (США), Кэтрин Уэссинджер, председатель группы новых религиозных движений Американской академии религии и т.д.

В своем ответе эти ученые указали, что само определение «секты» является ненаучным, неприемлемым и граничит с предрассудками. Комиссия французского Парламента, считают они, «пренебрегая исследованиями религиозных движений, проводившимися в последние два десятилетия командой ученых из Европы и Северной Америки, ... очевидно, черпала свою информацию из различных антикультовых организаций, ... которые входят в международную сеть сознания культов. За плечами этих организаций длинная история публикаций предвзятых и неквалифицированных трудов, и уже более чем два десятилетия их не принимают всерьез суды как в Северной Америке, так и в Великобритании».

Далее ученые напоминают, что крупнейшие современные религии в своем начале были не более чем сектами. «Правильно ли поступал Нерон, когда преследовал культ христиан как нарушающих спокойствие и развращающих детей? ... Является ли Президент США (баптист) действительно членом  «секты»...?»

Откуда пошла религиозная нетерпимость? Причины различны: политические, социальные, исторические, субъективные - в зависимости от конфессиональной ориентированности государства, группы или индивида.

Что касается государства, то с давних времен и даже до сего дня существует доктрина о том, что в основе стабильности общества лежит идеологический консенсус, а значит и религиозное единообразие. Исходя из этого, власти ряда стран стремятся подавить все формы религиозной практики, за исключением той, которой придерживается само государство (например, исламские государства). До XVI века большинство европейских стран также прибегало к религиозному принуждению, возведенному в ранг государственной политики. Вызов подобной практике впервые был брошен в США, куда переселенцы принесли религиозное разнообразие, и вскоре стало очевидно, что стабильность американского общества можно обеспечить не насаждением религиозного единомыслия, а приверженностью более высокому принципу - религиозной терпимости и плюрализма. Но еще долго правительства разных стран продолжали рассматривать религиозных диссидентов как угрозу государству и общественному порядку. Как правило, с самого начала своего существования новые движения наталкивались на враждебное отношение со стороны политиков и властей, а также средств массовой информации (как это практикуется у нас в России), а под их влиянием и остальной части общества.

Так было и с теми религиозными движениями, которые впоследствии принесли обществу значительную пользу с точки зрения нравственности (квакеры и методисты в Англии, гугеноты во Франции, Армия Спасения в Швейцарии, Свидетели Иеговы в ряде африканских стран).

А разве русские баптисты, пятидесятники, адвентисты, проповедуя почитание властей, трезвость и целомудрие, не вносят вклад в оздоровление общества? Для борьбы с отдельными нарушителями закона, независимо от конфессиональной принадлежности, существует достаточно средств государственного принуждения. Но сегодняшняя борьба с «сектами» в России напоминает пресловутую войну с воробьями времен китайской культурной революции. Последствия могут быть такими же.

 

 

     

 

  

  

  

 

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz