Л.В.Шапошникова
Серебряная нить
"Через
все попытки разногласий, отрицаний, разложений, даже в самом ужасном тумане
ядовитых газов все-таки светятся огни башни Дозора".
Николай Рерих. Священный Дозор.
Существует Великий закон Космоса об энергетическом принципе
Учительства, как одной из движущих сил эволюции. История земного человечества
знает целый ряд Великих Учителей, приносивших ему знания, этические нормы и
повышавших уровень его сознания. В течение миллионов лет эволюции каждая
разумная сущность рано или поздно приближается к такому Учителю. Великий
Учитель всегда требует особого состояния или особой готовности самого ученика.
"Для серьезного ученика, - пишет Е.И. Рерих, - желающего стать учеником
Великого Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо такое
полное погружение на первых ступенях, до его полного самоотречения, ибо, чем
иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаст
серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с
Учителем открывает все возможности. И связь эта создается лишь упорным
и неуклонным устремлением к единому фокусу"1.
Вот на этой серебряной нити и держится восходящая
спираль Космической эволюции человечества. Неся в себе разное качество и разную
пробу, она связывает ученика с Учителем в самых различных формах. Создается эта
нить в крайне сложном процессе взаимодействия труда и духа, через который
проходит ученик, так же как и его Учитель, ибо у последнего есть, в свою
очередь, свой Учитель. Не всегда серебряная нить духовно-энергетического
контакта, созданная Учителем, ощущается предполагаемым учеником. Поэтому
Учитель может испытывать большие затруднения, нежели ученик, особенно там, где
общий фон сознания невысок. "Тяжко, очень тяжко сотрудничать и говорить по
сознанию собеседников, ибо это часто требует страшного напряжения" 2.
Будучи Учителем очень высокого плана, Елена Ивановна
испытывала те же затруднения, то же напряжение, о которых писала сама. Она
говорила "по сознанию" не только с близкими учениками, но и с каждым,
кто обращался к ней за помощью или за разъяснением. Она неутомимо отвечала на
множество писем, сотрудничала в журналах, готовила к публикации очередные тома
Живой Этики. Она была Учителем, принявшим на себя тяжкое бремя земных учеников.
Каждый раз поражаешься, как четко работала ее мысль, как умела она объяснить
сложнейшие явления и процессы, как быстро реагировала на неверное понимание.
Она удивительно чувствовала пространство статьи или заметки и в нем, иногда
очень малом, умела системно изложить самое главное, что содержали в себе книги
Учения. Статьи в журнале "Оккультизм и Йога" - ярчайший пример всему
этому. Она бывала достаточно критичной, но всегда при этом сохраняла
корректность и врожденное уважение к человеку вне зависимости от того, каким он
был или что писал. Сама ее критика носила всегда конструктивный характер и была
полезна любому читателю. Она умела не только критиковать, но и защищать своих
единомышленников.
Елена Ивановна пишет об энергетическом мировоззрении,
которое пронизывает Живую Этику. Каждое космическое или планетарное явление
имеет свою энергетику, каждый виток эволюции несет свой энергетический
потенциал. Учение о Новой эволюционной ступени связано, прежде всего, с новыми
энергиями, которые проявляются в этом витке. Именно энергия, исторгаемая
духовными Учителями, может изменить и переродить сознание человека, а затем и
всего человечества. «Поэтому главный пробный камень, - пишет Е. И. Рерих, - для
всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать
окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников» 3.
Она обращает внимание на необходимость изучения тонких
энергий, роль которых в эволюции человечества увеличивается по мере приближения
к новому витку космической эволюции. «Сейчас, в первую очередь, нужно давать
все, что устремляет мысль вперед к новым нахождениям в области тончайших
энергий. Срок этим энергиям наступил, и различные проявления их вспыхивают на
всем пространстве земли» 4.
Психическая энергия, носителем которой является сам
человек, есть одно из проявлений этих тончайших, но в то же время и сильнейших
энергий. Она содержит в себе энергетику миров иных измерений. Последние
определяют и нашу интуицию, и наше чувствознание и, в конце концов, нашу
духовность, которая синтетически объединяет наши накопления и придает им иное
энергетическое качество.
По сути, наш плотный трехмерный мир пронизан тонким
многомерным миром, находящимся с нами в постоянном энергетическом контакте,
который много больше, чем мы предполагаем, влияет на нас. Объяснить что-либо
происходящее на планете, в человеческом обществе или в нас самих невозможно, не
беря в расчет этот мир. «Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль
создает вибрацию и, именно, эти вибрации являются энергиями, входящими в
строение всего человека, как объективного, так и субъективного. Именно, эти
энергии, порожденные человеком, и являются его неотъемлемым достижением
(кармическим), которое сопутствует ему и в его новой земной жизни»5.
