Л.И.Уварова, старший преподаватель
кафедры социологии и управления персоналом СПБ ГУЭиФ
г.Санкт-Петербург
Формирование культуры управления
в процессе обучения в экономическом Вузе:
пути повышения качества
образования
Статья 4
Приоритетное
развитие общекультурных компонентов в содержании образования, поворот к культуре,
ее логике и содержанию как объяснительному общественных явлений – в этом заключается
важнейшее изменение, отмеченное учеными, в развитии методологии общественных
наук [1].
Проблемы
качества подготовки специалистов экономического профиля тесно связаны с общими
проблемами образования и становления культуры общества. Согласно существующему
законодательству, образование в нашей стране осуществляется в единстве
культурного и образовательного пространства. По сути, образование есть не что иное, как приобщение к культуре – именно
она определяет формирование личности, являясь той средой, которая
взращивает личность и напитывает всем
лучшим, что свойственно самой культуре.
Такой
подход к культуре как совокупности достижений в различных областях общественной
жизни, – сокровищнице человеческих накоплений, как материальных, так и духовных, – наиболее традиционный и приемлемый в российской действительности.
Он показывает ясные пути выхода из кризиса переходного периода, когда привычные
понятия пересматриваются и осмысливаются по-новому, когда многие истины потеряли
свои четкие очертания и требуется вернуться к жизненным основам, чтобы заново
прояснить их.
В
связи с этим важно отметить, что
культура есть понятие, характеризующее высокий, но не какой-либо иной, уровень
развития человека или общества[2],
и под культурой, как правило, принято понимать лучшие достижения в той или
сфере человеческой деятельности. Это особенно необходимо подчеркнуть, так как
установившийся взгляд на культуру стал в последнее время все чаще подменяться
другими, не адекватными, понятиями.
Например, в некоторых учебниках по науке управления можно встретить
определения культуры, в которых возвышенность, содержащаяся в этом понятии,
вообще опускается, и культурой называют просто «результаты человеческой
деятельности» или «общий уровень развития общества». Так «вымывается» нравственное,
этическое начало из определения культуры, где сама этимология этого слова,
состоящего от двух корней: «почитание» и «свет», указывает на его глубокое
духовное значение. Это приводит к тому, что некоторые авторы в справочных изданиях
относят преступность и наркоманию к явлениям культуры [3].
Утверждения о том, что «любые проявления человеческой деятельности, имеющие место
в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума»,
представляются бессмысленными, поскольку в рамках такого воззрения на культуру
не объяснить сути гуманистического характера образования, заключающегося в
единстве культурного и образовательного пространства, как это записано и в
Российском Законе об образовании, и в Федеральном Законе о высшем и послевузовском
профессиональном образовании.
Ключ
к пониманию и смысловому определению культуры содержится также и в самом слове
«достижение», что означает – достичь хороших результатов, взять некую высоту.
Культура имеет ту отличительную
особенность, что задает уровень, на который равняются – иначе говоря: ориентир
высоты задается, именно, Культурой. Но
поскольку далеко не все высоты и достижения желанны для Культуры, но лишь те,
которые имеют духовную основу[4],
то и не всякое достижение человеческой деятельности можно отнести к завоеваниям
культуры. «История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по
черте Культуры»[5] – более
точную формулировку трудно найти.
На
качество экономического образования, как и в целом на формирование культуры в
сфере экономики, влияют многие параметры, но определяющим можно считать
гуманитарную составляющую, благодаря которой у
будущего специалиста выстраивается цельная и образная картина мира,
формируется научное мировоззрение, что и является важнейшей задачей
образования. Такие научные дисциплины как философия, всемирная история, этика,
педагогика, эстетика, социология, психология, культурология дают молодому человеку
представление о мировой культуре, истории развития знаний и науки, искусства, о разнообразных этических
и религиозных учениях мира. Кроме того, гуманистический подход может также
осуществляться в процессе преподавания и специальных научных дисциплин – об
этом более подробно будет сказано ниже.
Решая
проблемы качества образования в экономическом вузе, нельзя обойти опыт прошлого,
зафиксированный в хранилищах мировой культуры, где имеются гениальные труды
мыслителей разных эпох, оставивших нам в наследство блестящие модели постановки
и решения многих проблем, в том числе и образования. Так, впервые в истории
мысли проблему образования поставил великий Платон, и метод, которым он
пользовался в ее разрешении, как отмечают видные ученые, остается до сих пор
образцовым[6].
Этот метод состоит в том, что проблемы отдельной личности следует отождествлять
в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно важно - в единстве
образования, этики и политики, принимая во внимание внутреннюю связь индивида и
общества в части их развития и целостности. Но, что самое главное отмечал великий
мыслитель, – отход «от
животворящего высшего начала» приводит образование к вырождению.
Это
высшее начало проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру – воспитание
именно этих человеческих качеств изначально заложено в самих целях образования.
