Академик
Амонашвили отдал экспериментальной педагогике 50 лет жизни! А новаторство во
времена «руководящей и направляющей роли партии» было делом рискованным.
Несколько раз лабораторию Амонашвили в Грузии пытались закрыть, созданную им
1–ю экспериментальную школу города Тбилиси, известную во всем мире, —
расформировать, его методики обвиняли в буржуазном уклоне. Педагога бесконечно
таскали «на ковер» в партийные органы. По собственному признанию Шалвы
Александровича, он страшно боялся этих вызовов. Каждый раз шел туда, как на
Голгофу, ожидая очередного разноса и потери партбилета. «Как много отравил мне
в жизни этот страх», — с горечью признался педагог. Но мужество заключается не
в отсутствии страха, а в способности преодолеть его в себе. Шалва Александрович
не отступился от своих идей. И сегодня он во всем мире известен как основатель
Гуманной педагогики.
Уникальный
опыт Шалвы Амонашвили, результаты его многолетних исследований обобщены в
книгах и пособиях, которые стали настольными для нескольких поколений учителей
и родителей.
В
Риге Шалва Александрович провел пятидневный семинар для латвийских учителей.
Воодушевление аудитории было таково, что его немедленно пригласили приехать
вновь — уже в регионы, откуда не все учителя смогли добраться на этот семинар.
Теперь академика ждут в Резекне и Цесисе. Но поскольку общественный интерес к
теме был огромен, а пообщаться с прославленным педагогом мечтали не только
учителя, то Шалва Александрович по просьбе Рериховского общества выступил перед
свободной аудиторией в церкви св. Петра.
Мне
посчастливилось побывать на этих встречах в минувшие выходные. В зале было
холодно — в церкви почти не топят. Но холод атмосферный отступал перед щедрым
душевным теплом, которое шло в зал от алтаря, где у микрофона стоял невысокий
человек с негромким, слегка надтреснутым голосом.
Шалва
Александрович вынул из внутреннего кармана несколько маленьких листочков — «Это
мой конспект». И бросив лишь беглый взгляд на свои записки, заговорил с нами
так сердечно и доверительно, словно мы близкие люди, друзья и единомышленники.
Шалва Александрович говорил вроде бы простые, совершенно очевидные вещи, но
очевидными для нас они становятся лишь в устах мудреца. К сожалению, примеры,
которые он приводил из собственного опыта — не учителя, но отца двоих детей,
придется оставить за рамками статьи — в силу ограниченности газетной площади. А
жаль — эти маленькие, выстраданные сюжеты наполняют жизнью те мысли гуманиста,
которые я попробую изложить конспективно.
—
Первый вопрос, на который я всегда для себя искал ответ, —
1. Что такое ребёнок?
Только
спустя много лет я нашел ответ: ребенок — это гость в нашей семье. Родители
дают ему лишь тело — инструмент для развития души. А душа младенца нам не
принадлежит — она пришла от высших сил, от Бога. Мы, родители, часто движимы не
столько истинной любовью к своим детям, сколько эгоизмом. Мы хотим, чтобы они
своей судьбой исправили наши собственные упущения, чтобы они тешили наше
честолюбие своими достижениями и позаботились о нас в старости.
Но
на самом деле каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы исполнить свое
предназначение. Каждый ребенок — носитель единственной на Земле миссии. Своя
миссия была у Пушкина. Но своя миссия была и у его няни Арины Родионовны, без
которой Пушкин как великий поэт не состоялся бы. Задача родителей — помочь
раскрыться предназначению своего ребенка. Это — главное! Нет ничего горше, чем
жизнь вне своей судьбы.
2. Как воспитывать своего ребёнка?
Существует
масса методик и советов, но суть одна — «кнут и пряник». Поступил хорошо —
молодец, послушный мальчик — похвалим. Напроказничал, ленится — накажем. На
самом деле воспитывать можно только образом жизни. Говорят ли в семье языком
добра или зла, криков или молитвы, языком хамства, грубости или языком любви и
красоты — таким будет расти и ваш ребенок. Чутким, добрым или бессердечным и
наглым. Если в вашей семье язык звучит как музыка, если в семье малыш видит
взаимное уважение и заботу — этого достаточно. Больше никаких методов
воспитания не нужно.
Помните,
что брань, злоречие младенец впитывает даже во сне. Вот у вас по телевизору
звучат ругательства, вопли и взрывы, а в соседней комнате спит новорожденный.
Думаете, это ему никак не может повредить? Ошибаетесь! Сознание младенца
работает днем и ночью — его речевая функция спешит развиваться. Знаете ли вы,
что при дисгармоничных звуках состав крови человеческого плода изменяется — в
нем появляются отравляющие вещества — империлы, которые не разлагаются, они
остаются в организме человека на всю жизнь.
Вместе
с рождением ребенка рождаются еще два человека, которых не было на свете, —
отец и мать. Став родителями, вы становитесь качественно иными людьми. Хотите
воспитывать ребенка — посмотрите, насколько воспитаны сами. Стань сам лучше —
вот одно из условий гармоничной семьи.
3. Как помочь ребёнку взрослеть?
У
ребенка от рождения есть три страсти. Это страсть к развитию, страсть к
взрослению и страсть к свободе. Он их раб. У каждой страсти свои законы. Каждая
есть и благо, и хождение у пропасти. Если окружение ребенка расшатано, то любая
из этих страстей может стать для ребенка губительной. Если рядом не будет
мудрой маленькой мамы, мудрого маленького папы, бабушки или дедушки, то рядом с
вашим ребенком обязательно окажется мудрый маленький сатана.
Но
что нам делать, когда ваш сын или дочка уходит от вас — в школу, на улицу, к
друзьям? Вы не знаете, что там происходит. Дети умеют скрывать от взрослых свои
тайны. Здесь путь один — доверие. Пусть отец выстроит отношения с сыном, как с
братом, а дочь будет относиться к матери, как к сестре. Тогда в трудной
ситуации просто спросите у сердца: как мне поступить? Сердце подскажет самые
точные слова, которые ваш ребенок обязательно услышит.
4. Как помочь ребёнку развиваться?
Природа
ребенка несет в себе огромное количество возможностей. Но на все есть
календарные сроки. Если вы сажаете семя в землю, старательно его поливаете, то
в установленный срок — не раньше и не позже — оно проснется, выбросит побег,
потом распустит свои листочки, заложит соцветия... Но что будет, если семя не
поливать? Оно может вовсе не взойти, или росток будет чахлым, не зацветет и не
будет плодоносить. Если вы упустили сроки и не помогли развиться в вашем
ребенке той или иной функции, то она может исчезнуть навсегда. Например, дети
до трех лет легко и естественно осваивают иностранные языки. Упустили время —
все, дальше обучение идет уже только с усилием воли. Ищите способы, чтобы
ребенок в детстве не потерял свое богатство.
За
шалости можно ругать. Но нельзя их запрещать. Потому что именно шалость движет
науку, искусство, профессии. Ведь кто такой Эйнштейн? Это просто хулиган в
науке. Он перевернул все представления в физике, возмутил весь научный мир,
сделал в фундаментальной науке то, что до него было не принято делать. Шалость
— это выход из нормы, высшее проявление творчества. Прилежный ребенок нас радует,
но не обязательно у него идет развитие природных и духовных сил. Ребенок все
время ищет трудностей, потому что через их преодоление идет развитие личности.
Понукательная педагогика — Не трогай! Замолчи! Немедленно прекрати! — этот
процесс тормозит. В отличие от понукательной, гуманная педагогика — это три
«Ж»: живу, жертвую и жду. Вот что есть воспитание.