В некоторых заметках Елена Ивановна пишет о важности
Великих Космических Законов, лишний раз давая нам понять, как необходимо
соблюдать их в нашей жизни. «Формы жизни, все функции человечества должны
строиться в соответствии с космическими законами»6.
Мир проявленный, мир дифференцированный, который
держится противоположениями, особенно нуждается в соблюдении этих законов. Их
нарушение приводит к неустойчивости и разбалансированию, что всегда чревато
крупными опасностями и разрушительными действиями на всех уровнях Бытия.
Вникая в сущность явления противоположений, Елена
Ивановна высказывает глубокую мысль: «Лишь при сопоставлении этой
двойственности или пар противоположений высекаются искры познания и возможно
совершенствование или эволюция. Вечное движение или эволюция создает и относительность всех понятий. Так
познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления
пар противоположений»7.
Во многих трудах Елены Ивановны Рерих, в ее письмах,
публикациях, статьях особое место занимают размышления о России. Так же, как и
Николай Константинович, она достаточно ясно себе представляла, через что
проходила и должна была пройти Россия. Она уделяла особое внимание этой стране
не только потому, что Россия была ее родиной, но и потому, что в энергетическом
поле нового эволюционного витка Россия играла важнейшую роль. Роль эта до сих
пор до конца не расшифрована, в значительной степени запутана поздними
писаниями и измышлениями различных авторов, в которых достаточно ясно звучит
сомнительная идея «избранничества». На самом деле все сложней и глубже. Елена
Ивановна пишет об общине, или общинном устройстве нового, грядущего мира. Она
не связывала эту проблему напрямую с российской революцией и событиями, которые
последовали за ней. «Учение Живой Этики, - отмечала она, - рассматривает весь
мир, как единую Мировую Общину. Нам указано развивать чувство сотрудничества,
солидарности и дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание» 8.
Вот это «телесное толкание» возникает тогда, когда
такие эволюционные категории, как Община, поспешно насаждаются там, где уровень
сознания народа для этого еще не готов. В результате в России эволюционная идея
Общины была подменена казарменным коммунизмом. Основные мысли и предупреждения
касательно этого процесса Учителя высказали в книге «Община». Елена Ивановна
продолжает развивать идею Учителей, и ее мысли на этот счет звучат вполне
жизненно и актуально. «При настоящем уровне сознания человечества, в тесном
замкнутом общежитии, неизбежна тенденция к уравниванию, а всякое уравнивание
неминуемо растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и
понижению уровня цивилизации, т. е. к опрощению и, увы, к следующей стадии
опрощения, именно, к огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты
широко и жизненно»9.
Именно в России произошло
грубое нарушение Великого Космического Закона об Общине и сотрудничестве.
Вводилась насильственная община, которая подавила свободу мысли. «Там, где
мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные
ростки духа и сердца – засыхают»10.
Строки эти, написанные сорок лет назад, удивительно своевременно звучат для
нас, сегодняшних. Сейчас в России много этих засохших ростков духа и сердца. И
пока никто не торопится поднять их из пыли и дать им новую жизнь. А без этого
трудная и славная судьба страны может и не состояться...
Также полезны для нас и мысли Елены Ивановны о тех
ошибках и искажениях, которые были присущи последователям самого Учения.
Ликвидация идеологического пресса в нашей стране создала возможности
организации различных духовных движений, в том числе и рериховских. Рериховские
общества, рериховские клубы, рериховские издания - все это объединяет людей
различного уровня сознания и разной культурной направленности. И поэтому опять возникают
те же болезни, о которых писала Елена Ивановна много лет назад.
«Изуверство и фанатизм последователей, - справедливо
замечает Елена Ивановна, - разрушают все основы, преподанные им Основателями и
Учителями»11. Фанатизм,
обусловленный невысоким уровнем сознания, с первых же шагов любого духовного
движения, начинает себе вить в нем гнездо, превращая идеи, заложенные в этом
движении, в собственную противоположность. Значительный вред духовному движению
наносит и сектантство, попытки уйти от жизни, замкнуться в собственной скорлупе
и лелеять в ней свою «избранность». Ощущение же «избранности» возникает у
многих при неправильном восприятии положений Учения. Недостаточный культурный
уровень изучающих приводит к тому, что они пытаются все, что сказано в «Живой
Этике», перенести на себя. Тем самым, по словам Елены Ивановны, они напоминают
студентов-медиков, которые читают учебники по различным болезням и находят все
признаки этих болезней в себе.
«Так же точно некоторые из них (читающие «Живую Этику»
- Л. Ш.) начинают приписывать себе
священные боли и самые высокие достижения, прочитанные ими в книгах Учения.