Однако, в наше время все чаще наблюдается отход от высшего начала, происходит
весьма заметное увлечение технологическими процессами и совершенствованием
алгоритмических умений, обучению которых осуществляется за счет общекультурного
развития. Все это чревато серьезными последствиями: как известно, знания и
новые технологии в руках малокультурного человека могут сослужить опасную службу. Ученые, работающие в области
педагогической науки, с тревогой отмечают, что новая, нарождающаяся
«технократическая культура» – явление, зафиксированное в последней четверти
двадцатого столетия – значительно усложняет взаимоотношения между отраслями
наук и ведет к разрушению понимания культуры как целостного явления.
В
основании социокультурной концепции образования лежит общепризнанный нравственный
императив «человек – мера всех вещей»,
это составляет сущность гуманитарного подхода в образовательном
процессе. Человек в процессе вузовского обучения, получая необходимые профессиональные
знания, должен быть ориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать
себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с
самоопределением – в конечном счете, он должен стать личностью, способной
творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть
не только потребителем культуры, но и ее творцом.
Во
многом решению этих задач помогают знания из области науки управления экономикой
– менеджмента, обязательной учебной дисциплины для всех специальностей в экономических
вузах. Наука управления помогает разобраться и более четко представлять пути
формирования экономической культуры, ее взаимосвязь с культурой управления и в
целом со всей культурой. При этом экономика и культура понимаются как
неразрывные части единого социокультурного организма.
В
справочной литературе по экономике под термином «экономическая культура» понимается
совокупность достижений в сфере хозяйственной деятельности, высокий уровень ее
развития; это многокомпонентное, интегрирующее явление, которое включает в себя
многие составляющие, в том числе, культуру труда, культуру производства и
потребления, а также культуру управления
Формирование
экономической культуры осуществляется различными путями[7].
Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, исходя из понимания культуры как целостного
явления, понимая культуру экономики как часть всей совокупной культурной
системы, не обособляя ее и находя общее для различных видов человеческой
деятельности. Выражаясь иначе, как в капле воды отображается океан, так и в
культуре любой сферы, где трудится человек, отражается вся культура общества.
Известно,
что, в духовном аспекте, три составляющие формируют общую совокупную культуру,
которая является сокровищницей человеческих достижений: это наука (знания), искусство и
философско-религиозные, этические учения. В них отражаются те три пути познания,
которые ведут человека к истине: наука, искусство, религия. Именно в этом
синтезе священного, познавательного и прекрасного – по выражению выдающегося
деятеля мировой культуры Н.К. Рериха,
чьим именем назван Пакт защиты культурных ценностей, – проявляется единая и
неделимая Культура, а три ее компонента, переплетаясь, находятся во взаимной
обусловленности и взаимодействии [8].
Рассматривая
сквозь эту призму экономическую культуру и культуру управления, можно, как нам
представляется, подходить к изучению путей их формирования, опираясь на синтез
науки, искусства и этических учений (см. схему 1).
Знания,
красота и нравственность – неразделимые понятия, они отражаются в триединой
формуле педагогики: Добро-Красота-Истина. Иначе говоря, любая наука ущербна без
этических основ и путей красоты, ведущих исследователей к истине; так же и
искусство, которое не повышает сознания, перестает быть таковым. И такая же
обусловленность в этических и философских учениях – хранителях знания
духовно-нравственного и эстетического начала, без которых не может быть связи
между прошлым и будущим. Как не бывает истинной культуры без этики, нравственных
основ, так не бывает без знаний о духовных законах и истинной красоты.
Необходимо
помнить, что принцип Красоты – один из древнейших методологических принципов познания;
научно установлено, что правильное понимание красоты выступает и как предпосылка
объективных, истинных знаний.[9]
Примечание.
Воспитание у молодого поколения чувства прекрасного – сегодня это самый насущный принцип жизни. В связи с
усиливающейся тенденцией девиантного поведения в среде молодежи, это становится
особенно важным. Кроме того, нельзя не учитывать, что в наши дни усиливается
опасность подмены культуры – с ее духовной составляющей – на суррогат, так называемую
«массовую культуру». Как отмечают культурологи, массовая культура имеет
негативные следствия для общественной жизни. Именно в рамках ее жанров создаются упрощенные, примитивные
«версии жизни» [10]; это
стимулирует потребительское сознание и формирует особый тип человека с обывательской
психологией, живущего сугубо личными, меркантильными интересами, далекого от
понимания Культуры и Общего блага, на чем, в сущности, основывается общественный
прогресс. Уберечь молодое поколение от
увлечения внешней, бессодержательной красотой,
рассчитанной на эффект, дать понятие духовного ее содержания в жизни, в
культуре, и особенно в произведениях
творчества, как научного, так и художественного, – в этом заключается благородная
задача, стоящая перед преподавателями вуза. Человек, ориентированный на
красоту, «эстетически ощущающий человек», как правило, «становится более
восприимчивым к нравственным мотивам»[11],
и многие социальные проблемы могли быть
решены именно таким путем – утверждения линии Красоты, на чем настаивали многие
мыслители разных эпох.