Нужно очень остерегать от подобных увлечений, ибо такое явление свидетельствует
о наличии таких нежелательных качеств духа, как самомнение и недостаток распознавательной
способности. Без преодоления таких качеств никакое продвижение на духовном
плане невозможно»12.
Одно искажение тянет за собой другое, не менее
вредное. В современном рериховском движении в результате этого развился острый
синдром учительства. Неофиты, ощутившие в себе «особые силы», смело берутся
«просвещать» других. В результате распространяются невежественные толкования
сложнейших идей «Живой Этики», с одной стороны, а с другой - возникает
«комплекс глобальности» или стремление приобщить к идеям Учения, если не всю
страну, то, во всяком случае, миллионы. В своих прежних работах и письмах Елена
Ивановна не раз указывала на вредность такого заблуждения, настаивая на
соблюдении соизмеримости при продвижении идей «Живой Этики». Вмещающий усвоит,
невмещающий должен быть оставлен в покое. В отличие от религиозных учений,
рассчитанных на массовость последователей, «Живая Этика» не может продвигаться
путем насилия или миссионерства. «Опасайтесь миссионерства не только в
отношении чужих зазываний, но чтобы и самим не сделаться миссионерами»13, - сказано в одной из книг Учения.
«Мы никогда никого не зазываем, - развивает эту мысль
Елена Ивановна, - никому ничего не навязываем, не запрещаем приходить и уходить
свободно. Наше учение дается широко и не накладывает запретов»14.
Разница в уровнях сознания участников любого духовного
движения, в том числе и рериховского, неизбежно приводит к раздробленности
самого движения. Понять правильно сложившуюся реальность необходимо для того,
чтобы избежать заведомо неверных и невыполнимых целей. «Когда в книгах Живой
Этики говорится о необходимости единения, - пишет Елена Ивановна, - то,
конечно, указывается не внешнее единение, но единение и гармонизация сознаний,
которое не может совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую
основу высокой нравственности и полное признание единства Иерархического
начала, следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде
всего, распознаванию ликов»15.
Она справедливо возражала против смешения разнородных элементов
в духовных движениях и отрицала необходимость «садиться за один стол» там, где
этого делать нельзя. «Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя всех собрать в
одну кучу, неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа наш
лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она в
то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех
царствах своих»16. Вот эта
гармоничность и целесообразность и является основой всякого истинного единения.
Иные же объединения, не имеющие подобной основы, недолговечны, несут в себе
зарождающиеся конфликты, вражду и нередко разрушения. Многие идеологи скорых
объединений часто не понимают, не осознают сути Иерархического принципа, на
необходимость которого указывает Елена Ивановна, или же нередко произвольно
зачисляют в «иерархи» самих себя, стараясь развернуть рериховское движение на
себя. Естественно, что люди с таким уровнем сознания не могут стать
действительными объединителями. Елена Ивановна дает нам понять, что процесс
объединения или, скорее единения, сложен и труден и не обязательно
распространяется на всех тех, кто желает, по тем или иным причинам,
присоединиться к движению. Единение должно складываться естественным образом на
формирующейся в движении энергетической основе. Никакое принуждение, насилие и
разного рода борьба просто недопустимы в этом тонком деянии. К сожалению,
многие представители нашего политизированного общества, только что вырвавшиеся
из объятий государственного тоталитаризма, но несущие еще его в своих
внутренних энергетических структурах, не всегда понимают вред своих призывов к
немедленному объединению одних рериховских обществ и сокрушению
других. Размышления Елены Ивановны дают верные ориентиры в море
страстей и амбиций, которое сейчас бушует в зарождающихся духовных движениях.
Наш же долг - услышать ее голос и увидеть те ясные вехи, которые расставлены ею
много лет назад, но сохранили и сегодня свое непреходящее значение.
Обострение интереса к самому человеку и его
способностям, а также быстрое изменение научной картины Космоса, появление
нового подхода и новых концепций в его исследовании, возникновение иных
взглядов на материю и энергию привели в нашем переломном XX веке к появлению
ряда интересных тенденций в духовно-культурном процессе Планеты. И одной из них
является рост популярности так называемого оккультизма в его старых архаичных
формах. «Вы знаете, - писала в 1937 году Елена Ивановна, - как я не люблю слово
«оккультизм» и всякие напыщенные упоминания о посвященных, посвящениях, ибо в
моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия
псевдооккультных организаций»17.
Она настаивала на замене архаичного слова «оккультизм» иным, отвечающим
«современной терминологии, принятой наукой, которая в своих последних открытиях
так близко соприкоснулась с тончайшими энергиями и с потусторонним миром»18.