Исследуя
пути формирования культуры управления в процессе экономического образования,
необходимо учитывать, что в целом, в экономической сфере человеческой деятельности,
культура управления характеризуется как комплексный, обобщающий показатель
управленческого труда, проявляющий его качественные черты и особенности. Культура
управления представляет собой совокупность достижений в области знаний и научного
мировоззрения, отражает морально-этические нормы работы и отношение к труду [12].
В ней, как и во всей культуре, проявляется взаимосвязь материального и
духовного, и она так же должна быть рассмотрена с позиций единства и
целостности самой культуры.
Формирование
культуры управления – процесс многосложный, и один из его аспектов может быть
рассмотрен с точки зрения проблем эффективности управленческого труда и тех
качественных характеристик, которые существенным образом влияют на ее уровень
(см. схему 2).
Каждый
из таких показателей непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития
системы управления. Однако, решающим моментом в определении культуры управления, главным ее критерием,
является соответствующее состояние сознания управленческих кадров – их
личностные качества, отражающие уровень не только их профессиональных качеств,
но и нравственно-духовного развития
работников системы управления.
Особое
значение среди факторов эффективности системы управления имеет культура
управленческого решения. Можно говорить о качестве управленческого решения с
точки зрения: результативности работы, оперативности, экономичности,
оригинальности и творческого подхода в решении управленческих задач и т.п.,
однако культура управленческого решения
– показатель, содержащий, кроме всего прочего, как обязательный, и нравственный
критерий. Этот этический аспект управления проявляется во всех сферах управленческой
деятельности: от постановки целей организации и выбора средств для их
достижения, до методов оценки результативности управленческой деятельности, а
также в работе с кадрами, включая функции формирования условий труда и системы
стимулирования. Особенно он обнаруживает себя в части развития персонала: какие
в процессе обучения, повышения квалификации преследуются цели, какие
используются методы – все это зависит от ценностной ориентации, и сказывается
на определении культуры управления данной организации. Лишь при наличии
нравственного подхода в оценке управленческого труда может идти речь о культуре
управления, в том числе, о культуре управленческого решения[13].
Примечание.
В связи с этим, принятый в некоторых современных учебниках по менеджменту,
подход к определению организационной культуры представляется неадекватным,
поскольку «ценности, принимаемые коллективом, как выдержанные временем» не
могут характеризовать никакую культуру, в том числе и организационную, тем
более нацеливание читателей на стремление к манипулированию[14],
ввиду наличия духовной составляющей в самом понятии Культуры.
Успешной реализации целей образования в
экономическом вузе и решению задач повышения качества обучения способствует
конкретная система мер, содержащая методические разработки для формирования
культуры личности будущего специалиста; часть этих материалов, представленная
выше, используется для проведения практических занятий и деловых игр в учебном
процессе[15].
[1] Ахиезер А. Специфика
исторического опыта России. –«Pro
et contra».
Т.5, № 4, 2001, с.212.: «...Этот подход не исключает обращения к другим факторам,
например, экономическим, но лишь в той степени, в какой подобные факторы
выступают в роли элементов культуры, становятся содержанием культурных программ».
[2] Большой экономический словарь.
/Под ред.А.Н. Азрилияна. – 2-е изд.–
М.: Ин-т нов. эк-ки,1997, 864 с.
[3] Энциклопедический словарь по
культурологии. – М.: «Центр», 1997, с.
211.
[4] Духовное начало, согласно
словарю русского языка, предполагает определяющим в поведении мысль, сознание,
нравственное чувство.
[5] «Знамя Мира». – М.: МЦР, 1995,
с. 100.
[6] Платон. /Антология гуманной
педагогики. – М.: , 2000, с. 26.
[7] Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской
социализации – «Современные проблемы экономической психологии в России.
Социокультурный аспект». Мат-лы науч.-практ. семинара. – СПб, Гос. Ун-т экономики и финансов 2001,
с.175-180.
[8] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, 383
с.
[9] Котина С.В. Проблемная ситуация
и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1992.
[10] Словарь «Эстетика», М.: 1989 с.
195; Энцикл. словарь по культурологии. –
М.: «Центр», 1997, с.254.
[11] Русских Л.В. Отношения экономики
и культуры в истории классической европейской мысли: опыт культурологического
анализа. – Автореф. дисс. канд. культурологии. Челябинск, 2000, с. 22.
[12] Большой экономический словарь.
Под ред. Азрилияна – 2-е изд.– М.: Ин-т нов. эк-ки,1997, 864 с.
[13] О серьезном кризисном положении,
возникшем в системе управления, связанном с нежеланием увязывать процесс
подготовки специалистов с их интеллектуальным и общим развитием, менеджмент с
культурой, описано в исследовании, посвященном американскому стилю управления –
см. «Управление персоналом», 2000, № 9, с.35-42.
[14] Основы менеджмента./ Под ред.
Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2001, с.124 .
[15] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. /Учеб. для экон. вузов. 3-е изд. – М.,2000, с. 454.