Именно в нашем XX веке крайне развилось увлечение
всякого рода оккультной практикой. Многие считают этот путь наиболее
плодотворным в достижении особых способностей, дающих могущество и власть над
другими. Не избежали этого увлечения и рериховские организации. Вместо
глубокого изучения процессов, связанных с психической энергией, многие
приверженцы оккультизма стараются сразу использовать ее в собственных,
утилитарных целях. Этой важной проблеме Елена Ивановна посвятила статью «О
психизме». Ее положения, вне всякого сомнения, помогут заблуждающимся и,
возможно, предупредят многих. В статье содержатся важные указания на то, чем
собственно является психическая энергия. «Без Учителя, - цитирует «Живую Этику»
Елена Ивановна, - нельзя развивать психическую энергию, ибо процесс этот
сопряжен с большими опасностями»19.
Ни для кого не секрет, что наши «оккультисты»
манипулируют с энергиями, характера которых они не знают. Вместо психической
энергии развивается психизм, причем низшего, животного плана. Малодуховные
люди, не имеющие отношения к Высшему плану, превращаются в медиумов, выходящих
на контакт с низшими слоями тонкого мира. Они получают там искаженную
информацию и о самой «Живой Этике» и об Учителях. Надо сказать, что интеллект
таких «психиков» и медиумов крайне невысок.
Психическая энергия, отмечает Елена Ивановна,
проявляется тогда, когда высшие центры «открыты и огненно трансмутировались»20. Она сама обладала этими качествами. И пока
сущности такого рода в наше время еще не появились, продолжается соскальзывание
в психизм тех, которые думают, что научились управлять психической энергией.
«...Опасны советы, как развить в себе те или иные сиддхи21, которые при отсутствии накопленного духовного
синтеза ничего дать не могут и, в конце концов, почти всегда приводят к
расстройству нервной системы,
одержанию и смерти, если не физической, то духовной всегда»22.
Существование в рериховском движении подобных
«оккультистов», «магов» и прочих манипуляторов энергиями зачастую отталкивает
от него духовных и культурных людей. В результате движение несет большие
потери.
Новая эпоха, новый виток космической эволюции
человечества требует и новых методов духовной практики, которые соответствуют
иному энергетическому потенциалу, формирующемуся в человеке. Древняя оккультная
практика, физические упражнения йоги и иные средства для совершенствования
человека более не подходят тому новому человечеству, которое уже зарождается в
недрах XX века. Живая Этика предлагает иной Путь - путь труда, подвига,
преодоления трудностей, путь знания и духа. Есть у Николая Константиновича
Рериха картина, которая называется «Путь». Человек поднимается к вершине узкой
и обрывистой тропой. Его босые ноги сбиты в кровь, а руки устали от
непосильного напряжения. «Человеческими руками, человеческими ногами», -
сказано в одной из работ Рериха. Только так, а не всяческими ухищрениями
создаются истинные накопления, которые продвигают человеческий дух на пути к
Вершине.
«Да, путь Подвига, путь Служения очень, очень труден.
Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и
трудности возрастают по мере продвижения по пути» 23.
И глубоко ошибаются те, кто ищет в Учении «Живой Этики» легких прохождений,
незаслуженных вознаграждений и столь желанных чудес. «Живая Этика» с ее
реальными идеями меньше всего подходит для роли убежища от земных трудностей и
тягот. Все должно быть сделано «человеческими руками и человеческими ногами».
«На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик
предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю
находчивость, все умение свое и даже голос Учителя временно замолкает»24. На последнем, самом трудном участке пути,
перед самой вершиной, ученик Космического Иерарха проходит то, что называется
Великим одиночеством. «...Всем существом своим стремясь дать людям радость и
счастье светом великого Учения, дух такого человека должен молчать и
приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к нему, чтобы быть понятым
и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду лишь Благо. Это и
есть великое одиночество»25.
Здесь человека ждут предательства, малые и великие, и
он должен тоже пройти через них. Таков закон энергетики восхождения, который
можно уподобить подъему «по отвесной, базальтовой скале, в полном мраке, когда
рука тщетно ищет выступ, за который можно было бы ухватиться. Но для
устремленного духа уготовлены поручни, и в минуту изнеможения последнюю, перед
срывом заботливая рука подопрет спину»26.
И единственная и высочайшая награда за все это -
терновый венец Архата, освобожденной души, допущенной к космическому
творчеству. Как непохоже все это на невежественные мечтания наших
«оккультистов», которым нужно еще много мужества, чтобы увидеть воочию ту
ослепительную и труднейшую реальность, которую открывает для Устремленного
«Живая Этика».
Мы познаем реальность Учения с помощью Учителя.
Другого пути в Космосе нет. Таким Учителем является Космический Иерарх Елена
Ивановна Рерих. Она терпеливо и настойчиво ткет серебряную нить между собой и
нами, между Космической Иерархией и человечеством. Нить понимания, со-знания и
синтеза.
Примечания
©
Л.В.Шапошникова. Мудрость веков. Международный Центр Рерихов, 1996.